Вступление России в ВТО: современные формы поддержки АПК в РФ на примере ЕС

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Современное мировое хозяйство представляет сложную совокупность взаимосвязанных национальных экономик в разной степени зависимых друг от друга. В последние десятилетия развития глобализационных процессов, экономическая интеграция была локомотивом международного сотрудничества. Современный этап развития мировой экономики характеризуется постепенной либерализацией торговых режимов и усилением взаимосвязей экономических субъектов разных стран. Важную роль в этих процессах играют различные международные организации (ООН, Мировой Банк и т.д.), но прежде всего Всемирная Торговая Организация (ВТО) фокусирующаяся непосредственно на международной торговле.

Содержание

Глава 1. Мировые интеграционные процессы в контексте работы ВТО. 2
1.1 Сущность и основные направления деятельности ВТО 2
1.2 Принципы и методы работы ВТО 2
Глава 2. Регулирование внешнеэкономической деятельности государства в условиях международной интеграции и либерализации торговых режимов. 4
2.1 Инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности государства 5
2.2 Современный иностранный опыт поддержки сельского хозяйства. 14
Глава 3. Вступление России в ВТО в контексте развития АПК 18
3.1. Основные этапы переговорного процесса по вступлению России в ВТО в области сельского хозяйства 18
3.2.Анализ текущей ситуации развития с/х в России в контексте вступления в ВТО. 21
Заключение 27

Работа содержит 1 файл

курсовая 10-м.docx

— 457.46 Кб (Скачать)

на  тему: « Вступление России в ВТО: современные формы поддержки АПК в РФ на примере ЕС»

Оглавление

Глава 1. Мировые интеграционные процессы в контексте работы ВТО. 2

1.1 Сущность и основные направления деятельности ВТО 2

1.2 Принципы и методы работы ВТО 2

Глава 2. Регулирование внешнеэкономической деятельности государства в условиях международной интеграции и либерализации торговых режимов. 4

2.1 Инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности государства 5

2.2  Современный иностранный опыт поддержки сельского хозяйства. 14

Глава 3. Вступление России в ВТО в контексте развития АПК 18

3.1. Основные этапы переговорного процесса по вступлению России в ВТО в области сельского хозяйства 18

3.2.Анализ текущей ситуации развития с/х в России в контексте вступления в ВТО. 21

Заключение 27

 

 

 

Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните  
то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме 
Альберт Эйнштейн.

 

Глава 1. Мировые интеграционные процессы в контексте работы ВТО.

1.1 Сущность и основные направления деятельности ВТО

Современное мировое хозяйство  представляет сложную совокупность взаимосвязанных национальных экономик в разной степени зависимых друг от друга. В последние десятилетия развития глобализационных процессов, экономическая интеграция была локомотивом международного сотрудничества. Современный этап развития мировой экономики характеризуется постепенной либерализацией торговых режимов и усилением взаимосвязей экономических субъектов разных стран. Важную роль в этих процессах играют различные международные организации (ООН, Мировой Банк и т.д.), но прежде всего Всемирная Торговая Организация (ВТО) фокусирующаяся непосредственно на международной торговле.

Для начала, определимся с тем, что такое ВТО, чем занимается эта организация, какие цели преследует.  World Trade Organization (WTO) (ВТО)— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. [19]

ВТО отвечает за разработку и внедрение  новых торговых соглашений, а также  следит за соблюдением членами организации  всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах  в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар, переговоры по которому затянулись на долгие годы и не прекращающиеся до сих пор.[19]

1.2 Принципы и методы работы ВТО

Правила ВТО предусматривают ряд  льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся  страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.

Правила ВТО регулируют только торгово-экономические  вопросы. Попытки США и ряда европейских  стран начать дискуссию касательно условий труда (что позволило  бы считать недостаточную законодательную  защиту работников в качестве «нелегитимного»  конкурентного преимущества) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности. [19]

Далее рассмотри цели и принципы ВТО.

Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов  международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается  на основные принципы, среди которых:

Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.

Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.

Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Важнейшими функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров;

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.[20]

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

  • получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами. Однако требуется отметить , что количество обращений в орган по решению споров  ВТО растет в геометрической прогрессии. Учитывая временный характер протекционистских мер, на которые собственно и жалуются обращающиеся туда страны, затягивание споров на несколько лет и фактическая остановка работы этого органа в последние годы из-за большого объема не решенных дел объективно сводит эту важную функцию на нет.;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли. Называя эту функцию следует отметить два момента. Реальное влияние на принятие решений и изменение условий могут иметь лишь очень крупные экономики такие как США. Остальным приходиться довольствоваться позицией члена рабочей группы (к примеру, группа экспортеров сельскохозяйственной продукции лоббирующая интересы стран экспортеров в АПК). Во-вторых реальное развитие новых правил, а конкретнее реализация Дохийского раунда, реально остановлена в следствии невозможности нахождения приемлемого компромисса для всех стран.

Все страны-члены ВТО принимают  обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким  образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. [20]

Прочие преимущества:

– Выгоды для потребителей: понижение стоимости и повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров (1) большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет (2) более низких цен и (3) высокого качества) товаров и услуг, но в долгосрочной перспективе это может привести к серьезному наводнению рынка импортными товарами и нанести удар по национальной промышленности, тем более с учетом использования демпинговых стратегий иностранными (лучший пример – рынок фармацевтики в РФ)

– Экономические выгоды:

  • Повышение доходов государства – за счет роста торгового оборота и поступления различных налогов, объем которых однако очень невелик
  • Повышение занятости – за счет роста экспорта, если в стране имеются мощные экспорт ориентированные отрасли. В противном случае скорее будет наблюдаться сокращение рабочих мест.
  • Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности - благодаря выходу продукции на новые рынки и вымиранию слабых компаний. Однако, подобный жесткий отбор может нанести серьезный ущерб по отечественной экономики, особенно в современных условиях повсеместного демпинга сильными игроками.
  • Защита от лоббирования – государство берёт на себя определённые четко обозначенные международные обязательства
  • Борьба с коррупцией – отказ от квот, обеспечение прозрачности, гласности

– Внешне-политические выгоды:

  • Система ВТО создает определенный механизм для разрешения торговых споров
  • Укрепление международной стабильности через систему договоров укрепляя институциональные основы мировой торговли [21]

Процедура вступления в ВТО состоит из следующих этапов.

ЭТАП I. Детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.

ЭТАП II. Двусторонние, как правило, консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя со всеми заинтересованными странами-членами РГ. Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

ЭТАП III. Приведение законодательства страны соискателя в соответствие достигнутым договоренностям.

ЭТАП IV. Формальная процедура регистрации, вступления в силу подписанных документов. Может занимать от полугода до года.

Глава 2. Регулирование внешнеэкономической  деятельности государства в условиях международной интеграции и либерализации торговых режимов.

2.1 Инструменты  регулирования внешнеэкономической  деятельности государства

В основе экономических интеграционных процессов, лежат, прежде всего, вопросы  либерализации внеэкономической деятельности государства. Либерализация в целом  – есть снятие ограничений, создание более простых способов доступа  и равных возможностей для всех участников. Если мы говорим о торговле между  государствами, то в этом случае, под  либерализацией принято понимать повышения  доступа на внутренний рынок иностранных  игроков, снижение таможенных тарифов  и пошлин, гармонизация законодательства в соответствии с международными нормами и устранение препятствий  в юридической сфере, увеличение различных торговых квот и т.д. 

Для осуществления либерализации  внешнеэкономической деятельности необходимо глубокое понимание последствий  этого процесса для национальной экономики. Кроме этого, большое  значение имеют особенности  межрегионального распределение потенциальных выгод  либерализации.

Вопросы потенциального воздействия  либерализации и расширения внешнеэкономической  деятельности стран, прежде всего за счет международной торговли, всегда привлекали внимание экономической  науки. Теоретические основы и предпосылки  развития международной торговли рассмотрены  в модели Рикардо построенной  на производительности труда и конкурентных преимуществах, в модели Хекшера-Олина  и др.

Основа всех этих теорий -   возможность  получения обеими (в условиях максимально  упрощенной модели торговли 2 стран) сторонами  определенных преимуществ. Однако, предельно  логичная модель торговли, когда одна страна импортирует товары, которые  не в состоянии производить самостоятельно (к примеру, вино в северных широтах) и экспортирует уникальные для других продукты, в реальности, выглядит намного  сложнее.

Тем не менее, рассматривая внешнюю  торговлю как деятельность подчиненную  исключительно рыночным законам, можно  придти к выводу, что любое вмешательство  внешних сил, чаще всего представленных в лице государственной политики, приводит к абсолютным потерям национальной экономики со стороны потребителей, производителей или бюджета.

Основными государственными инструментами  управления международной торговли являются тарифы, квоты, экспортные ограничения, внутренние или экспортные субсидии, интервенционные закупки и их производные. Их влияние на экономику  можно проиллюстрировать на примере  модели  использования самого распространенного  из применяемых инструментов в мире - тарифа. [7]

На рисунке 1 [13] описана простая модель экономики страны-импортера с использованием тарифа, где под ценой Pw (world) подразумевается цена на мировом рынке, а под Pw(world+tariff) утренняя цена в стране с учетом тарифа. Q (quantity) – количество товара, P (price) – цена, S и D – предложение и спрос соответственно, а так же отображен объем импорта до введения тарифа (import before tariff) и после (import after tariff) Соответственно, после введения тарифа объем импорта сокращается, что отражено в нижней части графика. Это показывает механизм ценообразования с учетом тарифной политики государства.

Рис. 1 Влияние тарифа на национальную экономику

Следующий график на рисунке 2 [13] показывает взаимосвязь национального рынка (Home market) и иностранного (Foreign market) через мировой рынок (World market). Под t понимается размер тарифа, Pt и Pt* - цена товары на национальном и иностранном рынке после введения тарифа, Pw – мировая цена до тарифа. Отсюда можно сделать вывод об уровне барьеров между экономиками двух стран и степени их интеграции. Как видно из графиков, введение тарифа прямым образом сказывается на экономике страны-партнера, экспортирующей товар. Соответственно тарифная политика имеет прямое влияние на всех участников мировой торговли.

 

Рис. 2 Взаимосвязь национального, иностранного и мирового рынков

Для понимания масштабов и особенностей влияния введения тарифа необходимо обратиться к рисунку 3 [13]. Различным цветом и буквами здесь выделены потери потребителя (consumer loss),  от введения тарифа, выигрыш производителей (producer gain) и доход бюджета (government revenue gain). Под t понимается размер тарифа, Pt и Pt* - цена товары на национальном и иностранном рынке после введения тарифа, Pw – мировая цена до тарифа.

 

Рис. 3 Эффект тарифа на различные экономические  субъекты

Как видно из графика на рисунке 3, позитивный эффект для национальной экономики, с теоретической точки зрения, может быть достигнут лишь в случае так называемой «большой экономики», когда за счет изменения внутренней цены, одна страна может повлиять на весь мировой рынок. Соответственно, это может быть ситуация олигополии или монополии по какому-либо товару, не имеющему адекватной замены. В подобной ситуации, увеличение внутренней цены за счет введения тарифа, будет снижать объем спроса на мировом рынке и толкать цену вниз (до Р*т на нашем рисунке). Данный эффект, отраженный в прибыли бюджета, должен компенсировать потери потребителей от более высокой цены.

Сравнивая сумму треугольников  «b» и «d» с площадью «e» мы можем оценить потенциальный эффект от введения тарифа на национальную экономику. Стоит однако заметить, что в реальной жизни, по большинству товаров, торгуемых сегодня на мировом рынке, достаточно сложно найти столь крупного покупателя, чтобы он мог использовать подобный эффект масштаба и осознанно манипулировать рынком. Большинство стран представляют собой пример «малой экономики», то есть, не способной оказать существенное влияние на мировые цены, а значит, не имеют прямоугольника «e» вообще.

Информация о работе Вступление России в ВТО: современные формы поддержки АПК в РФ на примере ЕС