Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:50, курсовая работа
Цель аудиторской проверки учета товаров состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению товаров, в установлении правильности оформления операций по движению товаров в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ПО ДВИЖЕНИЮ ТОВАРОВ...
1.1 Товары: понятие, оценка, нормативно-правовое обеспечение учёта……
1.2 Аналитический и синтетический учет движения товаров………………..
1.3 Аудит документации по поступлению товаров…………………………...
1.4 Аудит розничной продажи………………………………………………….
2. АУДИТ ДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ (на примере ООО «Ланкорд»)…………
2.1 Планирование аудита………………………………………………………...
2.2 Проведение аудиторской проверки…………………………………………
2.3 Отчет по результатам аудиторской проверки……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
в удобном для организации разрезе.
Разрезы аналитического учета "По хозяйствующим субъектам" и "По материально ответственным лицам" совпадают, если материальную ответственность за товары, находящиеся в той или иной торговой единице, несет одно лицо (одна бригада).
Учет товаров ведет материально ответственное лицо разными методами в зависимости от способа хранения товаров (партионный или сортовой).
При любом способе хранения материально ответственные лица учитывают товары в натуральном измерении на основании приходных и расходных товарных документов или в натуральном и стоимостном измерениях одновременно.
При наличии соответствующей вычислительной техники и штриховых кодов на товарах аналитический учет по наименованиям возможен и без составления документов на выбытие товаров.
При партионном методе хранения на каждую партию товаров материально ответственное лицо выписывает партионную карту в двух экземплярах, где указываются наименование, артикул, сорт, цена и количество (масса) товаров. Партионные карты регистрируют в специальной книге. Порядковый номер регистрации в этой книге является номером данной партии товаров. Один экземпляр партионной карты остается на складе и служит регистром складского учета товаров, другой передают в бухгалтерию. По мере отпуска товаров материально ответственное лицо указывает в партионной карте дату отпуска, номер расходного документа и количество (массу) отпущенного товара. Одновременно в расходном документе указывают номер партионной карты.
После полного выбытия данной партии товаров партионную карту склада передают в бухгалтерию для проверки.
При сортовом методе хранения материально ответственные лица ведут учет товаров в товарных книгах или на карточках. На каждое наименование и сорт товаров открывается одна или несколько страниц в товарной книге или отдельная карточка. Для сокращения числа аналитических счетов товары различных наименований, имеющие одинаковую цену, могут учитываться на одной странице книги или на одной карточке. В заголовке страницы книги (карточки) указывают наименование, артикул, цену и другие отличительные признаки товара, а ниже отражают приход, расход и остатки товара.
Записи в товарных книгах (на карточках) делают на основании каждого приходного и расходного документа, а при большом объеме операций для сокращения числа записей - на основании итоговых записей в предварительно составленных накопительных документах.
На складах с узким ассортиментом товаров и небольшим объемом товарных операций материально ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете (Приложение 3). В этом случае карточки и товарные книги на складе не заполняют.
При сортовом методе на каждое наименование и сорт товара открывают карточки натурально-стоимостного (количественно-суммового) учета. Карточки хранят в картотеке отдельно по каждому материально ответственному лицу и месту хранения товаров.
Для проверки правильности учетных записей по окончании месяца в карточках подсчитывают итоги прихода и расхода, определяют остатки товаров на начало следующего месяца. На 1-е число каждого месяца составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам к счету 41 "Товары", на которых по каждому наименованию и сорту товаров указывают в натуральном и денежном выражении остаток на начало месяца, приход и расход за месяц, а также остаток на конец месяца. Суммовые итоги этой ведомости должны быть равны оборотам и сальдо синтетического счета 41.
Натуральные показатели оборотной ведомости сверяют также с данными складского учета, который ведут материально ответственные лица. Такая оборотная ведомость заполняется на дату проведения инвентаризации товаров.
При партионном методе аналитический учет ведут на партионных картах, передаваемых в бухгалтерию материально ответственными лицами. Для проверки правильности учетных записей на 1-е число каждого месяца (а также на дату инвентаризации) по данным партионных карт составляют оборотную ведомость, в которой каждую партию товаров записывают отдельной строкой. Суммовые итоги этой ведомости сверяют с оборотами и сальдо счета 41 "Товары", а натуральные показатели - с данными складского учета у материально ответственных лиц.
Результаты сверки данных бухгалтерского учета товаров (как при сортовом, так и при партионном методе) оформляют специальным актом, который подписывают бухгалтер и материально ответственные лица, или эти работники расписываются в оборотных ведомостях.
После сверки составляют оборотную ведомость по аналитическим счетам и сопоставляют ее итоги с данными счета 41 (сальдо на начало и конец месяца, дебетовый и кредитовый обороты за месяц).
Выявленные ошибки исправляют для достижения тождества стоимостных данных синтетического и аналитического учета, а также данных учета в натуральных показателях материально ответственных лиц и бухгалтерии.
При оперативно-бухгалтерском (сальдовом) методе бухгалтерия не ведет учет остатков и движения каждого вида товара, следовательно, не дублирует записей складского учета. Периодически (ежедневно или один раз в несколько дней) бухгалтер проверяет правильность записей в регистрах складского учета (товарных книгах или на карточках), которые ведут материально ответственные лица. Выявленные ошибки сразу исправляют.
1.3 Аудит документации по поступлению товаров
Аудит документации на поступление товара включает проверку товаросопроводительных документов: накладной, товарно - транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом - фактурой.
Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.
Товарно - транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно - транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом. Если товар отправлялся по железной дороге в контейнерах, то проверяется "Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере".
Счет - фактура является для розничной торговой организации приходным товарным документом и выступает основанием для оплаты поступившего товара (типовая форма N 141).
Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету - фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара (типовая форма N 868).
Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально-ответственным лицом по доверенности. Если товар находится в таре, то приемка может производиться по количеству мест. Если количество и качество товара соответствует указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанных в сопроводительных документах.
В случае несоответствия фактического наличия товаров, составляется акт, который является юридическим основание для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе делается отметка об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят материально-ответственное лицо и представитель поставщика.
Также аудитору следует проверить наличие сертификата на все товары реализуемые и закупленные торговой организацией.
Также проверяется учет первичных документов по приходу товаров в "Журнале поступления товаров", который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
Следует обратить внимание, оприходованы ли поступившие товары в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.
1.4 Аудит розничной продажи
Целью аудита розничной продажи является установление достоверности отражения в системе учета и отчетности операций по продаже товаров и соответствия правил ведения этих операций требованиям действующего законодательства.
Задачами аудита продажи товаров предприятиями розничной торговли являются:
- проверка документов, подтверждающих переход права собственности на товары от продавца к покупателю (договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара);
- проверка правильности расчетов с покупателями по проданным товарам;
- контроль соблюдения законодательства в части применения контрольно-кассовых машин при расчетах с покупателями;
- проверка соответствия отражения в учете операций по продаже товаров, правильности определения выручки от реализации и суммы НДС и акцизов, подлежащих перечислению в бюджет;
- проверка правильности списания расходов на продажу в качестве расходов отчетного периода на соответствие учетной политике организации и требованиям действующего законодательства;
- контроль достоверности определения финансового результата от продажи товаров.
Для успешного проведения проверки рассматриваемого цикла аудитор должен иметь представление о характере и особенностях рынков сбыта товаров экономическим субъектом, конкурентной ситуации на этих рынках, платежеспособности потребителей. При проверке цикла реализации аудитор, с одной стороны, располагает внутренними источниками доказательств (информация, полученная от клиента в письменном или устном виде), с другой - внешними (информация, полученная от третьей стороны в письменном виде), а также смешанными источниками доказательств (информация, полученная от клиента в письменном или устном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде, например подтверждение объема дебиторской задолженности).
Источниками аудиторской проверки процесса продажи при аудите розничных торговых предприятий являются:
- первичные и сводные документы, которыми оформлены операции продажи (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации, книга кассира-операциониста, товарные отчеты и т.д.);
- регистры синтетического учета по счетам 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 44 "Расходы на продажу", 90 "Продажи" и корреспондирующим счетам;
- финансовая и налоговая отчетность;
- инвентаризационные материалы;
- внеучетная информация (спецификации, сертификаты качества, договоры, результаты предыдущих проверок, беседы с персоналом проверяемой организации, особенно с материально-ответственными лицами, разъяснения руководства и т.д.).
Отдельным источником получения информации при проведении аудита являются нормативно-правовые акты, в частности относительно исследования операций по розничной продаже, это ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 9/99 "Доходы организации", ПБУ 10/99 "Расходы организации", Письмо Роскомторга "О порядке оформления ценников на реализуемые товары", Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и т.д.
Центром аудита цикла продажи товаров является подтверждение дебета и кредита счетов 90 "Продажи", 99 "Прибыли и убытки". Проверке, соответственно, подвергаются корреспондирующие счета: кредит счетов 44 "Расходы на продажу", 41 "Товары", дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Система счетов бухгалтерского учета данного цикла и взаимосвязь между ними с точки зрения достижения целей аудита показаны на рисунке 1.
Проверка Подтверждение Подтверждение
┌───────────────┐ ┌───────────────┐ ┌───────────────┐
│Кредит счета 44├──────>│Дебет счета 90 ├──────>│Кредит счета 68│
└───────────────┘ ┌───>└───────────────┴──┐ │ (НДС), 76 │
│ │ └───────────────┘
┌───────────────┐ │ ┌───────────────┐ └────────────┐
│Кредит счета 41├──┘ ┌─>│Кредит счета 90├──┐ \│/
└───────────────┘ │ └───────────────┘ │ ┌───────────────┐
Информация о работе Аудит товаров на предприятиях розничной торговли