Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:23, курсовая работа
Ц е л ь ю к у р с о в о й р а б о т ы является изучение методики анализа ассортимента и структуры продукции, выявление неиспользованных внутри-хозяйственных резервов увеличения ассортимента продукции на примере магазина «Мясная лавка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие з а д а ч и:
– дать определение понятия ассортимента и структуры продукции;
– изучить методику анализа ассортимент и структуру продукции;
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы анализа ассортимента и структуры
продукции …………………………………………………………….. 5
1.1. Понятие об ассортименте продукции и товара………………… 5
1.2. Методика анализа ассортимента и структыры продукции …… 11
Глава 2. Анализ ассортимента и структуры реализуемой продукции
на примере магазина «Мясная лавка»……………..………..……….. 18
2.1. Общая характеристика магазина «Мясная лавка» …………..…. 18
2.2. Анализ ассортимента продукции ……………………………….. 21
2.3. Анализ структуры реализуемой продукции…………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………………. 26
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы ……….. 28
4
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы анализа ассортимента и структуры
продукции ……………………………………………………………..
1.1. Понятие об ассортименте продукции и товара………………… 5
1.2. Методика анализа ассортимента и структыры продукции …… 11
Глава 2. Анализ ассортимента и структуры реализуемой продукции
на примере магазина «Мясная лавка»……………..………..……….. 18
2.1. Общая характеристика магазина «Мясная лавка» …………..…. 18
2.2. Анализ ассортимента продукции ………………………………..
2.3. Анализ структуры реализуемой продукции…………………….. 23
Заключение ………………………………………………………………………. 26
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы ……….. 28
Введение
А к т у а л ь н о с т ь и с с л е д о в а н и я. В современных рыночных условиях потребители диктуют участникам рынка правила игры, и в том числе определяют те продукты и услуги, которые обеспечат компании необходимый уровень конкурентоспособности. Ассортиментная политика является одним из важнейших инструментов и составляющих маркетинга в борьбе компании с конкурентами[1].
В условиях ограниченных производственных возможностей и относительно неограниченном спросе на первое место выдвигается ассортимент и структура продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком ассортименте, которые оно может реально реализовать.
Ассортимент и структура продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Ассортимент и структура продукции для организаций сферы материального производства является основным элементом предпринима-тельской деятельности и одним из основных этапов достижения цели такой деятельности – получение прибыли. Поэтому вопросы анализа ассортимента и структуры продукции актуальны всегда и имеют первостепенное значение для формирования информации, необходимой для принятия управленческих решений.
О б ъ е к т о м и с с л е д о в а н и я выступает проведение анализа ассортимента и структуры продукции.
П р е д м е т о м и с с л е д о в а н и я является анализ ассортимента и структуры продукции в условиях данного предприятия.
Ц е л ь ю к у р с о в о й р а б о т ы является изучение методики анализа ассортимента и структуры продукции, выявление неиспользованных внутри-хозяйственных резервов увеличения ассортимента продукции на примере магазина «Мясная лавка». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие з а д а ч и:
– дать определение понятия ассортимента и структуры продукции;
– изучить методику анализа ассортимент и структуру продукции;
– провести анализ ассортимента и структуры продукции магазина «Мясная лавка»;
– выявить возможные резервы увеличения ассортимента и улучшения структуры продукции.
Т е о р е т и ч е с к о й о с н о в о й работы являются научные труды и теоретические разработки современных российских экономистов, занима-ющихся вопросами анализа хозяйственной деятельности, таких, как М.И. Бака-нов, Т.Б. Берникова, Г.В. Савицкая, Л.Н. Литвиненко и др.; в курсовой работе также учтена нормативно-законодательная база Российской Федерации.
С т р у к т у р а и с с л е д о в а н и я. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе отражены теоретические аспекты анализа ассортимента и структуры продукции. Вторая глава посвящена анализу ассортимента и структуры продукции магазина «Мясная лавка».
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их работы. Результаты производственной, коммерческой, финансовой и других видов хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями.
Их действие и взаимодействие различны по своей силе, характеру и времени. Причины или условия, порождающие эти факторы, также различны. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления, качественно выполнить эту сложную работу можно только с помощью комплексного анализа хозяйственной деятельности, отвечающего современным требованиям развития рыночной экономики[2].
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Необходимым элементом аналитической работы является анализ ассортимента и структуры продукции.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.[3] Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной политики. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Ассортиментная политика выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др.
Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно развивать товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основные из которых:
– изменение спроса на отдельные товары;
– появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведённых исследований;
– изменения в товарном ассортименте конкурентов.
Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются:
– целесообразность использования свободных мощностей;
– желание посредников закупать товары широкого ассортимента;
– целесообразность использования побочных продуктов производства.
Задача руководства фирмы и состоит в том, чтобы учитывая все эти факторы обеспечить наиболее полное соответствие товарного ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие обеспечивается благодаря управлению товарным ассортиментом.
Управлять товарным ассортиментом – значит постоянно предлагать рынку такой ассортимент товаров, который удовлетворяет покупателей с точки зрения его:
– широты – предприятие может развить ассортимент за счёт изготовления товаров новых ассортиментных групп;
– глубины – предприятие может увеличить количество ассортиментных позиций в отдельных ассортиментных группах и уменьшить их в других;
– насыщенности – предприятие может, развить ассортимент за счёт увеличения общего числа всех ассортиментных позиций;
– гармоничности – предприятие может добиться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп.
Принимая решения о широте, глубине, насыщенности и гармоничности товарного ассортимента, необходимо постоянно проводить оценку выпускаемых предприятием изделий. Поэтому следует постоянно анализировать соответствие производимых изделий запросам покупателей и на этой основе принимать решения о:
– снятии с производства устаревших товаров;
– модификации изготовляемых товаров;
– разработке новых видов продукции.
В условиях рынка предприятие самостоятельно принимает решение о выборе стратегии и тактики проведения ассортиментной политики. Каждое предприятие может предложить рынку один товар или несколько его видов, одну или несколько товарных линий, совокупность которых представляет собой товарную номенклатуру, или товарный микс фирмы.
Товарная линия – это группа продуктов либо с тождественными принципами функционирования, либо предназначенных для одних и тех же категорий потребителей, либо поставляемых через однотипные магазины, либо продаваемых в рамках определенного диапазона цен[4]. Товарная линия может быть короткой или длинной. Товарная линия называется короткой, если предприятие может увеличить свою прибыль за счет расширения ассортимента продукции, которая входит в товарную линию. Товарная линия называется длинной, если увеличение прибыли возможно за счет сужения ассортимента.
Увеличение ассортиментной линии осуществляют путем удлинения или наполнения ассортиментной линии. Удлинение ассортиментной линии, как правило, применяется, когда предприятие ищет новые сегменты рынка или пытается изменить ситуацию в конкурентной борьбе в свою пользу. Это достигается благодаря освоению выпуска продукции, не производимой предприятием в настоящее время. Удлинение ассортиментной линии может осуществляться «вниз» (выпуск более простого и дешевого товара), или «вверх» (выпуск сложного и дорогого товара), или одновременно в обоих направлениях.
Наполнение ассортиментной линии осуществляется для более полного
использования производственных мощностей и поставок на рынок товаров широкой номенклатуры. Такое увеличение длины ассортиментной линии производится благодаря расширению ассортимента товаров данной линии.
Товарная номенклатура, или товарный микс, как совокупность всех товаров фирмы характеризуется широтой, длиной, глубиной и согласованностью. Широта ассортиментной номенклатуры определяется числом товарных линий предприятия; длина – общим числом конкретных товаров фирмы; глубина – числом вариантов каждого товара определенной ассортиментной линии; согласованность – степенью близости различных линий с точки зрения конечного использования товаров.
Товарная номенклатура должна постоянно находиться под контролем, который необходимо осуществлять на каждой стадии жизненного цикла товара, с тем, чтобы включать в нее продукты, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. Такая балансировка ассортиментной номенклатуры позволяет обеспечивать стабильный объем сбыта и постоянство в получении прибыли.
Эффективность использования товара основывается на принципе непрерывного исследования и оценки характеристик предлагаемого товара с учетом потребностей целевого рынка и в сравнении с товарами фирм- конкурентов[5]. Критерием оценки эффективности использования товара является качество его функционирования, т. е. качество выполнения товаром основной функции в процессе его потребления. Для перспективной оценки эффективности использования товара уровень качества проверяется на длительном отрезке времени. Такое прогнозирование качества исполнения основной функции товара может быть ориентировано на увеличение прибыли и расширение доли рынка за счет постоянного улучшения качества, или за счет поддержания качества на заданном уровне.
Уровень комфортности – относительная характеристика товара, которая формируется при создании и производстве товара, а оценивается в потреблении[6]. Оценка комфортности связана с субъективным восприятием потребителем степени соответствия товара его заявленным характеристикам. Чем выше оценка уровня комфортности, тем выше репутация фирмы- производителя товара у покупателя, тем больший круг реальных и потенциальных клиентов может иметь фирма.
Надежность товара характеризуется его свойством выполнять заданные функции в заданном объеме при определенных условиях функционирования. Надежность товара – это комплексный показатель функционирования продукта[7]. Она определяется такими показателями, как долговечность, ремонтопригодность, безопасность товара и т. д.
Информация о работе Анализа ассортимента и структуры продукции