Анализ финансового состояния и финансовых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа представляет собой теоретическое и практическое рассмотрение анализа в организации. Рассчитываются показатели финансового состояния и финансовых результатов.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Анализ финансового состояния предприятия……………….……..5
1.1. Понятие, цель, задачи и содержание анализа финансового состояния ………………………………………………..…………..5
1.2. Система показателей, используемая для анализа финансового состояния………………………………………………...…………..8
1.3. Информационная база анализа финансового состояния………...19
1.4. Методы анализа финансового состояния………...………………24
1.5. Анализ финансового состояния ООО «Салют Т»……….………27
Глава 2. Анализ финансовых результатов предприятия………………..….35
2.1. Цели, задачи и источники анализа финансовых результатов……35
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли…………….…37
2.3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ,
услуг)………………………………………………………………..38
2.4. Анализ резервов роста прибыли……………………………….…43
2.5. Анализ показателей рентабельности………………………..……48
Заключение………………………………………………………………….……51
Список использованной литературы…………………………………...………53

Работа содержит 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 114.02 Кб (Скачать)

          Дальнейший анализ конкретизирует  причины изменения прибыли от  реализации продукции по каждому  фактору. 

 

2.3.Факторный анализ  прибыли от реализации 

продукции (работ, услуг)

 

          Прибыль от реализации товарной  продукции в общем случае находится  под воздействием следующих факторов:

  • объем реализации продукции;
  • структура реализации;
  • изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции;
  • изменение себестоимости реализованной продукции за сет изменения себестоимости отдельных изделий;
  • цены на материалы и тарифы на услуги;
  • отпускные цены на реализованную продукцию;
  • экономия, связанная с нарушением хозяйственной дисциплины.

Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции. [9, c. 85]

    1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:

∆Р = Р1 – Р0,

где Р1 – прибыль отчетного года;  Р0 - прибыль базисного года.

  1. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р1) в оценке по плановой  (базовой) себестоимости:

∆Р1 = Р0 К1 - Р0 = Р01 - 1),

где  Р0 – прибыль базисного года; К- коэффициент роста объема реализации продукции;

К1 = S1,0/S0,

где S1,0 – фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0 – себестоимость базисного периода.

  1. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р2):

∆Р2 = Р02 – К1),

где К2 – коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам;

К2 = N1,0 / N0,

где  N1,0 – реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; N0 – реализация в базисном периоде.

  1. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р3):

∆Р3 = S0 K2 – S1,0.

  1. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции  (∆Р4):

∆Р4 = S1,0 – S1,

где S1 – фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.

  1. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р5):

∆Р5 = Nр1 / Nр1,0,

где Nр1 = ∑р1q1 – реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена изделия, q – количество изделий); Nр1,0 p0q1 – реализация в отчетном году в ценах базисного года.

          Влияние на прибыль изменений  цен на материалы и тарифов  на услуги (∆Р6), а также нарушений хозяйственной дисциплины (∆Р7) определяется отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета. Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

∆Р = Р1 – Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7.

          В табл. 2.2. приведены исходные  данные и условный пример факторного  анализа прибыли от реализации  продукции.

 

 

 

Таблица 2.2. Исходные данные для факторного анализа прибыли, тыс. руб.

Слагаемые прибыли

По базису

По базису на фактически реализованную продукции.

Фактические данные по отчету

Фактические данные с корректировкой на изменение цен и т.п.

Реализация продукции  в отпускных ценах предприятия

158017

212000

243853

212000

Полная себестоимость  продукции

125312

151682

171434

151524

Прибыль

32705

60318

72419

60476


 

          Степень влияния на прибыль  различных факторов:

  1. Увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости. Прежде всего, исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

151 682/125 312 = 1, 210435.

          Затем базисную прибыль вычитают  из ее скорректированной величины:

∆Р1 = 32 705 × 1, 210435 – 32 705 = +6882 тыс. руб.

  1. Увеличение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Подсчет сводится к определению разницы между коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости:

∆Р2 = 32 705 × (212 000 : 158017 – 151 682 : 125 312) =

=+ 4287 тыс. руб. 

  1. Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Сравнивают базисную полную себестоимость, скорректированную на коэффициент роста объема выпуска, с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:

∆Р3 = 125 312 × 1, 341628 – 151 682 =

= + 16 444 тыс. руб.

  1. Уменьшение затрат на рубль продукции. Определяют разницу между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины:

∆Р4 = 151 682 – 151 524 = +158 тыс. руб.

  1. Изменение отпускных цен на продукцию. Рассчитывается как разность между выручкой  от реализации товарной продукции в действующих ценах:

 

∆Р5 = ∆Р1 = 243 853 – 212 000 = 31 853 тыс. руб.

  1. Изменение цен на материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок оплаты труда. В расчетах используются сведения о себестоимости продукции. В данном случае цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 10 000 тыс. руб., оплата труда – на 9910 тыс. руб., что привело к снижению прибыли на 19 910 тыс. руб.
  2. Нарушение хозяйственной дисциплины. Устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий и т. п. В данном примере не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет перечисленных причин. Общее отклонение по прибыли составляет:

72 419 – 32 705 = 39 714 тыс. руб.

          Результаты расчетов представлены  в сводке влияния факторов  на прибыль от реализации продукции  (тыс. руб.):

Показатель 

Сумма

Отклонение прибыли, всего

В том числе за счет:

Изменения объема продукции

Изменения структуры продукции

Изменения структуры затрат

Изменения уровня затрат

Изменения цен на продукции.

Изменения цен на материалы  и тарифов

Нарушений хозяйственной  дисциплины

39714

 

6882

4287

16444

158

31853

-19910

-


         

          Баланс отклонений, таким образом,  составил:

39 714 = 6882 + 4287 + 16 444 + 158 + 31 853 – 19 910.

 

2.4. Анализ резервов  роста прибыли

 

          Чтобы обеспечить стабильный  рост прибыли, необходимо постоянно  искать резервы ее увеличения. Они выявляются как на стадии  планирования, так и в процессе  выполнения планов. Определение  резервов роста прибыли базируется  на обоснованной методике их  расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный  и функциональный. На первом этапе  выявляют и количественно оценивают  резервы, на втором разрабатывают  комплекс инженерно-технических,  организационных, экономических  и социальных мероприятий, обеспечивающих  использование выявленных резервов. На третьем этапе практически реализовывают мероприятия и ведут контроль за их выполнением.  При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска и реализации продукции. [5, c. 139]

          Сумма резервов роста прибыли  (Rп.о.) за счет увеличения объема продукции (работ, услуг) рассчитывается по формуле:

где Рпл.ед.i – плановая сумма прибыли на единицу i-ой продукции; qдоп.i – количество дополнительно реализованной продукции в натуральных единицах измерения.

          Если прибыль рассчитывается  на 1 руб. продукции, то сумма  резерва ее роста за счет  увеличения объема реализации  определяется по формуле

Rп.о = Nв × P1 / N1,

где Nв – возможное увеличение объема (резерв роста) реализованной продукции; P1 – фактическая прибыль от реализации продукции; N1 – фактический объем реализованной продукции.

          Важное направление использования   резервов роста прибыли – снижение  затрат на производство и реализацию  продукции, например сырья, материалов, топлива, энергии, амортизации  основных фондов и других расходов. Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный, базовый, фактически достигнутый средний уровень в целом по отрасли и т. п.

          Методической базой экономической  оценки резервов снижения затрат овеществленного труда служит система прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, нормативов использования производственных мощностей и др.

          При сравнительном методе количественного  измерения резервов их величина  определяется путем сравнения  достигнутого уровня затрат с  их потенциальной величиной:

Rс.i = Сф.i – Сп.i,

где  Rс.i – резерв снижения себестоимости продукции за счет i-го вида ресурсов; Сф.i и Сп.i – соответственно фактический и потенциальный уровни использования i-го вида производственных ресурсов.

          Если анализу прибыли предшествует  анализ себестоимости продукции  и определена общая сумма резерва  ее снижения, расчет резерва роста  прибыли производится по формуле

Rп.с. = Зв (N1 + Nв),

где  Зв – возможное снижение затрат на рубль товарной продукции.

          Расчет резервов снижения себестоимости,  а следовательно, и роста прибыли  производится по следующим формулам.

  1. Внедрение достижений НТП (Rп.н):

 

                                                

                                                          

Зi = [ТЗч (1 + Зд /100 + Зс/100 + …)].

  1. Сокращение численности работников (Rп.ч.):

                                                     

  1. Сокращение непроизводительных выплат – по данным анализа использования средств, направленных на потребление (фонда заработной платы).

          В этих формулах:

          Зо.i, Зi – затраты на оплату единицы продукции до и после внедрения научно-технических мероприятий;

          О1 – объем производства продукции после внедрения мероприятий до конца года в натуральных единицах измерения;

          Ч – среднегодовая численность  сокращаемых работников;

          З0 – средняя плановая заработная плата одного высвобождаемого работника;

          Т – трудоемкость единицы продукции,  нормочас;

Информация о работе Анализ финансового состояния и финансовых результатов предприятия