Анализа финансового состояния предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – оценка финансового состояния ОАО «ХХХ» и разработка мероприятий по его улучшению.

В рамках достижения этой цели решаются следующие задачи:
рассматриваются теоретические основы анализа финансового состояния

предприятия;
проводится анализ финансового состояния открытого акционерного общества (ОАО)«ХХХ»;
разрабатываются основные направления улучшения финансового состояния

ОАО «ХХХ»;
изучаются особенности производственного предпринимательства.

Содержание

Введение 4
Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 6
Назначение и инструменты финансового менеджмента 6
Сущность, приёмы и технология оценки финансово-хозяйственной деятельности 18
Подготовка финансовой отчетности 24
Анализ финансового состояния ОАО «ХХХ» 31
Экономико-организационная характеристика предприятия 31
Оценка структуры и динамики активов и пассивов, ликвидности и финансовой устойчивости организации. 35
Оценка деловой активности ОАО «ХХХ» 47
Основные направления улучшения финансового состояния ОАО «ХХХ». 50
Особенности производственного предпринимательства. 55
Законодательное закрепление предпринимательства в РФ 55
Производственное предпринимательство как вид предпринимательской деятельности 62
Заключение 65
Список используемой литературы 67

Работа содержит 1 файл

АФХД.docx

— 215.39 Кб (Скачать)
 

Финансовые  показатели, рекомендуемые для аналитической  работы рассматриваются в таблице 2. 

Таблица 2 - Финансовые показатели, рекомендуемые для аналитической работы

     
Наименование  показателя Экономическое  содержание. Как рассчитывается Комментарий
     1      2      3      4
     Показатели ликвидности
Общий коэффициент покрытия Достаточность оборотных средств у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных  обязательств Отношение текущих  активов (оборотных средств) к текущим  пассивам (краткосрочным обязательствам) Нормативная величина общего коэффициента покрытия составляет от 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно для покрытия своих краткосрочных обязательств

Превышение  над краткосрочными обязательствами  более чем в 2 раза считается также  нежелательным, поскольку свидетельствует  о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном  их использовании

Соотношение заемных и собственных средств Объем заемных  средств, которые предприятие привлекло  на 1 руб. вложенных в активы собственных  средств Отношение всех обязательств предприятия (кредиты, займы  и кредиторская задолженность) к  собственным средствам (собственному капиталу) Значение  соотношения должно быть меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость пред приятия от внешних  источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности)
продолжение таблицы 2
1 2 3 4
Коэффициент срочной ликвидности Прогнозируемые  платежные возможности предприятия  при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами Отношение денежных средств и краткосрочных  ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам 1 и выше.  

Низкие  значения указывают на необходимость  постоянной работы с дебиторами, чтобы  обеспечить возможность обращения  наиболее ликвидной части оборотных  средств в денежную форму для  расчетов со своими поставщиками

Коэффициент ликвидности при мобилизации  средств Степень зависимости платежеспособности компании от материально-производственных запасов  и затрат с точки зрения необходимости  мобилизации денежных средств для  погашения своих краткосрочных  обязательств Отношение материально-производственных запасов  и затрат к сумме краткосрочных  обязательств      0,5-0,7
     Показатели финансовой устойчивости
 
