Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы анализа производства и реализации продукции и провести оценку данных аспектов деятельности на примере конкретного предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

•рассмотреть теоретические основы анализа производства и реализации продукции;
•дать краткую характеристику предприятия ЗАО «орбита»;
•проанализировать производство и реализацию продукции на ЗАО «Орбита»;
•сделать выводы по результатам анализа.

Содержание

Введение 2
1. Краткая характеристика предприятия 2
2. Экспресс-анализ отчетности предприятия ЗАО «Орбита» 2
3. Анализ производства и реализации продукции 2
3.1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции 2
3.2. Анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции 2
3.3. Анализ ассортимента и структура продукции 2
3.4. Анализ конкурентоспособности продукции 2
3.5. Анализ качества продукции 2
3.6. Анализ ритмичности производства и реализации продукции 2
3.7. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 2
4. Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Орбита» 2
5. Разработка мероприятий по управлению производством продукции 2
Заключение 2
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

     Обобщающие  показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
  • удельный вес продукции высшей категории качества;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

     Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
  • надежность (долговечность, безотказность в работе);
  • технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
  • эстетичность изделий.

     Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес  забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

     Первая  задача анализа – изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения  и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

     Для обобщенной оценки выполнения плана  по качеству продукции используются разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

     По  продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

     Вторая  задача анализа – определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:

  • выпуск товарной продукции;
  • выручку от реализации продукции;
  • прибыль.

     Если  предприятие выпускает продукцию  по сортам, то расчет влияния сортового  состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно определить способом абсолютных разниц. Таким же образом можно определить изменение среднего уровня себестоимости изделия за счет изменения сортового состава.

3.6. Анализ ритмичности производства и реализации продукции

     Важное  значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности  производства и реализации продукции.

     Ритмичность – равномерный выпуск (реализация) продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных  планом.

     Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели:

  • снижается качество продукции;
  • увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала;
  • не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции;
  • несвоевременно поступает выручка;
  • перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы.

     Все это приводит к повышению себестоимости  продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния  предприятия.

     Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

     Прямые  показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент  аритмичности, удельный вес производства продукции за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес  произведенной продукции за каждый месяц к квартальному выпуску, удельный вес выпущенной продукции за каждый квартал к годовому объему производства, удельный вес продукции, выпущенной в первую декаду отчетного месяца к третьей декаде предыдущего месяца.

     Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовой продукции на складах.

     Один  из наиболее распространенных показателей  – коэффициент ритмичности. Он определяется делением суммы, которая зачтена  в выполнение плана продаж по ритмичности, на величину плановой реализации продукции. При этом в выполнение плана по ритмичности засчитывается фактическая реализация продукции, но не более запланированной:

          (5)

     где ВПплi – плановая реализация продукции за i-е периоды;

    ВПнi – недовыполнение плана по реализации продукции в i-м периоде.

     Коэффициент вариации (КВ) – отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

           (6)

     где σ – среднее квадратическое отклонение от среднесуточного (среднедекадного, среднемесячного, среднеквартального) задания;

    ∆х2 – квадратическое отклонение от среднесуточного (среднедекадного, среднемесячного, среднеквартального) задания;

     n – число суммируемых плановых заданий;

     – среднесуточное (среднедекадное, среднемесячное, среднеквартальное)  задание по графику.

     Коэффициент аритмичности (Кар) определяется как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду):

     Кар = ∑׀ ∆ х׀     (7) 

     Причинами аритмичности могут быть:

  • трудности сбыта продукции;
  • низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства;
  • низкий уровень планирования и контроля.

     Аналогичным образом анализируются ритмичность выпуска и отгрузки продукции. В заключении анализа разрабатываются конкретные мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

3.7. Анализ факторов и резервов увеличения 
выпуска и реализации продукции

     В заключении анализа производства и реализации продукции проводится анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. При этом особое внимание уделяется следующим факторам:

  • обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;
  • обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования;
  • обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования.

     Затем определяются резервы увеличения производства и реализации продукции по каждой группе:

  • резервы увеличения выпуска и реализации продукции за счет улучшения использования трудовых ресурсов включают в себя:
  • создание дополнительных рабочих мест;
  • сокращение потерь рабочего времени;
  • повышение уровня производительности труда.

     резервы увеличения выпуска и реализации продукции за счет улучшения использования  основных фондов включают в себя:

  • приобретение дополнительных машин и оборудования;
  • более полное использование фондов рабочего времени машин и оборудования;
  • повышение интенсивности использования машин и оборудования.

     резервы увеличения выпуска и реализации продукции за счет улучшения использования  сырья и материалов включают в  себя:

  • дополнительное приобретение сырья и материалов;
  • сокращение сверхнормативных отходов сырья и материалов;
  • сокращение расходов сырья и материалов на единицу продукции.

 

4. Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Орбита»

     Комплексный экономический анализ хозяйственной  деятельности предприятия – это  научная база для принятия управленческих решений. Проводится анализ на основе различной финансовой документации предприятия. В первую очередь это, конечно, бухгалтерская (финансовая) отчетность ЗАО «Орбита»:

  • Бухгалтерский баланс (форма № 1);(приложение 1)
  • Отчет о прибылях и убытках (форма № 2).(Приложение 2)

     Для изучения динамики производства и реализации продукции (табл. 6, 7) необходимо знать  объемы производства и реализации продукции (табл. 5).

     Рассматривая  динамику производства продукции на ЗАО «Орбита», необходимо рассчитать объем производства во II полугодии в ценах прошлого периода (I квартала), чтобы сравниваемые параметры были сопоставимы.

     Так как во II полугодии наблюдается увеличение цен, о чем говорят величины индексов цен, которые больше единицы. Темпы роста производства продукции показывают, что во II полугодии по сравнению с I полугодием наблюдается значительное – более, чем в два раза – увеличение объемов производства практически по всем видам продукции.

     Снижение  объемов производства на 7,18 % наблюдается  у кирпича марки «ЛЮКС» с рельефной  поверхностью, хотя индекс цен, соответствующий  этой марке, ниже индексов цен остальных  марок кирпича. Скорее всего это  вызвано достаточно высокой ценой  кирпича марки «ЛЮКС» с рельефной поверхностью, а также сравнительно низким уровнем спроса (по сравнению с другими марками).

     Аналогично  проводятся расчеты и для изучения динамики реализации продукции. Здесь  наблюдается значительное превышение объемов реализации во II полугодии по сравнению с I. 
 
 

Таблица 5

Исходные  данные для анализа объема реализации продукции 

Наименование  продукции I полугодие 2009 года II полугодие 2009 года
Цена, 
руб. за 
1000 у.е.
Кол-во, 
тыс. у.е.
Выручка, 
руб.
Цена, 
руб. за 
1000 у.е.
Кол-во, 
тыс. у.е.
Выручка, 
руб.
«КЛАССИК» с гладкой поверхностью 2 027,00 214 434 090,00 2 247,00 487 1 094 148,00
«КЛАССИК» с рельефной поверхностью 2 040,00 123 250 950,00 2 250,00 360 810 015,00
«ЭЛИТ»  с гладкой поверхностью 2 123,00 132 280 400,00 2 270,00 324 734 379,00
«ЭЛИТ»  с рельефной поверхностью 2 272,00 139 315 600,00 2 422,00 285 690 450,00
«ЛЮКС»  с гладкой поверхностью 2 250,00 93 210 000,00 2 440,00 233 567 500,00
«ЛЮКС»  с рельефной поверхностью 3 157,00 57 180 798,00 3 365,00 56 189 750,00
Итого     1 671 838,00     4 086 242,00

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции