Анализ финансовой устойчивости предприятия на примере ОАО «Хлеб»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Анализ финансового состояния предприятия и, в частности его финансовая устойчивость, служит инструментом, при помощи которого менеджеры контролируют внутренние и внешние по отношению к предприятию факторы с целью предвидеть потенциальные опасности и вовремя задействовать вновь открывающиеся возможности.
Целью данной работы является проведение анализа, выработка рекомендаций по совершенствованию управления финансовой устойчивостью ОАО «Хлеб».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………...5
1.1. Сущность финансовой устойчивости предприятия……………………...5
1.2. Абсолютные и относительные показатели финансовой устойчивости...8
1.3. Методика анализа финансовой устойчивости Г.В. Савицкой…………14
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ХЛЕБ»……………………………………………………16
2.1. Общая характеристика ОАО «Хлеб»…………………………………….16
2.2. Анализ абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости ОАО «Хлеб»……………………………………………………19
2.3. Интегральная балльная оценка финансовой устойчивости ОАО «Хлеб» (методика Г.В. Савицкой)……………………………………..........................24
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОАО «ХЛЕБ»………………………………………….26
3.1. Направления по улучшению финансовой устойчивости ОАО «Хлеб».26
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………..45
ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО АФХД.docx

— 156.68 Кб (Скачать)
 

     Видно, что большое количество коэффициентов  служит для оценки с разных сторон структуры капитала предприятия. Для  оценки этой группы  коэффициентов  есть  один  критерий,  универсальный  по  отношению  ко  всем  предприятиям: владельцы предприятия  предпочитают разумный  рост  доли заемных средств; наоборот,  кредиторы  отдают  предпочтение  предприятиям, где велика  доля собственного капитала, то есть выше уровень финансовой автономии.

     Расчет  показателей  финансовой  устойчивости  дает  менеджеру   часть информации, необходимой для принятия решения  о целесообразности  привлечения  дополнительных заемных средств. Наряду с этим  менеджеру  важно знать, как компания может расти без привлечения источников финансирования.

    1. Методика анализа финансовой устойчивости Г.В. Савицкой

     Многие  отечественные специалисты рекомендуют  к использованию методику диагностики  банкротства Г.В. Савицкой. Сущность этой методики – классификация предприятий  по степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга этих показателей в  баллах.

Табл. 3. Интегральная балльная оценка финансового состояния организации

Показатель  финансового состояния Способ  расчета Рейтинг показателя Критерий Условия снижения критерия
высший низший
1. Коэффициент  абсолютной ликвидности () =/

стр.690-стр.640

20 0,5 и выше  — 20 баллов Менее 0,1 — 0 баллов За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 0,5 снимается 4 балла
2. Коэффициент  «критической оценки» (L2) L2=/

стр.690-640

18 1,5 и выше  — 18 баллов Менее 1 — 0 баллов За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 1,5 снимается  по 3 балла
3. Коэффициент  текущей ликвидности (L3) L3=стр.290-стр.230/

стр.690-стр.640

16,5 2 и выше —  16,5 балла Менее 1 — 0 баллов За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 2 снимается  по 1,5 балла
4. Коэффициент  автономии (U1) U1=стр.490/

стр.700

17 0,5 и выше  — 17 баллов Менее 0,4 — 0 баллов За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 0,5 снимается  по 0,8 балла
5. Коэффициент  обеспеченности собственными средствами () =стр.490-стр.190/

стр.290

15 0,5 и выше  — 15 баллов Менее 0,1 — 0 баллов За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 0,5 снимается  по 3 балла
6. Коэффициент  финансовой устойчивости (U3) U3=стр.490-стр.590/

стр.300

13,5 0,8 и выше  — 13,5 балла Менее 0,5 — 0 баллов За каждые 0,1 пункта снижения по сравнению с 0,8 снимается  по 2,5 балла
 
 

     I класс – предприятия с хорошим  запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в  возврате заемных средств;

     II класс – предприятия, демонстрирующие  некоторую степень риска по  задолженности, но еще не рассматривающиеся  как рискованные;

     III класс – проблемные предприятия;

     IV класс – предприятия с высоким  риском банкротства даже после  принятия мер по финансовому  оздоровлению. Кредиторы рискуют  потерять свои средства и проценты;

     V класс – предприятия высочайшего  риска, практически несостоятельные.

     По  результатам финансового анализа  проводится оценка деятельности организации  в целом, устанавливаются конкретные факторы, оказавшие положительное  и отрицательное влияние на ее результаты, а также разрабатываются  варианты для принятия оптимальных  управленческих решений, как для  руководства компании, так и для  ее партнеров по бизнесу. 
 

 

  1. АНАЛИЗ  ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ  ОАО «ХЛЕБ»
 
    1. Общая характеристика ОАО  «Хлеб»

     Открытое  акционерное общество «Хлеб» учреждено  в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных  мерах по преобразованию государственных  предприятий, добровольных объединений  государственных предприятий в  акционерные общества» от 1 июля 1992 г. №721 и в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом «Об акционерных обществах», Гражданским Кодексом РФ, Законом «О защите прав потребителей», уставом предприятия и другими действующими законодательными актами Российской Федерации и Чувашской Республики.

     Местонахождение ОАО «Хлеб»: Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.Энтузиастов, 40.

     Учредителем ОАО «Хлеб» является Государственный  комитет Чувашской Республики по управлению государственным имуществом, учредивший общество на основе преобразования Чебоксарского хлебозавода №1 в  соответствии с планом приватизации.

     Основными видами деятельности общества являются:

     -производство  и реализация хлебобулочных и  кондитерских изделий, других  продовольственных и непродовольственных  товаров и продукции;

     -осуществление  торгово-закупочной деятельности  при купле-продаже товаров народного  потребления, продукции сельского  хозяйства, производственно-технического  назначения, ценных бумаг, маркетинговые  исследования;

     -оказание  услуг по доставке хлебобулочных,  бараночных и кондитерских изделий;

     -оказание  рекламы товаров и услуг;

     -оптовая  и розничная торговля промышленными  и продовольственными товарами, сельхозпродукцией;

     -осуществление  внешнеэкономической деятельности  в соответствии с действующим  законодательством;

     -другие  виды деятельности, не запрещенные  законодательством Российской Федерации  и Чувашской Республики.

     В настоящее время предприятие  является производителем широкого ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий. На заводе вырабатывается более 160 наименований хлебобулочных, бараночных и кондитерских изделий, ассортимент которых ежегодно обновляется, пользуется популярностью во всей Чувашии и за ее пределами. Его производственные мощности позволяют вырабатывать до 250 тонн хлеба и до 30 тонн кондитерских изделий в сутки. На данный момент комбинат выпускает около 100 тонн хлебобулочных и около 20 тонн кондитерских изделий ежедневно - следовательно, потенциал предприятия огромен и дает прекрасные перспективы для дальнейшего развития.

     Сегодня на предприятии также производятся заготовки тестовые замороженные хлебобулочных  мелкоштучных изделий. В ОАО «Хлеб» освоен современный комплекс импортного оборудования "Рондо-Лайн" с низкотемпературными камерами шоковой заморозки. Он обеспечивает изготовление и длительное хранение полуфабрикатов тестовых дрожжевых и бездрожжевых изделий с наполнителями и без массой от 50 до 120 грамм. Основными покупателями этой продукции являются малые пекарни г. Чебоксары и г. Новочебоксарск, магазины розничной торговли, а также фирмы. Кроме того, эти полуфабрикаты используются для выпечки в домашних условиях. 

     Организационная структура ОАО  «Хлеб» состоит из функциональных блоков.

     В ОАО «Хлеб» структура управления построена на линейно-функциональной схеме, предполагающей наличие нескольких уровней управления и групп работников, различающихся как по квалификации, так и по уровню дифференциации заработной платы.

     

     Рис.1. Организационная структура управления ОАО «Хлеб» 
 

    1. . Анализ абсолютных  и относительных показателей финансовой устойчивости ОАО «Хлеб»
 

     В таблице 4 рассмотрим основные технико-экономические показатели и проанализируем их. 

Табл. 4. Основные технико-экономические показатели ОАО «Хлеб» за 2008-2010 гг.

Показатели Годы Темп  роста,% Изменение

(+,-)

2008 2009 2010 2009 к 2008 2010 к 2009 2006 от 2005 2007 от 2006
1. Выручка  от продажи товаров, продукции,  работ, услуг, тыс. руб.  595278 540913 546517 90,86 101,03 -54365 5604
2. Себестоимость  проданных товаров, продукции,  работ, услуг, тыс. руб.  485217 441495 429524 90,98 97,29 -43722 -11971
3. Уровень  себестоимости,% 81,5 81,6 78,6 100,12 96,32 0,1 -3
4. Прибыль  от продаж, тыс. руб.  31348 19596 23129 62,51 118,03 -11752 3533
5. Чистая  прибыль, тыс. руб.  15210 10057 14111 66,12 140,31 -5153 4054
6. Рентабельность  продаж,%  (п.4/п.1) 5,3 3,6 4,2 67,92 116,66 -1,7 0,6
7. Фонд  оплаты труда, тыс. руб. (п.9*п.10*12мес) 34605 33563 36211 96,99 107,89 -1042 2648
8. Фонд  оплаты труда в% к себестоимости (п.7/п.2) 7,1 7,6 8,4 107,07 110,89 0,5 0,8
9. Численность  работников, чел.  359 334 337 93,04 100,89 -25 3
10. Среднемесячная  зарплата, руб.  8032,8 8374 8945,4 104,25 106,82 341,2 571,4
11. Производительность  труда, тыс. руб. (п.1/п.9) 1658,2 1619,5 1621,7 97,67 100,14 -38,7 2,2
 

     Проанализировав данные в таблице, можно сделать  вывод о том, что выручка от продажи товаров, продукции работ и услуг у ОАО «Хлеб» в 2009 году по сравнению с 2008г. снизилась на 54365тыс. руб., а в 2010 году на 5604тыс.руб. превысила предыдущий год. Себестоимость проданной продукции в 2008г. была выше показателя 2009г. на 43722тыс. руб. и составляла 485217тыс.руб., а в 2010 г. себестоимость составляла 429524тыс.руб., что ниже показателя 2008г. В 2008г предприятие получило прибыль от продаж в размере 31348 тыс.руб.,   а в 2009г. этот показатель был ниже на 62,51% и составил 19596тыс.руб. Но в 2010 г. прибыль составила 23129тыс.руб., что на 3533тыс.руб. выше показателя 2009 года. Чистая прибыль 2010г. составляла 14111тыс.руб.

     Рентабельность  продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Таким образом, рентабельность продаж в 2010г. составляет 4,2%, это выше показателя 2009г. на 1,7%, но ниже показателя 2008г, где рентабельность составляла 5,3% по прибыли от продаж.

     Годовой фонд оплаты в 2009 г. снизился на 3,01% по отношению к 2008 г., и составлял 33563 тыс.руб., это на 1042 тыс. руб. меньше по сравнению с 2008 г. Численность работников в 2009г. составляла 334 чел., что на 25 чел. меньше по сравнению с 2008 г., а в 2010 г. показатель увеличился на 3 человека.

     В целом, можно отметить, что эффективность деятельности ОАО «Хлеб» в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизалась, но в 2010г. по сравнению с предыдущим 2009г. эффективность повысилась.

Анализ  абсолютных показателей.

     По  данным финансовой отчетности ОАО «Хлеб» определяем тип его финансовой устойчивости по обеспеченности источниками процесса формирования запасов и затрат.

     Для построения трехкомпонентной модели произведем расчет показателей:

  1. Наличие собственных средств в обороте;
  2. Наличие собственных и долгосрочных источников формирования запасов и затрат или функционирующий капитал;
  3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат

     Рассчитаем  показатели и , и и сведем результаты расчетов в таблицу 5.

     Табл. 5. Тип финансовой устойчивости ОАО «Хлеб»

Показатель Год Изменение (+ ,  – )
2008 2009 2010 2009 от 2008 2010 от 2009
1. Собственный капитал 81335 91391 105502 10 056 14 111
2. Внеоборотные активы 68229 70629 78357 2 400 7 728
3. Собственный оборотный капитал  (1–2) 13106 20762 27145 7 656 6 383
4. Долгосрочные займы 433 296 1289 -137 993
5. Функционирующий капитал  (3+4) 13539 21058 28434 7 519 7 376
6. Краткосрочные займы 28493 22945 28675 -5 548 5 730
7. Общий капитал (5+6) 42032 44003 57109 1 971 13 106
8. Общая величина запасов (с учетом  НДС) 24034 23113 25674 -921 2 561
9. Обеспеченность запасов и затрат СОК () -10 928 -2 351 1 471 8 577 3 822
10. Обеспеченность запасов и затрат ФК () -10 495 -2 055 2 760 8 440 4 815
11. Обеспеченность запасов и затрат ОК () 17 998 20 890 31 435 2 892 10 545
12. Тип финансовой устойчивости  Неустойчивое  финансовое состояние Неустойчивое  финансовое состояние Абсолютная  финансовая устойчивость    

Информация о работе Анализ финансовой устойчивости предприятия на примере ОАО «Хлеб»