Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы анализа производства и реализации продукции и провести оценку данных аспектов деятельности на примере конкретного предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

•рассмотреть теоретические основы анализа производства и реализации продукции;
•дать краткую характеристику предприятия ЗАО «орбита»;
•проанализировать производство и реализацию продукции на ЗАО «Орбита»;
•сделать выводы по результатам анализа.

Содержание

Введение 2
1. Краткая характеристика предприятия 2
2. Экспресс-анализ отчетности предприятия ЗАО «Орбита» 2
3. Анализ производства и реализации продукции 2
3.1. Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции 2
3.2. Анализ динамики выполнения плана производства и реализации продукции 2
3.3. Анализ ассортимента и структура продукции 2
3.4. Анализ конкурентоспособности продукции 2
3.5. Анализ качества продукции 2
3.6. Анализ ритмичности производства и реализации продукции 2
3.7. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции 2
4. Анализ производства и реализации продукции на ЗАО «Орбита» 2
5. Разработка мероприятий по управлению производством продукции 2
Заключение 2
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 1.27 Мб (Скачать)

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

  • показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов – показывают сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции;
  • показатели, характеризующие рентабельность продаж – наиболее часто использующиеся в рыночной экономике – показывают сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Таблица 4

Анализ  финансовых результатов работы ЗАО  «Орбита» в 2009 году

Показатели План Факт
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 1 500 000 1 671 800
Полная  себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 1 450 000 1 648 000
Валовая прибыль, тыс. руб. 50 000 23 800
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 1 000 500
Налог на прибыль и иные платежи, тыс. руб. 100 100
Чистая  прибыль, тыс. руб. 900 300
Уровень рентабельности, % 3,33 1,42
Рентабельность  продаж, % 0,07 0,03
Рентабельность  капитала, % 5,00 2,38
 

Рис. 1. Динамика уровня рентабельности ЗАО «Орбита» 

Рис. 2. Динамика рентабельности продаж ЗАО «Орбита» 

Рис. 3. Динамика рентабельности капитала ЗАО «Орбита»

     Как видно из таблицы 4, финансовое состояние ЗАО «Орбита» нельзя назвать хорошим по сравнению с плановыми показателями. Поэтому предприятию необходимо повышать уровень эффективности своей работы.

3. Анализ производства и реализации  продукции

3.1. Задачи и информационное обеспечение  анализа производства и реализации продукции

     Анализ  производства и реализации продукции  начинают обычно с анализа динамики и выполнения плана производства и реализации продукции Объем  производства и объем реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченного производства и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой производственной программы. Предприятие должно производить только те товары, которые оно может реализовать.

     Основной  задачей промышленных предприятий  является наиболее полное обеспечение  спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.

     Поэтому анализ работы промышленных предприятий  начинают с изучения показателей  выпуска продукции. Его основные задачи:

  • оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
  • определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
  • выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
  • разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
 

     Объекты анализа:

  • объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;
  • качество и конкурентоспособность продукции;
  • структура производства и реализации продукции;
  • ритмичность производства и реализации продукции.

     Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф. № 1-П (годовая) «Отчет по продукции», ф. № 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте», ф. № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.

3.2. Анализ динамики выполнения плана  производства и 
реализации продукции

     Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

     Объем реализации продукции определяется либо по отгрузке продукции покупателям, либо по оплате (выручке). Он может выражаться в:

  • сопоставимых;
  • плановых;
  • действующих ценах.

     В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит  и объем ее производства.

     Важное  значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции.

     Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

     Нормативные трудозатраты также используются для  обобщенной оценки объемов выпуска  продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

3.3. Анализ ассортимента и структура  продукции

     Следующим этапом при анализе производства и реализации продукции является анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции. Эти показатели оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия.

     Номенклатура  – перечень наименовании изделии  и их кодов, установленных для  соответствующих видов продукции  в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующем на территории СНГ.

     Ассортимент – перечень наименовании продукции  с указанием ее объема выпуска  по каждому виду. Он бывает:

  • полный;
  • групповой;
  • внутригрупповой.

     Изучение  ассортимента продукции направлено на составление списка продукции, предназначенной предприятием к реализации.

     Изучение  ассортимента продукции проводится в целях уточнения среднего числа  видов продукции: расширение ассортимента является для предприятия средством  привлечения клиентуры с различными вкусами и потребностями и развивается в различных направлениях.

Обобщающую  характеристику изменений ассортимента продукции дает коэффициент изменений  ассортимента, который определяется по формуле:

     (1)

     где QЗАЧТ ВЫП ПЛАН – объем производства продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту;

         QПЛАН ВЫПУСК – плановый (базовый) выпуск продукции.

     Увеличение  объема производства (реализации) по одним  видам продукции и сокращение по другим видам приводит к изменению  ее структуры – удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.

     Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели:

  • объем выпуска в стоимостной оценке;
  • материалоемкость;
  • себестоимость товарной продукции;
  • прибыль;
  • рентабельность.

     Если  увеличивается удельный вес более  дорогой продукции, происходит увеличение выручки, и, как следствие, увеличение прибыли.

     Влияние структуры реализованной продукции  на данные экономические показатели, определяется методом цепных подстановок, что позволяет в полной мере определить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

     3.4. Анализ конкурентоспособности  продукции

     Важной  характеристикой продукции является ее конкурентоспособность. Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял этим потребностям и требованиям, он должен соответствовать определенным параметрам:

  • техническим;
  • эстетическим;
  • эргономическим;
  • нормативным;
  • экономическим.

     Для оценки конкурентоспособности продукции  рассчитываются коэффициенты, которые  позволяют сопоставить параметры  анализируемой продукции с аналогичной  продукцией конкурента:

  • единичные;
  • групповые;
  • интегральные.

     Единичные показатели (g) отражают процентное отношение уровня технического или экономического показателя к величине такого же показателя товара-конкурента, принимаемого за 100 %:

      (2)

     где Р – технический (экономический) параметр продукции;

    Р100 – технический (экономический) параметр продукта-конкурента, принимаемый за 100 %.

     Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов, установленных экспертным путем:

      (3)

     где аi – весовые коэффициенты;

    gi – единичные показатели по однородной группе параметров.

     Интегральный (I) показатель можно определить по формуле:

      (4)

     где GT – групповой показатель по техническим параметрам;

    GЭ – групповой показатель по экономическим параметрам.

     Если  I > 1, то изделие превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.

     Важным  показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Ее повышение обеспечивает экономию не только трудовых и материальных ресурсов, но и позволяет более полно удовлетворять потребности общества. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

3.5. Анализ качества продукции

     Качество  продукции – это понятие, которое  характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции