Факторный анализ показателей рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Теоретические основы оценки рентабельности предприятия.. 6
1.1 Общее понятие рентабельности………………………...……………………6
1.2 Рентабельность как показатель эффективности предприятия….…………8
1.3 Группы показателей рентабельности……………………………………...10
1.4 Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности…..11
ГЛАВА 2. Экономический анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Вегас»…………………………………………………………………………...21
2.1 Краткая характеристика предприятия….……………………….................21
2.2 Анализ финансовых результатов предприятия ………………………….21
2.3 Анализ рентабельности…………………………………………..…………22
2.4 Анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...23
2.5 Факторный анализ показателей рентабельности………………………….27
ГЛАВА 3. Проблема повышения рентабельности..…………………..……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….38

Работа содержит 1 файл

Факторный_анализ_показателей_рентабельности_предприятия.docx

— 119.62 Кб (Скачать)

Рентабельность является результатом производственного  процесса, она формируется под  влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных  изделий. Общую рентабельность предприятия  необходимо рассматривать как функцию  ряда количественных показателей –  факторов: структуры и фондоотдачи  основных производственных фондов, оборачиваемости  нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции.

 

 

1.3 ГРУППЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Первая группа показателей, отражая уровень рентабельности различных экономических субъектов  общества от отдельного частного предпринимателя  без образования юридического лица, предприятия до страны, межгосударственной организации, международного региона  и мира в целом, показывает соотношение  и формирование эффективности функционирования различных сфер экономики. Ее роль заключается  в обеспечении социально-экономической  ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала из малоприбыльных и убыточных сфер (регионов, стран) в более доходные. Реальный процесс инвестиций строится на механизме расчета средних норм рентабельности предпринимательской деятельности с учетом конкретных специфических особенностей социально-экономического развития того или иного субъекта.

Вторая группа представлена множеством параметров в зависимости  от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта.

Третья группа охватывает параметры рентабельности затрат или  издержек производства и реализации. Показатели могут быть исчислены  применительно к отдельным элементам  затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и т.д.) и себестоимости  в целом. Наибольшее применение получили рентабельность изделия и продукции.

Четвертая группа показателей  формируется в зависимости от разновидностей получаемого эффекта - прибыли (убытка). Последняя имеет  несколько видов, в том числе: прибыль одного изделия, прибыль  выпуска изделия, прибыль товарной продукции, прибыль реализованной  продукции, прочая прибыль, прибыль  года, чистая прибыль.

Особую роль в финансовом менеджменте играет пятая группа рентабельности, отражающая различные  управленческие фазы предпринимательской  деятельности: плановую, текущую и  заключительную. Наибольшие значение и сложность представляют расчеты  плановых показателей. От степени их обоснованности и достоверности зависят как принятие решения о реализации инвестиционных проектов, так и конечные результаты предпринимательской деятельности.

Последняя шестая группа показателей  рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических  субъектов: день, неделя, месяц, полугодие, год. Эти параметры необходимы при  финансовом анализе состояния и  перспектив развития, как отдельных  сторон, так и предпринимательской  деятельности в целом.

 

 

1.4 МЕТОДИКА РАСЧЕТА  И АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли  предприятий. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. В этом плане  заслуживает внимания предложение  экономистов о введении классификации  показателей рентабельности на абсолютные и относительные, в зависимости  от способа их количественного выражения. Абсолютные показатели рентабельности - это валовой и чистый доход. Однако, абсолютные размеры чистого дохода, прибыли и валового дохода не позволяют  в полной мере сравнить экономические  результаты производственной деятельности предприятий. Хозяйство может получить прибыли на тысячу гривен и на миллион. В обоих случаях производство является рентабельным, а эффективность  может быть разной, так как она  зависит от размеров производства, структуры продукции, величины издержек производства и так далее.

Поэтому для характеристики экономической эффективности производства используют также относительные  показатели рентабельности, которые  выражаются в виде отношения двух соизмеримых величин: валового, чистого дохода, прибыли, и показателей эффективности использования тех или иных производственных ресурсов или затрат. Относительные показатели рентабельности могут быть исчислены в денежном измерении или, чаще всего, в процентах. Вообще существует более тридцати различных показателей (коэффициентов). Использование того или иного из них зависит прежде всего от целей анализа. Рассмотрим универсальные, самые распространенные показатели, которые позволяют сделать основные выводы о работе предприятия.

Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности  производства, эффективности функционирования предприятий. Рентабельность производства как раз соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств, с помощью которых она получена (основные фонды и оборотные средства). Эти использованные в производстве средства для получения известной  прибыли являются как бы ее ценой. И чем ниже эта цена, т.е. чем  меньше затребованных средств, при  той же величине полученной прибыли, тем эффективнее производство, а  предприятие функционирует с  большим эффектом.

Рентабельность производства в самом общем виде определяется по формуле (1.1).

 

 (1.1)

 

где Робщ – рентабельность, %;

Пч – сумма прибыли, тыс. руб.;

ОФ – стоимость основных фондов, тыс. руб.;

ОС – стоимость оборотных средств, тыс. руб.

