Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 17:19, курсовая работа
Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.Теоретические основы оценки рентабельности предприятия.. 6
1.1 Общее понятие рентабельности………………………...……………………6
1.2 Рентабельность как показатель эффективности предприятия….…………8
1.3 Группы показателей рентабельности……………………………………...10
1.4 Методика расчета и анализа основных показателей рентабельности…..11
ГЛАВА 2. Экономический анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Вегас»…………………………………………………………………………...21
2.1 Краткая характеристика предприятия….……………………….................21
2.2 Анализ финансовых результатов предприятия ………………………….21
2.3 Анализ рентабельности…………………………………………..…………22
2.4 Анализ показателей деловой активности и эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...23
2.5 Факторный анализ показателей рентабельности………………………….27
ГЛАВА 3. Проблема повышения рентабельности..…………………..……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….………………………36
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….38
Общая оценка финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Приведем основные финансовые показатели в таблице 4 (см. Приложение).
Из таблицы видно, что
изменения произошли
2.5 ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Для трехфакторной модели анализа рентабельности нам понадобятся следующие показатели:
R=λP/(λF+λE)
Где λP- Прибыльность продукции
λp = P/N
λF- Фондоемкость продукции
λf = F/N
λ E- Оборачиваемость оборотных средств
λ E = E/N
Факторный анализ рентабельности приведен в таблице 5.
Таблица 5. Факторный анализ рентабельности, руб.
Расчеты для модели |
Условные обозначения |
2009 |
2010 |
Отклонения | |
Абсолютное, тыс.руб. |
Отн., % | ||||
1. Прибыльность продукции |
P/N |
0,169126 |
0,16913 |
0 |
0 |
2.Фондоемкость продукции |
F/N |
0,323689 |
0,19052 |
-0,13 |
-41 |
3.Оборачиваемость оборотных средств |
E/N |
0,1621292 |
0,113424 |
-0,05 |
-30 |
Прибыль |
Р=N-S |
4764930 |
8120629 |
3355699 |
70 |
Продукция, тыс.руб. |
N |
28173790 |
48015164 |
19841374 |
70,4 |
Себестоимость продукции, тыс.руб. |
S |
23408860 |
39894535 |
16485675 |
70,4 |
Величина внеоборотных активов, тыс.руб. |
F |
9119547 |
9147835 |
28288 |
0,3 |
Оборотные средства, тыс.руб. |
E |
4567795 |
5446073 |
878278 |
19,2 |
Найдем значение для базисного и отчетного годов.
R0 = 0,169126/(0,323689+0,1621292) = 0,3481*100% = 34,81%
R1 = 0,16913/(0,19052+0,113424) = 0,55645*100% = 55,65%
Прирост рентабельности за отчетный период составляет
ΔR = 55,65% – 34,81% = 20,84%
Рассмотрим, какое влияние
на это изменение оказали
Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значения всех факторов остались на уровне базисных.
RΔP = λP1/(λF0+λE0) = 0,16913/(0,323689+0,1621292) = 0,3481*100% = 34,81%
Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
ΔRΔP = RΔP – R0 = 34,81% – 34,81% = 0%
Рассчитываем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение оставшегося третьего фактора сохранилось на уровне базиса.
RΔF = λP1/(λF1+λE0) = 0,16913/(0,19052+0,1621292) = 0,4796*100% = 47,96%
Выделяем влияние фактора фондоемкости:
ΔRΔF = RΔF – RΔP = 47,96% -34,81% = 13,15%
Рассчитываем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов: рентабельности продукции, фондоемкости и оборачиваемости оборотных активов.
R1 = 0,16913/(0,19052+0,113424) = 0,55645*100% = 55,6%
Выделяем влияние фактора
оборачиваемости оборотных
ΔRΔE = R1 – RΔF = 55,6% -47,96% = 7,64%.
Итак,
ΔR = ΔRΔP + ΔRΔF + ΔRΔE = 0% + 7,64% + 13,15% = 20,79%.
Как видно из расчетов на рентабельность не влияет фактор прибыльности продукции. Самое большое влияние оказывает фактор фондоемкости и чуть слабее проявляет себя фактор оборачиваемости оборотных средств.
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Актуальность темы настоящей работы определяется еще рядом причин. Во-первых, осуществление преобразований в Российской финансовой системе и реструктуризация большинства предприятий привели к тому, что рентабельность промышленных предприятий не только не возросла, но и ощутимо снизилась. Важно в этой связи понять, почему происходит такое снижение, какие средства следует использовать для того, чтобы ее стабилизировать и даже повысить? Ответить на эти вопросы невозможно без и уточнения понятия рентабельность, форм ее проявления, способов расчета, факторов, влияющих на ее величину. Во-вторых, становление социально ориентированной рыночной экономики сопровождается усилением конкуренции между промышленными предприятиями. В этих условиях могут сохранить и укрепить свои позиции только те хозяйственные структуры, которые стремятся к повышению эффективности хозяйствования. Отсюда задача выявления путей повышения прибыльности становиться актуальной не только в теоретическом плане, но и с целью улучшения хозяйственной практики.
В связи с переходом экономики нашей страны на рыночные отношения изменяется и отношение к получаемой от экономических субъектов информации. Информация о финансовом состоянии организации, его финансовых результатах, становится очень важна для широкого круга пользователей, как внешних - налоговые инспекции, коммерческие банки, акционеры и т.д., так и внутренних - администрация, менеджеры, внутренние финансовые службы организации.
Программа реформирования финансовой системы, осуществляемая в Российской Федерации в настоящее время, направлена, с одной стороны, на то, чтобы сделать информацию, получаемую из финансовой отчетности, наиболее емкой, всесторонней и в то же время более понятной, прозрачной и читаемой. В проведении такой реформы, в первую очередь, заинтересованы внешние пользователи. Внутри предприятия администрация может собрать любую информацию и самостоятельно провести анализ хозяйственной деятельности. Внешний пользователь, имея ограниченный доступ к внутренней управленческой информации, должен по максимуму получить сведения о деятельности организации из общедоступных источников - бухгалтерской отчетности организации. Заинтересованность акционеров-собственников организации в проведении такого реформирования очевидна. Во всем цивилизованном мире акционерный капитал имеет превалирующее значение для развития производства. Главное его преимущество заключается в способности аккумулировать на наиболее рентабельных участках экономики большие инвестиционные ресурсы, так как акционеры будут с большей охотой вкладывать свои сбережения в развивающиеся и доходные предприятия.
Имея на руках бухгалтерскую
финансовую отчетность за отчетный год
или за ряд предыдущих лет, акционеры
общества должны оценить эффективность
использования вложенных
В экономически развитых западных
странах ни один инвестиционный проект
не обходится без глубокого
В результате многочисленных
исследований деятельности успешных и
убыточных компаний, одно из которых
было приведено в журнале «
С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная изменяемая система, состоящая из ряда факторов внешней и внутренней среды.
Как было показано, типичной
ситуацией в практике отечественных
компаний является наличие большого
количества расчетных показателей
рентабельности в сочетании с
весьма скромными выводами о причинах
экономических затруднений
В то же время принятие управленческих
решений должно быть основано на использовании
наибольшего числа ключевых параметров
(относительных финансово-
Эффективность управленческих
решений, принимаемых на основании
использования показателей
1. Правильный выбор объекта
управления и четкая
2. обоснование метода
расчета анализируемых
3. выявление количественной
и качественной оценки
5. формулировка выводов
с выделением сильных и слабых
сторон, зон «риска» и «благополучия»,
выделение и ранжирование
Таким образом, стремление компаний
структурировать свои финансовые показатели,
при последующем их анализе и
оценке, приведет к улучшению управления
отечественными компаниями, а в результате,
и к подъему экономики страны
в целом. Актуальность данной работы
в том, что на современном этапе
развития экономики России при финансовом
анализе предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рентабельность характеризует
результативность деятельности организации.
Показатели рентабельности позволяют
оценить, какую прибыль имеет
фирма с каждого рубля средств,
вложенных в активы предприятия.
Существуют различные группировки
системы показателей
Как выяснилось в ходе проведения анализа, рентабельность хозяйственной деятельности отражает норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, которые используются предприятием для осуществления своей деятельности.
Финансовая рентабельность
характеризует эффективность
И, наконец, показатели рентабельности продукции могут ответить на вопросы, касающиеся определения эффективности основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ, услуг.
В процессе написания курсовой работы была рассмотрена специфика такого экономического показателя как рентабельность, проведен факторный анализ предприятия на примере ЗАО «Вегас» и рассмотрены пути повышения рентабельности на предприятии.
Информация о работе Факторный анализ показателей рентабельности предприятия