Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 14:56, контрольная работа
До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развитии национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства.
1. Теория общественного выбора – ее роль в формировании экономической политики…………..5
2. Экономическая политика России… ……………………………………………..5
3. Региональная политика политика Беларуси до 1990 и период 1991-2009гг…………………………..……………………………………………………14
4. Научно-техническая политика Беларуси 1990-2015гг………………………...16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теория
общественного выбора – ее
роль в формировании
2. Экономическая политика России… ……………………………………………..5
3. Региональная политика политика
Беларуси до 1990 и период 1991-2009гг…………………………..…………………
4. Научно-техническая
политика Беларуси 1990-2015гг………………………...16
Теория общественного выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развитии национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно ее реализующим.
Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным . Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство — это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.
Сторонники теории
общественного выбора показали, что
нельзя полагаться на результаты голосования,
поскольку они в немалой
Для разрешения этого парадокса существует несколько приемов: лоббизм, логроллинг . Способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом.
Практика взаимной
поддержки депутатов путём «
Государственные деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса избирателей. При этом они наращивают государственные расходы, стимулируя тем самым инфляцию. В свою очередь, это ведёт к усилению жесткого регулирования, государственного контроля, раздуванию бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках всё большую власть, а экономика оказывается в проигрыше.
Существуют экономические предпосылки принятия неэффективных решений: недобросовестность чиновников, отсутствие ответственности, сокрытие информации, её искажение. А это порождает негативное отношение избирателей к правительственным решениям, распоряжениям, документам, законам.
Концепция Бьюкенена предполагает реформирование существующей системы. В рамках «политического обмена» выделяются два уровня общественного выбора. Первый уровень — разработка правил и процедур политической игры. Например, правил, регламентирующих способы финансирования бюджета, одобрения государственных законов, систем налогообложения. Среди них могут быть различные правила: принцип единодушия, квалифицированного большинства, правило простого большинства и т. п. Это позволит находить согласованные решения. Совокупность предлагаемых правил, норм поведения, процедур Бьюкенен именует «конституцией экономической политики». Второй уровень — практическая деятельность государства и его органов на основе принятых правил и процедур.
Критерием справедливости и эффективности политической системы должно послужить распространение правил экономической игры на политический процесс. Сторонники теории общественного выбора не отрицают роли государства. По их мнению, оно должно выполнять защитительные функции и не брать на себя функции участия в производственной деятельности. Выдвигается принцип защиты порядка без вмешательства в экономику. Блага общественного пользования предлагается преобразовать в товары и услуги, продаваемые на рынке. Люди и фирмы заключают сделки, осуществляют контракты с взаимной выгодой без регламентации со стороны государства.
Профессиональные экономисты демократических
стран сегодня не столь наивны.
Они понимают, что политические решения
в их странах принимаются через
процедуру коллективного выбора, в
которой эффективность часто является
лишь вторичной целью ее участников. Политические
решения принимаются избранными политиками
и частично назначенными ими представителями
исполнительной власти. Политическое
же и экономическое будущее этих политиков
зависит от того, насколько они смогут
удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных
интересов и политических партий. Современные
экономисты также знают, что даже если
их рекомендации честно переходят в законы,
бюрократы, ответственные за реализацию
этих законов, обычно думают в большей
степени о своих частных интересах, чем
о тщательном выполнении положений, заключенных
в законы.
Помимо экономистов важность изучения процедуры принятия политических решений в условиях демократии осознали и политологи, которые, объединившись с первыми, создали в конце 1960-х в США общество ученых, занятых изучением общественного выбора (Public Choice Society).
Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.
Июнь 15th, 2009 | Категория: Экономика региона | Метки: высокой, известно, известной, механизм, регионального, россия, своей, страна, численности
Беларусь –
унитарное государство с
207,6 тыс. кв. км., разделенной административно
на 6 областей (Брестскую, Витебскую, Гомельскую,
Гродненскую, Минскую и Могилевскую). Области,
в свою очередь, включают 118 районов (табл.
4).
Таблица 4
Административно-
Республики Беларусь (2001 г.)
|