Социальные функции политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:29, контрольная работа

Описание работы

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Содержание

Введение 3.

I- Социальные функции политики. 4.

1. Социальные услуги. 5.

2.Всероссийский центр уровня жизни. 9.

Вывод 14.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 33.46 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

    Введение                                                                                  3.                                                                                     

    I- Социальные функции политики.                                             4.

    1. Социальные услуги.                                                                              5.

    2.Всероссийский центр уровня жизни.                                                   9.

    Вывод                                                                                                       14. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой  бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее  схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют её реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и потребностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных  социальных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Социальные функции политики.

  Социальные политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

    • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
    • элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
    • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

  Все эти функции тем в большей  степени представлены в социальной политике государства, чем в большей  степени социальная политика находится  в тесной зависимости от политики государства вообще.

  Социальная  политика призвана гарантировать населению  минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение  государством минимальных условий  жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. социальных услуг 
 
 
 
 
 
 

    1.Социальные услуги.

   Социальная  политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

  Основными принципами проведения социальной политики являются:  

  1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;  

  2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;  

  3) выдача помощи на случай безработицы;   

  4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы для работающих;  

  5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства;   

  6) проведение активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

  Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального  дохода переходит от слоев населения  с высокими доходами к слоям с  низкими доходами.

  Социальные  трансферты – это система мер  денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в  настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего  спроса. Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице.

  Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы  в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час  работы). Например, минимальная почасовая  оплата труда в США с 1997 г. составляет 5,15 доллара, в Великобритании – 3,60 фунтов стерлингов.

  Именно  исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между  руководителями компаний и профсоюзами  о заключении коллективных договоров  на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются  различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в  зависимости от уровня квалификации.

  В России с 1991 года также действует  периодически пересматриваемый минимальный  размер оплаты труда (МРОТ). На конец 1999 года он составлял 83 руб. 49 коп. Для всех налогоплательщиков с 1 октября 2003 года МРОТ повышен до 600 руб. 

  Данный  Размер МРОТ применяется исключительно  для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

  Особое  значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т.е. увеличение номинальных  доходов в зависимости от роста  цен.

  Всесторонняя  система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран  Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий  через коллективный договор. Система  индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации  самых высоких.

  В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного  населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда  как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания  уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

  В России индексация денежных доходов  распространяется на заработную плату  работников бюджетной сферы, а также  на пенсии, стипендии и пособия. Для  всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

  Важным  направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших  слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения  имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая  система существует во всех странах  с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

  Для отнесения определенных категорий  населения к числу имеющих  право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с  помощью прожиточного минимума. Последний  выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные  духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и  услуг, выраженных в стоимостной  форме и предназначенных для  удовлетворения потребностей, которые  общество признает необходимыми для  сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический  минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в  течение относительно короткого  периода (без приобретения одежды, обуви  и других непродовольственных товаров).

  В основе применяемого в России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор  из 25 основных продуктов питания, который  рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины  трудоспособного возраста.

  Динамика  средней заработной платы и стоимости  прожиточного минимума в России за период с 1992 г. по 1998 г. представлена в  табл. 8.

  Таблица 1

  Динамика  средней заработной платы и прожиточного минимума в России

  Показатели   1992 г.   1993 г.   1994 г.   1995 г.   1996 г.   1997 г.   1998 г.   1999 г.
  Средняя заработная плата, тыс. р.   6.0   59,6   217,8   484,3   805,4   964,3   1,051   1,520
  Величина  прожиточного минимума, тыс. р.   1,6   15,4   58,5   191,9   253,8   412,9   0,736   0,908
  Отношение количества минимальных наборов  к средней заработной плате   3,5   3,8   3,7   2,5   3,2   2,3   1,4   1,7

  В зависимости от соответствия доходов  прожиточному минимуму нуждающаяся  часть населения имеет право  на получение социальной помощи. При  этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный  подход к определению лиц, действительно  нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные  процедуры проверки, среди критериев  которых – уровень дохода, размеры  личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

  Основным  инструментом оценки, прогнозирования  и регулирования величины, структуры  и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

  Практикуются  два рода бюджетов: нормативные, которые  являются результатом специальных  исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

  Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.

Информация о работе Социальные функции политики