Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:58, курсовая работа
Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности;
Определить пути повышения прибыли и рентабельности на ОАО «КЗ ОЦМ».
СОДЕРЖАНИЕ 2
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 4
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
2.1 Организационно-правовая форма, виды деятельности 5
2.2 Организационные аспекты бухгалтерского учета в ОАО «КЗ ОЦМ» 7
2.3 Оценка деятельности ОАО «КЗ ОЦМ» за последние три года 9
3. АНАЛИЗ РАЗМЕРОВ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 12
3.1 Анализ динамики прибыли и структуры ее формирования 12
3.2 Анализ влияния факторов на прибыль 14
3.3 Показатели рентабельности предприятия. Факторный анализ рентабельности 17
Показатели рентабельности предприятия 17
Факторный анализ рентабельности 19
Взаимосвязь рентабельности и оборачиваемости средств предприятия 23
3.5 Основные направления и резервы увеличения прибыли рентабельности 26
3.5.1 Резервы роста прибыли 26
3.5.2 Резервы повышения уровня рентабельности 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 38
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 41
ПРИЛОЖЕНИЕ З 43
Прибыль от реализации в 2009г., по сравнению с 2008г., снизилась на 232 200 тыс. руб. Под влиянием снижения Q – снизилась на 206 262,30 тыс. руб. Под влиянием роста AE – снизилась на 53099,62 тыс.руб. Под влиянием роста ПрЕ – снизилась на 17898,35 тыс.руб.
Наибольшее влияние на изменение прибыли от реализации оказало изменение выручки, что составило 88,83% от общего влияния.
Фактор | Размер влияния, тыс.руб. | Удельный вес влияния на Прибыль от реализации, % |
Q | 62994,02 | 49,67 |
МЕ | -246189,53 | -194,13 |
ОЕ | 168688,09 | 133,02 |
АЕ | 69831,08 | 55,07 |
ПрЕ | 71491,34 | 56,37 |
Итого | 126815,00 | 100 |
Таблица 6 -Влияние
факторов на изменение Прибыли от реализации
за 2009-2010 г.г.
Прибыль от реализации в 2010г., по сравнению с 2009г., увеличилась на 126 815 тыс. руб. Под влиянием роста Q – увеличилась на 62 994,02 тыс. руб. Под влиянием роста МE – снизилась на 246 189,53 тыс.руб. Под влиянием снижения ОЕ – увеличилась на 168688,09 тыс.руб.
Наибольшее влияние на
Пользуясь способом абсолютных разниц рассчитаем влияние выше представленных показателей на изменение прибыли от реализации.
Расчеты и исходные данные по годам представлены в приложении З.
Результаты сведены в таблицу 7.
Таблица 7 - Влияние факторов на изменение Прибыли от реализации за 2008-2009 г.г.
Фактор | Размер влияния, тыс. руб. | Удельный вес влияния на Прибыль от реализации, % |
Q | -206262,30 | 88,83 |
УСпр | 78748,79 | -33,91 |
Уур | -102834,79 | 44,29 |
Укр | -1851,70 | 0,80 |
Итого | -232200,00 | 100 |
Под влиянием роста уровня управленческих расходов прибыль от реализации снизилась на 102 834,79 тыс. руб., что составило 44,29% от общего влияния. Рост уровня коммерческих расходов снизил прибыль от реализации на 1 851,70 тыс. руб.
Таблица 8 - Влияние факторов на изменение прибыли от реализации за 2009-2010 г.г.
Фактор | Размер влияния, тыс. руб. | Удельный вес влияния на Прибыль от реализации, % |
Q | 62994,02 | 49,67 |
УСпр | -122557,14 | -96,64 |
Уур | 173807,93 | 137,06 |
Укр | 12570,19 | 9,91 |
Итого | 126815,00 | 100 |
Под влиянием роста уровня производственной себестоимости прибыль от реализации снизилась на 122 557,14 тыс.руб. Снижение уровня управленческих расходов увеличило прибыль от реализации на 173 807,93 тыс.руб., что составило 137,06% от общего влияния.
Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, а так же доходность различных направлений деятельности и выгодность производства отдельных видов продукции и услуг.
Для анализа рентабельности используется целый ряд показателей, которые можно объединить в следующие группы:
Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности организации. Эти показатели характеризуют прибыльность (доходность) произведенных товаров. С помощью этих показателей можно определить влияние факторов изменения цены товаров и их себестоимости на изменение рентабельности товаров.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств, включающих в себя все производственные активы организации, инвестированный капитал, акционерный капитал. Например, отношение чистой прибыли (дохода) ко всем производственным активам, отношение чистой прибыли к инвестированному или акционерному капиталу.
Третья группа показателей рентабельности рассчитывается на базе чистого потока денежных средств. Например, отношение чистого потока денежных средств к объему продаж, к совокупному капиталу, собственному капиталу и т. д. Эти показатели дают представление о возможности организации выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами.
Для оценки рентабельности организации разработан ряд коэффициентов. Рассмотрим наиболее важные из них на примере исследуемой организации (Таблица 9).
Таблица
9 -
Анализ финансовых результатов и рентабельности
активов организации.
Показатель | Расчетная формула, номер строки и формы бухгалтерской отчетности | 2008 | 2009 | 2010 |
Рентабельность активов организации | = стр. 190 Ф 2 / стр. 300 Ф 1 | 0,0275 | -0,01298 | 0,0357 |
Рентабельность продаж | РП = стр.050 Ф 2 / стр. 010 Ф 2 | 0,0333 | 0,0243 | 0,0359 |
Рентабельность затрат | ООК = стр. 050 Ф 2 / стр. 020 Ф 2 | 0,0357 | 0,0269 | 0,0388 |
Рентабельность
собственного
капитала |
РСК = стр. 190 Ф 2 / стр. 490 Ф 2 | 0,0655 | -0,0297 | 0,0818 |
Рентабельность
перманентного
капитала |
РПК=
стр. 050 Ф 2 / (стр. 490 Ф
1 +
+ стр. 590 Ф 1) |
0,1440 | 0,0329 | 0,0979 |
Рентабельность активов организации ( ): характеризует эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение показателя в 2009 году на 0,0404 свидетельствует о падающем спросе на товары и об избыточном накоплении активов.
Рентабельность продаж (РП) определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на один рубль выручки. В 2009 году наблюдается отрицательная тенденция. В 2010 году отмечается рост показателя, что, несомненно, является положительным результатом.
Рентабельность перманентного капитала (РПК) отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность фирмы на длительный срок (как собственного, так и заемного). В отличие от рассмотренных коэффициентов, которые характеризовали различные аспекты рентабельности за отчетный период, данный коэффициент РПК отражает эффективность использования как собственного, так и заемного капитала в долгосрочной перспективе. В 2009 году коэффициент снизился на 0,1111. В 2010 году значительное увеличение данного показателя не является случайным, это говорит о целенаправленной политике предприятия на повышение эффективности использования капитала.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности организации как инструмент анализа инвестиционной политики и ценообразования.
Для анализа рентабельности активов часто используется мультипликативная модель, широко известна в экономической литературе как модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.
Рассмотрим следующую модель рентабельности активов:
где – рентабельность активов;
– чистая прибыль от продажи товаров;
Q – объем продаж;
C –себестоимость проданных товаров;
– средняя стоимость активов организации за отчетный год;
ОА – оборотные активы;
З – запасы;
Х = Q / C – доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости товаров;
Y = ОА / – доля оборотных активов в формировании активов;
H = З / ОА – доля запасов в формировании оборотных активов;
L = C / З – оборачиваемость запасов.
Первый фактор этой модели говорит о ценовой политике организации, он показывает ту базовую наценку, которая заложена непосредственно в цене реализуемой продукции. Второй и третий факторы показывают структуру активов и оборотных активов, оптимальная величина которых дает возможность экономить оборотный капитал. Четвертый фактор обусловлен величиной выпуска и реализации продукции и говорит об эффективности использования производственных запасов, физически он выражает количество оборотов, которое запасы совершают за отчетный год.
Для оценки влияния каждого из факторов на конечный результат проведем факторный анализ данной модели методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Математически это выглядит следующим образом:
ΔРX = (X1 – X0) * Y0 * H0 * L0 ;
ΔРY = (X1 – 1) * (Y1 - Y0 ) * H0 * L0 ;
ΔРH =
(X1 – 1) *
Y1 * (H1
- H0 ) *
L0;
ΔРL =
(X1 – 1) *
Y1 * H1
* (L1 -
L0 ).
где ΔРi – влияние i–го фактора на общее изменение рентабельности активов, факторы с индексом 1 относятся к текущему периоду, факторы с индексом 0 – к предыдущему.
Для проведения анализа необходимо использовать информацию из Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках (Таблица 10).
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия