Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа
Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.
Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31
Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы
Россия
– практически единственная страна,
с которой Китай сотрудничает
в области космоса. В настоящее
время достигнута договоренность о
совместном масштабном изучении Луны.
Кроме того, в 2011 г. начнется совместная
российско-китайская программа
Примером
успешного сотрудничества по совместному
изучению проблем окружающей среды
является совместная российско-китайская
региональная обсерватория экологической
безопасности в Хабаровском крае.
Взаимодействие в сфере экологии
и комплексного природопользования
представляет широкое поле деятельности
для долговременного
При возрастающей угрозе распространения ядерных материалов заслуживает внимания совместная работа по развитию таких источников энергии как солнечная, ветровая, биотопливо и т.д. В частности, Россия и Китай могли бы совместно начать изготовление разработанного в России многоцелевого линейного ускорителя, представляющего собой более дешевую технологию получения атомной энергии. Внедрение этой разработки предотвращает опасность несанкционированного распространения радиоактивных материалов.
Важнейшим
условием дальнейшего углубления научно-технического
взаимодействия является переход от
обмена опытом и готовыми проектами
к совместным разработкам. Существуют
реальные перспективы сотрудничества
через создание совместных предприятий,
в том числе с участием госкорпорации
"Роснано", а также привлечения
китайской стороны в проект "Сколково"
и в особые зоны, созданные в
городах Томске, Новосибирске, Республике
Татарстан, других территориях. Совместные
российско-китайские
Обе страны заинтересованы в том, чтобы как можно больше китайских студентов получали образование в ведущих вузах России, а российские студенты учились в Китае. Следовательно, развитие российско-китайского сотрудничества в сфере подготовки инженерно-технических кадров является полезным для повышения конкурентоспособности двух экономик.
Таким
образом, российско-китайские отношения
в области науки и техники,
обладая огромным потенциалом развития,
благоприятно сказываются и на других
направлениях межгосударственного
взаимодействия. При этом роль науки
в отношениях между двумя странами
состоит в том, что конструктивное
и взаимовыгодное научно-техническое
сотрудничество между Россией и
Китаем будет служить повышению
конкурентоспособности и
Особое
внимание уделяется сотрудничеству
в области гражданской
Представители
Комитета по экологии Госдумы России,
авиационно-космического консорциума
«Интерозон» и Китайской
Схожесть
структурной перестройки в
Словом,
российско-китайское
Приграничное сотрудничество играет важную роль в развитии экономического пространства. Оно способствует преодолению периферийности, окраинности приграничных регионов. Посредством приграничного сотрудничества страны могут распространять свое политическое и экономическое влияние на соседние государства. Приграничные регионы выступают в качестве естественных конструкций при строительстве "больших экономических пространств", включающих национальные экономические пространства двух и более стран. Приграничное сотрудничество - своего рода "малая" интеграция, которая является важной составной частью "большой" интеграции - региональных объединений нескольких заинтересованных стран.
Среди
особенностей внешнеэкономического сотрудничества
России и КНР следует отметить
достижения, с которыми Россия и
Китай вступили в третье тысячелетие,
- урегулирование приграничной проблемы,
оставленной нам историей. Между
обеими странами пролегает одна из
самых протяженных в мире сухопутных
границ – более 4300 км. С учетом географического
и исторического факторов принципиальное
значение имеет тот факт, что стороны
не имеют друг к другу территориальных
претензий. По сути, политический пакет
документов полностью урегулирует
все спорные вопросы, касающиеся
границы и совместного
В
Пекине подписан блок соответствующих
соглашений: Дополнительное соглашение
между РФ и КНР о российско-китайской
государственной границе на ее восточной
части, Протокол между Правительствами
РФ и КНР о плавании российских
и китайских судов в акватории,
примыкающей к островам Тарабаров
и Большой Уссурийский, Протокол
к межправительственному
Активная децентрализованная торговля между российскими и китайскими приграничными регионами фактически ведётся уже на протяжении третьего десятка лет (с 1980 года).
Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации с сопредельными государствами.
Однако, только в 2001-2002 годах в России появились документы, начавшие цивилизованное правовое регулирование общего приграничного сотрудничества. Большинство правовых норм, в той или иной мере, относящихся к приграничной торговле, однако, в настоящее время по-прежнему “разбросаны” по многочисленным законам и подзаконным актам. Кроме этого, эти нормы, как правило, в равной степени относятся как к приграничной торговле, ведущейся в европейских регионах России, так и к приграничной торговле России с азиатскими странами.
В КНР за последние два десятилетия была создана не только подробная и качественная нормативно-правовая база, но и действующий, эффективный механизм работы китайских компаний на территории соседних государств, в первую очередь России. К тому же, этому «механизму» свойственна массовость, так как китайские компании приграничной торговли, как правило, являются представителями китайского среднего и малого бизнеса.
Российское государство не смогло своевременно определиться в своих интересах в приграничной политике и максимально использовать преимущества приграничной торговли. Последствия этого заключаются в недоработке соответствующего законодательства, в большом количестве проблем по самым разным вопросам приграничных взаимоотношений (иммиграционным, налогово-финансовым и др.), а также в растущей неуправляемости данных проблем для российской стороны.
Основная
часть современной нормативно-
Для
России интерес представляют китайские
документы валютно-финансовой направленности,
а также документы, определяющие
дальнейшее социально-экономическое
развитие китайских районов, граничащих
с Россией; и направления развития
приграничной торговли. Эти документы
влияют не только на развитие легальных
российско-китайских
Из этого сложились собенности модели приграничного сотрудничества России и Китая:
Первая
особенность - быстрое развитие приграничной
и челночной торговли, особенно в
первой половине 1990-х гг., было обусловлено
пограничной либерализацией и высокой
инфляцией. Такие условия привели
к преобладанию бартерных сделок
как основной формы сотрудничества,
при этом инициатива в их развитии
в значительной степени принадлежала
китайским компаниям, которые практически
отказались от закупки больших партий
российских товаров в рамках межправительственного
протокола и стали приобретать
эти товары по бартеру, используя
прямые связи, предлагая в обмен
традиционные товары китайского экспорта.
Основной причиной популярности бартерных
сделок являлось отсутствие у обеих
сторон свободно конвертируемой валюты.
Кроме того, российские компании получили
возможность занижать таможенную стоимость
своего экспорта, что позволяло быстро
реализовывать товар на внутреннем
рынке. Китайские компании приобретали
на безвалютной основе сырье, а также
расширяли рынок сбыта
Для российско-китайского