Взаимоотношения России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа

Описание работы

Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31

Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.docx

— 211.25 Кб (Скачать)

     Первое  из них основано на анализе поведения  предприятий и рассматривает  бартер в качестве способа уклонения  от уплаты налогов. В результате российская экономика определяется в качестве посреднической с большой долей  в ней неформального сектора.

  Второе - исходит из недостаточности рыночных институтов в экономике, соответственно банковская сеть и системы платежей не способны обеспечить доверие при проведении расчетов, так как слишком сегментированы и малоэффективны.

     Вторая  особенность - огромный разрыв между  зарегистрированной и латентной  коммерцией. По оценкам китайской  стороны, масштабы теневой торговли в китайско-российской народной торговле оцениваются примерно в 8-10 млрд. юаней.

     Третья  особенность - нерациональность структуры  приграничной торговли, в которой  характер российских и китайских  закупок товаров прямо противоположен. Импорт Китая из России, состоящий  из сырья, промышленной продукции, в  том числе строительных материалов, удобрений, носит исключительно  производственный характер. В отличие  от этого импорт России из Китая  состоит из готовой одежды, обуви, продовольствия и отчасти бытовой  электроники, т.е. в основном товаров  потребительского назначения. Подобная направленность импорта снижает  роль внешней торговли в экономическом  развитии этих регионов.

     Четвертая особенность - цикличность развития приграничных связей. Сильная зависимость  от ценовой конъюнктуры на внешних  рынках и торгового режима в российско-китайских  отношениях на фоне продолжающегося  в нашей стране структурного кризиса  и нарастания инфляционных ожиданий способствует появлению краткосрочных  эффектов, влияющих на активизацию  внешнеторгового оборота приграничных регионов. Так, после успешных сделок в сфере торговли военной техникой, лидером которой на Дальнем Востоке  стал Хабаровский край, появился новый  фактор, связанный с циклом спроса на военную технику за рубежом. Особое значение в развитии циклов приграничного  сотрудничества начинает играть изменение  объемов потребления и цены на нефть. Наличие циклических факторов подводит к выводу о развитии в  ближайшее время пятого за рассматриваемый  период циклического подъема в приграничной торговле Дальнего Востока России и  северо-восточных провинций Китая.

     Пятая особенность - дополнительные препятствия  во внешнеэкономических связях регионов, относящихся к разным культурно-цивилизационным  системам. Это проявилось в том  числе в правовой и хозяйственной  культуре участников приграничной торговли. Среди ее особенностей называют разветвленную  посредническую сеть китайской торговли, в которой любой гражданин  КНР легко вычисляет свой посреднический процент, чувствует себя достаточно защищенным китайским законодательством, а также стремится выжать дополнительную прибыль за счет цены изделий, их качества, количества, или способа взаиморасчетов.

     В совокупности все названные обстоятельства обусловливают неритмичный характер развития торгово-экономических отношений  между соседними территориями России и Китая на Дальнем Востоке. Несмотря на заинтересованность сторон и огромный потенциал сотрудничества, его результаты нельзя признать удовлетворительными для обоих участников.

С этим связаны современные проблемы сотрудничества на этих участках границы, решение которых  предполагает расширение сферы взаимосвязей, в том числе за счет развития рынка  услуг и активизации инвестиционной деятельности. К тому же нуждаются  в значительном качественном переосмыслении концептуальные основы модели приграничного  сотрудничества.

     Между тем сейчас соотношение экономических  потенциалов Дальневосточного федерального округа и приграничных областей КНР  складывается не в нашу пользу, а  в дальнейшем разрыв в уровнях  экономического развития сопредельных территорий еще более возрастет. Поэтому тесная привязка дальневосточных  районов России к китайской экономике  может иметь для нас самые  неблагоприятные последствия. Следует  учитывать и то, что существующая модель привела к нарушению конкурентной среды на внешнем рынке в результате уменьшения количества хозяйственных  субъектов на приграничном рынке. Так, по данным президента Информационно-аналитической палаты РФ, происходит смещение центра тяжести торговли из приграничных зон в центр. В 2007 г. на северо-востоке КНР компаний, торгующих с РФ, было столько же, сколько в одном Пекине. Произошло сокращение количества компаний, работающих с Россией, в 2 раза. При этом пекинское представительство в России за эти же годы выросло в 5 раз. Аналогичное положение складывается и на Дальнем Востоке в отношениях с КНР, где произошло двукратное сокращение операторов в торговых сделках с Китаем, в то время как фирмы Москвы и Санкт-Петербурга увеличили свое присутствие.

     Таким образом, происходит перетекание объемов  торговли и финансовых потоков из регионов в центр не за счет расширения объемов торговли, а за счет перехвата  традиционных связей и контактов. Существование  этих и других неблагоприятных факторов приводят к потере не только конкурентных позиций дальневосточных регионов, но и возможности получения ренты  развития, связанной с распределением финансовых потоков в геоэкономическом пространстве.

     Вместе  с тем подобные тенденции, создающие  проблемы в существующей модели приграничного  сотрудничества, могут быть использованы для усиления процессов внутренней интеграции в рамках развития национального  экономического пространства на основе формирования новой модели приграничных связей.

     Поэтому заслуживает внимания точка зрения, исходя из которой главным мотивом  развития российского экономического пространства становится заинтересованность производителей в рынках сырья и  сбыта, партнерах и смежниках, в  восстановлении нарушенных воспроизводственных цепочек и создании новых. Для российско-китайских внешнеэкономических связей на "Дальнем Востоке такой подход означает необходимость создания условий для активизации всех составляющих приграничного сотрудничества.

На наш  взгляд, основой новой модели должно стать приоритетное использование  транзитной функции приграничной территории, которую, однако, нельзя сводить только к созданию транспортных коридоров.       Приграничные регионы Дальневосточного федерального округа, имеющие деформированную структуру экономики, не обладают необходимой инновационной базой. Вместе с тем предпосылки для ее формирования именно на этой территории есть. К ним относится достаточно высокий интеллектуальный потенциал.

     Особо следует выделить экспортный потенциал  дальневосточных вузов. Непосредственное географическое соседство с КНР - крупнейшим импортером образовательных  услуг, не только определяет конкурентные преимущества региона, но и способствует продвижению российского образования  в Китай и другие страны АТР  через дальневосточные институты. Реализация этого экспортного потенциала может осуществляться только на основе инновационного развития образовательных  структур, самих регионов и страны в целом. Она может быть обеспечена в рамках крупных университетских  комплексов, в которых интеллектуальные ресурсы университетов будут  интегрированы с имеющейся инфраструктурой  академической науки и учебных  заведений профессионального образования.

     Такие инновационные комплексы позволят решать задачи не только модернизации высшей школы, но и создания системы  подготовки квалифицированных кадров из иностранных рабочих. Обучение иностранных  студентов для дальневосточных  регионов может иметь положительные  последствия, связанные с преодолением демографических проблем, нехватки рабочих рук, перехода от сырьевой модели развития к инновационной.

     Кроме того, должна совершенствоваться инфраструктура сферы услуг, необходимых для  создания благоприятных условий  проживания иностранных студентов  на территории. Учитывая, что доля сферы  услуг в ВРП субъектов Дальневосточного федерального округа постоянно увеличивается, это может стать катализатором  роста всей региональной экономики, хотя для этого необходима соответствующая  нормативно-правовая и кадровая поддержка  со стороны центра. Это направление  деятельности должно стать частью региональной политики государства.

       Главной особенностью китайской приграничной торговли с 1996 года, когда закончилась  “эра бартерной торговли” с РФ, является предоставление правительством Китая компаниям приграничной торговли льготного режима налогообложения  при импорте товаров из сопредельных государств. Все китайские компании, зарегистрированные в открытых пограничных  переходах, определенных правительством КНР (в список попадают практически все пункты пограничных переходов РФ - КНР) и имеющие официальный статус компании приграничной торговли, получили 50%-ные льготы по уплате импортной пошлины и НДС на товары, ввозимые из соседних государств. Эти льготы пришли на смену бартеру, от которого Россия отказалась, и явились важнейшим фактором дальнейшего развития приграничной торговли с Россией. Они стали главным стимулом устремления капитала из внутренних районов Китая на его пограничную окраину.

       Сконцентрированные  в немногих пограничных пунктах-переходах  провинций Хэйлунцзян, Цзилинь, Автономного  района Внутренней Монголии с Россией  компании приграничной торговли становятся естественными и главными организаторами и контролёрами российско-китайской  торговли: они владеют инициативой, обмениваются торговой информацией, объединяются для защиты своих интересов. В  этом беда мелких, средних и даже крупных российских экспортеров  и импортёров, которые, не имея такой  естественной концентрированности  и организованности, проигрывают  в конкурентной борьбе китайским  компаниям за свои торговые интересы.

       Разветвлённая посредническая сеть уже действует  на всей территории России и оказывает  решающую роль в формировании особенностей российско-китайской торговли, поведении  граждан КНР на территории России, а иногда также криминализации их деятельности.

       Большое влияние на характер поведения китайских  компаний приграничной торговли и на российско-китайское внешнеэкономическое  и торговое сотрудничества, сложившееся  на сегодняшний день, оказывает неравенство  законов КНР и РФ в отношении  свободы создания иностранцами своих  компаний на территории соседнего государства.

       Законодательство  КНР в целом не разрешает российским бизнесменам (как и другим иностранцам) свободно создавать в Китае свои собственные торговые или внешнеторговые компании, чтобы самим организовывать ввоз и реализацию российских товаров  на территории Китая или самим  закупать китайские товары и вывозить в Россию для дальнейшей реализации. Нельзя свободно создавать ни торговые компании со 100%-ным иностранным капиталом, ни совместные предприятия. Правда, в  конце 2001 года Правительство КНР  в качестве эксперимента разрешило  иностранцам создавать совместные предприятия (кооперационные предприятия) которые могут заниматься оптово-розничной  и внешней торговлей на территории Китая, однако требования к таким  предприятиям столь высоки по уставному  капиталу и ограничению иностранцев  в доле капитала, что практически  ни о какой массовости такого явления  и говорить не приходится.

       Таким образом, российские компании ограничены в своей экспортно-импортной деятельности на территории Китая. Такое ограничение  возможностей российского бизнеса  в Китае смотрится особенно несправедливым на фоне той свободы действий, которой  пользуются китайские бизнесмены в России, имеющие возможность легко и дёшево создать в России торговую компанию со 100%-ным китайским капиталом и заниматься как внутренней, так и внешней торговлей.

       Стратегической  целью Китая является превращение  себя во «всемирную фабрику», а не во «всемирный рынок». Для решения этой задачи Китай намерен совершенствовать, в том числе и юридически, только два постоянных процесса: 1) привлечение  иностранных инвестиций и передовых  технологий для развития своего производства и создания всемирно известных китайских  брэндов; 2) организация «выхода» китайских  предприятий на мировую экономическую  авансцену.

       Китайцев  всё больше начинают привлекать источники  сырья, производственная инфраструктура (транспортная отрасль, порты, пограничные  переходы и прочее). Это известные  проекты зоны Туманган, стремление заполучить в аренду на длительное время малые порты Зарубино, Посьет Приморского края. Это активная поддержка  китайцами создания первой частной  железнодорожной компании «Золотое звено» и  упорное продвижение  идеи создания новой железной дороги Дуннин-Уссурийск, строительство и  эксплуатацию которого будет осуществлять китайско-российское СП.

       В целом происходит несомненное укрепление позитивных тенденций в развитии региональных отношений между Приморским краем и северо-восточными провинциями  Китая, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Приморский край стал местом проведения рабочих встреч комиссий по межправительственному  сотрудничеству в различных областях, в частности, в области транспорта, стандартизации и метрологии по пограничным  пунктам пропуска и приграничным торгово-экономическим комплексам, по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству.  
 Вместе с тем, необходимо отметить некоторые факторы, сдерживающие поступательное развитие отношений. К их числу можно отнести такие, как преобладание в структуре приморского экспорта сырьевых товаров, отсутствие крупных совместных предприятий с китайскими инвестициями, отсутствие надежного механизма взаиморасчетов и урегулирования экономических споров. Существуют проблемы по контролю качества товаров, не отлажены механизмы регулирования приграничной торговли. В лесной промышленности китайская сторона по-прежнему ориентируется исключительно на импорт из России круглого леса, а не на создание мощностей по совместной переработке древесины на нашей территории, как это предусмотрено соответствующим межправительственным соглашением.

Информация о работе Взаимоотношения России и Китая