Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа хозяйственной и финансовой деятельности промышленного предприятия, выявление резервов повышения объема производства в результате более эффективного использования трудовых ресурсов.
Основные задачи курсовой работы:
1. Исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
2. Определение степени выполнения плановых показателей, анализ динамики показателей;
Введение
Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Он представляет собой науку, изучающую экономические показатели работы предприятия в постоянном их развитии с целью выявления внутренних производственных резервов. Под анализом в широком смысле понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Анализ хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др. С помощью АХД достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.
Целью курсовой работы является проведение анализа хозяйственной и финансовой деятельности промышленного предприятия, выявление резервов повышения объема производства в результате более эффективного использования трудовых ресурсов.
Основные задачи курсовой работы:
1.
Исследование результатов
2.
Определение степени
3. Изучение влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности;
4. Выявление трудовых факторов, повлиявших на изменение объема производства;
5. Разработка мероприятий по повышению эффективности производства.
Объектом исследования являются экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия, производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных и трудовых ресурсов, финансовые результаты деятельности.
Предметом исследования являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.
Методологической
базой курсовой работы можно назвать
труды таких ученых и специалистов
в области анализа
В качестве источников информации при написании работы выступает научная, методологическая, учебная литература.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав
(общего и индивидуального задания),
заключения, списка используемой литературы
и приложения.
Глава 1.
Анализ результатов хозяйственной и финансовой
деятельности промышленного предприятия
1.1 Анализ производства и реализации продукции
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
1. анализ формирования и выполнения производственной программы;
1.1. анализ объема продукции;
1.2. анализ ассортимента продукции;
1.3. анализ структуры продукции;
2. анализ качества продукции;
3. анализ ритмичности производства;
4. анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
1) Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета абсолютных показателей динамики, а также базисных и цепных темпов роста.
Товарная продукция (ТП) – это объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаше всего за год) конечной продукции, исчисленный в денежном выражении.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
ОВП = × 100%, где:
ОВП – относительная величина выполнения плана,
Ф – фактический объем товарной продукции в данном году,
П – плановый объем товарной продукции в данном году.
ТРб = × 100%, где:
ТРб – темп роста базисный,
ТП1 – объем товарной продукции (в стоимостном выражении) в текущем году,
ТП0 – объем товарной продукции в базисном году.
ТРц = × 100%, где:
ТРц – темп роста цепной,
ТПi – объем товарной продукции (в стоимостном выражении) в текущем году,
ТПi-1 – объем товарной продукции (в стоимостном выражении) в предшествующем году.
Таблица 1
Динамика товарной продукции
Показатели | Базовый год, фактически | По годам | |||
Первый год (соотчетный) | Второй год (отчетный) | ||||
план | факт | план | факт | ||
1. Товарная продукции, т.р. | 23 980 | 24 500 | 24 579 | 24 027 | 24 258 |
2. Выполнение плана, % | - | - | 100,32 | - | 100,96 |
3. Годовой абсолютный прирост, т.р. | - | 520 | 599 | -552 | -321 |
4. Темп роста ТП по годам, % | 100,00 | 102,17 | 102,50 | 97,75 | 98,69 |
5. Темп роста ТП нарастающим итогом с первого года, % | 100,00 | - | - | 100,20 | 101,16 |
Вывод: руководство предприятия планировало сократить объем товарной продукции в отчетном году в сравнении с предыдущим аналогичным периодом. Фактически план в соотчетном и отчетном годах был перевыполнен на 0,32 и 0, 96% соответственно, годовой абсолютный прирост в первом году составил 599 тыс. руб., во втором году наблюдается отрицательная динамика – объем товарной продукции снизился на 321 тыс. руб. Также можно сказать, что базисные и цепные темпы роста за анализируемый период имеют негативную тенденцию к снижению.
2) Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции. Ввиду этого в процессе аналитической работы необходимо оценить степень выполнения плана по ассортименту и структуре продукции.
Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием количества по каждому из них.
Структура продукции – это соотношение удельного веса отдельных видов продукции в общем объеме. Выполнить план по структуре значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.
ОВПi = × 100%, где:
ОВПi – процент выполнения плана по каждому виду продукции;
Фi – фактический выпуск продукции по i-му изделию;
Пi – планируемый выпуск продукции по i-му изделию.
Изменения объема ТП, тыс. руб. = (Фi - Пi); изменения в объеме % рассчитываются путем деления полученной цифры на соответствующий планируемый объем выпуска продукции изделия и умножения на 100%.
Структура, % = (объем производства изделия/общий объем производства) × 100%. Изменения в структуре = величина структуры изделия по факту – величина структуры изделия по плану.
В выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический объем производства изделия, но не больше планового.
Фактический выпуск в плановой структуре = (фактический общий выпуск продукции × структура изделия по плану)/100%.
Засчитывается в выполнение плана по структуре наименьшая из величин фактического объема выпуска изделия и фактического выпуска изделия в плановой структуре.
Таблица 2
Анализ выполнения плана по объему, ассортименту, структуре продукции
Вид продук-ции | Объем ТП, т.р. | Изменения | Структура, % | Засчитывает-ся в выполнение плана по ассортименту, т.р. | Фактический выпуск в плановой структуре, т.р. | Засчитывается в выполнение плана по структуре, т.р. | ||||
факт | план | В объеме | В струк-туре, % | план | факт | |||||
т.р. | % | |||||||||
Изделие 1 | 7200,0 | 7215,0 | -15 | 0,21 | -0,20 | 36,75 | 36,55 | 7 200 | 7 239,8 | 7 200 |
Изделие 2 | 3516,0 | 3540,0 | -24 | -0,68 | -0,18 | 18,03 | 17,85 | 3 516 | 3 551,9 | 3 516 |
Изделие 3 | 4797,2 | 4797,2 | 0 | 0 | -0,08 | 24,43 | 24,35 | 4 797,2 | 4 812,8 | 4 797,2 |
Изделие 4 | 4187,0 | 4081,0 | 106 | 2,60 | 0,46 | 20,79 | 21,25 | 4 081 | 4 095,7 | 4 095,7 |
Итого | 19 700,2 | 19 633,2 | 67 | 0,34 | - | 100 | 100 | 19 594,2 | 19 700,2 | 19 608,9 |