Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа
Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.
Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31
Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы
Рост российско-китайского товарооборота начался с 1999 г., и уже в 2001 г. его объем достиг 10,67 млрд. долл. – почти вдвое больше, чем в 1998 г. За последующие три года взаимная торговля одолела рекордную планку в 20 млрд. долл. США. С учетом высокой динамики развития торговых связей руководители двух стран выдвинули в 2004 г. среднесрочный ориентир роста товарооборота, имея в виду довести его в 2010 г. до 60-80 млрд. долл.
В то время эта задача казалась крайне амбициозной, и многие специалисты, сомневались в реальности её осуществления. Однако жизнь опровергла эти опасения. В 2007 г. был зафиксирован наивысший темп роста товарооборота (44,3 %), его объем достиг 48,16 млрд. долл. США. Данная тенденция продолжилась в 2008 г.: темп роста составил 16 %, а объем товарооборота достиг 55,9 млрд. долл. США.
Однако
прорыв в темпах роста товарооборота
в первые годы XXI в. был достигнут
в основном на экстенсивной основе.
Сотрудничество осуществлялось преимущественно
в форме обычной торговли. Ему
не были присущи такие современные
формы, как давальческая переработка
и сборка, ввоз оборудования в уставные
фонды предприятий с
Одной
из особенностей российско-китайских
торгово-экономических
В настоящее время на российском рынке активно работают более 1000 крупных и средних фирм, большинство из которых имеют свои представительства в России, аккредитованные при Минэкономразвития, Минпроме, Минфине, Минсельхозе России и других федеральных ведомствах. Как правило, это фирмы, работающие на нашем рынке долгие годы, зарекомендовавшие себя как добросовестные, надёжные и платёжеспособные партнеры по экспортно-импортным операциям, в кооперационных и инвестиционных проектах.
С другой стороны, на китайском рынке успешно продолжают работать несколько десятков старых внешнеторговых объединений системы Минэкономразвития РФ и самостоятельных объединений (Технопромимпорт, Тяжпромэкспорт, Энергомашэкспорт, Экспортлес, Мебельинторг, Трактороэкспорт, Автопромимпорт, Госинкор, Продинторг и др.).
На
территории Китая по-прежнему работают
более 150 смешанных обществ с российским
капиталом. Не так давно они были
специализированными фирмами, участвующими
в экспортно-импортных
Что
касается торгово-политического режима
Китая, то он, в целом, благоприятный
для российских участников экспортно-импортных
операций. Необходимо отметить, что
в Китае постепенно идёт процесс
либерализации режима для торговых
операций со странами – контрагентами,
в соответствии с нормами и
правилами ВТО. В Китае сформирована
и эффективно действует надёжная
нормативно-правовая база, регулирующая
её внешнеэкономические связи и
защищающая интересы Китая в этом
направлении. Основой законодательства
Китая, регулирующего порядок
Законом установлено, что товарооборот, предоставление услуг, движение капиталов, производство платежей и прочие экономические связи с иностранными государствами являются свободными от ограничений, за исключением тех, которые содержатся в самом законе или определяются в постановлениях Правительства КНР, издаваемых на его основе. Ограничения могут быть установлены государственными органами КНР для обеспечения безопасности, создании условий для выполнения обязательств, недопущения негативного влияния на экономику Китая отношений, а также мероприятий, проводимых правительствами других стран, препятствующих свободной конкуренции или ведущих к ограничению экономических связей КНР.
В КНР в отношении товаров, экспорт которых в соответствии с "Законом о внешней торговле" ограничен, применяется система экспортных квот и лицензий. Перечень квотируемых товаров и размер экспортных квот определяются и публикуются ведомством, регулирующим квоты (ведомством по внешней торговле и экономическому сотрудничеству Госсовета и т.п.) каждый год. Квоты распределяются как прямым способом, так и через торги.
В 2003 г. Министерством Коммерции КНР определено 332 наименования (восьмизначных кода) лицензируемых и квотируемых экспортных товаров, сгруппированных в 52 категории - "Перечень лицензируемых экспортных товаров и категорий лицензий на экспорт лицензируемых товаров".
Основополагающим
правовым документом, определяющим все
нормы и правила
Следует
отметить, что Россия и Китай имеют
солидную договорно-правовую базу хозяйственных
связей. Она включает принципиальные
межправительственные соглашения о
торгово-экономических
Принципиально новое качество взаимоотношений закреплено в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, подписанном 16 июля 2001 г. В документе сформулированы основополагающие принципы и определены магистральные направления взаимодействия на длительную перспективу, заложен прочный фундамент для дальнейшего развития российско-китайских отношений. За последние полтора десятка лет создана развитая договорно-правовая база двустороннего взаимодействия. С 1992 г. на межгосударственном и межправительственном уровне заключено более 180 соглашений. Документы о сотрудничестве подписаны 55 парами регионов и городов России и Китая. В экономической и научно-технической сферах действуют 8 межправительственных подкомиссий и 25 постоянных рабочих групп. Базовыми документами стали, в первую очередь Соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве (от 10.07.1985), Соглашение о научно-техническом сотрудничестве (от 18.12.1992), Договор о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений.
Существует
немало предпосылок к расширению
и укреплению сотрудничества компаний
обеих стран в области
С
помощью нашей страны в Китае
успешно сооружается ряд
Большой интерес для нас представляет участие в торгах на поставку энергоагрегатов для ряда гидро- и тепловых электростанций.
Из нашей страны в Китай поставляются более 50 видов станков, а также комплектное оборудование для предприятий машиностроения, металлургической, химической и других отраслей.
В
настоящее время
Строительство
газопровода "Россия-Китай" рассматривается
как основа будущей Азиатской
газопроводной системы, которая
уже в начале XXI века соединит месторождения
Иркутской области, Республики Саха
(Якутия) и о.Сахалин, что позволит
в дальнейшем объединить потенциальные
возможности следующих
Традиционным направлением является разработка, проектирование, изготовление и поставка воздухоразделительных установок. Оборудование, отличаясь высоким уровнем современных криогенных технологий и длительным сроком эксплуатации, является конкурентоспособным на потребительском рынке КНР. Набирает ход сотрудничество в области геополитической разведки, добычи, взаимных поставок алмазов и бриллиантов, производства ювелирных изделий.
Важным направлением стало сотрудничество с Китаем в сфере гражданской авиатехники. Россия предлагает к поставке самолеты нового поколения и готова к техническому сотрудничеству в разработке и налаживании в КНР собственного производства самолетов для региональных воздушных линий. Существует проект радикального увеличения пропускных способностей воздушного пространства страны ("Воздушный транзит России").
Отечественные технологии в авиакосмической, лазерной, атомной, космической промышленности также пользуются устойчивым спросом на китайском рынке. Совместное освоение экспортного потенциала этих и многих других наукоемких отраслей народного хозяйства России позволит удовлетворять внутренний спрос в обеих странах и успешно выходить на мировой рынок.
В 2000-2011 гг. было достигнуто усиление двустороннего переговорного процесса, результатом чего стало подписание ряда документов. В результате совместных усилий была сформирована новая организационная структура, получившая название «механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая». Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Китаем закрепляет действующий между двумя странами торгово-политический режим, устанавливает обязательства стран по дальнейшей либерализации торговли.
В целом можно ожидать создания благоприятных рамочных условий для нового этапа в развитии экономических отношений двух стран. В дальнейшем необходимо планомерно развивать двусторонние межбанковские отношения, предусматривающее сотрудничество банков в области кредитования корпоративной клиентуры, укреплять сотрудничество в продвижении технико-экономического и инвестиционного сотрудничества, особенно совместное освоение лесов и полезных ископаемых, а также расширять сотрудничество на объектах глубокой переработки, создавать наиболее благоприятные условия для хозяйствования, повышать уровень приграничной торговли и сочетать ее с технико-экономическим сотрудничеством, совершенствовать расчетные отношения при оплате в приграничной торговле, ускорять улучшение инфраструктуры КПП на межгосударственной границе.