Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:45, курсовая работа
Современное мировое хозяйство представляет сложную совокупность взаимосвязанных национальных экономик в разной степени зависимых друг от друга. В последние десятилетия развития глобализационных процессов, экономическая интеграция была локомотивом международного сотрудничества. Современный этап развития мировой экономики характеризуется постепенной либерализацией торговых режимов и усилением взаимосвязей экономических субъектов разных стран. Важную роль в этих процессах играют различные международные организации (ООН, Мировой Банк и т.д.), но прежде всего Всемирная Торговая Организация (ВТО) фокусирующаяся непосредственно на международной торговле.
Глава 1. Мировые интеграционные процессы в контексте работы ВТО. 2
1.1 Сущность и основные направления деятельности ВТО 2
1.2 Принципы и методы работы ВТО 2
Глава 2. Регулирование внешнеэкономической деятельности государства в условиях международной интеграции и либерализации торговых режимов. 4
2.1 Инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности государства 5
2.2 Современный иностранный опыт поддержки сельского хозяйства. 14
Глава 3. Вступление России в ВТО в контексте развития АПК 18
3.1. Основные этапы переговорного процесса по вступлению России в ВТО в области сельского хозяйства 18
3.2.Анализ текущей ситуации развития с/х в России в контексте вступления в ВТО. 21
Заключение 27
на тему: « Вступление России в ВТО: современные формы поддержки АПК в РФ на примере ЕС»
Оглавление
Глава 1. Мировые интеграционные процессы в контексте работы ВТО. 2
1.1 Сущность и основные направления деятельности ВТО 2
1.2 Принципы и методы работы ВТО 2
Глава 2. Регулирование внешнеэкономической деятельности государства в условиях международной интеграции и либерализации торговых режимов. 4
2.1 Инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности государства 5
2.2 Современный иностранный опыт поддержки сельского хозяйства. 14
Глава 3. Вступление России в ВТО в контексте развития АПК 18
3.1. Основные этапы переговорного процесса по вступлению России в ВТО в области сельского хозяйства 18
3.2.Анализ текущей ситуации развития с/х в России в контексте вступления в ВТО. 21
Заключение 27
Вы никогда не сумеете решить возникшую
проблему, если сохраните
то же мышление и тот же подход, который
привел вас к этой проблеме
Альберт Эйнштейн.
Современное мировое хозяйство представляет сложную совокупность взаимосвязанных национальных экономик в разной степени зависимых друг от друга. В последние десятилетия развития глобализационных процессов, экономическая интеграция была локомотивом международного сотрудничества. Современный этап развития мировой экономики характеризуется постепенной либерализацией торговых режимов и усилением взаимосвязей экономических субъектов разных стран. Важную роль в этих процессах играют различные международные организации (ООН, Мировой Банк и т.д.), но прежде всего Всемирная Торговая Организация (ВТО) фокусирующаяся непосредственно на международной торговле.
Для начала, определимся с тем, что такое ВТО, чем занимается эта организация, какие цели преследует. World Trade Organization (WTO) (ВТО)— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. [19]
ВТО отвечает за разработку и внедрение
новых торговых соглашений, а также
следит за соблюдением членами
Правила ВТО предусматривают ряд
льгот для развивающихся стран.
В настоящее время
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические
вопросы. Попытки США и ряда европейских
стран начать дискуссию касательно
условий труда (что позволило
бы считать недостаточную
Далее рассмотри цели и принципы ВТО.
Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, также как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации.
Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными.
Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
Важнейшими функциями ВТО являются:
- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
- разрешение торговых споров;
- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;
- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
- сотрудничество с международными специализированными организациями.[20]
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. [20]
Прочие преимущества:
– Выгоды для потребителей: понижение стоимости и повышение качества жизни за счет выхода на рынок после отмены барьеров (1) большого ассортимента более конкурентоспособных (за счет (2) более низких цен и (3) высокого качества) товаров и услуг, но в долгосрочной перспективе это может привести к серьезному наводнению рынка импортными товарами и нанести удар по национальной промышленности, тем более с учетом использования демпинговых стратегий иностранными (лучший пример – рынок фармацевтики в РФ)
– Экономические выгоды:
– Внешне-политические выгоды:
Процедура вступления в ВТО состоит из следующих этапов.
ЭТАП I. Детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.
ЭТАП II. Двусторонние, как правило, консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя со всеми заинтересованными странами-членами РГ. Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
ЭТАП III. Приведение законодательства страны соискателя в соответствие достигнутым договоренностям.
ЭТАП IV. Формальная процедура регистрации, вступления в силу подписанных документов. Может занимать от полугода до года.
Глава 2. Регулирование
В основе экономических интеграционных процессов, лежат, прежде всего, вопросы либерализации внеэкономической деятельности государства. Либерализация в целом – есть снятие ограничений, создание более простых способов доступа и равных возможностей для всех участников. Если мы говорим о торговле между государствами, то в этом случае, под либерализацией принято понимать повышения доступа на внутренний рынок иностранных игроков, снижение таможенных тарифов и пошлин, гармонизация законодательства в соответствии с международными нормами и устранение препятствий в юридической сфере, увеличение различных торговых квот и т.д.
Для осуществления либерализации
внешнеэкономической
Вопросы потенциального воздействия либерализации и расширения внешнеэкономической деятельности стран, прежде всего за счет международной торговли, всегда привлекали внимание экономической науки. Теоретические основы и предпосылки развития международной торговли рассмотрены в модели Рикардо построенной на производительности труда и конкурентных преимуществах, в модели Хекшера-Олина и др.
Основа всех этих теорий - возможность
получения обеими (в условиях максимально
упрощенной модели торговли 2 стран) сторонами
определенных преимуществ. Однако, предельно
логичная модель торговли, когда одна
страна импортирует товары, которые
не в состоянии производить
Тем не менее, рассматривая внешнюю торговлю как деятельность подчиненную исключительно рыночным законам, можно придти к выводу, что любое вмешательство внешних сил, чаще всего представленных в лице государственной политики, приводит к абсолютным потерям национальной экономики со стороны потребителей, производителей или бюджета.
Основными государственными инструментами управления международной торговли являются тарифы, квоты, экспортные ограничения, внутренние или экспортные субсидии, интервенционные закупки и их производные. Их влияние на экономику можно проиллюстрировать на примере модели использования самого распространенного из применяемых инструментов в мире - тарифа. [7]
На рисунке 1 [13] описана простая модель экономики страны-импортера с использованием тарифа, где под ценой Pw (world) подразумевается цена на мировом рынке, а под Pw(world+tariff) утренняя цена в стране с учетом тарифа. Q (quantity) – количество товара, P (price) – цена, S и D – предложение и спрос соответственно, а так же отображен объем импорта до введения тарифа (import before tariff) и после (import after tariff) Соответственно, после введения тарифа объем импорта сокращается, что отражено в нижней части графика. Это показывает механизм ценообразования с учетом тарифной политики государства.
Рис. 1 Влияние тарифа на национальную экономику
Следующий график на рисунке 2 [13] показывает взаимосвязь национального рынка (Home market) и иностранного (Foreign market) через мировой рынок (World market). Под t понимается размер тарифа, Pt и Pt* - цена товары на национальном и иностранном рынке после введения тарифа, Pw – мировая цена до тарифа. Отсюда можно сделать вывод об уровне барьеров между экономиками двух стран и степени их интеграции. Как видно из графиков, введение тарифа прямым образом сказывается на экономике страны-партнера, экспортирующей товар. Соответственно тарифная политика имеет прямое влияние на всех участников мировой торговли.
Рис. 2 Взаимосвязь национального, иностранного и мирового рынков
Для понимания масштабов и
Рис. 3 Эффект тарифа на различные экономические субъекты
Как видно из графика на рисунке 3, позитивный эффект для национальной экономики, с теоретической точки зрения, может быть достигнут лишь в случае так называемой «большой экономики», когда за счет изменения внутренней цены, одна страна может повлиять на весь мировой рынок. Соответственно, это может быть ситуация олигополии или монополии по какому-либо товару, не имеющему адекватной замены. В подобной ситуации, увеличение внутренней цены за счет введения тарифа, будет снижать объем спроса на мировом рынке и толкать цену вниз (до Р*т на нашем рисунке). Данный эффект, отраженный в прибыли бюджета, должен компенсировать потери потребителей от более высокой цены.
Сравнивая сумму треугольников «b» и «d» с площадью «e» мы можем оценить потенциальный эффект от введения тарифа на национальную экономику. Стоит однако заметить, что в реальной жизни, по большинству товаров, торгуемых сегодня на мировом рынке, достаточно сложно найти столь крупного покупателя, чтобы он мог использовать подобный эффект масштаба и осознанно манипулировать рынком. Большинство стран представляют собой пример «малой экономики», то есть, не способной оказать существенное влияние на мировые цены, а значит, не имеют прямоугольника «e» вообще.
Информация о работе Вступление России в ВТО: современные формы поддержки АПК в РФ на примере ЕС