Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа
Целью данной работы явилось изучение вопросов, связанных с построением и использованием методики анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка, и возможных направлений её совершенствования в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются общепринятые основы построения методики анализа кредитоспособности (понятие и критерии кредитоспособности, основы организации процесса анализа кредитоспособности, информационная база анализа и его основные показатели).
Большое внимание уделено вопросам практического характера, отражающим особенности проведения анализа кредитоспособности заемщиков дополнительного офиса № 3349/9/19 ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал.
Введение
1. Обзор литературы
2. Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке
3. Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности
4. Оценка финансовых коэффициентов
5. Анализ денежных потоков
6. Анализ делового риска
7.Определение класса кредитоспособности клиента
8. Анализ кредитоспособности юридических лиц в дополнительном офисе № 3349/9/19 р.п. Оконешниково ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал
8.1.Общая характеристика деятельности дополнительного офиса № 339/9/19 р.п. Оконешниково ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал
8.2.Анализ бухгалтерской отчетности заемщика- закрытое акционерное общества «Сергеевское»
8.3. Расчет финансовых коэффициентов и определение рейтинговой оценки
Список используемой литературы
Несоблюдение
рекомендуемого уровня каждого из полученных
при финансовом анализе коэффициентов,
используемых при рейтинговой оценке
предприятия – заемщика, а также несоблюдение
«золотого правила экономики предприятия»
дает нулевое значение данного показателя
для рейтинговой оценки.
Итоговая
рейтинговая оценка получается вычитанием
корректирующего балла из рейтинговой
оценки, полученной по балансовым данным.
Полученные показатели итоговой рейтинговой оценки позволяют определить класс платежеспособности предприятия – заемщика:
Классы
платежеспособности заемщика
Итоговая
рейтинговая оценка
от 55 1 Наивысший показатель рейтинговой оценки. Такой показатель говорит о финансовой устойчивости предприятия и его высокой кредитоспособности. Исходя из практики, получение предприятием максимального общего балла рейтинговой оценки – явление крайне редкое.
от 25 до 55 2 Кредитование таких заемщиков возможно, с незначительной степенью разумного риска.
Получение потенциальным заемщиком более низких оценок не должно рассматриваться, как отказ в предоставлении кредита, если есть другие более веские и обоснованные причины (как то покрытие кредита залогом, относящимся к первой категории ликвидности, получение Банком значительной прибыли от других услуг, оказываемых заемщику и т.д.) возможности кредитования заемщика с минимальным риском для Банка.
менее 25 3 Значение рейтингового балла от 0 до 25 говорит о крайне неудовлетворительном финансовом состоянии предприятия – заемщика и может являться причиной отказа в его кредитовании.
После расчета финансовых показателей ЗАО «Сергеевское» возможно вывести рейтинговую оценку в баллах .
Предприятие имеет 1 класс платежеспособности и итоговую рейтинговую оценку 68 баллов. Это говорит о хорошем финансовом состоянии и довольно высоком уровне кредитоспособности заемщика. Тенденции развития не ухудшились, отмечается снижение рентабельности (очевидно, ввиду обострения конкуренции на рынке). Однако ликвидность предприятия весьма высока.
Рассмотренные расчеты и определение итоговой рейтинговой оценки являются очень важной частью заключения кредитного отдела по вопросу выдачи кредита. Однако в заключении находит отражение также и множество других, не менее важных вопросов, касающихся правового положения предприятия, наличия обеспечения кредита (залог, поручительство и т.д.), личностных качеств руководителей, целей кредитования и т.д. Лишь рассмотрев эти моменты, можно решить вопрос о кредитоспособности заемщика и определить, целесообразно его кредитовать, установить сроки и сумму кредита.
Согласно представленного бизнес плана посевная площадь на 2009год составляет 8442га, плановая выручка на период кредитования 15900 тонн от реализации продукции всех культур на сумму 54 325 тыс. рублей, от реализации молока и мяса-25800 тысяч рублей в количестве молоко-1370 тоннн, мяса-140 тонн. Средняя урожайность за последние 5 лет по ЗАО 20,1 с га.
Гашение кредита будет
Факторы,
которые могут повлиять на своевременное
погашение кредита:
-Качество производимой продукции
-высокая урожайность спрос продукции.
Обеспечение возврата кредита Банка
Способы обеспечения
В залог предоставляется : приобретаемые комбайны КЗС-1218-29 «Полесье» в количестве 2 единиц общей залоговой стоимостью 10 811 000 рублей.
Документы, подтверждающие право собственности на предмет залога имеются.
Фактическое наличие предмета залога – Предмет залога стоит на балансе предприятия. И предприятие имеет право собственности на предлагаемый предмет залога. Банком будет проводится ежеквартальная проверка залога с выездом в хозяйство сотрудником банка и службой безопасности и будет составлятся акт проверки по форме приложения 18.
После определения кредитоспособности ЗАО «Сергеевское», кредитный эксперт составляет заключение- приложение 9, которое направляется в службу безопасности и юридический отдел дополнительного офиса. После положительного решения сотрудник банка выходит на кредитную комиссию дополнительного офиса- если этот кредит в пределах лимита кредитования, и составляет протокол заседания кредитной комиссии- приложение 10.
После
проведения и принятия положительного
решения на комиссии кредитный эксперт
оформляет документы в
Таким
образом, последовательное проведение
всех этапов оценки кредитоспособности
предприятия – заемщика позволяет сделать
наиболее точные выводы о тенденциях развития
предприятия и определить потенциал для
кредитования.
Заключение
Эффективная деятельность коммерческого банка в сфере кредитования зависит от множества факторов, в том числе и от качества и полноты проведения анализа кредитоспособности заемщиков.
Изучение вопросов, связанных с проведением анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка позволяет сделать выводы, что методики анализа кредитоспособности юридических и физических лиц строятся на общепринятых критериях: характер клиента, способность заимствовать средства, способность зарабатывать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности, обеспеченность кредита, правоспособность заемщика. Все эти критерии определяют способы оценки кредитоспособности клиентов банка (оценка делового риска, оценка менеджмента, оценка финансовой устойчивой устойчивости и финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, оценка доходов клиента, сбор информации о клиенте и др.).
Одной из основных задач, решаемых коммерческим банком в ходе процесса кредитования заемщиков, является формирование полной и достоверной информационной базы. Она служит основным источником информации при проведении анализа кредитоспособности заемщика.
Анализ кредитоспособности юридических лиц – заемщиков банка проводится в несколько этапов. К числу основных этапов относятся: анализ абсолютных показателей баланса, анализ отчета о финансовых результатах, анализ структуры дебиторской задолженности, анализ основных финансовых показателей.
Последовательная реализация данных этапов
в рамках рассматриваемой методики дает
возможность рассчитать итоговую рейтинговую
оценку и определить класс платежеспособности
заемщика, выявить потенциал и тенденции
его развития. Это в свою очередь позволяет
решить задачу оценки целесообразности
и возможности предоставления кредита.
В качестве путей совершенствования методики
проведения анализа кредитоспособности
заемщика может быть предложен учет следующих
факторов:
– сезонные колебания выручки от реализации продукции и прибыли;
– уточнение денежных потоков на величину оборота наличных денежных средств в кассе предприятия.
Полученные результаты позволяют в определенной
мере усовершенствовать практику проведения
анализа кредитоспособности заемщиков
коммерческого банка, что дает возможность
точнее оценивать финансовое положение
клиента и снизить риск кредитных операций.
Список
используемой литературы