Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ и оценка хозяйственной деятельности предприятия, а именно таких понятий, как анализ формирования и распределения прибыли, анализ финансового состояния, анализ объема реализации продукции, анализ себестоимости продукции, анализ эффективности труда и рабочего времени, и разработка возможных рекомендаций улучшению и эффективности деятельности предприятия.
В соответствии с намеченной целью были поставлены задачи:
 рассмотреть теоретические и методологические основы финансового анализа, раскрыть его роль и значение в эффективности деятельности предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ. . . . . . . . . 7
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ. . . . . . . . . . . 15
3 АНАЛИЗ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ. . . 44
4 АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ. . . . . . . 46
5 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ
РЕСУРСОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
5.1 АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ТРУДОВЫМИ
РЕСУРСАМИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
5.2 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОНДА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ. . . . . 55
5.3 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

Работа содержит 1 файл

АХД.doc

— 952.00 Кб (Скачать)

 

    На изменение прибыли отчетного периода влияют в первую очередь изменение ее составляющих (факторов первого порядка).

    Так, увеличение прибыли отчетного периода по сравнению с предыдущим годом равно 323 млн. руб. и темп роста составил 250.2%. Прирост данного показателя в размере 319 млн. руб. предприятие получило от реализации продукции, работ и услуг и темп роста составил 272.4 %. По данным таблицы видно, что предприятие в отчетном году имело убыток от внереализационных доходов и расходов в размере 2 млн. руб. по сравнению с предыдущим периодом, где прибыль от внереализационных доходов и расходов была равны 30 млн. руб. Поэтому наблюдается невыполнение предприятием плана на 4%. Наибольший удельный вес в общей сумме прибыли отчетного и предыдущего года составила прибыль от реализации продукции, работ и услуг: 93.68 % (504 млн. руб.) и 86% (185 млн. руб.), соответственно.

    В целом, работу предприятия можно оценить положительно, т.к. прибыль в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличилась на 323 млн. руб.

    Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции, работ и услуг. Для анализа причин изменения данного показателя используются данные отчетности (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»). Исходные для анализа представим  в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Анализ изменения прибыли от реализации продукции, работ и услуг

Наименование показателей

Предыдущий

год

Отчетный год

Отклонение

1

2

3

4

1. Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг

(за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

3985

3909

-76

2. Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

3800

3405

-395

3. Управленческие расходы

-

-

-

4. Расходы на реализацию

-

-

-

5. Прибыль (убыток) от реализации

185

504

+319

6. Индекс свободных отпускных цен предприятия на продукцию

1

1.03

 

7. Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, работ, услуг

(за минусом налога на добавленную

стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в сопоста-вимых ценах

3985

3795

-190

    Факторами, влияющими на изменение прибыли от реализации продукции, являются:

    - изменение уровня среднереализационных цен на продукцию;

    - изменение объема и структуры реализованной продукции;

    - изменение себестоимости (уровня затрат на рубль реализованной продукции)

    Данные факторы по отношению к изменению прибыли отчетного периода являются факторами второго порядка, а по отношению к прибыли от реализации продукции – факторами первого порядка.

    В условиях рыночной экономики, когда цены на продукцию являются свободными, и  их уровень определяется состоянием рынка, поэтому возникает необходимость иметь информацию об их изменении, об их индексе в целях управления экономикой.

    Изменение уровня среднереализационных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

    По данным таблицы 1.2 видно, что по сравнению с предыдущим годом индекс цен составил 1.03. Для того, чтобы определить как рост цен повлиял на прибыль, необходимо выручку от реализации продукции отчетного пересчитать по ценам прошлого года, а затем ее сопоставить с выручкой от реализации отчетного года. Разница покажет, на какую сумму изменился объем реализованной продукции, а соответственно и прибыль, за счет изменения цен на продукцию. Пересчет осуществляется путем корректировки выручки  от реализации продукции отчетного года на индекс цен, для чего выручка от реализации отчетного года делится на индекс цен, и определяется выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах (цена предыдущего года).

                                         

    За счет роста уровня среднереализационных цен  на продукцию, дополнительная прибыль составила 114 млн. руб.

    Изменение объема реализации продукции в целом по предприятию может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли.

   Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли, а убыточной – к ее уменьшению. Структура реализованной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. При увеличении удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объеме реализованной продукции сумма прибыли возрастает, а при увеличении низкорентабельной или убыточной продукции – уменьшается.

    Для определения влияния изменения объема и структуры реализованной продукции вначале определим прирост (уменьшение) объема реализации по сравнению с предыдущим периодом, как отношение выручки от реализации продукции отчетного периода (за минусом НДС) в сопоставимых ценах к аналогичному показателю в предыдущем периоде за минусом единицы. Затем прибыль от реализации продукции базового периода умножается на полученный коэффициент.

                                          

 

    Можно расчет вести умножением прибыли на рубль реализованной продукции в базисном периоде на прирост (уменьшение) реализованной продукции в стоимостном выражении

                                       

 

    Как видно из полученных данных, данный фактор отрицательно повлиял на изменение прибыли: она уменьшилась на 8.82 млн. руб. Это, вероятно, было связано с тем, что в общем объеме и структуре реализованной продукции данного предприятия в анализируемом периоде наблюдалось увеличение удельного веса низкорентабельной (убыточной) продукции, а также произошло сокращение объема реализованной продукции.

