Анализ отношений покупателей на примере Сафоновского райпо

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

В экономике России важная роль принадлежит предприятиям потребительской кооперации. Рынок содержит множество возможностей для предприятий, но, в то же время, предъявляет к ним и очень жесткие требования. В условиях рыночной экономики перед предприятием встает множество принципиально новых проблем, и от того, как оно подойдет к их решению, насколько рационально будет организована производственная и коммерческая деятельность, зависит положение предприятия на рынке.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы анализа отношений покупателей
1.1.Сущность отношений покупателей
1.2. Цели, направления и методы анализа отношений покупателей
1.3.Показатели и резервы улучшения отношений покупателей
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Сафоновского райпо
2.1.Основные положения деятельности Сафоновского райпо
2.2.Оценка эффективности деятельности Сафоновского райпо
2.3.Анализ финансового состояния Сафоновского райпо
3.Анализ отношений покупателей
3.1.Информационные источники анализа отношений покупателей
3.2.Анализ отношений покупателей на примере Сафоновского райпо
3.3.Рекомендации по улучшению отношений покупателей в Сафоновском райпо
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая АФХД.doc

— 622.00 Кб (Скачать)

      Покупателю требуется различная  информация в зависимости от  рыночной ситуации. Так, если покупатель хорошо знаком с товаром и его разновидностями (дешевые товары массового спроса), то задача заключается в том, чтобы лучше сориентировать покупателя, привлечь его внимание, сократить время на выбор. В другом случае покупатель хорошо знает товар, но незнаком с его разновидностями (различные марки телевизоров). Здесь требуется информация, раскрывающая достоинства незнакомых потребителю марок. Наконец, покупатель не знает товара. Информация направляется на создание интереса к товару (реклама, стимулирование и др.).

    Важным  шагом в моделировании поведения  конечного потребителя на рынке  является этап принятия решения о покупке. Покупка это всегда компромисс, ожидаемый риск. Одним из методических подходов в решении данной задачи служит «модель черного ящика».  При моделировании принятия решения о покупке «черный ящик» рассматривается как набор определенных стимулов, под воздействием которых происходит принятие решения о покупке. Это стимулы внутреннего характера (физические и духовные потребности, стремление к самоутверждению, склонность к экономии) и стимулы внешнего характера (групповые интересы, обычаи, традиции).

       Наконец, заключительный этап моделирования конечного потребителя — оценка потребителем правильности выбора товара, то есть формирование отношения покупателя. Положительная оценка усиливает приверженность к данному товару, негативная — наоборот, ослабляет интерес к нему, что соответствующим образом влияет на покупательский спрос.. 
 
 
 

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САФОНОВСКОГО РАЙПО 

2.1.Основные  положения деятельности Сафоновского райпо 

    Потребительская кооперация Смоленской области имеет  более чем вековую историю. Первое потребительское общество возникло в 1892 г. в Поречском уезде (ныне Демидовское райпо). В 1918 г. было организовано Смоленское потребительское общество, которое в 1937 г. переименовано в Смолоблпотребсоюз, который в настоящее время объединяет 21 районное потребительское общество, в том числе и Сафоновское райпо.

    Сафоновское райпо – добровольное объединение  граждан, созданное по территориальному признаку на основании членства путем  объединения членами (пайщиками) имущественных  паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов.

    В своей деятельности Сафоновское  райпо руководствуется Гражданским  кодексом РФ, Законом РФ «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» с учетом изменений и дополнений, внесенных в него ФЗ №54 от 28.04.2000 г., другими законами РФ и иными нормативными правовыми актами РФ, а также Уставом.

    Сафоновское райпо – юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеющей самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках, печать и иные реквизиты.

    Полное  наименование – Сафоновское районное потребительское общество.

    Сафоновское райпо создано на неопределенный срок.

    Целью  Сафоновского райпо является удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков.

    Для выполнения указанной цели Сафоновское  райпо осуществляет следующие виды деятельности:

  • оптовую, розничную торговлю, в т.ч. путем создания торговых баз, магазинов, коммерческих центров, ларьков, киосков, палаток, ресторанов, кафе, столовых и т.п.;
  • производство и реализацию продукции научного, промышленного, культурно-оздоровительного, сельскохозяйственного назначения, продовольственных, промышленных товаров;
  • заготовительную деятельность, в т.ч. сбор и реализацию сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме занесенных в Красную книгу РФ);
  • хранение нефти и продуктов ее обработки;
  • грузовые и пассажирские перевозки автомобильным транспортом;
  • транспортные и транспортно-экспедиционные услуги;
  • лизинговую деятельность;
  • строительную деятельность;
  • юридическую деятельность;
  • производство отдельных видов строительных материалов;
  • образовательную деятельность в области среднего, высшего, послевузовского профессионального и дополнительного образования;
  • туристическую деятельность, в т.ч. гостиничный бизнес и бытовые услуги;
  • скупку у населения ювелирных и др. бытовых изделий из драгметаллов и драгоценных камней, и лома таких изделий;
  • промышленное, товарное рыболовство и рыбоводство;
  • деятельность по страхованию имущества, физических лиц, ответственности;
  • производство, розлив, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, а также алкогольной продукции, виноматериалов и полуфабрикатов этой продукции;
  • организацию биржевой торговли на товарных биржах;
  • фармацевтическую деятельность;
  • деятельность ломбардов;
  • деятельность по оказанию ритуальных услуг;
  • организацию и проведение местных лотерей;
  • риэлтерскую деятельность;
  • ветеринарную деятельность;
  • деятельность по содержанию и эксплуатации нефтебаз и автозаправочных станций, в т.ч. передвижных;
  • внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством РФ;
  • иную предпринимательскую деятельность, направленную на достижение цели, ради которой создано Сафоновское райпо.

    Основой экономической деятельности Сафоновского райпо является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу.

    Источники образования имущества:

  • паевые взносы;
  • доходы от предпринимательской деятельности общества и созданных им организаций;
  • имущество, поступившее при создании общества в его собственность;
  • доходы, полученные от размещения собственных средств общества в банках, ценных бумагах;
  • средства, полученные из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
 

    Основные  принципы ведения экономической деятельности:

  • безубыточность;
  • демократичность управления;
  • ответственность членов Совета общества и членов Правления общества за результаты экономической деятельности общества;
  • финансовая и хозяйственная дисциплина как во внутрихозяйственной деятельности, так и в отношениях с организациями потребительской кооперации РФ – обязательное информирование пайщиков общества о результатах экономической деятельности общества.

    Управление  обществом осуществляют общее собрание общества, Совет общества и Правление общества. 

2.2.Оценка  эффективности деятельности  Сафоновского райпо 

     В курсовой работе проводится анализ деятельности Сафоновского райпо за 2007-2008 гг. Основной вид деятельности общества в указанный период – хозяйственное управление торговлей (розничная торговля).

     Таблица 1

Общие характеристики деятельности Сафоновского райпо

Показатель Ед. измер. 2007 г. 2008 г. Отклонение абсолютное, +/- Отклонение относительное, в %
1 Торговые точки Шт. 67 67 - -
2 Численность обслуживаемого населения Тыс. чел. 28,2 26,5 -1,7 -6,0
3 Пайщики Чел. 6000 6200 +200 +3,3
4 Паевой фонд (уставный капитал) млн. руб. 213 220 +7 +3,3
5 Розничный товарооборот млн. руб. 289,0 353,4 +64,4 +22,3
6 Себестоимость проданных товаров млн. руб. 226,1 272,6 +46,5 +20,6
7 Прибыль млн. руб. 62,9 80,8 +17,9 +28,5
8 Рентабельность  продаж % 21,8 22,9 +1,1 +5,0

     На  основании данных, приведенных в  таблице 1, можно сделать следующие  выводы.

     Количество  торговых точек в исследуемый  период не увеличилось и составляет 67 шт. А вот по численности обслуживаемого населения наблюдается отрицательная динамика: если в 2007 г. этот показатель был равен 28,2 тыс. человек, то в 2008 г. от снизился до 26,5 тыс. чел. (темп снижения составил 6%). Это говорит о том, что райпо снизило свою долю рынка, что конкуренты в этот период действовали более активно и стратегически более грамотно. Кроме того, уменьшение численности обслуживаемого населения свидетельствует о ухудшении отношений покупателей.

     Паевой  фонд общества вырос с 213 тыс. руб. до 220 тыс. руб. (темп роста составил 3,3%. При этом отмечается положительная динамика по количеству пайщиков: в 2007 г. их количество составляло 6000 чел., тогда как в 2008 г. их уже было 6200 человек (количество пайщиков увеличилось на 3,3%).

     Розничный товарооборот вырос с 289 млн. руб. (2007 г.) до353,4 млн. руб. (2008 г.). Темп роста составил 22,3%. Это, несомненно, положительный аспект.

     Себестоимость проданных товаров в 2008 г. составила 272,6 млн. руб., что на 46,5 млн. руб. (на 20,6%) выше показателя 2007 г. Поскольку темп прироста себестоимости меньше темпа прироста валовой выручки, то отмечен рост прибыли от продаж: в 2008 г. этот показатель составил 80,8 млн. руб., что на 28,5% больше показателя 2007 г. Таким образом, соблюдено одно из важнейших условий экономической деятельности общества – безубыточность. Сам факт наличия прибыли свидетельствует о том, что общество имеет резервы для дальнейшего развития.

     В экономике важнейшим показателем  эффективности деятельности любого предприятия, организации является рентабельность деятельности.

     Рентабельность  торговой деятельности Сафоновского райпо  повысилась с 21,8% (2007 г.) до 22,9% (2008 г.).

     Таким образом, как наиболее положительный  факт в 2008 г. отметим рост прибыли. Самым тревожным фактором является снижение конкурентоспособности общества и потеря некоторой доли рынка (в количественном выражении покупателей), а также низкая рентабельность торговой деятельности райпо.

     Проведем  анализ объема продаж.

Таблица 2

Показатели  объема продаж Сафоновского райпо

Показатель Ед. измер. 2007 г. 2008 г. Отклонение  абсолютное, +/-
1 Торговые точки Шт. 67 67 -
2 Численность обслуживаемого населения Тыс. чел. 28,2 26,5 -1,7
3 Объем продаж Млн. руб. 289,0 353,4 +64,4
4 Выполнение  плана % 102,7 103,4 +0,7
5 Продано товаров на одного покупателя Тыс. руб. 10,2 13,3 +3,1

Проанализируем  динамику объема продаж.

     В исследуемый период отмечается рост объема продаж  на 64,4 млн. руб. При этом наблюдается положительная динамика в выполнении планов: в 2007 г. план был выполнен на 102,7%, а в 2008 г. на 103,4%. Следовательно, можно отметить, что планирование осуществляется на основании анализа реальных возможностей райпо. Составители плана представляют конъюнктуру рынка и динамику рыночного спроса на текущий момент и в перспективе.

     Отмечается  рост объема продаж на одного покупателя: в 2008 г. этот показатель составил 13,3 тыс. руб., что на 3,1 тыс. руб. больше показателя 2007 г. Поскольку все показатели приводятся в сопоставимых ценах, то можно говорить, что данный рост обусловлен повышением покупательской способности населения.

     На  фоне этого еще более негативной выглядит отрицательная динамика по численности обслуживаемого населения: этот показатель составил в 2007 г. 26,5 тыс. человек, что на 1,7 тыс. руб. меньше показателя базисного периода. Покупательская способность населения растет, а отношение покупателей ухудшается, за счет чего Сафоновское райпо теряет долю рынка, что приводит к недополучению прибыли.

     Проанализируем  долю рынка райпо в исследуемый  период.

     Значение  рыночной доли предприятия (организации) (ДП) рассчитывается по формуле:

     ДП = ВП : (ВП + ВК)×100%

где ВП – выручка Сафоновского райпо,

 ВК  -  выручка конкурентов

     В 2007 г. выручка Сафоновского райпо составляла 289 млн. руб., выручка конкурентов – 960,5 млн. руб.

ДП = 289 : (289+960,5)×100% = 23,1%

     В 2008 г. выручка Сафоновского райпо составляла 353,4 млн. руб., выручка конкурентов –1111,2 млн. руб.

ДП =  353,4 : (353,4 +1111,2) ×100% = 24,1%

     Теперь  рассчитаем долю рынка, исходя из количества обслуживаемого населения:

     ДП = КП : (КП + КК)×100%

где КП – численность населения, обслуживаемого Сафоновским райпо,

 КК  -  численность населения, обслуживаемого конкурентами.

В 2007 г.:       ДП =  28,2 : (28,2 + 54,0)×100% = 34,3%

Информация о работе Анализ отношений покупателей на примере Сафоновского райпо