Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности;
Определить пути повышения прибыли и рентабельности на ОАО «КЗ ОЦМ».

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 2
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2.1 Организационно-правовая форма, виды деятельности 5
2.2 Организационные аспекты бухгалтерского учета в ОАО «КЗ ОЦМ» 7
2.3 Оценка деятельности ОАО «КЗ ОЦМ» за последние три года 9
3. АНАЛИЗ РАЗМЕРОВ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 12
3.1 Анализ динамики прибыли и структуры ее формирования 12
3.2 Анализ влияния факторов на прибыль 14
3.3 Показатели рентабельности предприятия. Факторный анализ рентабельности 17
Показатели рентабельности предприятия 17
Факторный анализ рентабельности 19
Взаимосвязь рентабельности и оборачиваемости средств предприятия 23
3.5 Основные направления и резервы увеличения прибыли рентабельности 26
3.5.1 Резервы роста прибыли 26
3.5.2 Резервы повышения уровня рентабельности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 41
ПРИЛОЖЕНИЕ З 43

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧЧЧЧЧЧ.doc

— 689.00 Кб (Скачать)

     Таблица 1 – Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.

 
Наименование  показателя 2008 2009 2010 Темп прироста, % к предыдущему году
1. Показатели объема  производства и  продаж
1.1 Выручка от продажи, тыс. руб. 9 086 864 2 887 852 5 481 078 -68 90
2. Показатели объема  используемых ресурсов, капитала и затрат
2.1. Материальные затраты на производство  и продажу, тыс. руб. 4 542 159 2 338 986 4 801 976 -49 105
2.2. Годовой фонд оплаты труда  персонала, тыс. руб. 358 180 190 509 217 123 -47 14
2.3. Среднесписочная численность персонала,  чел. 1 397 871 1 056 -38 21
2.4. Средняя величина основного капитала  (внеоборотных активов), тыс. руб. 1 208 363 1 381 140 1 529 254 14 11
2.5. Средняя величина основных средств 
(по первоначальной стоимости), тыс. руб.
1 419 803 1 752 039 2 024 141 23 16
2.6. Средняя величина оборотного  капитала (оборотных активов), тыс.  руб. 2 624 570 2 372 701 2 333 981 -10 -2
2.7. Сумма чистых активов (на конец  периода), тыс. руб. 1 661 778 1 617 808 1 752 633 -3 8
2.8. Полная себестоимость проданных  товаров, тыс. руб. 8 784 513 2 817 701 5 284 112 -68 88
3. Показатели, характеризующие финансовый результат
3.1. Прибыль (убыток) от продаж, тыс.  руб. 302351 70151 196966 -77 181
3.2. Прибыль (убыток) до налогообложения,  тыс. руб. 145610 -47149 172697 - -
3.3. Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. 105411 -48753 137745 - -
4. Показатели эффективности использования ресурсов, капитала и затрат
4.1. Среднемесячная зарплата одного  работника, тыс. руб. 21,366 18,227 17,134 -15 -6
4.2. Производительность труда (годовая  выработка), тыс. руб. 6 504,56 3 315,56 5 190,41 -49 57
4.3. Фондоотдача (по первоначальной стоимости) 6,40 1,65 2,71 -74 64
4.4. Материалоемкость продукции 0,50 0,81 0,88 62 8
4.5. Коэффициент оборачиваемости оборотного  капитала 3,46 1,22 2,35 -65 93
4.6. Затратоемкость проданных товаров 0,97 0,98 0,96 1 -1
4.7. Рентабельность продаж, % 3,33 2,43 3,59 -27 48
4.8. Рентабельность активов по чистой  прибыли, % 2,75 -1,30 3,57 - -
5. Показатели финансовой  устойчивости и  ликвидности (на  конец периода)
5.1. Коэффициент автономии 0,43 0,45 0,43 4 -4
5.2. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,13 0,54 0,33 311 -39
5.3. Коэффициент текущей ликвидности  (покрытия) 1,55 1,36 1,18 -12 -13
5.4. Коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами 0,14 0,06 0,07 -53 2
 
 

     За  анализируемый период наблюдается  как положительная, так и отрицательная динамика  показателей финансово – хозяйственной деятельности.

     Выручка от продажи в 2009 году составила 2 887 852 тыс. руб., в сравнении с тем же периодом прошлого года снижение  составило 6 199 012 тыс. или на 68 %.

     За 2009 год предприятие по результатам хозяйственно-финансовой деятельности получило убыток. На  финансовый результат Общества существенно повлиял финансовый  кризис, приведший  к значительному падению объемов производства. А последовавший за этим рост  курсов валют по отношению к рублю привел к отрицательным курсовым разницам, что также дополнительно снизило прибыль.

     В 2010г. по сравнению с 2009г. выручка выросла на 90%. Объемы продаж так же выросли, предприятие получило  чистую прибыль.

     Коэффициент рентабельности продаж показывает, какая часть прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В 2009 году по сравнению с 2008 годом рентабельность продаж  снизилась на 0,9%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом рентабельность продаж выросла на 1,16%.

     Коэффициент независимости (коэффициент автономии) показывает долю собственных средств в общей величине средств предприятия. Финансовое состояния предприятия можно считать устойчивым, если значение коэффициента не менее 0,5, то есть половина всего имущества должна быть сформирована за счет собственных средств предприятия.

     Рост  коэффициента отражает тенденцию к  снижению зависимости предприятия от заемных источников, повышает гарантии погашения долгов и расширяет возможность привлечения дополнительных средств со стороны, поэтому оценивается положительно. В 2009 году коэффициент автономии  незначительно вырос на 0,02. Как видно из  баланса уменьшились краткосрочные обязательства по кредитам и займам, под инвестиционную программу, направленную на поддержание качества выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов и предложение рынку новых видов металлопроката, что является положительным моментом. В 2010 году краткосрочные обязательства по кредитам и займам выросли, коэффициент автономии снизился на 0,02.

     Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта в ближайшее время наиболее ликвидными активами - денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями. Нормальным значением для коэффициента абсолютной ликвидности считается 0,2 - 0,25. В 2008 году данный коэффициент на предприятии не достигает нормативной величины, что свидетельствует о дефиците денежных средств. В период с 2009-2010г.г. коэффициент находится в пределах допустимых значений.

     Коэффициент текущей ликвидности показывает, достаточно ли средств у предприятия для погашения его краткосрочных обязательств. Этот коэффициент должен находиться в пределах от единицы до двух (иногда трех). Из анализа видно, что его значение на протяжении с 2009 по 2010 годы  имеет тенденцию к снижению, в связи с ростом краткосрочных обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. АНАЛИЗ РАЗМЕРОВ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

3.1 Анализ динамики прибыли и структуры ее формирования

 
 

     Проведем  вертикальный и горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «КЗ ОЦМ». Все показатели при проведении структурного анализа приводятся в процентах к объему выручки от реализации (табл.3).

     Таблица 3 - Структура финансовых результатов ОАО «КЗ ОЦМ».

Показатель 2008 2009 2010 Отклонение, %
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. % 2009 к 2008 2010 к 2009
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) 9086864 100 2887852 100 5481078 100 31,78 189,80
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 8460533 93,11 2610052 90,38 5076377 92,62 30,85 194,49
Коммерческие  расходы 52058 0,57 18396 0,64 22345 0,41 35,34 121,47
Управленческие  расходы 271922 2,99 189253 6,55 185390 3,38 69,60 97,96
Прибыль (убыток) от продаж 302351 3,33 70151 2,43 196966 3,59 23,20 280,77
 

      По всем годам  наибольшую долю в выручке составляет себестоимость проданных товаров и услуг: в 2008 году - 93,11%; в 2009 году - 90,38%; в 2010 году - 92,62%. 
 
 
 

     Рис. 1  - Структура финансовых результатов за 2008 -2010г.г.

     Таблица 4 -Динамика показателей отчета о прибылях и убытках ОАО «КЗ ОЦМ». 

Показатель 2008 2009 2010 2009г.,в  % к 2008г. 2010г., в  % к 2009г.
тыс.руб. тыс.руб. тыс.руб.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 9086864 2887852 5481078 31,78 189,80
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 8460533 2610052 5076377 30,85 194,49
Валовая прибыль 626331 277800 404701 44,35 145,68
Коммерческие  расходы 52058 18396 22345 35,34 121,47
Управленческие  расходы 271922 189253 185390 69,60 97,96
Прибыль (убыток) от продаж 302351 70151 196966 23,20 280,77
Прочие  доходы и расходы          
Проценты  к получению 898 50401 79268 5612,58 157,27
Проценты  к уплате 134278 188467 139844 140,36 74,20
Доходы  от участия в других организациях 49562 39032 13 78,75 0,03
Прочие  доходы 150290 527830 160911 351,21 30,49
Прочие  расходы 223213 546096 124617 244,65 22,82
Прибыль (убыток) до налогообложения 145610 -47149 172697 - -
Отложенные  налоговые активы 310 24950 26548 8048,39 106,40
Отложенные  налоговые обязательства 9520 27477 6249 288,62 22,74
Текущий налог на прибыль 34081 0 17968 - -
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода 105411 -48753 137745 - -
 

     Данные  таблицы 4 показывают, что в 2009 г. наблюдается снижение выручки на  68,22 %, при этом себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг снизилась на 69,15%.

     Выручка от реализации товаров, услуг, работ  растет быстрее, чем прибыль от реализации. Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции.

     В 2010 году по сравнению с 2009 наблюдается  положительная динамика. Прибыль  от реализации растет быстрее, чем выручка, что свидетельствует о снижении затрат на производство продукции. 

3.2 Анализ влияния факторов на прибыль

 

     Прибыль от реализации связана с такими факторами  как:

  1. Изменение объема реализации;
  2. Изменение структуры реализации продукции;
  3. Изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
  4. Изменение цен на сырье, материалы, топливо, перевозки;
  5. Изменение уровня материальных и трудовых затрат.

     Проведем  факторный анализ прибыли от реализации на основе следующих моделей:

  1. = Q – С = Q – M – OT – A – Пр = Q(1-ME-OE-AE-ПрЕ)

     Пользуясь способом абсолютных разниц  рассчитаем влияние выше представленных показателей  на изменение прибыли от реализации.

     Расчеты и исходные данные по годам представлены в приложении Ж.

     Результаты  расчетов сведены в таблицу 5.

     Таблица 5 - Влияние факторов на изменение Прибыли от реализации за 2008-2009 г.г.

Фактор Размер влияния, тыс.руб. Удельный вес  влияния на Прибыль от реализации, %
Q -206262,30 88,83
МЕ 35656,89 -15,36
ОЕ 9403,38 -4,05
АЕ -53099,62 22,87
ПрЕ -17898,35 7,71
Итого -232200,00 100

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия