Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности;
Определить пути повышения прибыли и рентабельности на ОАО «КЗ ОЦМ».

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2.1 Организационно-правовая форма, виды деятельности 5
2.2 Организационные аспекты бухгалтерского учета в ОАО «КЗ ОЦМ» 7
2.3 Оценка деятельности ОАО «КЗ ОЦМ» за последние три года 9
3. АНАЛИЗ РАЗМЕРОВ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 12
3.1 Анализ динамики прибыли и структуры ее формирования 12
3.2 Анализ влияния факторов на прибыль 14
3.3 Показатели рентабельности предприятия. Факторный анализ рентабельности 17
Показатели рентабельности предприятия 17
Факторный анализ рентабельности 19
Взаимосвязь рентабельности и оборачиваемости средств предприятия 23
3.5 Основные направления и резервы увеличения прибыли рентабельности 26
3.5.1 Резервы роста прибыли 26
3.5.2 Резервы повышения уровня рентабельности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 41
ПРИЛОЖЕНИЕ З 43

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧЧЧЧЧЧ.doc

— 689.00 Кб (Скачать)
 

     Таблица 15 - Влияние факторов на изменение рентабельности капитала за 2009-2010г.г.

Фактор Размер влияния Удельный вес влияния, %
Коб -0,011 -22,54
Рп 0,05961 122,54
Итого 0,0486 100
 

     В связи с увеличением оборачиваемости  капитала рентабельность капитала снизилась  на 0,011, а за счет  увеличения уровня рентабельности продаж увеличилась  на 0,05961 (табл. 15). Наибольшее влияние на изменение рентабельности капитала оказало увеличение рентабельности продаж - 122,54 %.

3.5 Основные направления и резервы увеличения прибыли рентабельности

     3.5.1 Резервы роста прибыли

 

     Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

     Кировский завод по обработке цветных металлов в 2010 году по сравнению с 2009 увеличил производство проката цветных металлов в 1,5 раза. Рост объясняется увеличением спроса на продукцию Кировского завода ОЦМ, сумевшего с учетом конъюнктуры рынка удовлетворять запросы потребителей как по качеству и ассортименту продукции, так и по объемам поставок. Предположим, что объем реализации продукции в 2011 году увеличится на 5%.

     Рассчитаем  резерв увеличения прибыли в 2011г. за счет увеличения объема реализации продукции по формуле:

                                                                                                  ,

где:

- резерв увеличения суммы прибыли;

  - резерв увеличения объема реализации;

  - затраты на рубль продукции.

     Таблица 16  - Расчет резерва увеличения прибыли за счет увеличения объема реализации.

Резерв  увеличения объема реализации, тыс. руб. Затраты на рубль  продукции, тыс.руб. Резерв увеличения прибыли на рубль продукции, тыс. руб.
Выручка × 5% = 5 481 078 ×5% = 274 054 Себестоимость/Выручку = 5 076 377 / 5 481 078 = 0,9261 253 801
 

     Таким образом, увеличив объем реализации продукции на 5% рассматриваемое предприятие в 2011г может увеличить свою прибыль на 253 801 тыс. руб.

     Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста (Таблица 17):

       

     Таблица 17 - Расчет резерва увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости на рубль продукции.

Резерв  снижения себестоимости на рубль  продукции, тыс. руб. Возможный объем  реализации продукции, тыс. руб. Резерв увеличения прибыли, тыс. руб.
Себестоимость / Выручку × 5% = 5076377 / 5481078 × 5% = 0,9261 × 5% = 0,0463 5 481 078 + 274 054 = 5 755 132 266 463
 

Снижение  себестоимости на рубль продукции  на 5% приведет к увеличению прибыли  на 266 463 тыс. руб.

     3.5.2 Резервы повышения уровня рентабельности

 

     Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости продукции. Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

 

Где:

резерв роста рентабельности;

 фактическая сумма прибыли;

резерв роста прибыли от реализации продукции;

возможный объем реализации продукции  с учетов выявленных резервов роста;

возможный уровень себестоимости  на рубль продукции с учетом выявленных резервов снижения;

фактическая сумма затрат по реализованной  продукции. 
 

     Таким образом, за счет увеличения объема реализации на 5% и снижения себестоимости на 5%, уровень рентабельности может увеличиться на 0,05417%. 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Главная цель производственного предприятия  в современных условиях - получение  максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

     Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит  результат деятельности предприятия  в целом.

     ОАО «КЗ ОЦМ» на сегодняшний день можно отнести к стабильным предприятиям города. Предприятие успешно конкурирует с другими производителями цветной металлургии. Основными факторами конкурентоспособности является высокое качество продукции, приемлемые цены, выполнение договорных обязательств и высокая квалификация менеджмента и работников предприятия.

     В первой части курсовой работы рассмотрены  теоретические и методологические основы анализа прибыли и рентабельности.

       Во второй части работы дана организационно - экономическая характеристика предприятия и проведен анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние три года.

     За 2009 год предприятие по результатам хозяйственно-финансовой деятельности получило убыток. На  финансовый результат Общества существенно повлиял финансовый  кризис, приведший  к значительному падению объемов производства.

     В 2010г. по сравнению с 2009г. выручка выросла на 90%. Объемы продаж так же выросли, предприятие получило  чистую прибыль.

     Финансовое  состояния предприятия можно считать недостаточно устойчивым. Коэффициент независимости не достигает нормативного значения (0,5).  В 2010 году  доля собственных средств в общей величине средств предприятия снижается. Коэффициент абсолютной ликвидности в 2008 году не достигает нормативной величины, что свидетельствует о дефиците денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности с 2009 по 2010 годы  имеет тенденцию к снижению, в связи с ростом краткосрочных обязательств.

     В третьей части курсовой работы проведен анализ динамики и структуры прибыли, анализ факторов влияющих на прибыль, рассчитаны основные показатели  рентабельности. В 2009 году по сравнению с 2008 прибыль от реализации снизилась на 78,8%. Наибольшее влияние на снижение прибыли от реализации оказало снижение выручки, что составило 88,83% от общего влияния. В 2010 году наблюдается положительная динамика. Прибыль от реализации растет быстрее, чем выручка, что свидетельствует о снижении затрат на производство продукции.

     Так же в ходе анализа проведенного в третьей части работы были выявлены резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции и за счет снижения себестоимости продукции. За счет увеличения объема реализации на 5% и снижения себестоимости на 5%, общее увеличение прибыли составит - 520  264 тыс. руб. Уровень рентабельности при таких изменениях может увеличиться на 0,05417%.

     Из  вышеперечисленного можно сделать следующие предложения:

     Во-первых, для получения максимальной прибыли  предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции.

     Во  вторых снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Основные факторы снижения себестоимости: улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки; слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства).

     Следуя  предложенным мероприятиям ОАО «КЗ ОЦМ» может значительно улучшить экономические показатели своей деятельности и увеличить прибыль, что положительно скажется на развитии предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
  1. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. / Г.В. Савицкая. - Мн.: Новое знание, 2007. - 680 с.
 
  1. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / Под ред.Л. Л. Ермолович. - Минск.: Современная Школа, 2006 - 736 с.
 
  1. Шеремет, А.Д. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник / А.Д. Шеремет. - М.; 2008. - 514 с.
 
  1. Палешева  Н.В., Роженцова И.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие./2007- 76с.

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

 

     Таблица 1 – Основные покупатели продукции ОАО «КЗ ОЦМ».

Основные  покупатели продукции:
ООО"Оренбургский радиатор"
ОАО"Шадринский автоагрегатный завод"
ЗАО "Маркетинг-Бюро"
ЗАО "НПФ Металл Комплект"
 
 

     Таблица 2 – Основные конкуренты среди российских предприятий и их доли рынка. 

Название Страна регистрации Доля  рынка, %
      2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 1 кв. 2011
1 Кировский ОЦМ Россия 20,9 29,3 26,1 26,1 26,9 28,8 35,5 н.д.
2 К. Уральский  ОЦМ Россия 11,7 19,2 25,1 24,1 25,6 25,1 14,6 20,5
3 Ревдинский  ОЦМ Россия 17,7 18,1 18 20,3 12,1 12,9 19,3 н.д.
4 Кольчугинский ОЦМ Россия 11,2 15 18,6 19,3 18,6 18,6 18,6 16,6
5 Гайский ОЦМ Россия 9,4 14,9 11,3 9,1 15,4 14,1 12,3 н.д.
6 Красный Выборжец Россия 28 2,6 н.д. н.д. н.д. н.д. 1,7 н.д.
7 Туимский ОЦМ Россия 1,1 0,9 0,9 1,2 1,4 0,5 0,1 н.д.
  Итого   100 100 100 100 100 100 100 100

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия