Анализ деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа хозяйственной и финансовой деятельности промышленного предприятия, выявление резервов повышения объема производства в результате более эффективного использования трудовых ресурсов.
Основные задачи курсовой работы:
1. Исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
2. Определение степени выполнения плановых показателей, анализ динамики показателей;

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_AHD_Pindyurina.doc

— 1.00 Мб (Скачать)

Введение 

     Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. Он представляет собой науку, изучающую экономические показатели работы предприятия в постоянном их развитии с целью выявления внутренних производственных резервов. Под анализом в широком смысле понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

     Анализ  хозяйственной деятельности является связующим звеном между учетом и  принятием управленческих решений. В процессе его учетная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др. С помощью АХД достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.

     Целью курсовой работы является проведение анализа хозяйственной и финансовой деятельности промышленного предприятия, выявление резервов повышения объема производства в результате более эффективного использования трудовых ресурсов.

     Основные  задачи курсовой работы:

     1. Исследование результатов финансово-хозяйственной  деятельности предприятия;

     2. Определение степени выполнения  плановых показателей, анализ динамики показателей;

     3. Изучение влияния различных факторов на результаты хозяйственной деятельности;

     4. Выявление трудовых факторов, повлиявших на изменение объема производства;

     5. Разработка мероприятий по повышению эффективности производства.

     Объектом  исследования являются экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия, производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных и трудовых ресурсов, финансовые результаты деятельности.

     Предметом исследования являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

     Методологической  базой курсовой работы можно назвать  труды таких ученых и специалистов в области анализа хозяйственной  деятельности предприятия, как О.В. Грищенко, Г. В. Савицкая и др.

      В качестве источников информации при  написании работы выступает научная, методологическая, учебная литература.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав (общего и индивидуального задания), заключения, списка используемой литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Анализ результатов хозяйственной и финансовой деятельности промышленного предприятия 

    1.1 Анализ производства и реализации продукции

     Объем производства и объем реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

     Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

  1. анализ формирования и выполнения производственной программы;

   1.1. анализ объема продукции;

   1.2. анализ ассортимента продукции;

   1.3. анализ структуры продукции;

  2. анализ качества продукции;

  3. анализ ритмичности производства;

  4. анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

     1) Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета абсолютных показателей динамики, а также базисных и цепных темпов роста.

      Товарная  продукция (ТП) – это объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаше всего за год) конечной продукции, исчисленный в денежном выражении.

     Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.

     ОВП = × 100%, где:

ОВП –  относительная величина выполнения плана,

Ф –  фактический объем товарной продукции в данном году,

П –  плановый объем товарной продукции  в данном году.

     ТРб = × 100%, где:

ТРб – темп роста базисный,

ТП1 – объем товарной продукции (в стоимостном выражении) в текущем году,

ТП0 – объем товарной продукции в базисном году.

     ТРц = × 100%, где:

ТРц – темп роста цепной,

ТПi объем товарной продукции (в стоимостном выражении) в текущем году,

ТПi-1 – объем товарной продукции (в стоимостном выражении) в предшествующем году.

Таблица 1

Динамика  товарной продукции

Показатели  Базовый год, фактически По годам
Первый  год (соотчетный) Второй  год (отчетный)
план факт план факт
1. Товарная  продукции, т.р. 23 980 24 500 24 579 24 027 24 258
2. Выполнение  плана, % - - 100,32 - 100,96
3. Годовой  абсолютный прирост, т.р. - 520 599 -552 -321
4. Темп  роста ТП по годам, % 100,00 102,17 102,50 97,75 98,69
5. Темп  роста ТП нарастающим итогом  с первого года, % 100,00 - - 100,20 101,16
 

     Вывод: руководство предприятия планировало сократить объем товарной продукции в отчетном году в сравнении с предыдущим аналогичным периодом. Фактически план в соотчетном и отчетном годах был перевыполнен на 0,32 и 0, 96% соответственно, годовой абсолютный прирост в первом году составил 599 тыс. руб., во втором году наблюдается отрицательная динамика – объем товарной продукции снизился на 321 тыс. руб. Также можно сказать, что базисные и цепные темпы роста за анализируемый период имеют негативную тенденцию к снижению.

      2) Результаты финансово-хозяйственной деятельности во многом определяются ассортиментом и структурой производства и реализации продукции. Ввиду этого в процессе аналитической работы необходимо оценить степень выполнения плана по ассортименту и структуре продукции.

     Ассортимент – это перечень наименований продукции  с указанием количества по каждому из них.

     Структура продукции – это соотношение  удельного веса отдельных видов  продукции в общем объеме. Выполнить план по структуре значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

     ОВПi = × 100%, где:

ОВПi – процент выполнения плана по каждому виду продукции;

Фi – фактический выпуск продукции по i-му изделию;

Пi – планируемый выпуск продукции по i-му изделию.

     Изменения объема ТП, тыс. руб. = (Фi - Пi); изменения в объеме % рассчитываются путем деления полученной цифры на соответствующий планируемый объем выпуска продукции изделия и умножения на 100%.

     Структура, % = (объем производства изделия/общий объем производства) × 100%. Изменения в структуре = величина структуры изделия по факту – величина структуры изделия по плану.

     В выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический объем производства изделия, но не больше планового.

     Фактический выпуск в плановой структуре = (фактический  общий выпуск продукции × структура изделия по плану)/100%.

     Засчитывается в выполнение плана по структуре наименьшая из величин фактического объема выпуска изделия и фактического выпуска изделия в плановой структуре.

Таблица 2

Анализ  выполнения плана по объему, ассортименту, структуре продукции

Вид продук-ции Объем ТП, т.р. Изменения Структура, % Засчитывает-ся в выполнение плана по ассортименту, т.р. Фактический выпуск в плановой структуре, т.р. Засчитывается в выполнение плана по структуре, т.р.
факт  план  В объеме В струк-туре, % план  факт 
т.р. %
Изделие 1 7200,0 7215,0 -15 0,21 -0,20 36,75 36,55 7 200 7 239,8 7 200
Изделие 2 3516,0 3540,0 -24 -0,68 -0,18 18,03 17,85 3 516 3 551,9 3 516
Изделие 3 4797,2 4797,2 0 0 -0,08 24,43 24,35 4 797,2 4 812,8 4 797,2
Изделие 4 4187,0 4081,0 106 2,60 0,46 20,79 21,25 4 081 4 095,7 4 095,7
Итого 19 700,2 19 633,2 67 0,34 - 100 100 19 594,2 19 700,2 19 608,9

Информация о работе Анализ деятельности предприятия