Взаимоотношения России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа

Описание работы

Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31

Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.docx

— 211.25 Кб (Скачать)

     Россия  – практически единственная страна, с которой Китай сотрудничает в области космоса. В настоящее  время достигнута договоренность о  совместном масштабном изучении Луны. Кроме того, в 2011 г. начнется совместная российско-китайская программа исследования Марса, во время которой с его  поверхности будут взяты образцы  грунта.

     Примером  успешного сотрудничества по совместному  изучению проблем окружающей среды  является совместная российско-китайская  региональная обсерватория экологической  безопасности в Хабаровском крае. Взаимодействие в сфере экологии и комплексного природопользования представляет широкое поле деятельности для долговременного плодотворного  сотрудничества российской и китайской  науки. Сибирское отделение РАН  готово выступить инициатором в  организации и развитии этого  направления сотрудничества, которое  может включать, например, создание совместного российско-китайского центра региональной экологической  безопасности.

     При возрастающей угрозе распространения  ядерных материалов заслуживает  внимания совместная работа по развитию таких источников энергии как  солнечная, ветровая, биотопливо и т.д. В частности, Россия и Китай могли  бы совместно начать изготовление разработанного в России многоцелевого линейного  ускорителя, представляющего собой  более дешевую технологию получения  атомной энергии. Внедрение этой разработки предотвращает опасность  несанкционированного распространения  радиоактивных материалов.

     Важнейшим условием дальнейшего углубления научно-технического взаимодействия является переход от обмена опытом и готовыми проектами  к совместным разработкам. Существуют реальные перспективы сотрудничества через создание совместных предприятий, в том числе с участием госкорпорации "Роснано", а также привлечения  китайской стороны в проект "Сколково" и в особые зоны, созданные в  городах Томске, Новосибирске, Республике Татарстан, других территориях. Совместные российско-китайские предприятия  могли бы иметь сильные позиции  и на рынках третьих стран.

     Обе страны заинтересованы в том, чтобы  как можно больше китайских студентов  получали образование в ведущих  вузах России, а российские студенты учились в Китае. Следовательно, развитие российско-китайского сотрудничества в сфере подготовки инженерно-технических кадров является полезным для повышения конкурентоспособности двух экономик.

     Таким образом, российско-китайские отношения  в области науки и техники, обладая огромным потенциалом развития, благоприятно сказываются и на других направлениях межгосударственного  взаимодействия. При этом роль науки  в отношениях между двумя странами состоит в том, что конструктивное и взаимовыгодное научно-техническое  сотрудничество между Россией и  Китаем будет служить повышению  конкурентоспособности и динамичному  развитию обеих стран. Именно такие  отношения отвечают требованиям  времени и являются большим стимулом для развития российско-китайского взаимодействия на сегодняшний день.

       Особое  внимание уделяется сотрудничеству в области гражданской авиатехники. Организация совместной разработки и производства гражданских самолетов  в ближайшие 15 лет позволяет сократить  затраты двух стран более, чем  в два раза по сравнению с возможными затратами на приобретение западной техники.  Это позволяет также  сохранить порядка 4 млн. рабочих  мест на авиационных предприятиях и  в смежных отраслях промышленности, а также обеспечивает создание наукоемких технологий нового поколения для  авиационной промышленности и других отраслей.

       Представители Комитета по экологии Госдумы России, авиационно-космического консорциума  «Интерозон» и Китайской корпорации авиационной промышленности организовали первую Международную конференцию  по проблемам сохранения озонового  слоя земли с использованием активных методов на базе российских лазерно-космических  технологий и привлечения средств  международных организаций. 

       Схожесть  структурной перестройки в сфере  науки и техники в России и  Китае создает значительные возможности  для расширения разносторонних взаимовыгодных контактов в этой области, как  на государственном, так и на региональном уровнях, для перевода научно-технического сотрудничества на качественно новый  организационный уровень. С начала 90-х годов было реализовано около 960 совместных проектов, в том числе 67 многосторонних, довольно широким  был обмен специалистами и  стажерами.

     Словом, российско-китайское сотрудничество охватывает все большее количество производственных, инфраструктурных отраслей и научно-технических направлений. Однако, несмотря на то, что существующее сотрудничество между РФ и КНР  в научно-технической сфере развивается  динамично, тем не менее, имеется  значительный нереализованный потенциал  роста. 
 
 
 

    1. Приграничная  торговля

       Приграничное сотрудничество играет важную роль в развитии экономического пространства. Оно способствует преодолению периферийности, окраинности приграничных регионов. Посредством приграничного сотрудничества страны могут распространять свое политическое и экономическое влияние на соседние государства. Приграничные регионы выступают в качестве естественных конструкций при строительстве "больших экономических пространств", включающих национальные экономические пространства двух и более стран. Приграничное сотрудничество - своего рода "малая" интеграция, которая является важной составной частью "большой" интеграции - региональных объединений нескольких заинтересованных стран. 

       Среди особенностей внешнеэкономического сотрудничества России и КНР следует отметить достижения, с которыми Россия и  Китай вступили в третье тысячелетие, - урегулирование приграничной проблемы, оставленной нам историей. Между  обеими странами пролегает одна из самых протяженных в мире сухопутных границ – более 4300 км. С учетом географического  и исторического факторов принципиальное значение имеет тот факт, что стороны  не имеют друг к другу территориальных  претензий. По сути, политический пакет  документов полностью урегулирует  все спорные вопросы, касающиеся границы и совместного использования  ее водной части,- все 4300 км границы  юридически оформленными. Саммитом «прорывных решений» назвал Президент Владимир Путин переговоры с Председателем  КНР Ху Цзиньтао. Сделан важнейший  политический шаг, поставлена точка  в пограничных вопросах между  нашими государствами, заявил глава  государства после подписания совместных документов.

       В Пекине подписан блок соответствующих  соглашений: Дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской  государственной границе на ее восточной  части, Протокол между Правительствами  РФ и КНР о плавании российских и китайских судов в акватории, примыкающей к островам Тарабаров  и Большой Уссурийский, Протокол к межправительственному соглашению о совместном приграничном использовании  островов, Меморандум Правительств РФ и КНР о применимости действующих  соглашений к новым делимитированным участкам российско-китайской межгосударственной границы.

       Активная  децентрализованная торговля между  российскими и китайскими приграничными  регионами фактически ведётся уже  на протяжении третьего десятка лет (с 1980 года). 

       Порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации с сопредельными  государствами.

       Однако, только в 2001-2002 годах в России появились  документы, начавшие цивилизованное правовое регулирование общего приграничного  сотрудничества. Большинство правовых норм, в той или иной мере, относящихся  к приграничной торговле, однако, в  настоящее время по-прежнему “разбросаны” по многочисленным законам и подзаконным  актам. Кроме этого, эти нормы, как  правило, в равной степени относятся  как к приграничной торговле, ведущейся  в европейских регионах России, так  и к приграничной торговле России с азиатскими странами.

       В КНР за последние два десятилетия  была создана не только подробная  и качественная нормативно-правовая база, но и действующий, эффективный  механизм работы китайских компаний на территории соседних государств, в  первую очередь России. К тому же, этому «механизму» свойственна  массовость, так как китайские  компании приграничной торговли, как  правило, являются представителями  китайского среднего и малого бизнеса.

       Российское  государство не смогло своевременно определиться в своих интересах  в приграничной политике и максимально  использовать преимущества приграничной торговли. Последствия этого заключаются  в недоработке соответствующего законодательства, в большом количестве проблем по самым разным вопросам приграничных взаимоотношений (иммиграционным, налогово-финансовым и др.), а также  в растущей неуправляемости данных проблем для российской стороны.

       Основная  часть современной нормативно-правовой базы КНР по вопросам приграничного  сотрудничества и приграничной торговли активно формируется в 1987 – 1996 годы. В этот период были разработаны и  законодательно установлены общие  принципы, задачи, пределы и границы  приграничной торговли; определён статус участников приграничной торговли; компетенция  органов государственного управления, курирующих вопросы приграничной торговли. В этот же период были введены в  действие отраслевые документы, направленные на организацию и развитие приграничной торговли в интересах китайского государства. Начиная с 1997 года, вплоть до настоящего времени, в КНР продолжается совершенствование уже имеющегося законодательства, как центрального, так и законодательства на местах (законодательства конкретных приграничных провинций и автономных районов  КНР). Таким образом, отсутствие между  КНР и РФ межправительственного  соглашения по вопросам приграничной торговли не помешало Китаю разработать  достаточное для него национальное законодательство, определяющее режим  приграничной торговли.

       Для России интерес представляют китайские  документы валютно-финансовой направленности, а также документы, определяющие дальнейшее социально-экономическое  развитие китайских районов, граничащих с Россией; и направления развития приграничной торговли. Эти документы  влияют не только на развитие легальных  российско-китайских экономических  взаимоотношений, но и на возникновение, характер и направленность различных  правонарушений и преступлений в  этих сферах.

     Из  этого сложились собенности  модели приграничного сотрудничества России и Китая:

     Первая  особенность - быстрое развитие приграничной и челночной торговли, особенно в  первой половине 1990-х гг., было обусловлено  пограничной либерализацией и высокой  инфляцией. Такие условия привели  к преобладанию бартерных сделок как основной формы сотрудничества, при этом инициатива в их развитии в значительной степени принадлежала китайским компаниям, которые практически  отказались от закупки больших партий российских товаров в рамках межправительственного  протокола и стали приобретать  эти товары по бартеру, используя  прямые связи, предлагая в обмен  традиционные товары китайского экспорта. Основной причиной популярности бартерных  сделок являлось отсутствие у обеих  сторон свободно конвертируемой валюты. Кроме того, российские компании получили возможность занижать таможенную стоимость  своего экспорта, что позволяло быстро реализовывать товар на внутреннем рынке. Китайские компании приобретали  на безвалютной основе сырье, а также  расширяли рынок сбыта традиционных товаров. Важно отметить, что потери нашей страны в результате занижения  экспортных и завышения импортных  цен в рамках бартерной торговли с Китаем оцениваются в 350-500 млн. долл. Впоследствии кризис неплатежей и дефицит оборотных средств  в России повысил привлекательность  операций за твердую валюту. Это  отразилось и на динамике показателя бартерных сделок в структуре  торговых операций: доля бартера снизилась с 85% в 1992 г. до 0, 7% в 2007 г. В настоящее время на смену бартеру - наиболее популярной ранее форме торговли - пришел толлинг - товарообменные операции продолжают выполнять определенного рода компенсационную функцию для нестабильной экономики. Таким образом, хотя бартер более не является широко распространенным в российской экономике, он сохраняет определенные позиции в практике совершения сделок.

       Для российско-китайского приграничного  сотрудничества для этого явления  существует два объяснения.

Информация о работе Взаимоотношения России и Китая