Анализ кредитоспособности ссудозаемщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы явилось изучение вопросов, связанных с построением и использованием методики анализа кредитоспособности заемщиков коммерческого банка, и возможных направлений её совершенствования в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в работе рассматриваются общепринятые основы построения методики анализа кредитоспособности (понятие и критерии кредитоспособности, основы организации процесса анализа кредитоспособности, информационная база анализа и его основные показатели).

Большое внимание уделено вопросам практического характера, отражающим особенности проведения анализа кредитоспособности заемщиков дополнительного офиса № 3349/9/19 ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал.

Содержание

Введение

1. Обзор литературы

2. Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке

3. Информационная база и основные показатели анализа кредитоспособности

4. Оценка финансовых коэффициентов

5. Анализ денежных потоков

6. Анализ делового риска

7.Определение класса кредитоспособности клиента

8. Анализ кредитоспособности юридических лиц в дополнительном офисе № 3349/9/19 р.п. Оконешниково ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал

8.1.Общая характеристика деятельности дополнительного офиса № 339/9/19 р.п. Оконешниково ОАО «Россельхозбанк» Омский филиал

8.2.Анализ бухгалтерской отчетности заемщика- закрытое акционерное общества «Сергеевское»

8.3. Расчет финансовых коэффициентов и определение рейтинговой оценки

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая готовая.doc

— 439.00 Кб (Скачать)

   Под характером клиента понимается его репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень ответственности клиента за погашение долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие ее кредитной политике банка. Репутация клиента как юридического лица складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия экономических показателей среднеотраслевым, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров.

   Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма (образование, опыт работы), моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношений руководимых ими структур с банком. Даже при четком понимании клиентом цели испрашиваемой ссуды, выдача ее является рисковой, если она противоречит утвержденной кредитной политике (например, нарушаются утвержденные лимиты отдельных сегментов кредитного портфеля).

   Способность заимствовать средства означает наличие у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, то есть наличие определенных полномочий у представителя предприятия или фирмы. Подписание договора неуполномоченным лицом означает большую вероятность потерь для банка.

   Один из основных критериев кредитоспособности клиента является способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Известна и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Последнее и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являться основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время. Вложение средств в недвижимость связано с риском обесценения активов. Поэтому целесообразно ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика, его денежные потоки.

   Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два аспекта его оценки:  

    1.его достаточность, которая анализируется на основе требований Центрального банка к минимальному уровню уставного фонда и коэффициентов ;  

          2.степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска. 

        Под обеспечением кредита понимается стоимость активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия и т.д.), предусмотренный в кредитном договоре. [5] 

   Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях.

   Качество залога, надежность гаранта особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка.

   К условиям, в которых совершается кредитная операция, относятся текущая или прогнозируемая экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.

    Контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием его стандартам банка нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы: имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия, как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства (например, налогового).

Изложенные  критерии оценки кредитоспособности клиента  банка определяют содержание способов ее оценки [10]. К числу этих способов относятся: 

– оценка делового риска; 

– оценка менеджмента; 

– оценка финансовой устойчивости клиента; 

– оценка финансового коэффициента; 

– анализ денежного потока; 

– сбор информации о клиенте; 

– наблюдение за работой клиента путем выхода на место. 

  Раскрывая интересы банка в оценке кредитоспособности заемщика, следует подчеркнуть целесообразность и последовательность его действий в отношении будущего клиента. Предполагаемую последовательность действий можно сгруппировать в четыре этапа. [3].

    На первом этапе устанавливаются предварительные контакты с клиентом по двум направлениям: либо специалисты банка организуют определенную работу по маркетингу и рекламе с целью привлечения клиентуры для получения кредита, либо клиент сам обращается в банк, располагая хотя бы некоторыми данными о его репутации и приемлемых условиях кредитования. Любое кредитное учреждение, прежде всего, должна интересовать следующая информация о клиенте: юридический адрес, организационно – правовая форма хозяйствования, величина уставного капитала, наличие просроченной задолженности по кредитам и займам перед другими организациями, положение хозяйствующего субъекта в отрасли и его конкурентоспособность, сведения в прессе о его деловой активности и репутации и др.

    На втором этапе оценивается содержание кредитной заявки клиента преимущественно на данных комплексного анализа кредитоспособности заемщика и расчете вероятности выполнения организацией своих финансовых обязательств. Как принято в сфере банковской деятельности, показатель оценки кредитного риска складывается из двух составляющих: с одной стороны, уровня бизнес – риска, а с другой стороны, уровня финансового риска. Таким образом, на третьем этапе, выявляются количественные и качественные показатели для оценки бизнес-риска и финансового риска, как со стороны кредитодателя, так и со стороны кредитозаемщика.

   Показатели оценки банком бизнес – риска при взаимодействии с заемщиком можно объединить в четыре группы: показатели оценки внешней среды функционирования, показатели качества управления, показатели взаимоотношения с клиентом (кредитной истории), показатели оценки кредитной заявки [9].

   Оценка внешней среды функционирования клиента должна базироваться на исчерпывающей информации о сферах его деятельности, секторах рынка, географическом положении, видах продукции, спросе на нее и её конкурентоспособности, объеме продаж, доходности активов и, наконец, о его поставщиках и подрядчиках.

   Для оценки качества управления возможно использовать показатели, характеризующие: знания, опыт и профессионализм руководства клиента в области производства и финансов, возрастной состав и потенциальную преемственность работников управления, способность их реагировать на изменяющиеся условия и факторы хозяйственной деятельности, действующий уровень внутреннего и внешнего финансового контроля, состав учредителей.

   Показателями оценки и анализа кредитной истории клиента являются: длительность взаимного сотрудничества, характер и интенсивность отношений банка с клиентом, движение денежных средств с расчетного счета в банке по кредитным ресурсам.

   Оценка кредитной заявки клиента проводится по совокупности показателей, характеризующих: назначение кредита и его сумму, вид кредита и срок его погашения, порядок выдачи, проценты за обслуживание кредита, оценку риска банка, залоговое обеспечение. При этом следует обратить внимание на документальное подтверждение залогового обеспечения.

   Оценив бизнес – риск, связанный с клиентом, и получив достаточно полное представление о внешней среде функционирования коммерческой организации, ее управления и конкурентоспособности, о содержании кредитной заявки, следует переходить к четвертому этапу – финансовому анализу деятельности хозяйствующего субъекта по данным формам бухгалтерской отчетности.

   Анализ бухгалтерской отчетности необходим как на стадии предоставления банком кредита, так и в процессе контроля за его использованием. Для банка представляют интерес не только данные всех форм бухгалтерской отчетности за предшествующий период, но и развернутая характеристика отдельных статей отчетности, которая дается в пояснительной записке к годовому отчету. Кроме того, достоверность данных бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должна быть подтверждена аудиторской организацией в форме составления положительного заключения. С отметкой налогового инспектора о своевременной сдаче бухгалтерской отчетности, вместе с кредитной заявкой все эти документы передаются в кредитный отдел банка.

   Оценка кредитоспособности юридических лиц основана на фактических данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной заявке, другой информации. Для средних и крупных предприятий в качестве способов оценки кредитоспособности используются: оценка финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, оценка делового риска, оценка менеджмента [12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   II. Общие подходы к организации анализа кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке 
 

   Для оценки кредитоспособности банк требует у потенциального заемщика отчетную документацию за предшествующий период (отчет, бухгалтерский баланс приложениями – за квартал и год), а при необходимости более точной проверки показателей – первичную бухгалтерскую документацию и, возможно, за больший период. Для этого он должен вести хозяйство так, чтобы к нужному моменту накопить из получаемой прибыли сумму, достаточную для возвращения кредита и процентов по нему.

   Точно предусмотреть заранее риск некредитоспособности бывает непросто, так как к необходимому моменту у заемщика или в целом в его отрасли на рынке могут возникнуть неожиданные финансовые трудности. Эти трудности могут быть порождены не неумелостью самого заемщика, а ошибками и проблемами его поставщиков, покупателей и другими внешними для него причинами. Поэтому кредитные операции банка всегда связаны с риском не возврата кредита. Для снижения такого риска банк и оценивает кредитоспособность будущего заемщика по его фактическому прошлому финансовому положению, пытаясь заранее выявить при этом неблагоприятные тенденции, уловить зарождение будущих финансовых проблем клиента.

   Частично это позволяет сделать анализ баланса и отчетности потенциального заемщика – юридического лица. Обычно коммерческий банк сравнивает разные статьи баланса, оценивает их соотношения, направление и скорость изменения, например, динамику прибыли, ее соотношение с издержками (прибыль может увеличиваться медленнее, чем издержки), изменение уставного фонда, соотношение собственных и заемных средств, сколько прибыли они приносят, динамику кредиторской задолженности и своевременность ее погашения и т.д.

   При этом банк рассчитывает финансовые коэффициенты. В Российской практике обычно принимают во внимание коэффициент ликвидности, коэффициент покрытия, коэффициент собственных средств, коэффициент заемных средств, коэффициенты оборачиваемости собственных и заемных средств, коэффициенты оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, коэффициенты рентабельности [29].

   Банки рассчитывают и другие финансовые коэффициенты, выражающие различные пропорции между разделами и статьями баланса клиента. Банки устанавливают нормативные допустимые значения этих коэффициентов, с которыми затем сравнивают их фактические величины и по результатам сравнения оценивают уровень кредитоспособности клиента. Нормативные значения коэффициентов могут различаться для предприятий разных видов, различных отраслей, регионов и т.п. (так, оборачиваемость средств в торговле выше, чем в сельском хозяйстве). Для большей реальности таких оценок банк должен формировать собственную информационно – статистическую базу, отслеживая изменения финансового положения своих клиентов, выявляя конкретные тенденции, циклы, закономерности за большой промежуток времени.

   Банк может применять бальную (рейтинговую) оценку кредитоспособности, когда каждому коэффициенту присваивается удельный вес в баллах (в зависимости от его близости к нормативу), а затем по сумме набранных баллов клиента относят к группе с высокой, средней или низкой кредитоспособностью. В зависимости от того, в какую группу по рейтингу попал клиент, банк предъявляет более или менее жесткие требования и условия кредита (по сумме, сроку, проценту за кредит), вплоть до отказа от выдачи кредита ненадежному клиенту.

   Наряду с такой оценкой финансового состояния заемщика банк стремится узнать его экономическое положение, процессы снабжения, производства, сбыта продукции, взаимоотношения с поставщиками и покупателями, отношения между владельцами предприятия и наемными работниками, между руководителями и подчиненными. Банк также изучает применяемые технологии, оборудование, их новизну и конкурентоспособность, оценивает перспективы завоевания (или потери) рынков сбыта и т.п. При этом наряду с анализом документов целесообразно и посещение работниками банка клиента на месте, личное ознакомление с порядком и организацией работы заемщика.

Информация о работе Анализ кредитоспособности ссудозаемщика