Взаимоотношения России и Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:14, дипломная работа

Описание работы

Исторический опыт показывает, что экономическое развитие любого государства невозможно без активного участия в международных отношениях. Достигнутый на современном этапе уровень международных отношений уже не оставил страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы замкнулись бы в пределах национального государства. Последние несколько десятилетий характеризуются все более мощными интеграционными процессами в мировое хозяйство, основными экономическими и территориальными формами которого являются слияние международных и межгосударственных отношений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные направления торгово-экономического
сотрудничества России и Китая
Торговые связи 8
Инвестиционное сотрудничество 17
1.3. Производственная, научно-техническая кооперация и совместное предпринимательство 26
Приграничная торговля 31

Глава 2. Развитие товарооборота между Россией и Китаем
2.1. Внешнеторговый оборот РФ 39
2.2. Динамика российско-китайской торговли 43
Глава 3. Основные проблемы и перспективы торгово-экономических отношений России и Китая
3.1. Проблемы в развитии торгово-экономических связей 53
3.2. Перспективы торгово-экономического сотрудничества 57
3.3. Внешнеэкономическое сотрудничество России и Китая как способ приобретения опыта при вступлении в ВТО 61
3.4. Психологические особенности ведения деловых контактов с партнёрами из Китая 69
Глава 4. Природопользование и охрана окружающей среды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Мой диплом.docx

— 211.25 Кб (Скачать)

         Лишь достижение еще большего взаимопонимания в подходах и политике даст возможность активнее мобилизовать потенциал сотрудничества. Проблем в области экономического взаимодействия между Китаем и Россией довольно много, но много и возможностей для их устранения. Благодаря постоянно расширяющимся политическим и экономическим контактам Китаю и России удастся возобновить и продвинуть вперед когда-то подорванное экономическое и научно-техническое сотрудничество. 
 
 
 

    1. Инвестиционное  сотрудничество
 

       Одной из главных макроэкономических задач  настоящего этапа экономических  реформ в нашей стране является активизация  инвестиционной деятельности. При этом имеется в виду использование  в этих целях всех источников финансирования внутри страны и иностранных инвесторов.

       Главная задача в сфере международного инвестиционного  сотрудничества заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата, создании привлекательных условий  для иностранных инвесторов с  целью увеличения объёмов инвестиций в российскую экономику. Уже был  принят ряд важных законодательных  актов, направленных на стимулирование привлечения таких средств: об иностранных  инвестициях, о свободных экономических  зонах, о концессионных договорах, заключаемых с российскими и  иностранными инвесторами, о разделе  продукции и др.

       Инвестиционное  сотрудничество становится одним из наиболее важных направлений в комплексе  экономических связей между Россией  и Китаем.

       Вопросы инвестиционной деятельности и налогообложения  между РФ и Китаем регулируются Договором  «О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений» и Соглашением  между РФ и Китаем «Об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

       В соответствии с Договором «О содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений» каждая из сторон обеспечивает на своей территории в  отношении капиталовложений и инвесторов другой стороны режим не менее  благоприятный, чем в отношении  капиталовложений и инвесторов третьих  государств. Стороны приняли на себя обязательства не предпринимать  дискриминационных мер в отношении  совместных предприятий с участием инвесторов другой стороны, капиталовложений таких инвесторов и их деятельности, связанной с капиталовложениями, а также гарантировали свободную репатриацию в конвертируемой валюте платежей в связи с вложениями капиталов.

       Соглашение  между РФ и Китаем «Об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» учитывает действующие в настоящее время в обеих странах экономико-правовые режимы, и устанавливает механизм устранения двойного налогообложения, в частности, в связи с доходами от недвижимого имущества, прибылью от предпринимательской деятельности, дивидендами, процентами и доходами от отчуждения имущества.

     В области развития двустороннего  сотрудничества в инвестиционной сфере  действует межправительственная Постоянная рабочая группа по инвестиционному  сотрудничеству; активно используется механизм регулярных Российско-Китайских  инвестиционных форумов, организаторами которых являются Минэкономразвития  России и Госкомитет КНР по развитию и реформе.

     Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности КНР в России являлись энергетика, разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, торговля, легкая и текстильная  промышленность, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера  услуг.

     По  данным Минкоммерции КНР, китайские  прямые инвестиции в России за 2010 год  увеличились на 43,8% и составили 594 млн. долл. против 410 млн. долл. в 2009 г. Общий  объем накопленных прямых инвестиций достиг 2 млрд. 618 млн. долл. (+29,3%).

     Российские  прямые инвестиции в Китае по 2010 году увеличились на 10,0% до 34,97 млн. долл. против 31,77 млн. долл. в 2009 г. Контрактные инвестиции уменьшились на 33,4% до 120 млн. долл. Количество новых зарегистрированных проектов с российскими прямыми инвестициями - 59 (в 2009 г. - 94 проекта).

     К концу 2010 г. суммарный объем российских прямых инвестиции в КНР достиг 786,77 млн. долл. (+4,6%), контрактные инвестиции - 2,31 млрд. долл. (+5,4%). Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в КНР - 2328 (+2,6%).

       Быстрый экономический рост Китая и расширяющаяся  его открытость внешнему миру способствуют повышению его роли и укреплению его позиций в мировой экономике. Правительство страны все более  признает значение иностранных инвестиций как двигателя экономического роста, ведь иностранные инвестиции – это  не только валютные средства, но и современная  технология и организация, опыт установления и поддержания деловых контактов  с зарубежными странами.

       Одновременно  Китай сам стал важным экспортером  на международном рынке капитала. Китайские государственные и  негосударственные предприятия  имеют инвестиции почти во всех странах  мира. К числу основных мотивов  инвестиционной деятельности за границей следует отнести гарантированный доступ к сырью, необходимому на внутреннем рынке, гарантированный доступ к внешним рынкам, гарантированный доступ к передовой технологии, особенно для выхода на мировой рынок и на потребителей с высоким уровнем доходов, возможно с последующей передачей технологий в развивающиеся страны.

       Вместе  с тем, привлечение иностранного притока инвестиций (ИПИ) ставит определенные задачи и перед правительством. Главными из них являются создание благоприятных условий для притока иностранных инвестиций, минимизация давления иностранных фирм на национальную промышленность, регулирование их деятельности, ограничение зависимости от внешних кредиторов.

       Совершенствуется  законодательная база инвестиционного  сотрудничества. Перечень стран, с которыми Китай заключил соглашения  о  взаимной защите и поощрении инвестиций, превышает 35, и более 30 стран подписали  договоры об отмене двойного налогообложения. Китай привлекает инвесторов со всего  мира - ИПИ поступают в Китай  из Гонконга, Макао, Тайваня, Японии, США. 95% из 500 крупнейших корпораций мира по индексу Fortune совершили или намереваются совершить крупномасштабные вложения в КНР. [18].

       Основной  объем ИПИ поступает в производство иностранного оборудования, нефтехимию, автомобилестроение и коммерческую недвижимость. Иностранные инвесторы  рассматривают китайский рынок  не только в качестве места создания обрабатывающих производств, но и в  качестве рынка сбыта. Однако, по-прежнему велика доля операций по переработке  давальческого сырья. Ведущими инвесторами  являются Motorola, British Petroleum, Nokia, Sony, Honda и другие крупные транснациональные корпорации.

         По отношению к иностранному  капиталу Китай проводит гибкую  политику.

       Во-первых, китайское правительство осуществляет открытость внешнему миру и использование зарубежного капитала долгое время обеспечивает стабильность, и оперативность политических установок и законодательных актов в сфере привлечения зарубежного капитала.

       Во-вторых, китайская экономика обеспечивает продолжительное и здоровое развитие, рыночный потенциал огромен, себестоимость рабочей силы низка, природные ресурсы богаты, качество непрерывно повышается, что предоставляет инвесторам обширное пространство развития.

       В-третьих, Китай постепенно совершенствует политику инвестиций, расширяет сферы и каналы привлечения иностранного капитала.

         В-четвертых, китайское правительство по-прежнему улучшает инвестиционную среду, считая это первейшей задачей правительственной работы.

       Для России опыт Китая в этой области  ценен, прежде всего, потому, что он помогает осознать важность активной деятельности в обоих направлениях, как импорта, так и экспорта капитала, в целях преодоления трудностей переходного периода, стабилизации и структурной перестройки экономики.

       Китайские капиталовложения в экономику России продолжают осуществляться в основном в виде учреждения совместных предприятий (СП). Российско - китайские СП создаются в основном в приграничных районах в отраслях с быстрой оборачиваемостью капитала. По оценкам самих китайцев общее количество СП на территории РФ ориентировочно составляет более 1200 (около 8% от количества предприятий в РФ с зарубежными инвестициями.

       Интерес китайских деловых кругов к инвестициям  в Россию растет. Его проявляют  не только компании из пограничных  северо-восточных провинций, но также  с юга и востока Китая. Однако масштабы сотрудничества пока остаются небольшими[26]. Китайская сторона проявляет интерес к направлению инвестиций в электронную, химическую, космическую, авиационную, металлургическую, легкую и пищевую отрасли российской промышленности.  Отмечается возросшее внимание со стороны китайских средних и малых компаний к учреждению на территории России СП в области производств стройматериалов, одежды, обуви, деревопереработки и фото-услуг. Однако, наряду с успехами двустороннего сотрудничества, существует ряд  инвестиционных и торговых барьеров в России - китайской стороне не разрешается создавать в России предприятия в сфере системного интегрирования и по освоению программного обеспечения.

       Российские  инвестиции в Китай направлены, главным  образом, на освоение атомной энергии, сборку автомобилей и сельскохозяйственных машин, химию, строительную индустрию  и фармацевтику.

       Следует отметить, что созданные в Китае  предприятия с российскими инвестициями относятся к категории мелких. Средний размер вклада российского  участника в уставный фонд СП в  несколько раз меньше среднего показателя по всем китайско-иностранным СП.

         Хотелось бы отметить, что в  последнее время наметилась тенденция  к активизации двустороннего  сотрудничества в инвестиционной  сфере. Правительства России и КНР озвучили предполагаемую цифру объема инвестиций в российскую экономику - до 12 млрд. долларов США к 2020 году. Нас в первую очередь интересуют крупные инвестиции в обрабатывающие отрасли промышленности, лесной комплекс, сельское хозяйство, инфраструктуру, добычу полезных ископаемых.

       Укрепились  отношения партнерства и сотрудничества между крупнейшими энергетическими  компаниями России и Китая. В этой связи особо надо выделить подписанное  между ОАО "Газпром" и Китайской  национальной нефтегазовой корпорацией  соглашение о стратегическом сотрудничестве. Это соглашение может стать основой расширения взаимодействия в газовой сфере, включая поставки из России углеводородного сырья, российское участие в развитии китайского рынка потребления газа, строительство трубопроводов, подземных хранилищ газа и т.п. Россия ждет китайских инвестиций в развитие углеводородных месторождений и других природных ресурсов. Инвестиции нужны для геологоразведки, создания инфраструктуры, строительства перерабатывающих предприятий и только затем для транспортировки и продажи ресурсов.

     Одним из основных механизмов межгосударственного  сотрудничества является Российско-Китайская  Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств (далее – МПК), в рамках которой действует ряд  подкомиссий и рабочих групп.

     В целях продвижения российско-китайского инвестиционного взаимодействия под  эгидой Минэкономразвития России действует  межведомственная рабочая группа по формированию региональных проектов для  представления заинтересованным китайским  инвестиционным компаниям. Китайской  стороне переданы для изучения 16 наиболее перспективных инвестиционных проектов из 8 субъектов Российской Федерации. По итогам поездок китайских  инвесторов в российские регионы (Рязанская  и Орловская области, Чувашская  Республика и Республика Алтай) для  знакомства с инвестиционными проектами, рекомендованными правительствами  областей и республик, в области  сельского хозяйства, переработки  древесины, экологии, туризма и строительных материалов между китайскими и российскими  компаниями подписаны Меморандумы  о сотрудничестве и протоколы  о намерениях, а также соглашение о строительстве на территории Орловской  области кирпичного завода и складского комплекса для хранения семян  рапса.

       Важным  инструментом, способствующим активизации  инвестиционного сотрудничества станут регулярно проводимые двусторонние инвестиционные форумы. Первый такой  форум состоялся в июне 2004 года в Хабаровске и принес неплохие результаты.  

     Крупные китайские промышленные и инвестиционные корпорации проявляют заинтересованность в участии китайских компаний в запуске пилотного проекта  особой экономической зоны промышленно-производственного  типа «Новомичуринская» в Рязанской  области, в планируемой ОЭЗ в  Псковской области, а также в  сотрудничестве с ОЭЗ «Зеленоград».

     С целью разработки мер по ликвидации «серых» схем во взаимной торговле в рамках МПК создана Подкомиссия  по таможенному сотрудничеству, в  которой сформированы рабочие группы по совершенствованию процедур таможенного  оформления и контроля, таможенной статистике внешней торговли и таможенному  сотрудничеству. Таможенные ведомства двух стран начали экспериментальный электронный обмен информацией о взаимной торговле. Подписан ряд межведомственных документов.

     На  решение задачи диверсификации структуры  российского экспорта направлена деятельность Российско-Китайской Палаты по содействию торговле машинно-технической и  инновационной продукцией. Для содействия увеличению закупок машин и оборудования в России китайской стороной создан Фонд поддержки импорта российской машинно-технической продукции в  размере 100 млн. юаней.

Информация о работе Взаимоотношения России и Китая