Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа
Целью данной работы явилось изучение вопросов, связанных с построением и использованием методики анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка, и возможных направлений её совершенствования в современных условиях.
Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются общепринятые основы построения методики анализа кредитоспособности (понятие и критерии кредитоспособности, основы организации процесса анализа кредитоспособности, информационная база анализа и его основные показатели).
Большое внимание уделено вопросам практического характера, отражающим особенности проведения анализа кредитоспособности заемщиков дополнительного офиса № 3349/9/19 ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал.
Введение
1. Обзор литературы
2. Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке
3. Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности
4. Оценка финансовых коэффициентов
5. Анализ денежных потоков
6. Анализ делового риска
7.Определение класса кредитоспособности клиента
8. Анализ кредитоспособности юридических лиц в дополнительном офисе № 3349/9/19 р.п. Оконешниково ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал
8.1.Общая характеристика деятельности дополнительного офиса № 339/9/19 р.п. Оконешниково ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал
8.2.Анализ бухгалтерской отчетности заемщика- закрытое акционерное общества «Сергеевское»
8.3. Расчет финансовых коэффициентов и определение рейтинговой оценки
Список используемой литературы
В последнее время (особенно в экономически развитых странах) большое значение приобретает оценка морально – этических качеств заемщиков банка (их репутация, порядочность, точность выполнения обещаний и обязательств, участие в сомнительных финансовых операциях и т.п.). Создаются методики и тесты, позволяющие достаточно точно оценить такие качества.
Одним из таких тестов является «Система
красных сигналов» [29]. Она, как показывает
опыт зарубежных банков, позволяет выявить
потенциально ненадежных клиентов. Ее
основу составляют пять разделов, отражающие
информацию о заемщике:
1. «Сигналы»
из истории заемщика
– недавняя финансовая несостоятельность заемщика;
– расхождения
и противоречия в информации о
заемщике.
2. «Сигналы»,
касающиеся руководства и
– заемщик ищет партнера, на чьи средства можно рассчитывать;
– невысокие моральные качества руководителя;
– борьба за власть в руководстве среди партнеров, между членами семьи – владельцами компании;
– частые смены в руководстве;
– строптивый, неуравновешенный характер руководителя;
– стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс,
оказать
давление на банковского работника.
3. «Сигналы»,
отражающие производственную
– круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;
– ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;
– заемщик относится к той отрасли, которая в данный момент
испытывает проблему;
– упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы не детализируются
по статьям;
4. «Сигналы»,
относящиеся к организации
– заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит
– у заемщика нет ясной программы погашения ссуды;
– отсутствие резервных источников погашения кредита;
– заемщик
не имеет материального
– кредитная заявка заемщика плохо обоснована;
– заемщик испрашивает кредит под обеспечение своего акционерного
капитала
и одновременно изыскивает возможности
для получения ссуды под
– кредит направлен главным образом в сферу обращения, а не производства где непосредственно создается стоимость;
– недостаточно
обоснован срок погашения кредита;
5. «Сигналы»,
фиксирующие отклонения от
– нарушения в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;
– отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т.п.);
– пересмотр условия кредитования, изменения в схеме погашения кредита просьба о пролонгации ссуды
– отклонения показателей хозяйственно – финансовой деятельности от плановых;
– отклонения
в системе учета и контроля
заемщика.
Эти сигналы настораживают банк и помогают предотвратить просрочку кредитов либо выявить их возникновение.
Практически во всех коммерческих банках существует лист – вопросник для проведения предварительного собеседования с клиентом. Ответы на вопросы помогают банку принять предварительное решение о предоставлении кредита.
При анализе кредитоспособности банк проверяет и экономическую эффективность использования кредита. Для этого рассматриваются документы, контракты, подтверждающие цели использования кредита заемщиком. Банк оценивает достоверность и реальность целей заемщика, их соответствие складывающимся условиям и конъюнктуре рынка (по параметрам спроса и предложения, количества и качества, цены, противодействия конкурентов). При этом банк сопоставляет издержки и доходы по операциям, под которые заемщик просит предоставить кредит. Банк должен убедиться в том, что в результате использования кредита заемщик покроет свои издержки и получит прибыль, достаточную для него и для возвращения долга банку. На основании таких оценок банк принимает решение о выдаче кредита или об отказе. Параметры кредитной сделки согласовываются с заемщиком и окончательно устанавливаются и закрепляются в кредитном договоре.
Существующая практика кредитования индивидуальных клиентов различными банками в России имеет ряд особенностей. Так, к числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая нестабильность, уровень официальной ставки рефинансирования ЦБ РФ, инфляционные ожидания населения, стабильность рубля, уровень развития валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и пр.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.).
При работе с населением сначала кредитный
работник ведет переговоры с клиентом
с целью выяснения: кредитоспособности
клиента в юридическом смысле, т.е. правомочен
ли клиент заключать кредитный договор;
кредитоспособность клиента с экономической
точки зрения, иными словами имеет ли он
экономические предпосылки (доходы, имущество),
необходимые для полного и своевременного
выполнения условий кредитного договора
с точки зрения возврата долга, уплаты
процентов, характера обеспечения кредита.
Анализ кредитоспособности клиента позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданной ссуды в обусловленный срок и оценить вероятность своевременного возврата ссуды. Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.
Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, характеризующей способность клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывает банк и его клиент и прочие факторы.
После положительной оценки кредитоспособности клиента банк и заемщик приступают к согласованию условий кредитного договора.
Таким образом, общие подходы к организации
анализа кредитоспособности заемщиков
в коммерческих банках более или менее
одинаковы. Это обусловлено объективными
причинами становления и развития практики
банковского кредитования заемщиков.
Основу оценки кредитоспособности составляет
анализ финансовой деятельности заемщика,
система сбора и обработки информации
о его хозяйственно – финансовом положении.
Тем не менее, каждый банк кредитует в
основном определенные отрасли производства
или несколько отраслей, каждая из которых
имеет ряд специфических особенностей.
Эти факторы требуют адаптации финансового
анализа к учету условий рынка, выражающейся
в увеличения и уточнения числа необходимых
показателей, что в свою очередь накладывает
отпечаток на методику анализа кредитоспособности
заемщиков банка. Многие банки заинтересованы
в создании и совершенствовании методики
оценки кредитоспособности, учитывающей
особенности функционирования различных
отраслей промышленности и сельского
хозяйства, а при кредитовании физических
лиц – особенности экономического положения
граждан России, проживающих в больших
городах и сельской местности. Совершенствование
анализа кредитоспособности заемщиков
в современных условиях предполагает
более глубокий учет особенностей деятельности
заемщиков – отраслевых, региональных,
временных и т.д.
III. Информационная
база и основные показатели анализа кредитоспособности
Для проведения анализа кредитоспособности клиента – юридического лица коммерческому банку требуется определенная информация.
В мировой практике наиболее известный источник данных о кредитоспособности – фирма «Dan & Bradstreet», которая собирает информацию примерно о трех миллионах фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке [14]. Краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуются в общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетах, наиболее распространенный из них – «Информация о деловом предприятии». Первый из шести разделов отчета содержит сведения общего характера – наименование и адрес фирмы, код отрасли и предприятия, характер производства, форма собственности, суммарная оценка кредитоспособности (рейтинг), быстрота оплаты фирмой счетов, объем продаж, собственный капитал, число занятых, общее состояние и тенденции развития фирмы.
Суммарная оценка кредитоспособности состоит из двух частей – двух букв (или цифры и буквы) и цифры. Первые два знака представляют собой оценку финансовой устойчивости фирмы, а последний – оценку ее кредитоспособности. Второй раздел отчета содержит сведения, полученные от поставщиков фирмы, относительно аккуратности в оплате счетов и о максимальном кредите, полученном в течение года. Третий раздел включает последний баланс и информацию о продажах и прибыльности фирмы (если она имеется). Четвертый раздел показывает обычный размер остатка на депозитном счете и платежи по ссудам. В пятом разделе содержатся данные о руководителях и владельцах фирмы. В последнем разделе подробно охарактеризованы род деятельности фирмы, ее клиентура и производственные мощности.
Помимо указанных отчетов, «Dan & Bradstreet» публикует еще несколько видов документов. Один из самых полезных – «Отчет о ключевых финансовых статьях» – содержит значительно более подробную информацию о фирме. Кроме «Dan & Bradstreet», имеется еще несколько кредитных бюро, именуемых специальными коммерческими агентствами. Обычно они ограничиваются одной отраслью или видом деятельности.
Иногда банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей интересующей фирмы. Поставщики могут снабдить информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и удержаниях со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями фирмы позволяют банку получить информацию о качестве ее продукции, надежности обслуживания и количестве рекламаций на ее товар. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работниках.
Еще одним источником сведений является служба взаимного обмена кредитной информацией при национальной ассоциации управления кредитом – организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как аккуратно платит фирма? Однако в информации содержатся только факты, но отсутствует анализ, объяснение или какие либо рекомендации.
Другими источниками информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т.д. Некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы, однако такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.
В практике Российских банков в качестве источников сведений используются: данные бухгалтерских отчетов, данные оперативного учета, бизнес – план, сведения из других банков, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информация поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам.
При обращении в банк за получением кредита заемщик – юридическое лицо после прохождения первичного собеседования получает список документов, необходимых для получения кредита.
Обычно предоставляются: заявка на получение кредита, документы, подтверждающие правоспособность клиента, ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера, комплект документов, характеризующих финансовое состояние клиента, документы по обеспечению кредита, другие документы. В качестве дополнительной информации о клиенте могут выступать: сведения по кассе предприятия с указанием оборотов и средних остатков денежных средств, сведения о наличии сырья и остатков готовой продукции на складе, сведения по ожидаемым контрактам и т.д.
Правильно собранная, полная и объективная
информация о клиенте очень важна при
формировании мнения банка о нем, анализе
финансового состояния клиента, определении
его потенциальных возможностей. Она служит
основой для расчета основных показателей
анализа кредитоспособности заемщика
банка.
Исследование баланса предприятия может производиться двумя методами – вертикальным (исследование коэффициентов на основе текущего баланса) и горизонтальным (оценка тенденций для различных отчетных периодов).
Исследование финансового состояния предприятия в «вертикальной» плоскости заключается в обработке информации по последнему зафиксированному балансу, отчету о финансовых результатах, приложениям к годовому балансу предприятия и данным аналитического учета, ведущегося заемщиком по счетам дебиторов – кредиторов.