Анализ кредитоспособности ссудозаемщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явилось изучение вопросов, связанных с построением и использованием методики анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка, и возможных направлений её совершенствования в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются общепринятые основы построения методики анализа кредитоспособности (понятие и критерии кредитоспособности, основы организации процесса анализа кредитоспособности, информационная база анализа и его основные показатели).

Большое внимание уделено вопросам практического характера, отражающим особенности проведения анализа кредитоспособности заемщиков дополнительного офиса № 3349/9/19 ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал.

Содержание

Введение

1. Обзор литературы

2. Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке

3. Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности

4. Оценка финансовых коэффициентов

5. Анализ денежных потоков

6. Анализ делового риска

7.Определение класса кредитоспособности клиента

8. Анализ кредитоспособности юридических лиц в дополнительном офисе № 3349/9/19 р.п. Оконешниково ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал

8.1.Общая характеристика деятельности дополнительного офиса № 339/9/19 р.п. Оконешниково ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал

8.2.Анализ бухгалтерской отчетности заемщика- закрытое акционерное общества «Сергеевское»

8.3. Расчет финансовых коэффициентов и определение рейтинговой оценки

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

   В последнее время (особенно в экономически развитых странах) большое значение приобретает оценка морально – этических качеств заемщиков банка (их репутация, порядочность, точность выполнения обещаний и обязательств, участие в сомнительных финансовых операциях и т.п.). Создаются методики и тесты, позволяющие достаточно точно оценить такие качества.

   Одним из таких тестов является «Система красных сигналов» [29]. Она, как показывает опыт зарубежных банков, позволяет выявить потенциально ненадежных клиентов. Ее основу составляют пять разделов, отражающие информацию о заемщике: 

1. «Сигналы»  из истории заемщика 

– недавняя финансовая несостоятельность заемщика;

– расхождения  и противоречия в информации о  заемщике. 

2. «Сигналы»,  касающиеся руководства и управления  заемщика 

– заемщик  ищет партнера, на чьи средства можно рассчитывать;

– невысокие  моральные качества руководителя;

– борьба за власть в руководстве среди  партнеров, между членами семьи  – владельцами компании;

– частые смены в руководстве;

– строптивый, неуравновешенный характер руководителя;

– стремление руководства заемщика ускорить кредитный процесс,

оказать давление на банковского работника. 

3. «Сигналы»,  отражающие производственную деятельность  заемщика 

– круг поставщиков и покупателей у  заемщика не диверсифицирован;

– ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;

– заемщик  относится к той отрасли, которая  в данный момент

испытывает  проблему;

– упрощенное ведение баланса, т.е. активы и пассивы  не детализируются

по статьям; 

4. «Сигналы»,  относящиеся к организации кредитования 

– заемщик не представляет четко цель, на которую испрашивается кредит

– у  заемщика нет ясной программы  погашения ссуды;

– отсутствие резервных источников погашения  кредита;

– заемщик  не имеет материального обеспечения  своей цели;

– кредитная  заявка заемщика плохо обоснована;

– заемщик  испрашивает кредит под обеспечение  своего акционерного

капитала  и одновременно изыскивает возможности  для получения ссуды под обеспечение  активов;

– кредит направлен главным образом в  сферу обращения, а не производства где непосредственно создается стоимость;

– недостаточно обоснован срок погашения кредита; 

5. «Сигналы»,  фиксирующие отклонения от установленных  норм 

– нарушения  в периодичности предоставления заемщиком отчетных данных о своей  хозяйственной деятельности;

– отклонения от нормы порядка ведения банковских счетов (нарушения в системе овердрафта и т.п.);

– пересмотр  условия кредитования, изменения  в схеме погашения кредита  просьба о пролонгации ссуды

– отклонения показателей хозяйственно – финансовой деятельности от плановых;

– отклонения в системе учета и контроля заемщика. 

    Эти сигналы настораживают банк и помогают предотвратить просрочку кредитов либо выявить их возникновение.

   Практически во всех коммерческих банках существует лист – вопросник для проведения предварительного собеседования с клиентом. Ответы на вопросы помогают банку принять предварительное решение о предоставлении кредита.

   При анализе кредитоспособности банк проверяет и экономическую эффективность использования кредита. Для этого рассматриваются документы, контракты, подтверждающие цели использования кредита заемщиком. Банк оценивает достоверность и реальность целей заемщика, их соответствие складывающимся условиям и конъюнктуре рынка (по параметрам спроса и предложения, количества и качества, цены, противодействия конкурентов). При этом банк сопоставляет издержки и доходы по операциям, под которые заемщик просит предоставить кредит. Банк должен убедиться в том, что в результате использования кредита заемщик покроет свои издержки и получит прибыль, достаточную для него и для возвращения долга банку. На основании таких оценок банк принимает решение о выдаче кредита или об отказе. Параметры кредитной сделки согласовываются с заемщиком и окончательно устанавливаются и закрепляются в кредитном договоре.

   Существующая практика кредитования индивидуальных клиентов различными банками в России имеет ряд особенностей. Так, к числу основных факторов, влияющих на выбор формы кредитного договора и условия кредитования, можно отнести макроэкономические факторы (общая экономическая и политическая нестабильность, уровень официальной ставки рефинансирования ЦБ РФ, инфляционные ожидания населения, стабильность рубля, уровень развития валютного и фондового рынков, конъюнктура рынка ссудных капиталов и пр.) и микроэкономические факторы, действующие на уровне банка и его клиента (конкурентоспособность банка, испытываемые им и его клиентом риски, платежеспособность клиента, качество обеспечения ссуды, является ли клиент постоянным клиентом банка, имеет ли он постоянные источники доходов и т.д.).

   При работе с населением сначала кредитный работник ведет переговоры с клиентом с целью выяснения: кредитоспособности клиента в юридическом смысле, т.е. правомочен ли клиент заключать кредитный договор; кредитоспособность клиента с экономической точки зрения, иными словами имеет ли он экономические предпосылки (доходы, имущество), необходимые для полного и своевременного выполнения условий кредитного договора с точки зрения возврата долга, уплаты процентов, характера обеспечения кредита. 

   Анализ кредитоспособности клиента позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению выданной ссуды в обусловленный срок и оценить вероятность своевременного возврата ссуды. Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи ссуды. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точки зрения возможности и целесообразности предоставления ссуд, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.

   Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, характеризующей способность клиента получать доход, достаточный для своевременного погашения ссуды, наличие у заемщика имущества, которое при необходимости может служить обеспечением выданной ссуды. Кроме того, банковский работник обязан анализировать рыночную конъюнктуру, тенденции ее изменения, риски, которые испытывает банк и его клиент и прочие факторы.  

  После положительной оценки кредитоспособности клиента банк и заемщик приступают к согласованию условий кредитного договора.

   Таким образом, общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческих банках более или менее одинаковы. Это обусловлено объективными причинами становления и развития практики банковского кредитования заемщиков. Основу оценки кредитоспособности составляет анализ финансовой деятельности заемщика, система сбора и обработки информации о его хозяйственно – финансовом положении. Тем не менее, каждый банк кредитует в основном определенные отрасли производства или несколько отраслей, каждая из которых имеет ряд специфических особенностей. Эти факторы требуют адаптации финансового анализа к учету условий рынка, выражающейся в увеличения и уточнения числа необходимых показателей, что в свою очередь накладывает отпечаток на методику анализа кредитоспособности заемщиков банка. Многие банки заинтересованы в создании и совершенствовании методики оценки кредитоспособности, учитывающей особенности функционирования различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, а при кредитовании физических лиц – особенности экономического положения граждан России, проживающих в больших городах и сельской местности. Совершенствование анализа кредитоспособности заемщиков в современных условиях предполагает более глубокий учет особенностей деятельности заемщиков – отраслевых, региональных, временных и т.д. 
 
 

III. Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности 

   Для проведения анализа кредитоспособности клиента – юридического лица коммерческому банку требуется определенная информация.

  В мировой практике наиболее известный источник данных о кредитоспособности – фирма «Dan & Bradstreet», которая собирает информацию примерно о трех миллионах фирм США и Канады и предоставляет ее по подписке [14]. Краткие сведения и оценки кредитоспособности каждой фирмы публикуются в общенациональных и региональных справочниках. Более детальная информация об отдельных фирмах сообщается в виде финансовых отчетах, наиболее распространенный из них – «Информация о деловом предприятии». Первый из шести разделов отчета содержит сведения общего характера – наименование и адрес фирмы, код отрасли и предприятия, характер производства, форма собственности, суммарная оценка кредитоспособности (рейтинг), быстрота оплаты фирмой счетов, объем продаж, собственный капитал, число занятых, общее состояние и тенденции развития фирмы.

