Анализ хозяйственной деятельности. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 01:50, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 76 вопросов.

Работа содержит 1 файл

ахд.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

1.Анализ  как метод познания. Макроэкономический  и микроэкономический  анализ. Экономический анализ связан с изучением различных явлений, процессов и показателей. Под словом анализ подразумевают расчленение отдельных явлений или показателей. Анализ тесно взаимосвязан с синтезом, т.е. в результате проведения аналитической работы дается обобщающая оценка изучаемых показателей и явлений. В результате проведения АХД изучают различные факторы (причины), которые привели к изменению показателей. Анализ можно подразделить на макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономический анализ изучает явления, процессы на уровне мировой экономики, национальных экономик и на уровне отдельных отраслей народного хозяйства. В результате проведения макроэкономического анализа устанавливают общие тенденции развития экономики. Кроме этого, при проведении макроэкономического анализа изучаются общие показатели, которые характерны практически для всех отраслей народного хозяйства. Микроэкономический анализ проводится на уровне конкретных фирм и предприятий, а также в подразделениях этих предприятий (цеха, отделы, службы). В результате проведения микроэкономического анализа принимаются управленческие решения, которые позволяют повышать эффективность ХД предприятия. 

2. Роль экономического анализа в системе управления. В управленческом процессе АХД играет важную роль. Основные достоинства АХД заключаются в следующем: 1. При проведении АХД рассчитываются основные плановые и прогнозные показатели, что позволяет эффективно управлять производством и реализацией продукции; 2. Экономический анализ является не только инструментом планирования, но и выполняет функции контроля, т.е. с помощью аналитически расчетов выявляются отклонения от плановых показателей, а также устанавливаются факторы (причины) невыполнения плана; 3. В результате исследовательской аналитической работы определяются резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия, причем эти резервы могут устанавливаться при изучении предыдущих периодов работы предприятия или же определяются расчетным путем исходя из мероприятий совершенствования технологии производства, организации производства и труда, которые будут проводиться в планируемом календарном году.

 

3. Объект исследования, предмет и задачи  АХД. Объектом исследования АХД являются хозяйственные операции (процессы), которые можно определить с помощью соответствующих показателей. Так, например, производительность труда, потери рабочего времени, фондоотдача, материалоемкость и т.д. Предметом АХД являются не сами показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность, а причинно-следственные связи, которые возникают между этими показателями. Т.е. при изучении изменений какого-либо показателя устанавливают, как на это изменение повлияло изменение других показателей. Основными задачами экономического анализа являются: 1. Разработка программы проведения аналитической работы. В этой программе приводится перечень показателей, которые будут подвергаться анализу, указываются исполнители и сроки проведения аналитической работы; 2. Подбор необходимых источников информации для проведения аналитической работы (плановые данные, фактические данные бухгалтерского учета и отчетности); 3. Выбор необходимой методики для проведения аналитических расчетов; 4. Определение отклонений фактических показателей от плановых; 5. Выявление факторов (причин), влияющих на формирование отклонений фактических показателей от плановых; 6. Определение резервов повышения эффективности ХД предприятия. Эти резервы устанавливаются по данным аналитических расчетов; 7. Обеспечение руководителей и специалистов предприятия аналитической информацией для принятия оптимальных управленческих решений.

 

4. Методологические  принципы аналитического  исследования. Каждое методологическое исследование и анализ в частности строится на определенных методологических принципах. Для анализа они следующие: 1)анализ должен носить научный характер, т.е., при проведении используются достижения НТП,2)анализ должен быть комплексным, т.е. охватывать все основные показатели предприятия,3)при проведении анализа должен быть системный подход, т.е. все показатели, изучаемые в анализе, должны рассматриваться во взаимосвязи,4) объективность, конкретность и точность,5) действенность, т.е. результаты аналитических работ должны быть использованы в практике работы предприятия.,6) плановое проведение анализа,7) оперативное проведение анализа,8)при проведении анализа используется государственный подход, т.е. учитываются не только интересы предприятия, но и государства в целом.  

 

5. Классификация экономического АХД. Для проведения аналитической работы необходимо классифицировать виды экономического анализа. Рассмотрим основные моменты классификации видов АХД: 1. По отраслевому принципу АХД подразделяется на отраслевой и межотраслевой. Отраслевой анализ изучает те показатели, которые характеризуют особенности конкретных отраслей. Межотраслевой анализ изучает общие явления и показатели. На базе межотраслевого анализа разрабатывается теория АХД. Показатели, которые изучаются в межотраслевом анализе, могут быть использованы и в отраслевом анализе. 2. По признаку времени анализ можно подразделить на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий). При проведении предварительного анализа формируются плановые показатели, т.е. предварительный анализ производится до начала хозяйственных операций (процессов). При формировании плановых показателей используется информация последующего анализа, которая получена при изучении предшествующих периодов работы предприятия. Последующий анализ можно подразделить на оперативный и итоговый. Оперативный анализ производится сразу же после совершения конкретной хозяйственной операции. Проведение оперативного анализа позволяет в оперативном порядке выявлять и устранять причину перерасхода материалов, заработной платы и т.п. Таким образом, проведение оперативного анализа позволяет оперативно управлять предприятием. Итоговый анализ проводится по результатам работы предприятия за определенный период времени (месяц, год). В отличие от оперативного анализа проведение итогового анализа должно проводиться комплексно, т.е. изучаются основные показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Но итоговый анализ не позволяет оперативно вмешиваться в исправление ошибок и таким образом в отчетном периоде, который подвергался аналитическому исследованию, возникают упущенные возможности.

 

6. Предприятие как  система: его управляющая  и управляемая  подсистема. Систему управления на каждом предприятии можно подразделить: управляемая подсистема и управляющая подсистема. Управляемая подсистема – это предприятие, как в целом, так и его отдельные подразделения – цеха, отделы, службы. Управляющая подсистема включает в себя 4 основные функции управления: 1. Планирование; 2. Учет; 3. Анализ; 4. Регулирование. Планирование имеет прямую связь с управляемой подсистемой, т.е. доводит до этой подсистемы параметры плановых показателей (плановые объем выпуска продукции, ассортимент продукции, численность работающих). Функция учета имеет с управляемой подсистемой обратную связь, т.е. в этой функции учета собирается вся фактическая информация, которая возникает после совершения хозяйственных операций (процессов). Функция анализа не связана напрямую с управляемой подсистемой. Информация в эту подсистему попадает из функций планирования и учета. Эта информация соответствующе обрабатывается и направляется в функцию регулирования. С помощью функции регулирования корректируются плановые данные и принимаются управленческие решения для повышения эффективности ХД. 

7. Связь АХД с другими науками. АХД имеет взаимосвязь с другими науками: экономическая теория, статистика, математика, финансы, экономика предприятия, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет и отчетность, философия. 

 

8. Понятие методики  экономического анализа и его технологические этапы. Под методикой экономического анализа понимают совокупность приемов (технических способов выполнения работ), а также комплекс правил наиболее целесообразного выполнения работ. Выбор методики анализа зависит от сложностей аналитических расчетов и глубины изучения экономических показателей. При выполнении аналитических работ в соответствии с принятой методикой можно выделить следующие технологические этапы: 1. Уточняются объекты, цели, задачи анализа, составляется план выполнения аналитических работ; 2. Выбирается система показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа; 3. Подбирается необходимая информация, проверяется ее точность, при необходимости показатели приводятся в сопоставимый вид; 4. Производится сравнение отчетных показателей с плановыми показателями, с показателями базовыми; 5. Изучаются факторы их влияния на результаты деятельности предприятия; 6. Выявляются резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности; 7. Разрабатываются мероприятия, связанные с использованием выявленных резервов практики работы предприятия.

 

9. Классификация способов  и приемов АХД  предприятия. При проведении аналитической работы применяется множество способов (приемов), с помощью которых определяются необходимые результаты. Для правильного применения соответствующих приемов анализа необходима классификация этих приемов. Рассмотрим наиболее распространенную схему классификации приемов и способов анализа. Здесь выделены 4 группы, на которые разделены все основные приемы анализа: 1 группа: логические способы обработки информации – это наиболее простые способы обработки информации и в эту группу включают: прием сравнения; относительных и средних величин; графического и табличного представления данных; группировки; балансовый прием и др. приемы. 2 группа: способы детерминированного факторного анализа. К таким способам относят следующие основные приемы: способ цепной подстановки; абсолютных разниц; относительных разниц; индексный способ; пропорционального деления; интегральный способ; логарифмический. 3 группа: способы стохастического факторного анализа. В основном это способы, основанные на корреляционно-регрессионном анализе. 4 группа: методы оптимизационного решения экономических задач. Логические приемы могут сочетаться со способами детерминированного факторного анализа, т.е. например, прием цепных подстановок не исключает применения табличного способа отражения информации. 

10. Понятие факторного  анализа, его типы  и основные задачи. При проведении АХД во-первых выбираются результативные показатели. На результативные показатели оказывают влияние факторные показатели, т.е. факторы. Таким образом, под факторным анализом понимают методику изучения воздействия факторов на изменение результативного показателя. При проведении факторного анализа существуют различные подходы: 1. Прямой факторный анализ, т.е. изучение показателя, идет общего к частному; 2. Обратный факторный анализ (от частного к общему).

 

11. Отбор факторов  для анализа, их  классификация и  систематизация. Для правильного изучения результативных показателей необходимо подобрать факторы, которые в большей степени влияют на изменение результативного показателя. Для того чтобы правильно подобрать факторы, изучается теория и практика аналитических расчетов. Большое значение имеет порядок расположения факторов, влияющих на изменение результативных показателей. Поэтому необходима классификация факторов. Существуют различные методики группировки факторов. Рассмотрим одну из них. 1. По своей природе факторы группируются: природно-климатические, социально-экономические, производственно-экономические. 2. По степени воздействия на результаты ХД факторы делятся на основные и второстепенные. 3. По отношению к объекту исследования: внутренние и внешние. 4. По степени распространенности: общие и специфические. 5. По времени действия: постоянные и переменные. 6. По характеру действия: экстенсивные и интенсивные. 7. По свойствам отражаемых явлений: количественные и качественные. 8. По составу факторы делятся на: простые и сложные. 9. По иерархии: первого порядка, второго порядка, третьего порядка и т.д.

 

12. Основные типы  факторных моделей.  Для построения факторных моделей необходимо учитывать типы факторных моделей. Можно выделить 4 вида факторных моделей: 1. Аддитивные модели, т.е. в этих моделях результативный показатель можно представить как алгебраическую сумму факторов. 2. Мультипликативные модели, когда результативный показатель можно выразить как произведение нескольких факторов. 3. Кратные модели. Они используются, когда результативный показатель определяется путем деления одного факторного показателя на другой. 4. Смешанные модели. Все вышеназванные модели можно преобразовать и удлинить.

 

13. Способ сравнения.  Способ сравнения применяется в совокупности с другими способами. Прием сравнения означает, что фактические показатели сравниваются с плановыми показателями, а также показателями работы предприятия за предыдущий период работы. Для реальности применения способа сравнения необходимо фактические показатели и плановые привести в сопоставимый вид. Существуют разные способы, с помощью которых достигается сопоставимость фактических и плановых показателей: 1. Нейтрализация ценового фактора. Для этих целей плановые цены по каждому виду продукции умножают на фактическое количество каждого вида продукции. И таким образом определяют фактический объем продукции в сопоставимых ценах. При анализе отдельных показателей возникает необходимость в нейтрализации фактора объема выпуска продукции. Так, например, при анализе себестоимость отдельных видов продукции для более реальной оценки затрат необходимо нейтрализовать влияние фактора объема. Для этих целей используют плановые калькуляции на единицу каждого изделия. Плановая себестоимость единицы каждого изделия умножается на фактическое количество по данному изделию и таким образом получается плановая себестоимость, пересчитанная на фактический объем выпуска продукции. На изменение ряда показателей влияет фактор изменения структуры продукции. Под структурой продукции понимают удельные веса (в процентах или коэффициентах) каждого вида продукции в общем выпуске продукции, который принимают за 100% или 1. Для нейтрализации структурного фактора необходимо определить удельные веса каждого из видов продукции по плану. Затем общий фактический выпуск продукции последовательно умножают на плановый удельный вес каждого вида продукции. Таким образом, фактически выпущенная продукция пересчитывается на плановую структуру и нейтрализуется влияние факторов структуры продукции.

 

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности. Ответы