Взаимоотношения России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа

Описание работы

Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31

Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.docx

— 211.25 Кб (Скачать)

     Рост  российско-китайского товарооборота  начался с 1999 г., и уже в 2001 г. его  объем достиг 10,67 млрд. долл. – почти  вдвое больше, чем в 1998 г. За последующие  три года взаимная торговля одолела  рекордную планку в 20 млрд. долл. США. С учетом высокой динамики развития торговых связей руководители двух стран  выдвинули в 2004 г. среднесрочный  ориентир роста товарооборота, имея в виду довести его в 2010 г. до 60-80 млрд. долл.

     В то время эта задача казалась крайне амбициозной, и многие специалисты, сомневались в реальности её осуществления. Однако жизнь опровергла эти опасения. В 2007 г. был зафиксирован наивысший  темп роста товарооборота (44,3 %), его  объем достиг 48,16 млрд. долл. США. Данная тенденция продолжилась в 2008 г.: темп роста составил 16 %, а объем товарооборота  достиг 55,9 млрд. долл. США.

     Однако  прорыв в темпах роста товарооборота  в первые годы XXI в. был достигнут  в основном на экстенсивной основе. Сотрудничество осуществлялось преимущественно  в форме обычной торговли. Ему  не были присущи такие современные  формы, как давальческая переработка  и сборка, ввоз оборудования в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями. Российский экспорт концентрировался в нескольких товарных группах. В  них доминировали продукция первичного передела и сырье. Поставки гражданской  машинотехнической продукции в  КНР были незначительным. Высокий  уровень конкуренции на китайском  рынке, а также создание современного производства во многих отраслях в  самом Китае серьезно ограничивали возможности российских предприятий.

       Одной из особенностей российско-китайских  торгово-экономических отношений  является то, что они развиваются  в значительной степени по линии  межрегиональной приграничной торговли, на которую по данным Посольства Китая  в РФ приходится около 50% взаимного  товарооборота. Основной объем операций осуществляется преимущественно мелкими  кустарными (семейными) предприятиями. Однако в последние годы наблюдается  тенденция выхода на российский рынок  крупных ТНК, а также государственных  предприятий, их стремление к организации  и созданию совместных производств. Их плодотворная деятельность на российском рынке и сотрудничество с нашими производителями является примером для новых предпринимателей –  участников внешнеэкономических связей.

       В настоящее время на российском рынке  активно работают более 1000 крупных  и средних фирм, большинство из которых имеют свои представительства  в России, аккредитованные при Минэкономразвития, Минпроме, Минфине, Минсельхозе России и других федеральных ведомствах. Как правило, это фирмы, работающие на нашем рынке долгие годы, зарекомендовавшие себя как добросовестные, надёжные и платёжеспособные партнеры по экспортно-импортным операциям, в кооперационных и инвестиционных проектах.

       С другой стороны, на китайском рынке  успешно продолжают работать несколько  десятков старых внешнеторговых объединений  системы Минэкономразвития РФ и  самостоятельных объединений (Технопромимпорт, Тяжпромэкспорт, Энергомашэкспорт, Экспортлес, Мебельинторг, Трактороэкспорт, Автопромимпорт, Госинкор, Продинторг и др.).

       На  территории Китая по-прежнему работают более 150 смешанных обществ с российским капиталом. Не так давно они были специализированными фирмами, участвующими в экспортно-импортных операциях  по своей номенклатуре. К числу  этих фирм относятся: «Приаморское Пароходство» (перевозка нефти и нефтепродуктов), «ИТЕРА» (природный газ), «Станко» (станки),  «Промвесторг» и «Трубоимпекс» (металлопродукция), «ЮниТранс» (транспортно-экспедиторские услуги), «Интернекско» (ядерные материалы, изотопы), ОАО «Атомредметзолото» (драгметаллы  и камни) и т.д..

       Что касается торгово-политического режима Китая, то он, в целом, благоприятный  для российских участников экспортно-импортных  операций. Необходимо отметить, что  в Китае постепенно идёт процесс  либерализации режима для торговых операций со странами – контрагентами, в соответствии с нормами и  правилами ВТО. В Китае сформирована и эффективно действует надёжная нормативно-правовая база, регулирующая её внешнеэкономические связи и  защищающая интересы Китая в этом направлении. Основой законодательства Китая, регулирующего порядок осуществления  внешнеэкономической деятельности, является:

  • Закон КНР о внешней торговле от 12.05.1994 г., принятый на 7 заседании Постоянной Комиссии Всекитайского Собрания народных председателей (ВСНП) восьмого созыва и вступивший в силу с 01.07.1994 г.

       Законом установлено, что товарооборот, предоставление услуг, движение капиталов, производство платежей и прочие экономические  связи с иностранными государствами  являются свободными от ограничений, за исключением тех, которые содержатся в самом законе или определяются в постановлениях Правительства  КНР, издаваемых на его основе. Ограничения  могут быть установлены государственными органами КНР для обеспечения  безопасности, создании условий для  выполнения обязательств,  недопущения  негативного влияния на экономику  Китая отношений, а также мероприятий, проводимых правительствами других стран, препятствующих свободной конкуренции или ведущих к ограничению экономических связей КНР.

       В КНР в отношении товаров, экспорт  которых в соответствии с "Законом  о внешней торговле" ограничен, применяется система экспортных квот и лицензий. Перечень квотируемых  товаров и размер экспортных квот определяются и публикуются ведомством, регулирующим квоты (ведомством по внешней  торговле и экономическому сотрудничеству Госсовета и т.п.) каждый год. Квоты  распределяются как прямым способом, так и через торги.

       В 2003 г. Министерством Коммерции КНР  определено 332 наименования (восьмизначных  кода) лицензируемых и квотируемых  экспортных товаров, сгруппированных  в 52 категории - "Перечень лицензируемых  экспортных товаров и категорий  лицензий на экспорт лицензируемых  товаров".

       Основополагающим  правовым документом, определяющим все  нормы и правила функционирования торгово-экономических отношений  между РФ и КНР, является Межправительственное Соглашение о торгово-экономическом  сотрудничестве, подписанное 5 марта 1992 г. Стороны договорились о предоставлении участникам торгово-экономических  отношений режима наибольшего благоприятствования, принятии мер для поощрения и  развития инвестиций.

       Следует отметить, что Россия и Китай имеют  солидную договорно-правовую базу хозяйственных  связей. Она включает принципиальные межправительственные соглашения о  торгово-экономических отношениях, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, о научно-техническом сотрудничестве, во избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности и т.д. Кроме того, подписаны десятки межведомственных соглашений о сотрудничестве в нефтяной, угольной, газовой, химической, атомной и авиационной отраслях промышленности, машиностроении и металлургии. Соглашения и договоры предусматривают развитие и углубление долгосрочного сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, создания условий для большей сбалансированности товарооборота.

       Принципиально новое качество взаимоотношений  закреплено в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, подписанном 16 июля 2001 г. В  документе сформулированы основополагающие принципы и определены магистральные  направления взаимодействия на длительную перспективу, заложен прочный фундамент  для дальнейшего развития российско-китайских  отношений. За последние полтора  десятка лет создана развитая договорно-правовая база двустороннего  взаимодействия. С 1992 г. на межгосударственном и межправительственном уровне заключено  более 180 соглашений. Документы о сотрудничестве подписаны 55 парами регионов и городов России и Китая. В экономической и научно-технической сферах действуют 8 межправительственных подкомиссий и 25 постоянных рабочих групп. Базовыми документами стали, в первую очередь Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве (от 10.07.1985), Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (от 18.12.1992), Договор о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений.

       Существует  немало предпосылок к расширению и укреплению сотрудничества компаний обеих стран в области нефтегазового  строительства и газификации. Подтверждением этого является реализация проекта  магистрального газопровода Запад - Восток протяженностью 4127 км. Отличительным  признаком этого проекта является его долгосрочность (15-20 лет). В планах совершенствование экологических  условий, коррекция производственных структур, подготовка кадров, развитие высоких технологий и современной  техники для работы в китайских  местных условиях.

       С помощью нашей страны в Китае  успешно сооружается ряд крупных, современных объектов, в том числе  уже второй блок Тяньваньской атомной  электростанции вблизи города Ляньюньган (провинции Цзянсу).

       Большой интерес для нас представляет участие в торгах на поставку энергоагрегатов  для ряда гидро- и тепловых электростанций.

       Из  нашей страны в Китай поставляются более 50 видов станков, а также  комплектное оборудование для предприятий  машиностроения, металлургической, химической и других отраслей.

       В настоящее время прорабатывается  ряд крупных проектов сотрудничества в нефтегазовой сфере. Российские компании участвуют в разработке месторождений  Таримского газового бассейна, строительстве  и эксплуатации газопровода Тарим-Шанхай. В стадии проработки находятся проекты  строительства нефтепровода и газопровода  из восточных районов Сибири в  Китай. Планируется построить нефтепровод, проект которого сейчас разрабатывается. С его вводом объемы поставок нефти  в Китай составят до 20 млн. тонн в  год в период 2005-2009 гг. и до 30 млн. тонн начиная с 2010 г.

       Строительство газопровода "Россия-Китай" рассматривается  как основа будущей Азиатской  газопроводной системы, которая  уже в начале XXI века соединит месторождения  Иркутской области, Республики Саха (Якутия) и о.Сахалин, что позволит в дальнейшем объединить потенциальные  возможности следующих проектов: - "Иркутский" - подача с Ковыктинского  газоконденсатного месторождения 20 млрд.куб.м природного газа в год  в Китай и 10 млрд.куб.м в год  в Ю.Корею; - проекты подачи газа в  КНР, КНДР и Ю.Корею из месторождений  Республики Саха (Якутия) и о.Сахалин. Намечаются крупные совместные проекты в сфере телекоммуникаций, в разработке нефтегазовых месторождений, в алюминиевой отрасли.

       Традиционным  направлением является разработка, проектирование, изготовление и поставка воздухоразделительных  установок. Оборудование, отличаясь  высоким уровнем современных  криогенных технологий и длительным сроком эксплуатации, является конкурентоспособным  на потребительском рынке КНР. Набирает ход сотрудничество в области геополитической разведки, добычи, взаимных поставок алмазов и бриллиантов, производства ювелирных изделий.

       Важным  направлением стало сотрудничество с Китаем в сфере гражданской  авиатехники. Россия предлагает к поставке самолеты нового поколения и готова к техническому сотрудничеству в  разработке и налаживании в КНР  собственного производства самолетов  для региональных воздушных линий. Существует проект радикального увеличения пропускных способностей воздушного пространства страны ("Воздушный транзит России").

       Отечественные технологии в авиакосмической, лазерной, атомной, космической промышленности также пользуются устойчивым спросом  на китайском рынке. Совместное освоение экспортного потенциала этих и многих других наукоемких отраслей народного  хозяйства России позволит удовлетворять  внутренний спрос в обеих странах  и успешно выходить на мировой  рынок.

       В 2000-2011 гг. было достигнуто усиление двустороннего переговорного процесса, результатом чего стало подписание ряда документов. В результате совместных усилий была сформирована новая организационная структура, получившая название «механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая». Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Китаем закрепляет действующий между двумя странами торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран по дальнейшей либерализации торговли.

       В целом можно ожидать создания благоприятных рамочных условий  для нового этапа в развитии экономических  отношений двух стран. В дальнейшем необходимо планомерно развивать двусторонние межбанковские отношения, предусматривающее  сотрудничество банков в области  кредитования корпоративной клиентуры, укреплять сотрудничество в продвижении технико-экономического и инвестиционного сотрудничества, особенно совместное освоение лесов и полезных ископаемых, а также расширять сотрудничество на объектах глубокой переработки, создавать наиболее благоприятные условия для хозяйствования, повышать уровень приграничной торговли и сочетать ее с технико-экономическим сотрудничеством, совершенствовать расчетные отношения при оплате в приграничной торговле, ускорять улучшение инфраструктуры КПП на межгосударственной границе.

Информация о работе Взаимоотношения России и Китая