Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 05:55, курсовая работа
Рассматриваются теоретические основы анализа использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы учреждения;
Проводится анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами, диагностику использования фонда заработной платы учреждения;
Предложены мероприятия по совершенствованию использования фонда оплаты труда.
Введение………………………………………………………………………….
4
1. Методика анализа по труду и заработной плате……………………….......
6
1.1 Цели, задачи и информационное обеспечение анализа труда и заработной платы……………………………………………………………….
6
1.2 Характеристика обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами...
8
1.3. Анализ использования фонда заработной платы………………………...
11
2. Экономическая характеристика учреждения
13
2.1. Краткая экономическая характеристика учреждения…………………...
13
2.2 Формы и системы оплаты труда в ГОУ «Детский дом № 2»…………...
18
3. Анализ показателей по труду и заработной плате ГОУ Детский дом № 2………………………………………………………………………………….
26
3.1. Характеристика состава и структуры персонала учреждения…………
26
3.2. Анализ использования фонда платы труда учреждения………………..
32
Выводы и предложения………………………………………………………..
39
Заключение
43
Библиографический список…………………………………………………...
44
Приложения…………………………………………………………………….
45
[6, С. 94]
К анализу привлекают данные о среднесписочной численности работающих по категориям:
1. Служащие:
руководители;
специалисты;
другие работники, относящиеся к служащим.
2. Рабочие. [8, С. 118]
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятия, а также их заместители по следующим должностям: директора, заведующие, главные специалисты и т.д.
Специалисты состоят из работников, занятых выполнением инженерно-технических, экономических, бухгалтерских, юридических и других аналогичных функций.
К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей и благ. [12, С. 67]
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категориям и профессиям отчетного года с прошлым годом и определяется отклонение. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. [10, С. 84]
Так же при анализе численности работников предприятия изучается изменение структуры штатов предприятия, путем определения удельного веса отдельных категорий работников в общей их численности за отчетный и прошлый год и определяют отклонение и динамика.
Квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д. Поэтому в процессе анализа изучают структуру и изменения в составе рабочих по этим признакам в отчетном году по сравнению с прошлым годом.
Необходимо также анализировать качественный состав персонала по уровню квалификации, сравнивая средний тарифный разряд рабочих и средний тарифный коэффициент рабочих за прошлый и отчетный год, рассчитанных по средневзвешенной арифметической. [14, С. 175]
Поскольку изменения качественного состава происходит в результате движения рабочей силы, то этому вопросу при анализе уделяется большое внимание.
Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и анализируют следующие показатели:
коэффициент оборота по приему персонала (Кпр):
; (1.1)
коэффициент оборота по выбытию (Кв):
; (1.2)
коэффициент текучести кадров (Ктк):
; (1.3)
коэффициент постоянного состава персонала предприятия (Кпс):
. (1.4)
Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины и др.) и разработать меры по уменьшению текучести кадров.
1.3. Анализ использования фонда заработной платы
В расходы на оплату труда включаются любые начисления работника в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Общей же тенденцией является расширение сферы применения повременной оплаты с нормированным заданием и достаточно большой долей премий (до 50%) за трудовые достижения сотрудника в деятельности учреждения. [16, С. 176]
Анализ расходов на оплату труда преследует следующие задачи:
1) определение отклонения фактических расходов на оплату труда от плана и от прошлого года;
2) изучение динамики расходов на оплату труда;
3) проведение факторного анализа использования фонда заработной платы;
4) оценка эффективности применяемых систем оплаты труда;
5) изучение изменения средней заработной платы;
6) изыскание резервов на снижение расходов на оплату труда.
Если фонд оплаты труда по факту превышает фонд оплаты труда по плану, то наблюдается перерасход средств на заработную плату (положительное отклонение); если же фонд оплаты труда по факту ниже фонда оплаты труда по плану, то наблюдается экономия средств на заработную плату (отрицательное отклонение).
Если наблюдается превышение фонда оплаты труда отчетного года по сравнению с прошлым, то это свидетельствует о увеличение расходов на оплату труда (положительное отклонение); если же фонда оплаты труда отчетного года по сравнению с прошлым меньше, то это свидетельствует о уменьшение расходов на оплату труда (отрицательное отклонение).
При анализе изучают изменение средней заработной платы по сравнению с планом и прошлым годом, определяют отклонение, динамику показателей.
Рассчитывают влияние на фонд оплаты труда таких факторов, как численность (Ч) и средняя заработная плата (СЗП) по формуле:
При анализе использования фонда оплаты труда на предприятие рассматривают его структуру в разрезе отдельных статей расходов на заработную платную: заработная плата, прочие выплаты и начисления на фонд оплаты труда. Рассчитывается доля сумм отдельных статей расходов в сумме общего фонда оплаты труда. Определяется отклонение фактических расходов на оплату труда и расходов на оплату труда по плану за отчетный и прошлый год, изучается динамика расходов на оплату труда.
Так же при анализе рассматривают структуру фонда оплаты труда по таким составным частям, как оклады, доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и иные выплаты. Сравнивают эти составные части фонда оплаты труда за отчетный и прошлый год, рассчитывая отклонение и динамику.
Возможно проведение анализа фонда оплаты труда по категориям работников предприятия. Рассчитывается доля заработной платы отдельных категорий работников в общем фонде оплаты труда за отчетный и прошлый год, определяется отклонение и динамика показателей.
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Краткая экономическая характеристика учреждения
Полное наименование Учреждения: государственное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 2». Сокращенное наименование Учреждения: ГОУ «Детский дом № 2». Место нахождения Учреждения: Российская Федерация, 644018, г. Омск, ул. 5 Кордная, 22.
Муниципальное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский дом № 2» создано на базе детского сада № 172 8 января 1997 года, зарегистрировано 27 января 1997 года. От 29 января 2001 года учреждение переименовано в Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 2». От 17 мая 2006 года - переименовано в государственное образовательное учреждение Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 2».
Учредителем Учреждения является Омская область.
Учреждение является некоммерческой организацией (юридическим лицом), финансируемой за счет средств областного бюджета. Имеет самостоятельный баланс и смету, лицевые счета, печать со своим наименованием, штампы, бланки.
Учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном законодательством.
Целями деятельности Учреждения являются: формирование общей культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; адаптация воспитанников к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников;
Предметом деятельности Учреждения является воспитательная и образовательная деятельность.
Для учебно-воспитательного и прочего персонала применяется простая повременная форма оплаты труда, при которой заработная плата начисляется за фактически отработанное время по тарифной ставке разряда, присвоенного рабочему.
Для административно-
Организационную структуру учреждения и основные функции представленных отделов отражает Схема 2.1 Организационная структура ГОУ «Детский Дом № 2».
Администрация |
Функции: управление и непосредственный |
Отдел бухгалтерии | Методический отдел | Учебно-вспомогательный отдел |
Функции: ведет финансово учетную работу по учреждению | Функции: разрабатывает теоретические и практические методики по воспитанию и образованию детей | Функции: непосредственно занимаются воспитанием, обучением и обслуживанием детей |
Схема 2.1 Организационная структура МОУ «Детский Дом № 2»
Функции административно-
Учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном областным законодательством. Директор Учреждения по вопросам, отнесенным законодательством к его компетенции, действует на принципах единоначалия и подотчетен Отраслевому органу (Министерство образования Омской области) и Министерству имущественных отношений Омской области. Трудовой договор с директором Учреждения заключается сроком на 5 лет.
Директор выполняет следующие функции по организации и обеспечению деятельности Учреждений: действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы во всех органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях; планирует, организует и в пределах своей компетенции контролирует учебно и образовательный процессы, отвечает за качество и эффективность работы Учреждения; в пределах своей компетенции заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности; открывает лицевые счета Учреждения; по согласованию с органом утверждает структуру, штатное расписание; в пределах своей компетенции издает правовые акты и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения, организует проведение аттестации работников Учреждения; применяет к работникам Учреждения меры дисциплинарного взыскания и поощрения в соответствии с федеральным законодательством, локальными нормативными актами Учреждения; представляет необходимую отчетность в уполномоченные органы государственной власти; утверждает правила внутреннего трудового распорядка Учреждения; утверждает должностные инструкции работников Учреждения; определяет в соответствии с федеральным законодательством состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, а также порядок ее защиты.
Заместитель директора по административно-хозяйственной части выполняет следующие функции:
во время отсутствия директора является вторым уполномоченным лицом, выполняющие его функции;
составляет договора на оказание коммунальных услуг, услуг электросети и по ремонту основных средств поставщиками и подрядчиками;
отслеживает движение актов выполненных работ по оказанным услугам поставщиками и подрядчиками;
является материально ответственным лицом по сохранности материальных ценностей.
Главный бухгалтер выполняет следующие функции:
осуществляет контроль: