Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа
Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.
Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31
Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы
Первое из них основано на анализе поведения предприятий и рассматривает бартер в качестве способа уклонения от уплаты налогов. В результате российская экономика определяется в качестве посреднической с большой долей в ней неформального сектора.
Второе - исходит из недостаточности рыночных институтов в экономике, соответственно банковская сеть и системы платежей не способны обеспечить доверие при проведении расчетов, так как слишком сегментированы и малоэффективны.
Вторая особенность - огромный разрыв между зарегистрированной и латентной коммерцией. По оценкам китайской стороны, масштабы теневой торговли в китайско-российской народной торговле оцениваются примерно в 8-10 млрд. юаней.
Третья
особенность - нерациональность структуры
приграничной торговли, в которой
характер российских и китайских
закупок товаров прямо
Четвертая
особенность - цикличность развития
приграничных связей. Сильная зависимость
от ценовой конъюнктуры на внешних
рынках и торгового режима в российско-китайских
отношениях на фоне продолжающегося
в нашей стране структурного кризиса
и нарастания инфляционных ожиданий
способствует появлению краткосрочных
эффектов, влияющих на активизацию
внешнеторгового оборота
Пятая особенность - дополнительные препятствия во внешнеэкономических связях регионов, относящихся к разным культурно-цивилизационным системам. Это проявилось в том числе в правовой и хозяйственной культуре участников приграничной торговли. Среди ее особенностей называют разветвленную посредническую сеть китайской торговли, в которой любой гражданин КНР легко вычисляет свой посреднический процент, чувствует себя достаточно защищенным китайским законодательством, а также стремится выжать дополнительную прибыль за счет цены изделий, их качества, количества, или способа взаиморасчетов.
В
совокупности все названные обстоятельства
обусловливают неритмичный
С этим
связаны современные проблемы сотрудничества
на этих участках границы, решение которых
предполагает расширение сферы взаимосвязей,
в том числе за счет развития рынка
услуг и активизации
Между
тем сейчас соотношение экономических
потенциалов Дальневосточного федерального
округа и приграничных областей КНР
складывается не в нашу пользу, а
в дальнейшем разрыв в уровнях
экономического развития сопредельных
территорий еще более возрастет.
Поэтому тесная привязка дальневосточных
районов России к китайской экономике
может иметь для нас самые
неблагоприятные последствия. Следует
учитывать и то, что существующая
модель привела к нарушению
Таким
образом, происходит перетекание объемов
торговли и финансовых потоков из
регионов в центр не за счет расширения
объемов торговли, а за счет перехвата
традиционных связей и контактов. Существование
этих и других неблагоприятных факторов
приводят к потере не только конкурентных
позиций дальневосточных
Вместе с тем подобные тенденции, создающие проблемы в существующей модели приграничного сотрудничества, могут быть использованы для усиления процессов внутренней интеграции в рамках развития национального экономического пространства на основе формирования новой модели приграничных связей.
Поэтому заслуживает внимания точка зрения, исходя из которой главным мотивом развития российского экономического пространства становится заинтересованность производителей в рынках сырья и сбыта, партнерах и смежниках, в восстановлении нарушенных воспроизводственных цепочек и создании новых. Для российско-китайских внешнеэкономических связей на "Дальнем Востоке такой подход означает необходимость создания условий для активизации всех составляющих приграничного сотрудничества.
На наш взгляд, основой новой модели должно стать приоритетное использование транзитной функции приграничной территории, которую, однако, нельзя сводить только к созданию транспортных коридоров. Приграничные регионы Дальневосточного федерального округа, имеющие деформированную структуру экономики, не обладают необходимой инновационной базой. Вместе с тем предпосылки для ее формирования именно на этой территории есть. К ним относится достаточно высокий интеллектуальный потенциал.
Особо
следует выделить экспортный потенциал
дальневосточных вузов. Непосредственное
географическое соседство с КНР
- крупнейшим импортером образовательных
услуг, не только определяет конкурентные
преимущества региона, но и способствует
продвижению российского
Такие
инновационные комплексы
Кроме
того, должна совершенствоваться инфраструктура
сферы услуг, необходимых для
создания благоприятных условий
проживания иностранных студентов
на территории. Учитывая, что доля сферы
услуг в ВРП субъектов
Главной особенностью китайской приграничной торговли с 1996 года, когда закончилась “эра бартерной торговли” с РФ, является предоставление правительством Китая компаниям приграничной торговли льготного режима налогообложения при импорте товаров из сопредельных государств. Все китайские компании, зарегистрированные в открытых пограничных переходах, определенных правительством КНР (в список попадают практически все пункты пограничных переходов РФ - КНР) и имеющие официальный статус компании приграничной торговли, получили 50%-ные льготы по уплате импортной пошлины и НДС на товары, ввозимые из соседних государств. Эти льготы пришли на смену бартеру, от которого Россия отказалась, и явились важнейшим фактором дальнейшего развития приграничной торговли с Россией. Они стали главным стимулом устремления капитала из внутренних районов Китая на его пограничную окраину.
Сконцентрированные в немногих пограничных пунктах-переходах провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Автономного района Внутренней Монголии с Россией компании приграничной торговли становятся естественными и главными организаторами и контролёрами российско-китайской торговли: они владеют инициативой, обмениваются торговой информацией, объединяются для защиты своих интересов. В этом беда мелких, средних и даже крупных российских экспортеров и импортёров, которые, не имея такой естественной концентрированности и организованности, проигрывают в конкурентной борьбе китайским компаниям за свои торговые интересы.
Разветвлённая посредническая сеть уже действует на всей территории России и оказывает решающую роль в формировании особенностей российско-китайской торговли, поведении граждан КНР на территории России, а иногда также криминализации их деятельности.
Большое
влияние на характер поведения китайских
компаний приграничной торговли и на
российско-китайское
Законодательство
КНР в целом не разрешает российским
бизнесменам (как и другим иностранцам)
свободно создавать в Китае свои
собственные торговые или внешнеторговые
компании, чтобы самим организовывать
ввоз и реализацию российских товаров
на территории Китая или самим
закупать китайские товары и вывозить
в Россию для дальнейшей реализации.
Нельзя свободно создавать ни торговые
компании со 100%-ным иностранным
Таким
образом, российские компании ограничены
в своей экспортно-импортной
Стратегической
целью Китая является превращение
себя во «всемирную фабрику», а не во
«всемирный рынок». Для решения этой
задачи Китай намерен
Китайцев всё больше начинают привлекать источники сырья, производственная инфраструктура (транспортная отрасль, порты, пограничные переходы и прочее). Это известные проекты зоны Туманган, стремление заполучить в аренду на длительное время малые порты Зарубино, Посьет Приморского края. Это активная поддержка китайцами создания первой частной железнодорожной компании «Золотое звено» и упорное продвижение идеи создания новой железной дороги Дуннин-Уссурийск, строительство и эксплуатацию которого будет осуществлять китайско-российское СП.
В
целом происходит несомненное укрепление
позитивных тенденций в развитии
региональных отношений между Приморским
краем и северо-восточными провинциями
Китая, что позволяет с оптимизмом
смотреть в будущее. Приморский край
стал местом проведения рабочих встреч
комиссий по межправительственному
сотрудничеству в различных областях,
в частности, в области транспорта,
стандартизации и метрологии по пограничным
пунктам пропуска и приграничным
торгово-экономическим
Вместе с тем, необходимо отметить некоторые
факторы, сдерживающие поступательное
развитие отношений. К их числу можно отнести
такие, как преобладание в структуре приморского
экспорта сырьевых товаров, отсутствие
крупных совместных предприятий с китайскими
инвестициями, отсутствие надежного механизма
взаиморасчетов и урегулирования экономических
споров. Существуют проблемы по контролю
качества товаров, не отлажены механизмы
регулирования приграничной торговли.
В лесной промышленности китайская сторона
по-прежнему ориентируется исключительно
на импорт из России круглого леса, а не
на создание мощностей по совместной переработке
древесины на нашей территории, как это
предусмотрено соответствующим межправительственным
соглашением.