Взаимосвясь социальной и экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ -
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства 4
1.2. Методика формирования социальной
политики государства 7
1.3. Основные направления социальной
политики государства 10
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ -
2.1. Экономическая политика государства и ее виды 16 2.2 Основные направления экономической политики государства 17
2.3. Роль государства в реализации экономического роста в России 19
3.ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА -
3.1. Основные направления социальной и
экономической политики государства 22
3.2. Приоритеты социальной и экономической
политики государства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУрсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

2.2 Основные направления экономической политики государства

       Под стратегией в экономической науке понимают «управленческий процесс создания и поддержания долгосрочного соответствия между целями хозяйствующего субъекта и его потенциальными возможностями и шансами в сфере рыночного поведения». Экономическая стратегия государства представляет собой раздел государственного управления, призванный поддерживать посредством комплекса планомерно проводимых мероприятий (стратегических решений) единство между заявляемой стратегией развития государства на перспективу, целями и задачами государственной экономической политики и реальными тенденциями мирового хозяйства на основе оценки экономического потенциала (возможностей и шансов) страны в достижении социально-экономического роста и укрепления экономической безопасности государства в условиях мировой конкуренции [12].

     Таким образом, основными этапами реализации экономической стратегии государства являются:

  • разработка программы развития государства, в которой обозначаются: концепция выбранной стратегии, цели, задачи, программа действий, основные критерии оценки качества реализуемой стратегии, возможные сценарии развития ситуации на мировом рынке;
  • корректировка тактических решений по основным направлениям экономической политики соответственно выбранной стратегии, с учетом возможных и предусмотренных сценариев развития и экономического потенциала на каждом этапе реализации стратегии развития государства;
  • контроль соответствия результата предпринимаемых решений основным критериям (экономическим, социальным, финансовым) эффективности (качества) стратегии государства.

     На  современном этапе развития мирового хозяйства любое государство  стратегически заинтересовано не только в удержании завоеванных позиций, но и в приросте показателей социально-экономического и финансового развития. Разработка стратегии роста предполагает учет внутреннего экономического потенциала, определяющего наиболее вероятный профиль специализации экономики государства, а также мировые тенденции развития. В основе формирования современного типа устойчивого роста экономики общества лежат элементы так называемой «инновационной экономики», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях [9].

     Новые знания, на основе которых создаются  эффективные производственные технологии, выпускается высококачественная продукция  и меняется организация управления производством, дают большую долю прироста производительности труда и ВВП развитых стран. Конкурентная стратегия экономического роста национальной экономики предопределяет не только положительную тенденцию основных макроэкономических показателей развития (в этом случае речь идет об эффективности стратегии роста), но и обеспечивает стране конкурентоспособность в мировом хозяйстве, позволяет ей выгодно отличаться по определенным признакам от своих «конкурентов»[10].  
 

     2.3 Роль государства в реализации  экономического роста в России

     В 1990-е годы Россия начала переход  от централизованного директивного планирования и административного управления экономикой к рыночной системе хозяйства. Это были для страны годы масштабных утрат в области промышленного и сельскохозяйственного производства. Прекратили существование многие наукоемкие производства, тяжелый урон был нанесен отечественной науке и системе подготовки инженерных кадров и кадров квалифицированных рабочих. Как показывают прогнозные исследования отечественных экономистов, сложившаяся в первом десятилетии XXI века благоприятная для России внешнеэкономическая конъюнктура может продолжаться в течение первой четверти этого века [13]. Для реализации эффективной экономической политики в России, как полагают эксперты, чрезвычайно важно научиться пользоваться инструментами государственного воздействия на экономические процессы. Для этого весьма полезно обратиться к опыту стран, имеющих наибольшие достижения в деле государственного регулирования рыночной системой хозяйства. Так, например, США в 1930-х годах решали острейшую проблему преодоления «Великой депрессии», а во время второй мировой войны – задачу мобилизации ресурсов экономики, в которой господствовали частные компании, для обеспечения победы над врагом стран антигитлеровской коалиции. Они оказались первыми, кто осознал необходимость систематического воздействия государства с помощью рыночных методов на развитие народного хозяйства, и послужили в этом отношении образцом для остальных капиталистических стран.

     При разработке стратегии экономического и научно-технического развития одну из ведущих ролей играет повышение эффективности народного хозяйства. НТП можно представить в виде двух потоков: во-первых, накопления научно-технического потенциала, включая вложения в человека, и, во-вторых, потока использования достижений науки и техники в народном хозяйстве. Задача накопления научно-технического потенциала решается при значительной поддержке со стороны расходной части государственного бюджета. В развитых странах расходная часть бюджета составляет от 1/3 до 2/3 ВВП. Имеются в виду ассигнования на научные исследования и разработки прототипов новой техники, общая норма которых в передовых странах составляет 2-3% ВВП. Сверх того до 1% ВВП тратится на венчурные предприятия, замыкающие процесс формирования научно-технического потенциала. Еще большие средства (до 10% ВВП в каждом случае) расходуются в развитых странах на образование и здравоохранение. Задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для частных инвестиций, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Эта отрасль идет в авангарде освоения передовой техники, и ее продукция обеспечивает техническое перевооружение всех остальных отраслей хозяйства. В связи с этим встает вопрос об инструментах государственного воздействия на инвестиционные процессы.

     Регулирование инвестиций в передовых странах  осуществляется с помощью доходной части государственного бюджета, за счет совершенствования налоговой системы, с тем, чтобы обеспечивать наполнение государственного бюджета с минимальным ущербом для прибылей компаний и не ослаблять стимулы к предпринимательской деятельности. Капитал идет туда, где прибыль больше. В России совсем недавно, согласно данным Торгово-промышленной палаты, норма прибыли в обрабатывающей промышленности была практически в 2 раза ниже, чем в нефтяной промышленности. К настоящему времени в условиях повышения цен на нефть норма прибыли в обрабатывающей промышленности снизилась, а в нефтяной промышленности повысилась.

     По  данным Минфина России, в результате в России отставание обрабатывающей промышленности от нефтяной с точки зрения привлекательности капиталовложений стало четырехкратным. Задача экономической политики России в части формирования инвестиционного климата должна состоять в том, чтобы норма прибыли в обрабатывающей промышленности после вычета налогов была в среднем выше, чем в нефтедобывающей отрасли. Необходимо по возможности наиболее полно изымать с помощью прямых и косвенных налогов природную ренту, т.е. сверхприбыли компаний, работающих в добывающей промышленности, освобождая от налогов ту часть прибыли, которая вкладывается в развитие отрасли внутри страны. При этом ускоренное наращивание экспортных поставок углеводородного сырья не отвечает национальным интересам России.

     В целом для современной налоговой политики развитых стран характерно снижение прямых налогов на доходы, особенно на прибыль предприятий, и перенесение тяжести пополнения государственного бюджета на налогообложение ресурсов. Имеются в виду налоги, взимаемые в связи с наймом рабочей силы, эксплуатацией земли и недвижимого имущества и их приобретением, а также с потреблением сырья и энергии. Важным источником пополнения государственного бюджета является налог на добавленную стоимость. Низкий налог на прибыль делает капиталовложения более привлекательными, а налоги на ресурсы повышают цены на них и увеличивают эффект от их экономии благодаря применению передовой техники.

     Выраженная  в деньгах экономия труда, капитала, материалов и энергии тем больше, чем дороже сберегаемые ресурсы. Кроме того, налог на недвижимость ограничивает ее концентрацию в руках монополистов, обеспечивает конкурентную среду, а, следовательно, стимулирует повышение конкурентоспособности.  Что касается налога на добавленную стоимость, то он взимается при реализации продукции и является налогом не на производителя, а на потребителя. Развитые страны предпочитают сохранять его ставку на высокой отметке или даже повышать, когда необходимо сократить дефицитное сальдо государственного бюджета. Этот налог является встроенным стабилизатором для сглаживания колебаний спроса в рамках среднесрочного цикла. Сбор этого налога сокращается в фазе спада и увеличивается в период процветания. Он также служит сдерживанию спроса на импортные товары.

     Для создания высокооплачиваемых и конкурентоспособных мест не в отдельных регионах, а повсеместно, нужно стимулировать развитие обрабатывающей промышленности и строительства, перераспределив налоговую нагрузку таким образом, чтобы прибыль после вычета налогов была в обрабатывающей промышленности и строительстве больше, чем в отраслях, чьи сверхприбыли основываются на природной ренте. Россия не должна упустить шанс использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, с тем, чтобы перевести преимущество в области обладания разнообразными и богатыми природными ресурсами в преимущество в области снижения налогов на прибыль в обрабатывающей промышленности. На этой основе возможно финансирование роста своего научно-технического и человеческого потенциала. Будущее России зависит от развития в стране обрабатывающей промышленности, от обеспечения высокопроизводительной работой трудоспособного населения, от овладения экономическими мерами воздействия на рыночную экономику. 

3.ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

3.1 Основные  направления социальной и экономической политики

 Преобразования в социальной сфере должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

  • во-первых, обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств, так как они не обладают возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и потому объективно нуждаются в государственной поддержке;
  • во-вторых, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;
  • в-третьих, создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;
  • в-четвертых, формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе – обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста. Последовательное осуществление политики, базирующейся на указанных ориентирах, предполагает переход к модели “субсидиарного государства”, которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. При таком подходе граждане, которые обладают самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, сами, за счет собственных доходов, должны оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование. В перспективе значительную часть социальных благ этой категории граждан следует предоставлять преимущественно на конкурентной основе через предприятия негосударственных форм собственности. В то же время государство не должно ослаблять усилий, направленных на оказание социальной помощи, а также предоставление ограниченной номенклатуры бесплатных услуг в области здравоохранения и образования той части населения, которая без государственной помощи лишилась бы доступа к основным социальным благам. Безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

           С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты – условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка.

           В настоящее время российское правительство исходит из того, что его “сверхзадача” связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая важная проблема - создание стимулов для экономического оживления, прежде всего оживления инвестиционной активности. Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.  Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, есть:

  • структурно-отраслевая политика;
  • инвестиционная политика;
  • амортизационная политика;
  • политика институционных преобразований;
  • ценовая политика;
  • антимонопольно-конкурентная политика;
  • бюджетная политика;
  • налоговая политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • валютная политика;
  • внешнеэкономическая политика.

     В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.

Информация о работе Взаимосвясь социальной и экономической политики