Анализа ассортимента и структуры продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:23, курсовая работа

Описание работы

Ц е л ь ю к у р с о в о й р а б о т ы является изучение методики анализа ассортимента и структуры продукции, выявление неиспользованных внутри-хозяйственных резервов увеличения ассортимента продукции на примере магазина «Мясная лавка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие з а д а ч и:
– дать определение понятия ассортимента и структуры продукции;
– изучить методику анализа ассортимент и структуру продукции;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы анализа ассортимента и структуры
продукции …………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие об ассортименте продукции и товара………………… 5
1.2. Методика анализа ассортимента и структыры продукции …… 11
Глава 2. Анализ ассортимента и структуры реализуемой продукции
на примере магазина «Мясная лавка»……………..………..……….. 18
2.1. Общая характеристика магазина «Мясная лавка» …………..…. 18
2.2. Анализ ассортимента продукции ……………………………….. 21
2.3. Анализ структуры реализуемой продукции…………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………………. 26
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы ……….. 28

Работа содержит 1 файл

курсовая-анализ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Долговечность определяет для покупателя предполагаемую продолжительность нормальной эксплуатации, использование товара. При оценке долговечности товара следует учитывать его назначение и обращать внимание на сроки его физического и морального износа.

Ремонтопригодность товара отражает уровень будущих (после приобретения) в период его эксплуатации затрат потребителя на восстановление работоспособности вышедшего из строя продукта. Чем меньше забот и затрат потребитель будет иметь при использовании товара, чем выше уровень до и послепродажного обслуживания, тем выше для потребителя уровень ремонтопригодности товара.

Существенным свойством товара, которое также может определять его дополнительные возможности, является безопасность товара. Это свойство товара отражает недопустимость ситуаций, опасных для людей и окружающей среды. Например, защита от поражения электрическим током при использовании электроприборов или утилизация отходов, угроза здоровью потребителя при использовании продуктов питания и промышленных товаров.

Таким образом, цена надежности как комплексной характеристики товара в процессе его использования выступает важным фактором дополнительных возможностей товара. С одной стороны, она отражает уровень вероятности нормального функционирования товара, а с другой, – уровень затрат потребителя не только при приобретении товара, но и, что, как правило, важнее, при использовании товара в течение определенного периода времени.

Цель ассортиментных концепций – сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

В условиях рыночных отношений формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия.

Формирование ассортимента – это первый и основной шаг в стратегическом планировании присутствия фирмы на рынке.

1.2 Методика анализа ассортимента и структуры продукции

Ассортимент – перечень наименований изделий, с указанием количества по каждому из них[8]. Анализ ассортимента осуществляется  в разрезе динамики продаж по каждой ассортиментной группе с выделением доли продаж этой группы в общей сумме товарооборота. Г.В. Савицкая предлагает следующую методику анализа ассортимента.

При формировании ассортимента и структуры продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны – спрос на данные виды продукции, с другой стороны – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении[9].

Изменение динамики объемов продаж определяется по формуле:

,                 (1)

где ∆ТОас – изменение объема продаж по каждой ассортиментной группе,

      ТОас.отч – объем продаж по ассортиментной группе в отчетном периоде,

      ТОас.пред – объем продаж по ассортиментной группе в предыдущем (или плановом) периоде.

Доля каждой ассортиментной группы в общем объеме продаж определяется по формуле:

,                             (2)

где Дас.гр – доля каждой ассортиментной группы в общей структуре товарооборота предприятия,

ТОас.гр. – товарооборот по каждой ассортиментной группе товаров,

ТОобщ. – общий товарооборот предприятия.

Следующим этапом анализа товарных операций является определение ритмичности их продаж в соответствии с методикой Савицкой Г.В.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком объема и ассортимента продукции, предусмотренных планом или предыдущим годом.

Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации. Также существуют косвенные показатели ритмич-ности – наличие доплат за сверхурочные работы, потери от брака, наличие сверхнормативных остатков, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции.

Один из самых распространенных показателей – коэффициент ритмичности (К ритм). Он определяется отношением фактического (не выше планового) выпуска продукции к плановому выпуску.

,                                     (3)

где  ВП1 и ВП0 – соответственно фактический (без превышения плановых заданий) и плановый объем реализации товаров.

Коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки) к среднесуточному плановому объему реализации.

,                        (4)

где ВП1 и ВП0 – соответственно фактический (без превышения пла-новых заданий) и плановый объем реализации товаров,

ВПсред. – средний объем продаж по плану (или за предыдущий период),

n – количество рассматриваемых периодов в течение года (месяца).

Ритмичность показывает равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Следующим этапом анализа товарных операций является оценка сезонности их продаж с целью формирования оптимальной структуры продаж предприятия по месяцам.

С этой целью изучается динамика изменения товарооборота предприятия в разрезе каждого месяца. Затем выделяются «низкие» продажи – периоды, когда компания реализует наименьший объем продаж и «высокие» продажи, когда компания реализует максимальный объем продаж. Проведение анализа сезонности позволяет сформировать систему применения скидок для покупателей товаров.

Анализ сезонности продаж проводится в разрезе изменения объемов продаж товаров предприятия по месяцам в течение отчетного года.

Изменение динамики объемов продаж определяется по формуле:

,                (5)

где ∆ТОмес – изменение объема продаж по каждому месяцу,

      ТОмес.отч – объем продаж товаров  в отчетном месяце,

      ТОмес.пред – объем продаж товаров в предыдущем месяце или по плану на данный месяц.

Доля объема продаж каждого месяца в общем объеме продаж за год определяется по формуле:

,                              (6)

где Дмес.гр – доля объема продаж за месяц в общей структуре товарооборота предприятия,

ТОмес.гр. – товарооборот за изучаемый месяц,

ТОобщ. – общий товарооборот предприятия.

Главная цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли. Для торгового предприятия от того, насколько эффективно проводятся товарные операции, зависит объем получаемой прибыли от продаж. Поэтому при проведении анализа товарных операций целесообразно оценить динамику и состав прибыли предприятия и факторов, на нее влияющих[10].

Организации получают основную часть прибыли от реализации продукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый результат).

Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

– объем продаж продукции в натуральных измерителях (Q),

– структуры продукции (D),

– себестоимости (с),

– уровня цен (р).

Модель зависимости прибыли от перечисленных факторов имеет вид:

П = Qобщ х ∑Di х (pi – ci),                 (7)

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции (отношение объемов выпуска отдельных изделий в общем объеме их выпуска.) может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Изменение структуры производст-ва оказывает большое влияние на все экономические показатели:

– объем выпуска в стоимостной оценке;

– материалоемкость;

– себестоимость товарной продукции;

– прибыль;

– рентабельность.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Не менее важным фактором, влияющим на величину дохода от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

Заключительным этапом анализа товарных операций является анализ спроса на товары в разрезе ассортиментных групп. С этой целью проводится расчет коэффициента эластичности спроса по цене.

Эластичность спроса определяется по формуле:

,                            (8)

Где Кd – коэффициент эластичности спроса по цене,

∆Q – процентное изменение количества спрашиваемой продукции,

∆Ц –  процентное изменение цены[11].

При этом функция спроса является обратной, то есть снижение цены вызовет рост количества спрашиваемой продукции.

Если коэффициент эластичности спроса больше единицы, то мы имеет гибкий или эластичный спрос, для которого характерна относительная чувствительность потребителей к изменению цен, то есть небольшие  изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Если потребители относительно нечутки к изменению цен на продукты, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то коэффициент эластичности спроса меньше единицы, то  есть мы имеет не эластичный спрос.

Таким образом, достижение соответствия между структурно-ассортиментным предложением товаров предприятием и спросом на них связано с определением и прогнозированием товарных операций предприятия. Прогноз тенденции развития продаж предприятия должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРА РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ магазина «МЯСНАЯ ЛАВКА»

2.1. Общая характеристика магазина «Мясная лавка»

Данная работа основывается на результатах деятельности ООО  магазина «Мясная лавка». Комбинат ООО «Антарес», который сотрудничает с магазином, был образован в 1991 году и является стабильной, динамично развивающейся производственно-торговой фирмой, занимающейся переработкой мяса. ООО «Антарес» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и в настоящее время действует на основании Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». С 2001 года вся продукция мясоперерабатывающих цехов реализуется через ООО магазин «Мясная лавка», которое является официальным партнёром ООО «Антарес». Магазина расположен в посёлке Томилино Московской области и представляет собой капитальную пристройку к жилому пятиэтажному дому. Магазин единственный в своем роде в данном поселке, являющийся официальным представителем продукции под маркой мясоперерабатывающего предприятия ООО «Антарес». Это объясняет его популярность у местных жителей. Общая площадь магазина 120 кв. м., из них площадь торгового зала – 60 кв. м., остальная площадь занята подсобными помещениями: помещения для подготовки товара к продаже; для хранения; бытовые помещения. В магазине 3 отдела:

– 1 отдел: «Бакалея» – в нём реализуются субпродукты, полуфабрикаты (пельмени, вареники, котлеты, блинчики, фарши), бакалея (соки, воды, пиво);

– 2 отдел: «Гастрономия» – в нём реализуются  различные  колбасы, деликатесы, паштеты, зельцы, студни, мясные консервы и другое;

– 3 отдел: «Хлеб-Молоко» – в нём реализуются хлебо-булочные изделия, кондитерские изделия, молочная продукция, сыры, майонезы, йогурты, масло и другие продукты.

Численность обслуживающего персонала 12 человек; из них: директор, 1 бухгалтер, 1 товаровед, 1 старший кассир, 6 продавцов-кассиров, и подсобные рабочие. Один раз в три года работники магазина проходят переаттестацию, тем самым, повышая свои профессиональные качества. При поступлении на работу к работникам предъявляются высокие требования, касающиеся  знаний розничной торговли. Все это благоприятно сказывается на профессионализме и культуре обслуживания торговых работников, знающих свою работу.

Информация о работе Анализа ассортимента и структуры продукции