Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:19, курсовая работа
Формирование финансового результата деятельности предприятия отражается в отчете о прибылях и убытках, являющемся одной из основных форм бухгалтерской отчетности, обязательной для составления и представления предприятиями. В основе его лежит представление о том, что финансовый результат (прибыль принадлежащая владельцам предприятия) формируется в несколько этапов.
Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы анализа затрат на производство продукции ..5
1.1.Понятие и состав затрат……………..………………………………5
1.2. Методика анализа затрат…………….……………………………10
2. Анализ затрат на производство продукции и факторов, влияющих
на их изменение (на пример ОАО «СтанкоГомель»).…………………..15
2.1. Краткая характеристика предприятия.……………………….15
2.2. Анализ затрат на производство продукции по элементам и по статьям калькуляции…………………………………………………….....17
2.3. Факторный анализ затрат на рубль товарной продукции..…21
2.4. Анализ факторов, влияющих на изменение затрат………….25
3. Пути снижения затрат на производство продукции (на примере ОАО
«СтанкоГомель»)………………............................................................…28
3.1. Организационно-экономические мероприятия по усовершенствованию процесса управления затратами…………………………………28
3.2. Снижение затрат путем увеличения объемов производства..31
3.3. Материальные затраты, как резерв снижения затрат на производство продукции…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………34
З1ртп =∑ qc/∑qz
где З1ртп – затраты на один рубль товарной продукции;
q – количество, объем выпуска в натуральном выражении;
с – себестоимость;
z – цена.
Показатель затрат на один рубль товарной продукции может быть рассчитан для любого предприятия. Этот показатель применятся для контроля за динамикой себестоимости. Используя данный обобщающий показатель, можно провести межхозяйственные сравнения.
Таблица 2.4. Данные для расчета показателя «Затраты на один рубль товарной продукции»
Структура товарной продукции 2007г. | ||||
Стр-ра ТП | Сумма, млн. руб. | Уд.вес, % |
Кол-во станков, шт. | Себестои-мость, млн. руб. |
станки с ЧПУ | 9 671 | 31,9 | 111 | 8 638 |
станки прочие | 16 006 | 52,8 | 184 | 14 297 |
запчасти, кооперация | 534 | 1,8 | 6 | 487 |
прочая продукция | 1 939 | 6,4 | 22 | 1 733 |
Модернизация, ремонт оборудования | 848 | 2,8 | 10 | 758 |
ТНП | 1 308 | 4,3 | 15 | 1 164 |
Итого: | 30 306 | 100,0 | 348 | 27 077 |
Таблица 2.5. Данные для расчета показателя «Затраты на один рубль товарной продукции»
Структура товарной продукции 2008г. | ||||
Стр-ра ТП | Сумма, млн. руб. | Уд.вес, % |
Кол-во станков, шт. | Себестои-мость, млн. руб. |
станки с ЧПУ | 11 623 | 33,1 | 153 | 10 277 |
станки прочие | 18 819 | 53,5 | 248 | 16 611 |
запчасти, кооперация | 638 | 1,8 | 8 | 559 |
прочая продукция | 2 184 | 6,2 | 29 | 1 925 |
Модернизация, ремонт оборудования | 639 | 1,8 | 8 | 559 |
ТНП | 1 249 | 3,6 | 17 | 1 118 |
Итого: | 35 152 | 100,0 | 463 | 31 049 |
Таблица 2.6. Данные для расчета показателя «Затраты на один рубль товарной продукции»
Структура товарной продукции 2009г. | ||||
Стр-ра ТП | Сумма, млн.руб. | Уд.вес, % | Кол-во станков, шт. | Себестои-мость, млн. руб. |
станки с ЧПУ | 8374 | 27,5 | 111 | 7 712 |
станки прочие | 15022 | 49,4 | 200 | 13 854 |
запчасти, кооперация | 836 | 2,7 | 11 | 757 |
прочая продукция | 4810 | 15,8 | 64 | 4 431 |
Модернизация, ремонт оборудования | 1107 | 3,6 | 15 | 1 010 |
ТНП | 292 | 1,0 | 4 | 281 |
Итого: | 30441 | 100,0 | 405 | 28 045 |
Объектом анализа является разность между фактическими и плановыми затратами на один рубль товарной продукции. Затраты на один рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости производимой продукции. Общая сумма затрат в свою очередь зависит от объема производства, ее структуры, величины постоянных и переменных затрат. Постоянные и переменные затраты же зависят от эффективности использования ресурсов и цен на потребленные ресурсы.
