Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение сущности рынка услуг, тенденций его развития, анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ, перспективы интеграции Республики Беларусь в международный рынок услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...2

Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг……….…..…..4
1.1.Сущность и классификация услуг……………………………………….……............4
1.2.Анализ современного состояния внешнеторговой политики в сфере услуг Республики Беларусь………………………..………………………..….….……………..10
1.3.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере услуг…………………………………………………….…………….….………………...17

Глава 2:Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ………………………………………………………………………………....21
2.1.Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ.........21
2.2. Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере ИТ-услуг……………………………………………………………………………………........25
.
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами Республики Беларусь……………………………………………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………………………….36

Список использованных источников……………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 281.25 Кб (Скачать)
 

  Автоперевозки являются одним из наиболее популярных видов доставки грузов. Как и любой  другой вид грузовых перевозок, этот вид обладает своими "плюсами" и "минусами". К преимуществам  можно отнести большую мобильность  и скорость доставки за счет отсутствия промежуточных операций в пути следования груза как при железнодорожных перевозках грузов (особенно это заметно при перевозках на сравнительно небольшие расстояния). Также плюсами являются ритмичность перевозки грузов (т.е. нет необходимости накопления грузов в большом объеме), обеспечение высокой сохранности груза, возможность доставки грузов от грузоотправителя до получателя без перегрузки, независимость местоположения отправителя и получателя грузов от морских и речных портов, а так же крупных городов, железнодорожных путей. Это самый эффективный вид грузоперевозок на не большие расстояния [15, с.26].

  Среди недостатков выделяют ограниченность использования на большие расстояния при перевозке значительных партий грузов, зависимость от дорожной сети, ограниченность по перевозке негабаритных грузов. При грузовых перевозках на большие расстояния этот вид транспорта является весьма дорогим. Кроме того, в зимний период сужается география доставки.

  На  сегодняшний день грузовой автомобильный  транспорт является наиболее массовым в республике. В общем объеме экспорта транспортных услуг автомобильный  транспорт составляет 18%, уступая  трубопроводному и железнодорожному видам транспорта. В настоящее  время в автомобильном транспорте занято более 20 тыс. мелких и средних  предприятий, насчитывается около 180 тыс. грузовых автомобилей.

  Характерной особенностью развития транспортного  комплекса Республики Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в грузообороте, так и в объемах перевозок. Сегодня на долю автомобильного транспорта приходится около 26% всего грузооборота страны, что в 6 раз больше, чем в России. С 1995г. по 2005г. грузооборот автомобильным транспортом возрос на 60% (см. Рисунок 3). Это обусловлено тем, что автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие расстояния [19]. 

  Рисунок 3. Динамика международных транспортных услуг.

  

  Наиболее  динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие указанных услуг  обусловлено как географическим положением республики, так и развитой транспортной инфраструктурой. Так, в  период с 1993 года по 2000 год, экспорт  услуг от международных автоперевозок  увеличился в 5,4 раза и достиг 123,3 млн. долларов. За 2003 – 2009 годы темп роста  экспорта автотранспортных услуг на 90,9 процентных пункта превысил задание  по объему внешней торговли по республике. Объем экспорта транспортных услуг  возрос с 26 млн. долларов в 1993 году до 298 млн. долларов в 2009 году.

  Главным препятствием развитию международных грузовых перевозок автомобильным транспортом в Беларуси являются запретительные пошлины на ввоз транспортных средств. Тем не менее, существуют и другие факторы, приводящие к снижению конкурентоспособности белорусских перевозчиков. Это сложные в оформлении и дорогостоящие лизинговые схемы и высокая налоговая нагрузка.

  Основной  задачей государственной политики в области транспорта Республики Беларусь является формирование эффективной  и стабильно функционирующей  транспортной системы, а также реализация транзитного потенциала страны. Для  решения этих задач совершенствуются правовые и экономические условия  для субъектов транспортной деятельности, проводятся институциональные реформы, поддерживаются социально значимые виды перевозок, совершенствуется деятельность системы дорожного хозяйства  страны.

  До 2010 года основным направлением в области  автомобильного транспорта продолжает оставаться обеспечение потребности  экономики республики и населения  в перевозках.  
 

  Поездки.

  Международные поездки представляют собой специфическую  форму международной экономики, обычно называемую в системе национальных счетов международным туризмом. Их специфика заключается в том, что потребитель услуг перемещается за рубеж к их производителю, где, будучи нерезидентом, приобретает товары и услуги. Тем самым международные  поездки с точки зрения международной  экономики представляют собой не столько вид услуги, сколько набор  услуг, приобретаемый путешественниками  (резидентами за границей и нерезидентами  внутри данной страны) за рубежом. Существует два основных вида международных  поездок (см. Таблица 5):

  • деловые
  • личные

  Путешественник  — человек, находящийся менее года в стране, в которой он не является резидентом, если он не является сотрудником правительственного учреждения (посольства, военной базы) другой страны или членом его семьи и не работает на резидента. В международной экономике путешественники считаются туристами, если они провели хотя бы одну ночь в стране посещения. Если они провели за границей меньше 24 часов, то они считаются экскурсантами. Экскурсантов, как особую категорию путешественников, специально выделяют в своей статистике международной торговли услугами малые государства Европы (Монако, Андорра, Сан-Марино), в которые многие иностранцы приезжают на полдня или день. Студенты, пациенты больниц и в некоторых странах сотрудники международных организаций считаются нерезидентами, даже если они провели за рубежом более одного года, и все их расходы записываются в статью поездок [16, с. 7].

  Международные поездки как форму международной  торговли услугами важно отличать от международной миграции рабочей  силы как формы международного передвижения фактора производства. Путешественники, направляющиеся в зарубежную поездку, интересны для международной  торговли только тем, что, находясь за рубежом, они произведут некоторые  расходы на предоставленные им услуги транспорта, гостиниц, лечебных учреждений. Тем самым эти услуги будут  экспортированы страной, принимающей  путешественника. Международные мигранты в большинстве своем направляются за рубеж на работу, где выступают  одним из факторов создания новых  товаров. 

Таблица 5. Виды международных поездок. 

  Включают Исключают
 
 
 
Деловые поездки
Все личные расходы  путешественников,

находящихся за границей

по делу: экипажей судов и самолетов, сотрудников  правительственных

органов, международных  организаций, частных фирм, сезонных рабочих

Расходы, покупки  и продажи, совершенные путешественником от лица и за счет посылающей

организации

 
 
 
 
Личные  поездки
Все личные расходы  путешественников,

находящихся за границей

по личным делам (туризм): отдых, занятия спортом, посещение  родственников,

обучение, лечение, отправление религиозных нужд

Перевозку путешественников за границу и обратно (включается в услуги пассажирского международного транспорта)
 

  Личными считаются все расходы путешественников в стране, резидентами которой  они не являются, оплаченные путешественниками, оплаченные за них или от их лица, предоставленные им бесплатно принимающей  стороной (гостиница и питание  для официальных делегаций), на проживание, питание, отдых, транспорт, подарки  и другие товары, приобретенные и  вывезенные ими с территории посещаемой страны.

  Специфика международных поездок как формы  международной торговли услугами заключается  в том, что потребитель услуг  перемещается за рубеж к их производителю, где, будучи нерезидентом, приобретает  товары и услуги. Тем самым международные  поездки с точки зрения международной  экономики представляют собой не столько вид услуги, сколько набор  услуг, приобретаемый путешественниками (резидентами за границей и нерезидентами  внутри данной страны) за рубежом, если они находятся там менее года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере услуг 

  Рост  международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг  в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования  рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

  Внешняя    торговля   услугами   осуществляется   следующими способами:

  • с    территории    Республики    Беларусь  на   территорию иностранного государства;
  • с   территории  иностранного  государства  на   территорию Республики Беларусь;
  • на  территории  Республики Беларусь иностранному заказчику услуг;
  • на   территории   иностранного   государства  белорусскому заказчику услуг;
  • белорусским  исполнителем  услуг, не имеющим коммерческого присутствия  на  территории иностранного государства, путем оказания услуг  им  или  уполномоченным  лицом,  действующим  от его имени на территории иностранного государства;
  • иностранным  исполнителем  услуг, не имеющим коммерческого присутствия  на территории Республики Беларусь, путем оказания услуг им  или уполномоченным лицом, действующим от его имени на территории Республики Беларусь;
  • белорусским    исполнителем   услуг  путем   коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным    исполнителем   услуг  путем   коммерческого присутствия на территории Республики Беларусь.

  Если  иное не предусмотрено нормами международных  договоров, действующими  для  Республики  Беларусь,  внешняя  торговля услугами может  быть  ограничена  путем  введения  запретов  и   ограничений, затрагивающих  все или отдельные  секторы услуг, в отношении способов оказания  услуг  на  основании  актов Президента Республики Беларусь и законов [8].

  К настоящему времени действующая  система регулирования функционирует  на нескольких уровнях, для каждого  из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

  Государство защищает внутренний рынок в сфере  услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:

  • устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;
  • ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;
  • вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.);
  • вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

  Существенную  роль в регулировании международной  торговли услугами играют двухсторонние  соглашения, как отраслевые (чаще всего  по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные  аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений.

  Инструменты торговой политики, используемые для  ограничения торговли услугами, в  большинстве своем те же, что и  в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг  сопровождает торговлю товарами  и, следовательно, подпадает под  ограничения, накладываемые на торговлю товарами. Различия проистекают из-за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные,чем регулирование торговли товарами. Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе.

Информация о работе Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