 

Как видно из общей формулы  рентабельности производства факторами  роста её будут:

  • величина прибыли;
  • стоимость и эффективность использования основных фондов;
  • стоимость и эффективность использования оборотных средств.

Чем выше прибыль, чем с  меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность  функционирования предприятия.

Рентабельность активов (экономическая рентабельность) характеризует  уровень прибыли, генерируемой всеми  активами предприятия, находящимися в  его использовании по балансу. Данный показатель рассчитывается по формуле (1.2).

 

 

   (1.2)

 

где Ра − рентабельность активов, %;

Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

Ан.г. и Ак.г. − активы предприятия (валюта баланса), на начало и конец года соответственно тыс. руб.

 

Уменьшение уровня рентабельности активов может свидетельствовать  о падающем спросе на продукцию предприятия  и о перенакоплении активов.

На рентабельности активов  влияют два фактора: рентабельность продаж и оборачиваемость активов.

Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность)−  это своего рода замыкающий показатель эффективности функционирования предприятия. Вся деятельность, которого должна быть направлена на увеличение суммы собственного капитала и повышение уровня его доходности.

Рентабельность собственного капитала — это показатель прибыли  на вложенный капитал, и он рассчитывается по формуле (1.3).

 

 

   (1.3)

 

где РСК − рентабельность собственного капитала, %;

Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

СКн.г. и СКк.г. − величина собственного капитала предприятия, на начало и конец года соответственно тыс. руб.

Рентабельность собственного капитала показывает эффективность  использования собственного капитала, или какую прибыль получает предприятие  с каждого гривны собственных  средств.

На уровень рентабельности собственного капитала влияют: уровень  налогообложения прибыли, финансовая структура капитала (соотношение  собственных и заемных средств), рентабельность продаж и оборачиваемость  активов.

Рентабельность продаж (коммерческая рентабельность) показывает, насколько  эффективно и прибыльно предприятие  ведет сою операционную (производственно - коммерческую) деятельность и рассчитывается отношением суммы прибыли к выручке  от реализации продукции. В зависимости  от используемого в расчетах показателя прибыли выделяют валовую, операционную и чистую рентабельность продаж.

Валовая рентабельность рассчитывается по формуле (1.4).

 

 

   (1.4)

 

где РВ − валовая рентабельность продаж, %;

Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;

В – выручка от реализации, тыс. руб.

 

Коэффициент валовой прибыли  показывает эффективность производственной деятельности предприятия, а также  эффективность политики ценообразования.

Операционная прибыль  — это прибыль, остающаяся после  вычета из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. Этот коэффициент  показывает рентабельность предприятия  после вычета затрат на производство и сбыт товаров.

Операционная рентабельность реализованной продукции рассчитывается по формуле (1.5).

 

 

   (1.5)

 

где РВ − операционная рентабельность продаж, %;

Под – прибыль от операционной деятельности, тыс. руб.;

В – выручка от реализации, тыс. руб.

 

Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность  руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к  операционной эффективности. При рассмотрении этого показателя совместно с  показателем валовой рентабельности можно получить представление о  том, чем вызваны изменения рентабельности. Если, например, на протяжении ряда лет  валовая рентабельность существенно  не изменялась, а показатель операционной рентабельности постепенно снижался, то причина кроется, вероятнее всего, в увеличении расходов по статьям  административных и сбытовых расходов.

Чистая рентабельность продаж характеризует эффективность всех видов деятельности предприятия: операционной, инвестиционной и финансовой. Этот показатель отражает полное влияние  структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность. Данный показатель рассчитывается по формуле (1.6).

 

 

   (1.6)

 

где РЧ − чистая рентабельность продаж, %;

Пч – читая прибыль предприятия, тыс. руб.;

На практике чаще всего  используется именно показатель чистой рентабельности реализованной продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать  либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия  в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей.

Рентабельность продукции  показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию  предприятия, а также более быстрым  ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие  показатели:

Рентабельность продукции (Рп) определяется как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Расчетная формула (1.7).

 

 

   (1.7)

 

где РП − рентабельность продукции, %;

Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;

Срп – себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

 

Показатель рентабельность продукции, рассчитанный по такому подходу, характеризует эффективность использования  средств, использованных в процессе производства, а именно, сколько  предприятие получает прибыли с  каждой гривны, затраченной на выполнение определенного вида деятельности. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным  видам продукции.

Рентабельность реализованной  продукции по чистой прибыли от реализации определяется как отношение чистой прибыли от реализации к чистой выручке  от реализации. Характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  на 1 гривну продаж. Рассчитывается по формуле (1.8).

 

 

   (1.8)

 

где РЗ − рентабельность продукции, %;

Пв – валовая прибыль, тыс. руб.;

В– выручка от реализации продукции, тыс. руб.;

Задм− административные затраты, тыс. руб;

Зсб – затраты на сбыт, тыс. руб.

 

Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Может  рассчитываться по отдельным видам  продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Информация о работе Факторный анализ показателей рентабельности предприятия