Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель работы – определение сущности рынка услуг, тенденций его развития, анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ, перспективы интеграции Республики Беларусь в международный рынок услуг.
Введение……………………………………………………………………………………...2
Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг……….…..…..4
1.1.Сущность и классификация услуг……………………………………….……............4
1.2.Анализ современного состояния внешнеторговой политики в сфере услуг Республики Беларусь………………………..………………………..….….……………..10
1.3.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере услуг…………………………………………………….…………….….………………...17
Глава 2:Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ………………………………………………………………………………....21
2.1.Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ.........21
2.2. Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере ИТ-услуг……………………………………………………………………………………........25
.
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами Республики Беларусь……………………………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………………...38
Необходимо отметить, что многие виды услуг, которые предоставлялись в промышленности, относились на себестоимость промышленной продукции как фиксированные издержки. Например, в крупных компаниях, на заводах и фабриках функционируют собственный автопарк и сервисы техобслуживания. Когда эти сервисы становятся самостоятельными или промышленные компании пользуются услугами не собственных, а иных, возможно, более дешевых или более качественных поставщиков услуг, то данный вид услуг становится не фиксированными, а переменными издержками в себестоимости промышленной продукции.
Выделение отдельных видов услуг из отрасли происходит в связи с ростом специализации. Появление инвестиционных, брокерских компаний с развитием рынка ценных бумаг, кредитных бюро с увеличением спроса на ссудный капитал, пенсионных фондов в результате пенсионной реформы — все это свидетельство отделения небанковских учреждений от банковских институтов. Многие новые виды услуг, в том числе финансовых, связаны не с объективной необходимостью, которую создает спрос на эти услуги, а с проводимой политикой поставщиков услуг.
Развитию сферы услуг также способствует приватизация традиционно государственных отраслей. Эффект от приватизации во многом схож с эффектом от либерализации, выражающимся в росте конкуренции, повышении экономической эффективности и качества услуг. Частными становятся не только образование, здравоохранение, телекоммуникации, связь, транспорт, но и частично такие области, как содержание тюрем и колоний, национальная безопасность. Важно понимать, что приватизация отдельных услуг не должна означать переход от государственной монополии к частной. Приватизация должна создавать, а не исключать конкуренцию.
Тесная взаимосвязь торговли товаров с услугами приводит к тому, что увеличение торговли товарами стимулирует развитие сферы услуг. Например, экспорт товаров во многом связан с кредитованием экспортного производства, страхованием экспортных рисков. Некоторые товары требуют послепродажного обслуживания, например, продажа автомобилей сопровождается обслуживанием в специализированных сервис-центрах.
Сферу
услуг нельзя однозначно относить к
торговле, понимая под услугами специфичный
товар. Торговля услугами ввиду своих
особенностей также предполагает сопутствующие
инвестиции. В связи с неразрывностью
между поставщиком и
Рост сферы услуг в Республике Беларусь затрудняется рядом особенностей современного состояния данной сферы [13].
Во-первых, огромное количество услуг практически во всех отраслях экономики не учитывается национальной статистикой, поскольку или находится в сфере теневого рынка услуг, или просто не оценивается как услуги. Например, консалтинговые, транспортные (ремонтные), образовательные (репетиторство), бытовые и иные услуги часто оказываются частными или государственными структурами вне безналичного расчета, что помимо статистических проблем приносит налоговые потери государству.
Во-вторых, основная часть услуг оказывается государственными организациями. Для повышения их качества, заинтересованности в результатах необходимо оптимизировать соотношение государственных и частных услуг. Целесообразно, чтобы государственный сектор создавал необходимые условия для развития частного сектора. Государственные услуги должны не заменять, а конкурировать с частными.
В-третьих, неоптимальным является соотношение платных и бесплатных услуг, предоставляемых государственными организациями. В 2007 году государство предоставляло 63,3% всех платных услуг. В перечень государственных платных услуг должны быть отнесены те услуги, которые требуют дополнительного финансирования для своего развития. Вместе с этим отдельные отрасли должны обладать спецификой организации платных услуг. Например, в здравоохранении должен остаться ряд необходимых традиционных бесплатных услуг, а платные могут включать дополнительные косметологические и иные нетрадиционные услуги.
В настоящее время в структуре платных услуг Республики Беларусь основную долю занимают традиционные: жилищно-коммунальные (28%), связь (21,7%), транспорт (16,5%), бытовые (12,4%). В ретроспективе структура не изменялась, поэтому целесообразно в связи с ростом доходов населения уделить внимание развитию платных нетрадиционных услуг: финансовых, правовых, туристско-экскурсионных и прочих.
В-четвертых, достаточно серьезным остается износ материально-технической базы. В условиях ускоренного роста физического и морального износа средств, обеспечивающих функционирование сферы услуг, возникают объективные препятствия развития данной сферы. В этой связи значительный рост услуг за счет существующей базы и конъюнктуры маловероятен.
Для качественного и количественного развития данной сферы в Беларуси необходимо не только расширить номенклатуру предоставляемых услуг, но и ввести абсолютно новые нетрадиционные услуги, основываясь на опыте удовлетворения потребностей населения и юридических лиц в развитых зарубежных странах. Развитие одной рост других.
В этой связи необходимо отметить потенциал развития образовательных, почтовых, транспортных и туристических услуг. В сфере воздушного транспорта возможно внедрение системы 100-процентной электронной продажи билетов, в том числе через Интернет. В туризме необходимо стимулировать развитие фотоохоты, безопасной рыбной ловли и иных видов экологического туризма. В целом практически в каждой отрасли сферы услуг существуют значительные резервы для внедрения новых нетрадиционных видов. Однако для преодоления препятствий развития этой сферы и обеспечения ее качественного и количественного устойчивого развития в Республике Беларусь основную роль должны сыграть финансовые услуги [16,с.11].
Финансовые услуги являются основой рыночной экономики, обеспечивая функционирование ее инфраструктуры. В Республике Беларусь они занимают около 1—2% ВВП. К ним относятся банковское кредитование, страхование, аудит. Кредитование заняло определенную нишу в национальной экономике. Наиболее развитыми видами кредитования в Беларуси стали кредитование жилищного строительства и сельского хозяйства. При этом по-прежнему недостаточно используется кредитование здравоохранения, образования, приобретения потребительских товаров. Страхование в последние годы получило тенденцию огосударствления, когда оказались недостаточно развиты добровольные виды страхования, особенно относящиеся к страхованию жизни. Активное развитие к настоящему времени получили аудиторские услуги. На начало 2007 года на рынке аудиторских услуг получили лицензии и осуществляют деятельность около 100 аудиторских организаций, включая 2 государственные и около 500 аудиторов — индивидуальных предпринимателей.
Финансовые услуги в Республике Беларусь находятся на этапе становления и обладают резервами, которые позволят увеличить долю данной отрасли услуг в ВВП в десятки раз. Более того, финансовые услуги могут способствовать развитию всей сферы услуг и обеспечат преодоление препятствий, сдерживающих развитие многих отраслей. Так, для решения проблемы учета в сфере услуг, а также для обеспечения количественного и качественного роста финансовых услуг предлагается проведение следующих мероприятий [6]:
1. Требуется создание полноценной и надежной финансово-банковской инфраструктуры для обслуживания функционирования сферы услуг. Необходимо максимально увеличить безналичный оборот в сфере услуг вплоть до 100 процентов. Для достижения этой цели потребуется широкомасштабное использование безналичных расчетов во всех точках торговли услугами. Полученная банками информация о проведении операций по торговле услугами может быть использована в системе учета, а также налоговыми органами. Безналичный оборот выгоден для банковской системы, которая будет использовать временно свободные средства населения, находящиеся на пластиковых карточках. Расширение безналичного оборота в сфере услуг, сопровождающееся увеличением номенклатуры банковских услуг, будет способствовать развитию таких отраслей, как телефонная связь, почта и Интернет. Широкое использование возможностей получения информации о проведенных операциях
по пластиковым карточкам по почте, телефону и через Интернет расширит количество услуг, предоставляемых данными видами связи.
2. Целесообразно активизировать экспорт финансовых услуг. Экспорт банковских и страховых услуг возможен несколькими путями. В первую очередь — через открытие филиалов и представительств белорусских банков и страховых компаний за рубежом для привлечения средств и перевод их в Республику Беларусь и инвестирование их в национальную экономику. Наиболее перспективным видится открытие белорусских банковских филиалов в странах СНГ, Китае, Сербии. Во вторую очередь — через расширение зарубежной клиентуры белорусских банковских и страховых услуг внутри страны. Данная возможность является наиболее реальной ввиду реализации процесса вступления Беларуси в ВТО, который в конечном итоге предполагает либерализацию внешнефинансовых отношений.
Экспорт является резервом роста не только финансовых услуг, но и других отраслей данной сферы. В настоящее время экспорт услуг в Республике Беларусь, так же, как и импорт, находится на достаточно низком уровне, обладая значительным потенциалом для роста.
География размещения экспорта белорусских услуг может быть достаточно обширной, но упорядоченной. Целесообразно экспортировать услуги в страны, в которых рынки уже достаточно освоены белорусскими товаропроизводителями. В первую очередь необходимо рассмотреть возможность экспорта в Россию, Азербайджан, Казахстан, Украину и другие страны СНГ, затем в Великобританию, Голландию, Германию. Региональная конкуренция позволит белорусским компаниям сформироваться за рубежом, окрепнуть, получить навыки и опыт для конкурентной борьбы.
Важно понимать, что реализация механизма экспорта услуг не может быть навязана сверху. Власти должны лишь поддержать спонтанно складывающиеся инициативы белорусских компаний в данном направлении. Роль государства должна быть ограничена созданием инфраструктуры и поддержкой нуждающихся компаний на первоначальном этапе, что соответствует принципам международных экономических отношений. В противном случае результаты могут оказаться формальными, а зарубежные филиалы лягут дополнительным бременем на материнские компании и государство [6].
Для
устойчивого инновационного развития
экономики Республики Беларусь сфера
услуг является наиболее доступным и естественным
обеспечением. Увеличение доли услуг в
ВВП страны повысит экономическую защищенность
государства от промышленных шо-ков и,
соответственно, сократит энергетическую
зависимость национальной экономики,
поскольку основными потребителями энергии
выступают именно промышленные предприятия.
Активизация финансовых услуг должна
создать климат для изменения отношения
потребителей к услугам в Беларуси и их
динамичного развития. При этом сами финансовые
услуги должны питаться резервными источниками
всех отраслей сферы услуг.
Заключение
Сфера услуг – совокупность отраслей и подотраслей хозяйственного комплекса, выполняющих функции обслуживания материальных, культурно-бытовых и социальных потребностей человека и общества, а также инфраструктурные потребности производства.
Одна
из закономерностей общественного
развития – опережающий рост сферы
услуг в сравнении с
Мировой опыт показывает, что без развитых транспорта, коммуникаций, торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, а также современных систем образования и здравоохранения нельзя создать эффективную рыночную экономику.
Сфера услуг призвана формировать важнейшие факторы экономического роста, такие как научные знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии. Поэтому необходимо обеспечить рост объемов реализации услуг населению в 3,4–3,7 раза, а их удельный вес в ВВП довести до 50–52%.
Основной статьей экспорта услуг являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится 2/3 экспорта услуг.
Также к основным экспортным позициям относятся туристические услуги, услуги связи, компьютерные и строительные услуги. В настоящее время эти сферы услуг республики активно развиваются и имеют существенный потенциал для роста.
Еще одна сфера, на которую сделана ставка и где активно растут объемы услуг, - это информационные технологии. Доля Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг за последние 7 лет выросла более чем в пять раз – с 0,02 до 0,1%.
Что касается развития сферы услуг, то особое внимание должно уделяться услугам, способствующим активизации человеческого фактора в экономике – развитию эффективной системы образования, здравоохранения, страховой медицины и услуг, связанных с рационализацией быта, организацией досуга. Регулятором этих отношений будут и впредь выступать рациональные нормативы потребления услуг, а также нормативы системы государственных социальных стандартов на обслуживание населения, которые должны регулярно пересматриваться в соответствии с ростом потребностей населения и возможностей государства. Необходимы инвестиции в формирование информационной базы учебных заведений и обновление их оборудования. Ожидается, что по мере оживления и роста реального сектора экономики, предоставления налоговых льгот возрастут средства предприятий на оплату образовательных программ.
Информация о работе Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