      Коэффициент обеспеченности собственными средствами
Наличие собственных оборотных средств  у предприятия, необходимых для  его финансовой устойчивости Отношение собственных оборотных средств  к общей величине оборотных средств  предприятия Нижняя граница  – 0,1. Чем выше показатель (около 0,5), тем лучше финансовое состояние  предприятия,
Коэффициент маневренности собственных оборотных  средств Способность фирмы поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости Отношение собственных оборотных средств  к общей величине собственных  средств (собственного капитала) предприятия 0,2-0,5. Чем ближе  значение показателя к верхней  рекомендуемой границе, тем больше  возможностей финансового маневра  у предприятия
     Показатели рентабельности
Рентабельность  чистых активов по чистой прибыли Эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия. Отношение чистой прибыли к средней за период величине чистых активов Рентабельность  чистых активов по чистой прибыли  должна обеспечивать окупаемость средств  акционеров, вложенных в предприятие
продолжение таблицы 2
     1      2      3      4
Рентабельность  реализованной продукции Эффективность затрат, произведенных на производство и реализацию продукции Отношение прибыли от реализованной продукции  к объему затрат на производство реализованной  продукции Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости  пересмотра цен или усиления контроля за стоимостью реализованной продукции
     Показатели деловой  активности
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала Скорость оборота  материальных и денежных ресурсов предприятия  за анализируемый период или сколько  рублей оборота (выручки) снимается  с каждого рубля данного вида активов Отношение объема чистой выручки от реализации к средней за период величине стоимости  материальных оборотных средств, денежных средств и краткосрочных ценных бумаг Нормативного  значения нет, однако усилия руководства  предприятия во всех случаях должны быть направлены на ускорение оборачиваемости. Если предприятие постоянно прибегает  к использованию заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность), значит, сложившаяся скорость оборота  генерирует недостаточное количество денежных средств для покрытия издержек и расширения его деятельности
Коэффициент оборачиваемости собственного капитала Скорость оборота  вложенного собственного капитала или  активность денежных средств, которыми рискуют акционеры Отношение чистой выручки от реализации к среднему за период объему собственного капитала Если показатель рентабельности собственного капитала не обеспечивает его окупаемость, то данный коэффициент оборачиваемости  означает бездействие части собственных  средств, т.е. свидетельствует о нерациональности их структуры. При снижении рентабельности собственного капитала необходимо адекватное увеличение оборачиваемости
 

     Основная  цель анализа финансового состояния  – это не только оценка текущего состояния предприятия, но и отслеживание тех или иных тенденций в изменении основных финансовых показателей, выявление слабых позиций, проведение целенаправленной работы на улучшение этих показателей.

     Главенствующее  место при анализе финансового  состояния занимает:

     1) изучение структуры того или  иного показателя;

     2) характеристика динамики показателя;

     3) оценка и исследование факторов, влияющих на изменения основных  показателей, их состав и динамику  изменения. 

     Содержание  и основная целевая установка  финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление  возможности повышения эффективности  функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его  финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

     Предметом финансового анализа выступают "финансовые отношения в системе управления хозяйствующим субъектом, его экономический  потенциал и результаты использования". Под финансовыми отношениями  понимаются "отношения между различными субъектами, влекущие за собой изменение  в составе активов и (или) обязательств этих субъектов".

     Основная  цель финансового анализа выражается в формировании у пользователя, насколько  это возможно, полного представления  об объекте анализа (путем получения  некоторого числа наиболее представительных параметров, позволяющих дать обоснованную и объективную характеристику объекта). Объектами финансового анализа  могут выступать различные социально  – экономические системы, например, коммерческая организация. Цель анализа  в этом случае с определенной долей  условности может быть сведена к  оценке имущественного и финансового  положения организации, а конечной целью анализа может являться нахождение путей и резервов повышения  эффективности функционирования организации.

     Анализ  финансового состояния предприятия  включает этапы:

  • предварительной (общей) оценки финансового состояния предприятия и изменения его финансовых показателей за отчетный период;
  • анализа платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
  • анализа кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса;
  • анализа оборачиваемости оборотных активов;
  • анализа финансовых результатов предприятия;
  • анализа потенциального банкротства предприятия.

     Выделяют  несколько направлений деятельности организации, где финансовый анализ, безусловно, необходим для обоснования  принимаемых управленческих решений.

     Во-первых, это инвестиционная деятельность предприятия. Здесь важны такие аспекты, как  анализ структуры активов, перспективных  направлений вложения денежных средств, оптимальности портфеля финансовых инвестиций. Во-вторых, поиск и оптимизация  источников финансирования, в частности, анализ структуры источников, возможностей выхода на рынок со своими ценными  бумагами, характера и объемов  эмиссии. В-третьих – текущая  деятельность. Здесь необходим анализ ликвидности и платежеспособности, оценка политики в отношении дебиторов  и кредиторов и т.п. В-четвертых, оценка положения на рынке: анализ ситуаций, складывающихся для предприятия  на рынках товаров, услуг, капитала, анализ динамики собственных индикаторов  на рынке капитала. В-пятых, установление и поддержание бизнес - контактов: анализ финансового положения фактического или потенциального контрагента, оценка его надежности в части исполнения обязательств.

     Субъектами  или пользователями финансового  анализа выступают экономические  службы предприятия, а также заинтересованные в его деятельности внешние пользователи информации. Каждый из них изучает  специфическую информацию, исходя из своих целей и интересов. Так, собственникам важно установить эффективность использования активов, собственного и заемного капитала предприятия; инвесторы стремятся получить информацию о доходности и риске осуществляемых или потенциальных вложений, способности предприятия генерировать прибыль и выплачивать дивиденды; банки заинтересованы в информации, позволяющей оценить целесообразность предоставления фирме кредитов и определить условия их выдачи; поставщикам и подрядчикам важно оценить финансовую устойчивость предприятия, его способность своевременно рассчитываться по своим обязательствам.

     В зависимости от, целей, назначений, условия и глубины существуют различные подходы к классификации  финансового анализа.

    Анализом  финансового состояния занимаются не только руководители и соответствующие  службы предприятия, но и его учредители, инвесторы - с целью изучения эффективности  использования ресурсов; банки - для  оценки условий кредитования и определения  степени риска; поставщики - для своевременного получения платежей; налоговые инспекции - для выполнения плана поступления  средств в бюджет и т.д. В соответствии с этим анализ делится на внутренний и внешний.

     Внутренний  анализ проводится службами предприятия, его результаты используются для  планирования, контроля и прогнозирования  финансового состояния предприятия. Его цель - обеспечить планомерное  поступление денежных средств и  разместить собственные и заемные  средства таким образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить  банкротство.

     Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодного  вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить  потери. Внешний анализ имеет следующие  особенности:

  • множество субъектов анализа, пользователей информацией о деятельности предприятия;
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на внешнюю отчетность;
  • ограниченность задач анализа при использовании только внешней отчетности;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

     Как известно, предприятие - сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно  выделить основные и не основные.

     Практика  финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить шесть основных видов  анализа:

  • горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ - определение структуры финансовых показателей;
  • трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
  • анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) - расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный анализ, который делится на внутрихозяйственный (сравнение основных показателей предприятия и дочерних предприятий, подразделений) и на межхозяйственный (сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми);
  • факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

     Метод финансового анализа - способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

     К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи  между ними.

     В процессе финансового анализа применяется  ряд специальных способов и приемов.

     Способы применения финансового анализа  можно условно подразделить на две  группы: традиционные и математические.

     К первой группе относятся: использование  абсолютных, относительных и средних  величин; прием сравнения, сводки и  группировки, прием цепных подстановок.

     Прием сравнения заключается в составлении  финансовых показателей отчетного  периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего  периода.

     Прием сводки и группировки заключается  в объединении информационных материалов в аналитические таблицы.

     Прием цепных подстановок применяется  для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия  на уровень совокупного финансового  показателя. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все  остальные показатели рассматриваются  при этом как неизменные. Такая  замена позволяет определить степень  влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель.

     Главная цель анализа финансового состояния  – проследить динамику и структуру  изменений финансового состояния  предприятия посредством оценки изменения основных финансовых показателей.

     При этом используются следующие методы статистического исследования:

  • построение динамических рядов, как фактических показателей, так и в сопоставимых (относительных) показателях;
  • расчет показателей динамических рядов;
  • построение трендовых и регрессионных моделей;
  • расчет индексов.

     Практика  финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди  них можно выделить 6 основных методов:

  • горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
  • факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.  
    1. Сущность, приёмы и технология оценки финансово-хозяйственной

Информация о работе Анализа финансового состояния предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО)