Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:45, курсовая работа
Современное мировое хозяйство представляет сложную совокупность взаимосвязанных национальных экономик в разной степени зависимых друг от друга. В последние десятилетия развития глобализационных процессов, экономическая интеграция была локомотивом международного сотрудничества. Современный этап развития мировой экономики характеризуется постепенной либерализацией торговых режимов и усилением взаимосвязей экономических субъектов разных стран. Важную роль в этих процессах играют различные международные организации (ООН, Мировой Банк и т.д.), но прежде всего Всемирная Торговая Организация (ВТО) фокусирующаяся непосредственно на международной торговле.
Глава 1. Мировые интеграционные процессы в контексте работы ВТО. 2
1.1 Сущность и основные направления деятельности ВТО 2
1.2 Принципы и методы работы ВТО 2
Глава 2. Регулирование внешнеэкономической деятельности государства в условиях международной интеграции и либерализации торговых режимов. 4
2.1 Инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности государства 5
2.2 Современный иностранный опыт поддержки сельского хозяйства. 14
Глава 3. Вступление России в ВТО в контексте развития АПК 18
3.1. Основные этапы переговорного процесса по вступлению России в ВТО в области сельского хозяйства 18
3.2.Анализ текущей ситуации развития с/х в России в контексте вступления в ВТО. 21
Заключение 27
Другой блок вопросов связан с приведением
санитарных и фитосанитарных мер
в России в соответствие с правилами
ВТО. Существует особое Соглашение ВТО
о применении санитарных и фитосанитарных
правил (СФС). К нему примыкает Соглашение
о технических барьерах в торговле.
Оно касается стандартов, сертификации,
лицензирования и затрагивает многие
отрасли пищевой и
Несмотря на то, что переговорный процесс по вступлению России в ВТО начался в 1995 г., серьезное обсуждение сельскохозяйственной тематики имело место лишь с 1996 – 1997 г., когда были представлены Рабочей группе на рассмотрение и обсуждение материалы об объеме внутренней поддержки российского аграрного сектора. Именно с этого времени в ходе переговоров вопросы сельского хозяйства вызывают активную дискуссию.
В целом, в переговорах по сельскохозяйственной тематике можно выделить четыре этапа: информационный; расчетный; разъяснительный; этап активных действий и поиска решений.
В ходе информационного этапа
Следующую стадию переговоров (1996 – 1998) можно назвать расчетной. В 1997 г. на рассмотрение членов ВТО были представлены предварительные оценки агрегированной меры поддержки (АМП) сельского хозяйства России за 1989 – 1991 и 1993 - 1995 гг., а также информация по экспортным субсидиям за 1988 - 1995 гг. Это событие дало импульс переходу от обсуждения вопросов, касающихся экономического развития и торгового регулирования, к выработке условий членства России в ВТО.
На девятой встрече Рабочей группы (декабрь 1998 г.) российская сторона официально представила пересмотренные расчеты объемов внутренней поддержки и экспортного субсидирования. Россией было предложено определить базовый уровень Агрегированной меры поддержки2 (АМП) на основании данных за 1989 - 1991 гг. Для оценки экспортных субсидий в качестве базового периода предлагалось выбрать 1988 - 1990 гг. При таком подходе уровень связанной поддержки составлял 82,9 млрд. долл. США, а величина экспортных субсидий – около 1,6 млрд. долл. США.
Третий этап переговоров по сельскому хозяйству может быть охарактеризован как разъяснительный. Российская сторона представила на рассмотрение документы, содержащие информацию о программах внутренней поддержки, имевших место в 1989 - 1997 гг. В ходе десятого заседания Рабочей группы в мае 2000 Россия внесла официальное предложение принять 1989 – 1995 гг. за базовый период для расчета AMП и 1988 - 1995 гг. для обязательств по экспортным субсидиям. При таком варианте базовая величина связанной поддержки составляла 63,4 млрд. долл. При исключении из расчетов максимального и минимального значений поддержки этот же показатель соответствовал 36,4 млрд. долл., Среднегодовая величина экспортного субсидирования за период 1988 – 1995 гг. составляла 643,7 млн. долл.
Начиная с середины 2000 г., когда стартовал современный этап переговоров (этап активных действий и поиска решений), членство в ВТО стало одной из ключевых тем Программы экономического развития. В октябре 2000 г. российская сторона представила документ, озаглавленный "Основные приоритеты агропродовольственной политики и аграрной реформы в России: оценка потребности во внутренней поддержке и экспортных субсидиях". В соответствии с этим документом, ежегодная потребность сельского хозяйства во внутренней поддержке оценивалась в 16 - 20 млрд. долл. Россия внесла официальное предложение – принять в качестве базового периода 1991 - 1993 гг., когда среднегодовой объем АМП составлял 16,2 млрд. долл. В отношении экспортных субсидий было предложено принять за основу 1990 – 1992 гг., когда величина субсидирования соответствовала 726,1 млн. долл.
Дальнейшее развитие переговорного процесса привело к уточнению расчетов и предоставлению Российской Федерацией новых уступок. Для принятия обязательств был предложен период 1993-1995 гг. со среднегодовым объемом АМП в 9,0 млрд. долл. США и объемом экспортного субсидирования в 156,9 млн. долл. Однако такая позиция не устраивает членов ВТО, настаивающих на предоставлении Россией данных по внутренней поддержке за последние годы и отказа от права на использование экспортного субсидирования сельскохозяйственной продукции.
В отношении доступа к рынку расчеты показывают, что действующий уровень тарифной защиты аграрно-продовольственного рынка России, подсчитанный методом средневзвешенной с учетом специфической составляющей комбинированных пошлин, составляет 29%. Предложение Российской Федерации заключается в том, чтобы конечный уровень связывания таможенных пошлин на аграрно-продовольственном рынке примерно соответствовал действующему уровню таможенно-тарифной защиты.
Однако в разрезе отдельных
продуктовых групп существуют особенности.
Предлагается незначительное открытие
рынка готовой продукции, овощей
и фруктов, в то время как защита
чувствительных товарных групп (мясо,
сахар) остается на достаточно высоком
уровне. Причем по мясной группе Российская
Федерация имеет право
После распада СССР в России произошло
ускорение реформ по переходу страны
от системы централизованного
Негативные тенденции удалось преодолеть только после 1998 г. в результате проявления эффекта импортозамещения после более чем четырехкратной девальвации национальной валюты. Начиная с этого периода, российская экономика развивается довольно высокими темпами. Среднегодовые темпы прироста ВВП составляют 6,8%, инвестиций в основной капитал – 9,8%, конечного потребления – 7,0%3. Кумулятивный рост за шесть лет, прошедших после финансового кризиса 1998 г., составил 48%. Наиболее динамично развивались строительство и промышленное производство, среднегодовые темпы прироста которых достигали 8,9% и 8,0% соответственно. Инфляция постепенно снижается: с 36,5% в 1999 г. до 10,9% в 2005 г.
График 4. ВВП и выпуск различных секторов российской экономики в 1990-2004 гг. (стоимостные показатели в сопоставимых ценах, в процентах к 1990 году)*
* Расчет с использованием
Положительная динамика производства
затронула и сельское хозяйство.
В среднем темпы прироста валовой
продукции за 1999–2004 гг. составили 4,0%
в год и характерны для всех
типов хозяйств. Этому способствовали
следующие факторы: благоприятные
погодные условия; повышение ценовой
конкурентоспособности
Основной вклад в рост выпуска сельского хозяйства вносит растениеводство. Начиная с 1999 г. производство растениеводческой продукции увеличивалось в среднем на 6,8% в год. Это позволило к 2005 г. практически восстановить уровень выпуска 1990 г. Однако в животноводстве, на долю которого приходится 45% совокупного сельскохозяйственного выпуска, предкризисного уровня производства достичь не удалось. В 2004 г. выпуск животноводческой продукции составил чуть больше 50% от уровня производства 1990 г. Такая ситуация наблюдается с 1997 г. Из всех отраслей животноводства в 2004 г. только птицеводство развивалось динамично.
Доля сельского хозяйства в ВВП сократилась более чем в 3 раза: с 15,4% в 1990 г. до 5,0% в 2004 г. В сельской местности проживает 38,5 млн. чел. (26,9% населения России). Из них 13,9 млн. чел. занимаются сельскохозяйственным производством. При этом численность экономически активного населения в аграрном секторе составляет 7,6 млн. чел. (54,5%). Доля экономически активного населения аграрного сектора в общей численности экономически активного населения России достигает 9,7%.
Основная часть
Далее остановимся на национальной политике по смягчению последствий либерализации сельскохозяйственной торговли и ограничениях поддержки аграрного сектора.
Выше отмечалось, что сельскохозяйственных
товаропроизводителей России можно
подразделить на несколько сегментов.
К сегментам, ориентированным на
рынок (производство товарной продукции)
относятся сельскохозяйственные предприятия
и крестьянские (фермерские) хозяйства,
которые в свою очередь могут
характеризоваться как
Либерализация и ограничение внутренней
поддержки, искажающей торговлю и производство
сельскохозяйственной продукции, в
первую очередь повлияют на производителей
товарной продукции. Для сельскохозяйственных
предприятий, входящих в вертикально
интегрированные структуры, возможное
ухудшение финансово-
В этой ситуации необходимо проведение
государственной политики по смягчению
последствий открытия национального
аграрно-продовольственного рынка
и ограничения внутренней поддержки,
влияющей на сельскохозяйственное производство.
Такая политика должна обеспечивать,
прежде всего, ускоренный рост отдачи
факторов производства (труда и капитала)
в сельском хозяйстве. Однако учитывая
критическую ситуацию с трудовыми
ресурсами в сельской местности
(старение и высокий уровень смертности
сельского населения, уменьшение его
численности, ухудшение его "качества"),
а также деиндустриализацию аграрного
сектора, реализация политики по повышению
производительности факторов невозможна
без прямого участия
Можно выделить несколько основных
направлений реализации политики по
смягчению последствий
Финансирование первых четырех
направлений осуществляется в рамках
программ зеленого ящика. Такие меры
не подпадают под обязательства
по сокращению. Следовательно, Россия
сможет их финансировать в любых
объемах, исходя из реальных возможностей
государственного бюджета и политической
воли руководства страны. Однако следует
отметить, что поддержка несвязанных
с производством доходов
Информация о работе Вступление России в ВТО: современные формы поддержки АПК в РФ на примере ЕС