Взаимосвясь социальной и экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики государства; политика государства на рынке труда и социальная помощь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ -
1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства 4
1.2. Методика формирования социальной
политики государства 7
1.3. Основные направления социальной
политики государства 10
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ -
2.1. Экономическая политика государства и ее виды 16 2.2 Основные направления экономической политики государства 17
2.3. Роль государства в реализации экономического роста в России 19
3.ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА -
3.1. Основные направления социальной и
экономической политики государства 22
3.2. Приоритеты социальной и экономической
политики государства 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУрсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Ульяновский государственный технический университет

Институт  авиационных технологий и управления

Кафедра «Экономика, управление и информатика» 
 

Захарова  Анастасия Николаевна

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ

(КУРСОВАЯ  РАБОТА) 
 

Специальность: 080705.65 «Менеджмент организации»

Предмет:  «Экономическая теория»

Группа:  АМд–11

Руководитель: Сироткина И.Б.

Дата  сдачи курсовой работы: 

Оценка  руководителя:

                                          (подпись руководителя  и дата) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ульяновск 2011 

         ОГЛАВЛЕНИЕ 
     
     

    ВВЕДЕНИЕ                                                                                             3

    1. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ                                            -

              1.1. Происхождение и сущность социальной политики государства                                                                                              4

               1.2. Методика формирования социальной 

               политики государства                                                                  7

               1.3. Основные направления социальной 

               политики государства                                                                  10

      2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 

    И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ                                                      -

      2.1. Экономическая  политика государства и ее  виды             16                                                                     2.2 Основные направления экономической политики государства                                                                                  17

      2.3. Роль  государства в реализации экономического  роста в России                                                                                           19

    3.ВЗАИМОСВЯЗЬ  СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА                                                                -

                3.1. Основные направления социальной  и

                экономической политики государства                                      22

                3.2. Приоритеты социальной и экономической

                 политики государства                                                                25                      

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
     
     
     
     

Введение

      Экономическая деятельность человека имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно связаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По мере роста экономики, создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

      Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости.

    В данной работе рассмотрены  такие вопросы, как сущность  социальной политики государства;  политика государства на рынке  труда и социальная помощь. 
 
 
 
 
 
 

1. СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ЧАСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Происхождение и сущность социальной политики государства

     Социально – ориентированная рыночная экономика  предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это обусловлено тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода путем проведения социальной политики [1].                        

     В истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но,  данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий. С ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы выделялись социальная политика из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности.

     Появление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального  государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика. Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Замечено, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны. Если экономической основой социально – политической деятельности государства является промышленный способ производства и разделение труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, чей интерес так же, как и интерес предпринимателей, покоится на данном производстве. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводиться при условии помощи последним со стороны общества в лице государства [2]. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне. Неспособность самого индивида удовлетворить свои потребности возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер [6].

     Экономические ограничения подразделяются на ограничения  материального и морального характера. К первым из них относятся уровень развития производительных сил, ко вторым – устанавливаемые экономические отношения или элементы этих отношений. К последним имеют отношения принципы, на которых не только выстраиваются отношения, но и которыми они же укрепляются. И последняя причина – социальная. Она складывается из существующей системы социальной защиты, а также из социальной силы наемного труда, являющейся наиболее весомой в совокупности представленных причин [3]. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. Выделяют узкое и широкое понятие социальной политики [4]. В узком смысле слова социальная политика – это, прежде всего действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны.

     Основными принципами проведения социальной политики являются [5]:

    • защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
    • обеспечение помощи самым бедным семьям;
    • выдача помощи на случай безработицы;
    • обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
    • развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
    • проведение активной политики, направленной на обеспечение
    • квалификации.
 

1.2 Функции и методы социальной политики

Социальная  политика обладает рядом функций. К ним можно отнести следующие функции:

    • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
    • элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
    • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти  функции тем в большей степени  представлены в социальной политике государства, чем в большей степени  социальная политика находится в  тесной зависимости от политики государства  вообще. Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами [8].

        Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.  

       В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). На конец 1999 года он составлял 83 руб. 49 коп. Для всех налогоплательщиков с 1 октября 2003 года МРОТ повышен до 600 руб.  Данный Размер МРОТ применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей. С 01.04.2011 года размер МРОТ составляет 4330 рублей [15]. Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.  В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы. Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.

Информация о работе Взаимосвясь социальной и экономической политики