Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ -
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства 4
1.2. Методика формирования социальной
политики государства 7
1.3. Основные направления социальной
политики государства 10
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ -
2.1. Экономическая политика государства и ее виды 16 2.2 Основные направления экономической политики государства 17
2.3. Роль государства в реализации экономического роста в России 19
3.ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА -
3.1. Основные направления социальной и
экономической политики государства 22
3.2. Приоритеты социальной и экономической
политики государства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.2 Основные направления экономической политики государства
Под стратегией в экономической науке понимают «управленческий процесс создания и поддержания долгосрочного соответствия между целями хозяйствующего субъекта и его потенциальными возможностями и шансами в сфере рыночного поведения». Экономическая стратегия государства представляет собой раздел государственного управления, призванный поддерживать посредством комплекса планомерно проводимых мероприятий (стратегических решений) единство между заявляемой стратегией развития государства на перспективу, целями и задачами государственной экономической политики и реальными тенденциями мирового хозяйства на основе оценки экономического потенциала (возможностей и шансов) страны в достижении социально-экономического роста и укрепления экономической безопасности государства в условиях мировой конкуренции [12].
Таким образом, основными этапами реализации экономической стратегии государства являются:
На современном этапе развития мирового хозяйства любое государство стратегически заинтересовано не только в удержании завоеванных позиций, но и в приросте показателей социально-экономического и финансового развития. Разработка стратегии роста предполагает учет внутреннего экономического потенциала, определяющего наиболее вероятный профиль специализации экономики государства, а также мировые тенденции развития. В основе формирования современного типа устойчивого роста экономики общества лежат элементы так называемой «инновационной экономики», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях [9].
Новые
знания, на основе которых создаются
эффективные производственные технологии,
выпускается высококачественная продукция
и меняется организация управления
производством, дают большую долю прироста
производительности труда и ВВП развитых
стран. Конкурентная стратегия экономического
роста национальной экономики предопределяет
не только положительную тенденцию основных
макроэкономических показателей развития
(в этом случае речь идет об эффективности
стратегии роста), но и обеспечивает стране
конкурентоспособность в мировом хозяйстве,
позволяет ей выгодно отличаться по определенным
признакам от своих «конкурентов»[10].
2.3 Роль государства в реализации экономического роста в России
В 1990-е годы Россия начала переход от централизованного директивного планирования и административного управления экономикой к рыночной системе хозяйства. Это были для страны годы масштабных утрат в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Прекратили существование многие наукоемкие производства, тяжелый урон был нанесен отечественной науке и системе подготовки инженерных кадров и кадров квалифицированных рабочих. Как показывают прогнозные исследования отечественных экономистов, сложившаяся в первом десятилетии XXI века благоприятная для России внешнеэкономическая конъюнктура может продолжаться в течение первой четверти этого века [13]. Для реализации эффективной экономической политики в России, как полагают эксперты, чрезвычайно важно научиться пользоваться инструментами государственного воздействия на экономические процессы. Для этого весьма полезно обратиться к опыту стран, имеющих наибольшие достижения в деле государственного регулирования рыночной системой хозяйства. Так, например, США в 1930-х годах решали острейшую проблему преодоления «Великой депрессии», а во время второй мировой войны – задачу мобилизации ресурсов экономики, в которой господствовали частные компании, для обеспечения победы над врагом стран антигитлеровской коалиции. Они оказались первыми, кто осознал необходимость систематического воздействия государства с помощью рыночных методов на развитие народного хозяйства, и послужили в этом отношении образцом для остальных капиталистических стран.
При разработке стратегии экономического и научно-технического развития одну из ведущих ролей играет повышение эффективности народного хозяйства. НТП можно представить в виде двух потоков: во-первых, накопления научно-технического потенциала, включая вложения в человека, и, во-вторых, потока использования достижений науки и техники в народном хозяйстве. Задача накопления научно-технического потенциала решается при значительной поддержке со стороны расходной части государственного бюджета. В развитых странах расходная часть бюджета составляет от 1/3 до 2/3 ВВП. Имеются в виду ассигнования на научные исследования и разработки прототипов новой техники, общая норма которых в передовых странах составляет 2-3% ВВП. Сверх того до 1% ВВП тратится на венчурные предприятия, замыкающие процесс формирования научно-технического потенциала. Еще большие средства (до 10% ВВП в каждом случае) расходуются в развитых странах на образование и здравоохранение. Задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для частных инвестиций, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Эта отрасль идет в авангарде освоения передовой техники, и ее продукция обеспечивает техническое перевооружение всех остальных отраслей хозяйства. В связи с этим встает вопрос об инструментах государственного воздействия на инвестиционные процессы.
Регулирование инвестиций в передовых странах осуществляется с помощью доходной части государственного бюджета, за счет совершенствования налоговой системы, с тем, чтобы обеспечивать наполнение государственного бюджета с минимальным ущербом для прибылей компаний и не ослаблять стимулы к предпринимательской деятельности. Капитал идет туда, где прибыль больше. В России совсем недавно, согласно данным Торгово-промышленной палаты, норма прибыли в обрабатывающей промышленности была практически в 2 раза ниже, чем в нефтяной промышленности. К настоящему времени в условиях повышения цен на нефть норма прибыли в обрабатывающей промышленности снизилась, а в нефтяной промышленности повысилась.
По данным Минфина России, в результате в России отставание обрабатывающей промышленности от нефтяной с точки зрения привлекательности капиталовложений стало четырехкратным. Задача экономической политики России в части формирования инвестиционного климата должна состоять в том, чтобы норма прибыли в обрабатывающей промышленности после вычета налогов была в среднем выше, чем в нефтедобывающей отрасли. Необходимо по возможности наиболее полно изымать с помощью прямых и косвенных налогов природную ренту, т.е. сверхприбыли компаний, работающих в добывающей промышленности, освобождая от налогов ту часть прибыли, которая вкладывается в развитие отрасли внутри страны. При этом ускоренное наращивание экспортных поставок углеводородного сырья не отвечает национальным интересам России.
В целом для современной налоговой политики развитых стран характерно снижение прямых налогов на доходы, особенно на прибыль предприятий, и перенесение тяжести пополнения государственного бюджета на налогообложение ресурсов. Имеются в виду налоги, взимаемые в связи с наймом рабочей силы, эксплуатацией земли и недвижимого имущества и их приобретением, а также с потреблением сырья и энергии. Важным источником пополнения государственного бюджета является налог на добавленную стоимость. Низкий налог на прибыль делает капиталовложения более привлекательными, а налоги на ресурсы повышают цены на них и увеличивают эффект от их экономии благодаря применению передовой техники.
Выраженная в деньгах экономия труда, капитала, материалов и энергии тем больше, чем дороже сберегаемые ресурсы. Кроме того, налог на недвижимость ограничивает ее концентрацию в руках монополистов, обеспечивает конкурентную среду, а, следовательно, стимулирует повышение конкурентоспособности. Что касается налога на добавленную стоимость, то он взимается при реализации продукции и является налогом не на производителя, а на потребителя. Развитые страны предпочитают сохранять его ставку на высокой отметке или даже повышать, когда необходимо сократить дефицитное сальдо государственного бюджета. Этот налог является встроенным стабилизатором для сглаживания колебаний спроса в рамках среднесрочного цикла. Сбор этого налога сокращается в фазе спада и увеличивается в период процветания. Он также служит сдерживанию спроса на импортные товары.
Для
создания высокооплачиваемых и конкурентоспособных
мест не в отдельных регионах, а повсеместно,
нужно стимулировать развитие обрабатывающей
промышленности и строительства, перераспределив
налоговую нагрузку таким образом, чтобы
прибыль после вычета налогов была в обрабатывающей
промышленности и строительстве больше,
чем в отраслях, чьи сверхприбыли основываются
на природной ренте. Россия не должна упустить
шанс использовать благоприятную внешнеэкономическую
конъюнктуру, с тем, чтобы перевести преимущество
в области обладания разнообразными и
богатыми природными ресурсами в преимущество
в области снижения налогов на прибыль
в обрабатывающей промышленности. На этой
основе возможно финансирование роста
своего научно-технического и человеческого
потенциала. Будущее России зависит от
развития в стране обрабатывающей промышленности,
от обеспечения высокопроизводительной
работой трудоспособного населения, от
овладения экономическими мерами воздействия
на рыночную экономику.
3.ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
3.1 Основные
направления социальной и
Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
Программа
социальных реформ призвана дать ориентиры,
которые позволяют строить
С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка.
В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:
В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.
Информация о работе Взаимосвясь социальной и экономической политики