    Изменение себестоимости реализованной продукции влияет на размер прибыли обратно пропорционально: снижение себестоимости приводит к соответствующему увеличению суммы прибыли и наоборот. Влияние изменения себестоимости на сумму прибыли можно определить, используя показатели затрат на рубль реализованной продукции. Величину влияния изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль от реализации определяют как разницу между фактическим уровнем затрат на рубль реализованной продукции в отчетном году (в сопоставимых ценах) и уровнем затрат за прошлый год, умноженную на фактический объем реализованной продукции в сопоставимых ценах.

                                       

           

    В результате уменьшения затрат на рубль реализованной продукции прибыль от реализации продукции увеличилась на 213.82 млн. руб.

    Этот же результат влияния изменения себестоимости реализованной продукции на прибыль можно получить, если себестоимость реализации продукции отчетного года сопоставить с себестоимостью предыдущего года, пересчитанной на индекс роста объема реализованной продукции.

                                      

    Таким образом, в итоге влияния трех факторов: изменение уровня среднереализационных цен на продукцию; изменение объема и структуры реализованной продукции; изменение себестоимости (уровня затрат на рубль реализованной продукции), общее уменьшение прибыли от реализации продукции составило:

                                                

    Данные расчета влияния отдельных факторов на изменение прибыли (убытка) отчетного периода сведем в таблицу 1.3.

 

Таблица 1.3 – Анализ факторов изменения прибыли (убытка) отчетного периода

Факторы изменения прибыли (убытка) отчетного периода

Сумма влияния на прибыль, млн. руб.

1

2

Изменение прибыли (убытка) отчетного периода

в том числе за счет:

323

1. Прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг)  

319

1.1 Изменение цен на реализованную продукцию  

+114

1.2 Объема реализованной продукции   

-8.82

1.3 Уровня затрат на один рубль реализованной продукции  

+213.82

2. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов   

+36

3. Прибыль (убыток) от внереализационных операций  

-

 

    В результате полученных данных можно сделать вывод, что основное влияние на прибыль (убыток) отчетного периода оказывает прибыль, полученная от реализации продукции (товаров, работ, услуг), она увеличила прибыль на 319 млн. руб. В свою очередь, рост прибыли от реализации продукции произошел посредством изменения следующих факторов: в результате увеличения цен на реализованную продукцию прирост прибыли составил 114 млн. руб.; за счет снижения себестоимости продукции прибыль увеличилась на 213.82 млн. руб.; сокращение объема реализованной продукции и увеличение удельного веса низкорентабельной продукции уменьшило прибыль на 8.82 млн. руб. За счет результатов от операционной деятельности прибыль предприятия увеличилась на 36 млн. руб. Результативность внереализационных операций в отчетном периоде оказалась отрицательной, так как внереализационные расходы превысили внереализационные доходы и поэтому предприятие имело убыток в размере 2 млн. руб.

    В целом, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим предприятие работало успешно, о чем свидетельствует увеличение прибыли на 323 млн. руб. или на 150.2 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    Под финансовым состоянием предприятия  понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресур­сами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

    Финансовое положение предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

    Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое положение предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность, а внутренним его проявление выступает финансовая устойчивость, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.

    Основные источники для анализа финансового положения предприятия: форма №1 («Бухгалтерский баланс»), форма №2 («Отчет о прибылях и убытках»).

    Исходные данные для анализа состава, структуры имущества и средств организации представим в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Анализ наличия, состава и структуры активов организации

Актив баланса

На начало периода

На конец периода

Изменение

Темп

роста,

%

сумма,

млн. руб.

удель- ный

  вес,

   %

сумма,

млн. руб.

удель-ный

  вес,

   %

сумма,

млн. руб.

удель-ного

веса,

% п.

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Внеоборотные активы

2177

54.48

2358

57.29

+241

+2.81

111.38

1.1 Основные средства

2177

54.48

2358

57.29

+241

+2.81

111.38

1.2 Нематериальные активы

-

-

-

-

-

-

-

1.3 Доходные вложе-ния в материальные ценности

-

-

-

-

-

-

-

1.4 Вложения во вне-оборотные активы

-

-

-

-

-

-

-

1.5 Прочие внеоборо-тные активы

-

-

-

-

-

-

-

2. Оборотные активы

1769

45.52

1758

42.17

-11

-2.81

99.38

2.1 Запасы и затраты

392

10

612

14.87

+220

4.87

156.12

2.1.1 Сырье, матери-алы и другие ценнос-ти

392

10

612

14.87

+220

4.87

156.12

2.1.2 Животные на выращивании и от-корме

-

-

-

-

-

-

-

2.1.3 Незавершенное производство (издер-жки обращения)

-

-

-

-

-

-

-

2.1.4 Прочие запасы

и затраты

-

-

-

-

-

-

-

2.2 Налоги по приоб-ретенным ценностям

84

2.16

63

1.53

-21

-0.63

75

2.3 Готовая продук-ция и товары

210

5.4

79

1.91

-131

-3.49

37.62

2.4 Товары отгружен-ные, выполненные работы, услуги

102

2.62

223

5.42

+121

2.8

218.63

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия