Новая экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение развития кооперативного движения в России в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.). Исходя из целевой установки, перед нами поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть решения директивных органов в области кооперативного строительства в условиях нэпа.

2. Проследить возрождение и рост основных видов кооперации в годы нэпа.

3. Определить последствия свертывания нэпа для судьбы отечественного кооперативного движения.

Для решения поставленных задач были использованы различные литературные источники, основные из них представлены в списке использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

нэп.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     Введение

     Новая экономическая политика (1921 - 1928 годы) –  это загадочное «экономическое  чудо»  России – до сих пор  поражает воображение каждого, кто знакомится с ее достижениями и трагическими последствиями демонтажа НЭПа сталинским руководством. Новая экономическая политика была введена с подачи главы Советского государства В.И.Ленина, все публикации, посвященные кооперации в этот период принадлежат ему, особенно известна его статья «О кооперации», написанная в январе 1923 года. Необходимо так же отметить главного теоретика крестьянской кооперации А.В.Чаянова, ведь с 1908 по 1930 годы им было написано более полутора сотен научных работ, основанных на статистическом материале крестьянства России тех лет.

       По своей сути новая экономическая политика означала переход к рыночной экономике, но уже с первых месяцев перехода к нэпу большевистское руководство предприняло все меры, чтобы поставить кооперацию под жесточайший контроль. В Советском государстве кооперация рассматривалась как некое «инородное» тело в социалистической системе, а начавшееся огосударствление шло в течение всего времени коммунистического правления. Кооперацию встраивали в государственно-распределительный механизм, обязывали соблюдать общеустановленные требования, в результате отношения все больше приобретали одностороннюю направленность, все больше доминировали интересы государства. В самой же кооперации размывались ее основополагающие устои, она превратилась в централизованную систему, выполняющую общегосударственные задачи. В тоже время сегодняшняя реальность убеждает, что для потребкооперации одинаково опасно какое-либо ослабление государственных механизмов. В этом случае сокращаются сырьевые источники, рынки сбыта, а в целом – появляется множество дополнительных трудностей. Лишь при наличии сильных позиций у той и другой стороны возможны конструктивные итоги, равноправные отношения. В период нэпа пока власти не давили на кооперацию, она успела расцвести, но это продолжалось недолго, так как большевики не собирались предоставлять ей свободу.  Новая экономическая политика была свернута, а затем пришел черед и самой кооперации.

       Проблема отношений между государством и кооперацией - извечный вопрос, очень актуальный и в наши дни. Еще в 1919 году об этом очень образно высказался А.В. Чаянов: « Кооперация и государство – это вода и огонь, но если их согласовать, то из воды и огня получится паровая машина, способная сделать огромную полезную работу» [2, С.117].

     Целью данной работы является изучение развития кооперативного движения в  России в период новой экономической политики (1921 – 1928 гг.). Исходя из целевой установки, перед нами поставлены следующие задачи:

     1. Рассмотреть решения директивных органов в области кооперативного строительства в условиях нэпа.

     2. Проследить возрождение и рост основных видов кооперации в годы нэпа.

     3. Определить последствия свертывания нэпа для судьбы отечественного кооперативного движения.

     Для решения  поставленных задач были использованы различные литературные источники, основные из них представлены в списке использованной литературы.  
 
 
 

     Глава 1. Решения директивных органов в области кооперативного строительства

          В период политики «военного коммунизма» методы кооперативного самоуправления были заменены методами государственного администрирования, совершенно не выполнялись фундаментальные принципы кооперации: добровольность членства и демократическое управление и контроль. Некоторые соратники Ленина открыто выступали за  ликвидацию кооперации, но были и такие, кто предлагал использовать ее в строительстве «светлого будущего». Сам Владимир Ильич Ленин понимал, что кооперация необходима для восстановления экономики страны, и весной 1921 года открыто заявил, «что кооперация, которая у нас в состоянии чрезмерного задушения, нам нужна» [2, С.181]. На X съезде РКП (б) в марте он выступил с резолюцией «О замене разверстки натуральным налогом». Эта резолюция положила начало новой экономической политики (нэп). Теперь крестьянин мог продавать на рынке излишек продукции, который мог остаться у него после уплаты натурального налога, примерно половину того, что раньше отбирала Советская власть по продовольственной и сырьевой разверстке. Вот что гласил декрет ВЦИК о замене разверстки натуральным налогом от 21 марта 1921 года:

     1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления  на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

     2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения.  Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты  сельского    хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

     3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

     4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

     5. Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

     6.Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

     7. Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

     8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности  и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

     9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления, как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

     10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.

     11. В развитие настоящего Закона Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее месячного срока издать соответствующее подробное положение.

         Вскоре созданная в соответствии с решениями X съезда комиссия ЦК и СНК представила на рассмотрение политбюро ЦК проект директив по основным вопросам перехода к новой экономической политике и по вопросу места в ней кооперации. Уже 30 марта 1921 года директивы были приняты [12, С.395]. По отношению к кооперации в ней содержались следующие принципиальные положения:

     1.Обмен оставшихся после сдачи налога продуктов разрешается как между отдельными гражданами непосредственно, так и через кооперацию; приобретение в целях сбыта продуктов сельского хозяйства и кустарного промысла разрешается только кооперативным организациям.

     2.Государственные товарные фонды для обмена на сельскохозяйственные продукты находятся в распоряжении Наркомпрода, который осуществляет этот обмен через кооперацию.

     3.Сельскохозяйственная и кустарно- промысловая кооперация на всех уровнях отделяется от потребительской.  Декреты от 20 марта 1919 года и 27 января 1920 года подлежат пересмотру.

     4.Сельскохозяйственная и кустарно-промысловая кооперация строятся на основах добровольного членства, потребительская – на сохранении прежнего порядка обязательности для каждого гражданина состоять членом единого потребительского общества;  только в рамках ЕПО и под их руководством отдельные группы могут создавать свои добровольные объединения (ДПО).

     5.Учреждается обязательность членских взносов при специальной разработке вопроса о взносах беднейшей части крестьянства.

         Следом 7 апреля 1921 года Совнарком РСФСР издал декрет « О потребительской кооперации». Этот документ освобождал потребительскую кооперацию от прежнего жестокого подчинения Наркомпроду, отныне формально она должна была подчиняться лишь Всероссийскому Центральному Комитету. По этому же декрету обязательность и бесплатность членства населения в ЕПО еще сохранялись. Но внутри ЕПО разрешалась организация добровольных потребительских обществ (ДПО). Последние могли обменивать промышленные изделия (всего перечислено было до 185 наименований), выдаваемые рабочим и служащим – членам ДПО в порядке натурального премирования за работу на заводах и фабриках, на сельскохозяйственные продукты. В связи с этим при Центросоюзе были созданы Центральная секция рабочей кооперации (Церабсекция), объединившая крупные рабочие кооперативы, и Центральная секция потребительских обществ работников железнодорожного транспорта (Транспосекция).

         К сожалению, правящий режим не намеревался предоставить кооперации свободу выхода на рынок и ведения на нем своей хозяйственной деятельности на основе нормальных рыночных отношений. Государство вновь и вновь навязывало кооперации несвойственные ей функции. Так, 5 и 19 апреля, 10, 13 и 17 мая 1921 года политбюро обсуждало проблему поручения кооперации ведения натуральных обменных операций промышленных товаров из государственных фондов на продукты сельского хозяйства. В итоге были внесены постановления о натуропремировании рабочих и служащих, о предоставлении им права обмена через кооперацию полученных в виде премий товаров непотребительского назначения; об организации в общегосударственном масштабе обмена промышленной продукции на продукцию крестьянского производства. На последнем заседании политбюро от 17 мая 1921 года текст договора был утвержден между Центросоюзом и Наркомпродом и подтвержден на заседании Совнаркома. Однако план государственного товарообмена был обречен на провал из-за нереального эквивалента обмена и нехватки товаров. Государство вынуждено было отступить от жестко провозглашенного курса и предпринять некоторые шаги по расширению возможностей кооперации.

         После многочисленных дискуссий  16 августа 1921 года был принят «Декрет о сельскохозяйственной кооперации», в котором предусматривалось право выполнения сельскохозяйственной кооперацией не только производственных, но и снабженческо-сбытовых функций.

        23 августа 1921 года Совнарком обсуждает проект постановления «О большей свободе Центросоюза при производстве товарообмена», в котором предусматриваются лишь отдельные отклонения от обязательного эквивалента в пределах 10 %; однако при расчете с Наркомпродом должен был соблюдаться установленный в договоре эквивалент 1:3 в пользу промышленности. Затем, когда стало ясно, что «товарообменный эксперимент» провалился, 26 октября Совнарком принимает решение об отказе от фиксированного эквивалента. Центросоюз добивается от правительства разрешения вести товарообмен в любой из трех форм: натуральный обмен, денежная купля-продажа и смешанная форма обмена. Несмотря на то, что торговые обороты потребительской кооперации стали увеличиваться, остро встал вопрос о финансовой самостоятельности кооперации, ведь 26 июня 1921 года Совнарком своим декретом «О средствах кооперации» снял с бюджетного финансирования все кооперативные организации и установил для них имущественную ответственность по их обязательствам.

     13 декабря Совнарком принял постановление об учреждении банка потребительской кооперации (Покобанк). Наконец, 8 февраля 1922 года Покобанк начал свою деятельность, что помогло кооперации выйти из финансового кризиса. C конца 1922 года власти разрешили Банку потребительской кооперации обслуживать другие виды кооперации, в связи с чем 27 января 1923 года собрание учредителей Покобанка преобразовало его во Всероссийский кооперативный банк – Всекобанк.

Информация о работе Новая экономическая политика