Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа хозяйственной и финансовой деятельности промышленного предприятия, выявление резервов повышения объема производства в результате более эффективного использования трудовых ресурсов.
Основные задачи курсовой работы:
1. Исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
2. Определение степени выполнения плановых показателей, анализ динамики показателей;
Рис.
1. Динамика показателей фондоотдачи и
фондоемкости
Вывод:
фондоотдача основных фондов в отчетном
году уменьшилась на 0,78 руб. (14,55%) и
составила 4,58 руб., фондоемкость возросла
на 0,03 руб. (15,79%) и составила 0,22 руб.
Следствием данных негативных изменений
стало снижение объема товарной продукции
в сравнении с предыдущим годом до 24 258
тыс. руб.
1.4 Анализ использования материальных ресурсов
Рациональное использование материальных ресурсов - один из важнейших факторов роста объема продаж и снижения себестоимости продукции, а, следовательно, роста прибыли и рентабельности.
Одними из обобщающих показателей эффективности использования материальных ресурсов являются:
-
материалоотдача (
Мотд = , где:
Мотд – материалоотдача;
МЗ – материальные затраты.
- материалоемкость (характеризует количество материалов, необходимых для производства единицы продукции).
Мемк = = , где:
Мемк – материалоемкость.
Таблица 7
Динамика показателей материалоотдачи и материалоемкости
Показатели | Факт
в ценах плана |
Факт за отчетный
год |
Отклонения (+, -)
от плана |
Относительное изменение, % |
Объем товарной продукции, т.р. | 21 040 | 21030 | -10 | -0,05 |
Материальные затраты, т.р. | 11 280 | 11 242 | -38 | -0,34 |
Материалоотдача | 1,865 | 1,871 | +0,006 | +0,32 |
Материалоемкость | 0,536 | 0,535 | -0,001 | -0,19 |
Рис.2.
Динамика показателей материалоотдачи
и материалоемкости
Вывод:
объем товарной продукции снизился на
10 тыс. руб. в сравнении с планом, материальные
затраты сократились на 38 тыс. руб. (до
11 242 тыс. руб.). При этом показатель материалоотдачи
вырос на 0,32%, а показатель материалоемкости
снизился на 0,19%, что является положительной
тенденцией.
1.5 Анализ себестоимости продукции предприятия
Где то ошибка)))))))))
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию [Чернова Т.В.].
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно.
Изменение себестоимости в % к плановым затратам по статье рассчитывается как (факт за отчетный год/факт в ценах плана * 100%)-100% (например, группа «сырье и материалы» = (5 699/5 665 *100) -100 = 0,60%).
Изменение себестоимости в % к плановым затратам к итогу рассчитывается следующим способом: каждая строка изменения себестоимости в тыс. руб./15 строку колонки в тыс. руб. * 100% (например, статья «возвратные отходы» = 1/156 * 100% = 0,64%).
Таблица 8
Анализ динамики и структуры себестоимости продукции
Статьи
и группы затрат |
Полная себестоимость, т.р. | ||||
Факт
в ценах плана |
Факт за отчетный год | Снижение (-), повышение (+) | |||
т.р. | в % к плановым затратам | ||||
по статье | к итогу | ||||
1. Сырье и материалы | 5 665 | 5 669 | +4 | +0,07 | +2,56 |
2. Возвратные отходы (вычитаются) | 80 | 81 | +1 | +1,25 | -0,64 |
3.
Покупные изделия, |
5 545 | 5 499 | -46 | -0,83 | -29,49 |
4.
Топливо и энергия на |
150 | 155 | +5 | +3,33 | +3,21 |
5.Затраты на оплату труда | 1 814 | 1 809 | -5 | -0,28 | -3,21 |
6. Отчисления на соц. страх | 106 | 108 | +2 | +1,89 | +1,28 |
7.
Расходы на подготовку и |
- | 220 | +220 | +100 | +141,03 |
8.
Расходы на содержание и |
2 796 | 2 759 | -37 | -1,32 | -23,72 |
9. Цеховые расходы | 1 218 | 1 226 | +8 | +0,66 | +5,13 |
10. Общезаводские расходы | 884 | 896 | +12 | +1,36 | +7,69 |
11. Потери от брака | - | - | - | - | - |
12.
Прочие производственные |
265 | 270 | +5 | +1,89 | +3,21 |
13.
Производственная |
18 155 | 18 306 | +151 | +0,83 | +96,79 |
14. Внепроизводственные расходы | 57 | 46 | -11 | -19,30 | -7,05 |
15. Полная себестоимость товарной продукции | 18 420 | 18 576 | +156 | +0,85 | 100 |
Вывод: в целом себестоимость товарной продукции увеличилась на 156 тыс. руб. Предприятие занялось освоением нового производства, именно возникновение, увеличение (на 220 тыс. руб.), такой группы затрат, как расходы на подготовку и освоение нового производства оказало наибольшее влияние. Следует отметить значительный рост именно производственной себестоимости товарной продукции (на 151 тыс. руб.). Среди заметных положительных моментов сокращение затрат, связанных с приобретением полуфабрикатов (на 46 тыс. руб.), и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования (на 37 тыс. руб.). Внепроизводственные расходы фирмы фактически за отчетный год сократились на 11 тыс. руб.
Структура себестоимости значительно не изменилась, фактически в отчетном году также наибольший удельный вес занимает производственная себестоимость товарной продукции, такие группы затрат, как «сырье и материалы», «покупные изделия и полуфабрикаты», «расходы на содержание и эксплуатацию оборудования», «затраты на оплату труда».
При
дальнейшем, более подробном, анализе
должно быть уделено именно тем статьям,
по которым допущен существенный
незапланированный перерасход или
имеет место значительная экономия.
1.6 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе бухгалтерской отчетности, т.к. финансовая отчетность предприятия — это наиболее объективный источник информации о предприятии и эффективности его деятельности.
Цель
финансового анализа –
Таблица 9
Порядок расчетов показателей динамики и структуры прибыли предприятия
Показатели | Сумма, т.р. | Структура, % | Динамика | ||||
Предыдущий год | Отчетный год | Предыду-щий год | Отчетный год | Суммы | Структуры, % | ||
Т.р. | % | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Выручка от реализации | 3 - 2 |
(6/2) × 100% |
5 - 4 | ||||
Себестоимость продукции | |||||||
Валовая прибыль | Выручка – с/с | ||||||
Управленческие расходы | |||||||
Коммерческие расходы | |||||||
Прибыль от продаж | |||||||
Прочие доходы | |||||||
Прочие расходы | |||||||
Прибыль (убыток) от прочей деятельности | Прочие доходы
–
Прочие расходы |
||||||
Прибыль до налогообложения | Прибыль от продаж + Прибыль от прочей деятельности | 100 | 100 | ||||
Налог на прибыль | |||||||
Чистая прибыль | Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль |
Значительная роль в финансовом анализе отводится показателям рентабельности.
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.
Рентабельность активов – это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Он является основным производственным показателем, характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде.
RА = × 100%, где:
RА – рентабельность активов;
Пр – чистая прибыль;
А – стоимость активов.
Важную роль в финансовом анализе играет показатель рентабельности собственного капитала. Он характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал.
RСК = × 100%, где:
RСК – рентабельность собственного капитала;
СК – стоимость собственного капитала.
Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.
Rпр = = × 100%, где:
Rпр – рентабельность продаж;
ВР – выручка от реализации продукции;
З – себестоимость продукции.
Таблица 10
Анализ структуры и динамики показателей финансовых результатов
Показатели | Сумма, т.р. | Структура, % | Динамика | ||||
Предыдущий год | Отчетный год | Предыдущий год | Отчетный год | Суммы | Структуры, % | ||
Т.р. | % | ||||||
Выручка от реализации | 21 148 | 21 113 | -35 | -0,17 | |||
Себестоимость продукции | 18 985 | 18 576 | -409 | -2,15 | |||
Валовая прибыль | 2 163 | 2 537 | 171,70 | 145,22 | +374 | 17,29 | -26,48 |
Коммерческие расходы | 421 | 567 | +146 | 34,68 | |||
Управленческие расходы | 362 | 321 | -41 | -11,33 | |||
Прибыль от продаж | 1 380 | 1 649 | 110,93 | 94,39 | +269 | 19,49 | -16,54 |
Прочие доходы | 521 | 632 | +111 | 21,31 | |||
Прочие расходы | 657 | 534 | -123 | -18,72 | |||
Прибыль отчетного периода | 1 244 | 1 747 | 100 | 100 | +503 | 40,43 | 0 |
Чистая прибыль | 945 | 1 328 | 75,96 | 76,02 | +383 | 40,53 | +0,06 |
Рентабельность активов | 9,79 | 13,48 | +3,69 | 37,69 | |||
Рентабельность собственного капитала | 89,32 | 93,52 | +4,20 | 4,70 | |||
Рентабельность продаж | 10,23 | 12,02 | +1,79 | 17,50 |
Вывод:
выручка от реализации продукции
в отчетном году снизилась на 35 тыс.
руб., однако ввиду сокращения себестоимости
продукции (на 409 тыс. руб.), валовая прибыль
значительно выросла и
Показатели
рентабельности активов, собственного
капитала и продаж имеют положительную
тенденцию к увеличению (рис. 3).
Рис. 3. Динамика
показателей рентабельности
Наибольший рост в сравнении с предыдущим годом имеет показатель рентабельности активов (37,7%), т.е. можно сделать вывод о значительном росте прибыли, получаемой с каждого рубля, инвестированного в формирование активов.
Увеличение рентабельности собственного капитала на 4,7% свидетельствует о большей финансовой независимости предприятия и эффективном использовании собственного капитала.
Рентабельность
продаж в сравнении с предыдущим годом
выросла на 17,5%, что также говорит о более
эффективной производственной, финансовой
деятельности предприятия и деятельности,
связанной с реализацией продукции.
Глава 2.
Факторный анализ изменения выпуска
продукции из-за изменения трудовых
факторов
Факторный анализ заключается в выявлении величины влияния различных факторов на прирост и уровень результативных показателей.
Факторы – это причины, формирующие результаты хозяйственно-финансовой деятельности.
Выявление и количественное измерение степени выявления отдельных факторов на изменение результативных показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия представляет собой одну из важнейших задач экономического анализа.
Существует два основных типа факторного анализа.
Детерминированный
анализ – методика исследования влияния
факторов, связь которых с