Анализа ассортимента и структуры продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Ц е л ь ю к у р с о в о й р а б о т ы является изучение методики анализа ассортимента и структуры продукции, выявление неиспользованных внутри-хозяйственных резервов увеличения ассортимента продукции на примере магазина «Мясная лавка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие з а д а ч и:
– дать определение понятия ассортимента и структуры продукции;
– изучить методику анализа ассортимент и структуру продукции;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы анализа ассортимента и структуры
продукции …………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие об ассортименте продукции и товара………………… 5
1.2. Методика анализа ассортимента и структыры продукции …… 11
Глава 2. Анализ ассортимента и структуры реализуемой продукции
на примере магазина «Мясная лавка»……………..………..……….. 18
2.1. Общая характеристика магазина «Мясная лавка» …………..…. 18
2.2. Анализ ассортимента продукции ……………………………….. 21
2.3. Анализ структуры реализуемой продукции…………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………………. 26
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы ……….. 28

Работа содержит 1 файл

курсовая-анализ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Интерьер магазина представлен в современном стиле, с использованием новейшего торгового оборудования. Отпуск товара производится традиционным методом – через прилавок. Магазин работает в системе менедж-мента качества  и имеет сертификат соответствия, удостоверяющий систему качества применительно к продукции магазина «Мясная лавка» и услугам роз-ничной торговли, которая соответствует  требованиям ГОСТа Р ИСО 9001-2001.

Основная представленная продукция – это продукция пищевого, перерабатывающего предприятия ООО «Антарес» – колбасные изделия, мясные консервы, полуфабрикаты, субпродукты. Она занимает более 80% от всего объема реализуемого товара. Остальная часть – сопутствующие товары: хлебобулочные изделия, масло, сыры,  майонезы, йогурты, кондитерские  изделия. Обеспечение магазина товарами происходит  путем заключения договора поставки с различными фирмами и частными предпринимателями. В договорах оговариваются объемы поставок, условия, сроки поставок, методы и сроки оплаты. Доставка фирменной продукции производится каждый день, централизовано, транспортом предприятия.

Магазин функционирует в течение 11 лет. С каждым годом объем  товарооборота увеличивается. Особенно это заметно в последнее время, в связи с увеличением объемов продаж, расширением ассортимента. В таблице 1 представлен товарооборот за последние три года по отделам.

                                                                                                           

Таблица 1

Товарооборот магазина «Мясная лавка» за 2009-2011 год

Наименование отдела

Товарооборот за 2009г., млн. руб.

Товарооборот за 2010г., млн. руб.

Товарооборот за 2011г., млн. руб.

Бакалея

       4,9

         6,1

        6,4

Гастрономия

       8,9

         10,8

        13,6

Хлеб-молоко

       1,3

          1,6

        1,8

Итого:

      15,1

          18,5

        21,8

Как видно из таблицы 1, с 2009 года по 2011 год наблюдается существенное увеличение объема товарооборота. Доминирующее положение приходится на 2 отдел – «Гастрономия». Это связано с тем, что основная продукция магазина – колбасные изделия, мясные консервы.

Увеличение товарооборота связано в большей степени с увеличением объемов продаж, нежели с ростом цен.

Анализ начинается с изучения динамики, оценки выполнения плана по реализации продукции по отделам магазина и производится по методике, приведенной в таблице 2.

Таблица 2

Анализ выполнения плана и динамики продаж за отчетный 2011 год по отделам магазина (млн. руб.)

Наименование отдела

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение отч. года

план

факт

в сумме

в %

сум-ма

уд. в %

сум-ма

уд. в %

сум-ма

уд. в %

с пр.год

с пл.

с пр.год

с пл.

А

1

2

3

4

5

6

7=5-1

8=5-3

9=7/1

10=8/3

Бакалея

6,1

32,97

6,3

30,43

6,4

29,36

0,3

0,1

4,92

1,59

Гастрономия

10,8

58,38

12,8

61,84

13,6

62,39

2,8

0,8

25,93

6,25

Хлеб-молоко

1,6

8,65

1,6

7,73

1,8

8,25

0,2

0,2

12,50

12,50

Итого:

18,5

100,00

20,7

100,00

21,8

100,00

3,3

1,1

17,84

5,31

 

Из таблицы 2 видно, что за отчетный год план по продажам по магазину

перевыполнен на 1,1 млн. руб., что составляет 5,31%. Наиболее заметно перевыполнения плана по отделу «Хлеб-молоко» на 0,2 млн. руб., что составляет 12,5% от планового показателя. Этот показатель характеризует повышенный спрос товара у населения на продукцию данного отдела. Удельный вес отдела «Гастрономия» составляет 62,39% от общей суммы выручки по магазину, и вырос по сравнению с прошлым годом на 4,01% (62,39% – 58,38%), план перевыполнен по удельному весу на 0,55% (62,39% – 61,84%), что объясняется специализацией магазина. По сравнению с прошлым годом выручка магазина возросла на 3,3 млн. руб., или на 17,84%, что характеризуется положительной динамикой продаж, по отделу «Гастрономия» продажи выросли на 2,8 млн. руб. или на 25,93%.

Объем реализации продукции определяется в магазине по выручке, выражается в действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем.

От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.

2.2. Анализ ассортимента продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает ассортимент (номенклатура) производимой и реализуемой продукции.

Ассортимент – это более подробная классификация продукции внутри какой-либо номенклатурной (определенный перечень изделий с указанием кодов по Общероссийскому классификатору продукции) позиции одного наименования по артикулам, моделям, размерам и сортности[12].

Формирование ассортимента включает в себя следующие моменты:

– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

В ходе анализа особое внимание обращают на те виды продукции, по продажам которых выявлено невыполнение и перевыполнение плана. Проведём анализ мясных консервов за 2011 отчётный год, продаваемых в магазине «Мясная лавка», которые изготовлены на ООО «Антарес». Выясним, находит ли данная продукция спрос в тех количествах, в которых она выпущена.

Таблица 3

Оценка выполнения плана по ассортименту (млн. руб.)

Вид продукции

План

Факт

% выполнения плана

Зачетный объем в пределах плана

Изменен. товарн. продукц.

А

1

2

3=2/1

4

5=4-1

Мясные консервы из свинины

Мясные консервы из говядины

Мясные консервы из мяса птицы

0,500

0,500

0,350

0,580

0,490

0,350

116

98

100

0,500

0,490

0,350

-0,010

Итого:

1,350

1,420

105

1,340

-0,010

 

По расчету среднего процента видно, что план по ассортименту в отчетном году выполнен на 99,25% ((1,350 – 0,010)/1,350 * 100%), это произошло из-за невыполнения плана по продажам мясных консервов из говядины на 10 000 руб., что составляет 2%.

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним причинам относится: конъюктура рынка, изменение спроса на данный вид продукта и другие факторы. Внутренние причины: недостатки в организации продаж; недостатки в системе управления и материального стимулирования сотрудников, культуры обслуживания клиентов; ненадлежащий уровень вкусовых качеств продукции и др.

Данное предприятие получило прибыль за счет увеличения объема продаж мясных консервов из свинины. Специалистам по производству и сбыту нужно найти причины снижения спроса на мясные консервы из говядины. Невыполнение плана по продаже ассортиментный групп продукции отрицательно влияет не только на работу торговой организации, но и на итоги деятельности ООО «Антарес», предприятий-смежников, транспортных организаций, и т.д.

2.3. Анализ структуры реализуемой продукции

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводят к изменению ее структуры[13], т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.

Структура выпускаемой продукции – соотношение долей ассортимент-ных позиций в общем объеме выпускаемой продукции[14].

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материало-емкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли, если увеличится доля более рентабельных видов продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции) в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса нерентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Проведём анализ влияния структурных сдвигов при продажах на изменение общего объема продаж продукции способом цепной подстановки, представленный в таблице 4.

Таблица 4

Анализ структуры реализуемой продукции

Вид продукции

Цена за банку, руб.

Объем реализации продукции, шт.

Структура продукции, %

Выручка по плановым ценам , тыс. руб.

Изменение выручки за счет структуры, тыс. руб.

план

факт

план

факт

план

Факт при плановой структуре

факт

А

1

2

3

4

5

6=1*2

7=8*4/5

8=1*3

9=8-7

Мясные консервы из свинины

66,70

7500

8696

36,41

40,16

500

526

580

54

Мясные консервы из говядины

71,40

7000

6860

33,98

31,68

500

526

490

-36

Мясные консервы из мяса птицы

57,40

6100

6100

29,61

28,16

350

368

350

-18

Итого:

20600

21656

100,00

100,00

1350

1420

1420

Информация о работе Анализа ассортимента и структуры продукции