   Суммарная оценка кредитоспособности состоит из двух частей – двух букв (или цифры и буквы) и цифры. Первые два знака представляют собой оценку финансовой устойчивости фирмы, а последний – оценку ее кредитоспособности. Второй раздел отчета содержит сведения, полученные от поставщиков фирмы, относительно аккуратности в оплате счетов и о максимальном кредите, полученном в течение года. Третий раздел включает последний баланс и информацию о продажах и прибыльности фирмы (если она имеется). Четвертый раздел показывает обычный размер остатка на депозитном счете и платежи по ссудам. В пятом разделе содержатся данные о руководителях и владельцах фирмы. В последнем разделе подробно охарактеризованы род деятельности фирмы, ее клиентура и производственные мощности.

  Помимо указанных отчетов, «Dan & Bradstreet» публикует еще несколько видов документов. Один из самых полезных – «Отчет о ключевых финансовых статьях» – содержит значительно более подробную информацию о фирме. Кроме «Dan & Bradstreet», имеется еще несколько кредитных бюро, именуемых специальными коммерческими агентствами. Обычно они ограничиваются одной отраслью или видом деятельности.

   Иногда банки сверяют свою информацию с данными других банков, имевших отношения с подателем кредитной заявки. Они могут также проверить данные у различных поставщиков и покупателей интересующей фирмы. Поставщики могут снабдить информацией об оплате ею счетов, предоставленных скидках, максимальной и минимальной сумме коммерческого кредита, необоснованных претензиях и удержаниях со стороны интересующей банк фирмы. Контакты с покупателями фирмы позволяют банку получить информацию о качестве ее продукции, надежности обслуживания и количестве рекламаций на ее товар. Такая сверка информации с контрагентами фирмы и другими банками позволяет также выявить репутацию и возможности фирмы, обратившейся за кредитом, и ее руководящих работниках.

   Еще одним источником сведений является служба взаимного обмена кредитной информацией при национальной ассоциации управления кредитом – организация, снабжающая сведениями о кредитах, полученных фирмой у поставщиков по всей стране. Члены организации получают ответ на вопрос: как аккуратно платит фирма? Однако в информации содержатся только факты, но отсутствует анализ, объяснение или какие либо рекомендации.

   Другими источниками информации о фирмах, особенно крупных, служат коммерческие журналы, газеты, справочники, государственная отчетность и т.д. Некоторые банки обращаются даже к конкурентам данной фирмы, однако такую информацию следует использовать крайне осторожно, но она может оказаться весьма полезной.

   В практике Российских банков в качестве источников сведений используются: данные бухгалтерских отчетов, данные оперативного учета, бизнес – план, сведения из других банков, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информация поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам.

   При обращении в банк за получением кредита заемщик – юридическое лицо после прохождения первичного собеседования получает список документов, необходимых для получения кредита.

   Обычно предоставляются: заявка на получение кредита, документы, подтверждающие правоспособность клиента, ксерокопии паспортов руководителя и главного бухгалтера, комплект документов, характеризующих финансовое состояние клиента, документы по обеспечению кредита, другие документы. В качестве дополнительной информации о клиенте могут выступать: сведения по кассе предприятия с указанием оборотов и средних остатков денежных средств, сведения о наличии сырья и остатков готовой продукции на складе, сведения по ожидаемым контрактам и т.д.

   Правильно собранная, полная и объективная информация о клиенте очень важна при формировании мнения банка о нем, анализе финансового состояния клиента, определении его потенциальных возможностей. Она служит основой для расчета основных показателей анализа кредитоспособности заемщика банка. 

   Исследование баланса предприятия может производиться двумя методами – вертикальным (исследование коэффициентов на основе текущего баланса) и горизонтальным (оценка тенденций для различных отчетных периодов).

   Исследование финансового состояния предприятия в «вертикальной» плоскости заключается в обработке информации по последнему зафиксированному балансу, отчету о финансовых результатах, приложениям к годовому балансу предприятия и данным аналитического учета, ведущегося заемщиком по счетам дебиторов – кредиторов.

Информация о работе Анализ кредитоспособности ссудозаемщика