Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель работы – определение сущности рынка услуг, тенденций его развития, анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ, перспективы интеграции Республики Беларусь в международный рынок услуг.
Введение……………………………………………………………………………………...2
Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг……….…..…..4
1.1.Сущность и классификация услуг……………………………………….……............4
1.2.Анализ современного состояния внешнеторговой политики в сфере услуг Республики Беларусь………………………..………………………..….….……………..10
1.3.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере услуг…………………………………………………….…………….….………………...17
Глава 2:Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ………………………………………………………………………………....21
2.1.Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ.........21
2.2. Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере ИТ-услуг……………………………………………………………………………………........25
.
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами Республики Беларусь……………………………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………………...38
Меры регулирования доступа на рынок — инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам—производителям услуг оперировать на местном рынке.
Меры
регулирования доступа на рынок
приобретают в большинстве
Ограничения на торговлю услугами.
Например,
законодательное требование о том,
что все импортные грузы должны
страховаться только местными страховыми
компаниями. Оно автоматически устраняет
иностранных конкурентов с
Введение количественных квот, на импорт иностранных услуг. Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией против иностранных радиостанций. Или ограничение на количество иностранных фильмов, которые могут быть закуплены или показаны по национальным телевизионным каналам в течение определенного периода времени.
Ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен. Такое законодательство используется, когда необходимо защитить неокрепших местных производителей соответствующих услуг. Хотя из общей теории международной торговли известно, что наиболее предпочтительными формами защиты в этом случае являются внутреннее субсидирование местных и обложение налогом иностранных производителей услуг.
Ограничения на передвижение производителей услуг. Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой. И в этом случае какая-либо форма местной субсидии или, по крайней мере, тарифа на импорт является предпочтительной по сравнению с квотой на въезд.
Ограничения на передвижение потребителей услуг. Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени.
Ограничения на использование национального режима.
Национальный режим — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала. В целях регулирования международной торговли услугами некоторые страны прибегают к вводу ограничений на использование этого режима нерезидентами [20].
Изъятия из национального режима— инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными. Предоставление ценовых преимуществ местным производителям. Например, во многих странах правительства предоставляют прямые ценовые субсидии из бюджета местным производителям услуг — туристическим, транспортным, страховым и иным компаниям.
Предоставление
иностранным производителям менее
благоприятных условий, чем местным.
Например, иностранные авиаперевозчики
могут не получить доступа к национальной
системе резервирования авиабилетов
и лучшим аэропортам страны. Размеры
обязательного резервирования или налогов
на операции иностранных банков могут
быть выше, чем для местных.
Глава 2:Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг
2.1. Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ
Двусторонние отношения со странами СНГ являются одним из приоритетов внешней политики Республики Беларусь на современном этапе и имеют значительный потенциал. Особый характер отношений со странами СНГ определяется рядом обстоятельств [19]:
• государства СНГ в значительной степени продолжают сохранять единое геополитическое пространство с характерными для него общими историческими, экономическими, политическими, культурными, технологическими факторами. Вследствие этого отношения носят более «близкий», «психологический» характер по сравнению с классическими межгосударственными отношениями;
Вместе с тем в последние годы наблюдаются новые тенденции на постсоветском пространстве, которые необходимо учитывать при формировании политики в отношении стран СНГ:
• изменение подходов России в отношении стран СНГ, прежде всего формирование новой экономической стратегии, перевод отношений в сфере энергетических ресурсов на рыночную основу, усиление присутствия российского капитала в важнейших сферах экономики стран СНГ. В то же время, как представляется, российское руководство не выработало долгосрочной и системной внешнеполитической стратегии на постсоветском пространстве;
В
целом развитие отношений со странами
СНГ соответствует национально-
• сохранение единого пространства для передвижения граждан, культурная общность народов содействуют развитию национальной идентичности Беларуси.
Республика Беларусь стремится к построению паритетных, взаимовыгодных отношений с государствами — участниками СНГ. Важнейшей сферой сотрудничества является торгово-экономическое взаимодействие. По итогам 2009 г. товарооборот со странами СНГ (без учета России) составил 4,1 млрд долл. США, положительное сальдо — 1,1 млрд долл. США. Удельный вес стран СНГ (без учета России) в 2009 г. в общем объеме товарооборота Беларуси со всеми зарубежными странами составил 8,2% .
Экспорт
услуг в страны СНГ составил 24,5%
от общего объема экспорта услуг, в
страны вне СНГ – 75,5%, импорт услуг
из стран СНГ – 27,9% общего объема
импорта услуг, из стран вне СНГ
– 72,1% [18] (см. Таблица 8).
Таблица
8. Динамика внешней торговли услугами
Беларуси со странами СНГ.
Основным торговым партнёром Беларуси в сфере услуг из стран СНГ является Россия. На её долю приходится около 80% общего оборота внешней торговли услугами со странами СНГ[12, с.75]. Основными торговыми партнерами Беларуси, после России, являются Украина, Казахстан, Азербайджан, Молдова и Туркменистан.
В 2009г. транспортных
услуг экспортировано на сумму 2,3 млрд.
долларов США (на 22% меньше, чем в 2008 году),
импортировано — на 837,6 млн. долларов (падение
на 34,7%) [17].
Экспорт услуг связи составил 154,3 млн.
долларов (на 5,3% больше чем в 2008г.), импорт
— 70,6 млн. (на 17,3% меньше).
Объем экспорта компьютерных и информационных услуг составил 159,1 млн. долларов (на 2,8% больше чем в 2008г.), импорта — 42,2 млн. (на 19,2% больше).
Экспорт операционного лизинга снизился до 62,4 млн. долларов (на 16,4% меньше чем в 2998г.), импорт — до 65,9 млн. (на 27,5%).
Объем экспорта услуг в области архитектуры, инженерных и технических услуг увеличился на 23,2% и составил 52,5 млн. долларов, в то время как импорт снизился на 9% (68,5 млн. долларов).
На 22,5% упал
объем экспорта строительных услуг
— в денежном выражении этот показатель
составил 76,9 млн. долларов. Импорт увеличился
на 53,4% и составил 80,7 млн. долларов.
2.2. Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере ИТ- услуг
Белорусский
рынок ИТ-услуг в течение последних
десяти лет развивался достаточно активно
и с 2005 по 2008 г. находился на стадии подъема,
демонстрируя высокие темпы прироста
экспорта ИТ-услуг (см. Рисунок 4).
Рисунок
4. Динамика экспорта ИТ-услуг в 2003-2008 гг.,
млн. долл. США
Информация о работе Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