Стоимость товарной продукции зависит от объема и структуры выпуска и цен на продукцию.
В целом на отклонение фактических затрат от плановых оказывают влияние следующие факторы:
– изменение объема и структуры продукции;
– изменения себестоимости продукции;
– изменения цен на продукцию.
При изменении объема и структуры товарной продукции в ней происходит увеличение доли одних и уменьшение доли других видов продукции. Так как затраты по видам изделий различаются, то при росте удельного веса тех изделий, затраты на рубль которых ниже, чем по всей товарной продукции, величина затрат на один рубль товарной продукции против плана снизится, и наоборот.
Изменение себестоимости товарной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению затрат на один рубль товарный продукции. Чем меньше полная себестоимость всей товарной продукции, тем меньше показатель затрат на один рубль товарной продукции и наоборот.
Изменение оптовых цен оказывает обратное влияние на величину затрат на один рубль товарной продукции. Если оптовые цены снижаются, то затраты на один рубль товарной продукции растут, и наоборот. Анализ показывает, как и на какую сумму изменилась величина затрат под воздействием каждого фактора. Анализ производится способом цепных подстановок.
Для того чтобы проанализировать изменение затрат на один рубль товарной продукции, необходимо:
- рассчитать затраты на один рубль товарной продукции при всех прошлогодних показателях:
З1ртп.0 =∑ (q0 * c0)/∑(q0 * z0) = 0,89
- рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактический выпуск и ассортимент отчетного года:
31ртп.q1 =∑ (q1 * c0)/∑( q1 * z0) = 0,89
- рассчитать затраты на один рубль товарной продукции, пересчитанные на фактическую себестоимость отчетного года, т.е. фактический выпуск отчетного года в ценах, принятых в прошлом году:
31ртп.с1 =∑ (q1 * c1)/∑( q1 * z0) = 0,77
- определить фактические затраты в ценах, действовавших в отчетном году:
31ртп. z1 = ∑(q1 * c1)/∑( q1 * z1) = 0,88
31ртп. = 0,89 – 0,89 = 0
31ртп. = 0,77 – 0,89 = - 0,12
31ртп. = 0,88 – 0,77 = 0,11
Проанализировав 2008 год в сравнении к 2007году можем сказать, что при изменении фактического выпуска и ассортимента затраты на 1 рубль товарной продукции не изменятся. При изменении себестоимости затраты на 1 рубль товарной продукции уменьшатся на 0,12 рублей. А при изменении цены затраты на 1 рубль товарной продукции увеличатся на 0,11 рублей.
Аналогично можно рассчитать и затраты на 1 рубль товарной продукции для 2009 года по сравнении к 2008 году:
З1ртп.0 =∑(q0 * c0)/∑(q0 * z0) = 0,88
31ртп.q1 = ∑(q1 * c0)/∑( q1 * z0) = 0,88
31ртп.с1 = ∑(q1 * c1)/∑( q1 * z0) = 0,91
31ртп. z1 = ∑(q1 * c1)/∑( q1 * z1) = 0,92
Анализ показывает, что при изменении фактического выпуска и ассортимента затраты на 1 рубль товарной продукции не изменятся. При изменении себестоимости затраты на 1 рубль товарной продукции увеличатся на 0,03 рублей. А при изменении цены затраты на 1 рубль товарной продукции увеличатся на 0,01 рублей.
Как видно из расчетов, затраты на 1 рубль товарной продукции в 2009 году возросли в сравнении с предыдущими годами, а прибыль снизилась.
В планах предприятия – снижение затрат на рубль товарной продукции. Рассчитывается оно по следующим технико-экономическим факторам: повышение технического уровня производства (внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производства и др.); улучшение организации производства и труда; изменение объема и структуры производства; улучшение использования природных ресурсов; развитие производства (ввод в действие новых объектов и производств, освоение выпуска новых изделий и прочие факторы).
Если предприятие снизит затраты на 1 рубль товарной продукции, то увеличится прибыль.
2.4. Анализ факторов, влияющих на изменение затрат
Факторы, влияющие на уровень снижения затрат, отражают совокупность частных причин (обстоятельств), обуславливающих изменение условий производства по направлениям их воздействия на производственный процесс с целью их снижения. Они связаны с экономией затрат по всем видам ресурсов (по всем статьям и элементам). Снижение затрат на продукцию (работ, услуг) необходимо для следующего:
Информация о работе Анализ затрат на производство продукции» (на примере ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ»)