Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель работы – определение сущности рынка услуг, тенденций его развития, анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ, перспективы интеграции Республики Беларусь в международный рынок услуг.
Введение……………………………………………………………………………………...2
Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг……….…..…..4
1.1.Сущность и классификация услуг……………………………………….……............4
1.2.Анализ современного состояния внешнеторговой политики в сфере услуг Республики Беларусь………………………..………………………..….….……………..10
1.3.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере услуг…………………………………………………….…………….….………………...17
Глава 2:Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ………………………………………………………………………………....21
2.1.Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ.........21
2.2. Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере ИТ-услуг……………………………………………………………………………………........25
.
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами Республики Беларусь……………………………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………………...38
Республика Беларусь вместе с Украиной, Латвией и Литвой относится к категории Up and comers (“подающие надежды”). Каждая из этих стран хотя и не имеет значительного объема экспорта ИТ-услуг, большой доли в мировой ИТ-индустрии, однако обладает “сильными возможностями для выхода на международные рынки благодаря определенным нишевым специализациям”. Сегодня долю Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг можно оценить на уровне 0,3—0,5%. Для сравнения: Индии принадлежит около 40—45% экспортных разработок, Китаю — 10%, России — порядка 5% [14, с.15].
На
белорусском рынке экспортно-
Самыми сильными ИТ-компаниями в Беларуси являются две компании - EPAM Systems и IBA, удерживающие за собой более половины белорусского рынка разработки ПО.
Основная доля рынка экспорта ИТ-услуг (58,3%) принадлежит средним и крупным компаниям (более 50 человек), четверть рынка — малым фирмам (до 15 человек) и независимым группам программистов. На центры разработки международных компаний приходится 16,7% рынка (для сравнения: в России — порядка 25%, в Украине — менее 5%).
Из
рисунка 5 видно, что рынок экспортно-
Рисунок
5. Динамика развития ИТ-услуг в Беларуси.
Зарубежные аналитики считают белорусский рынок ИТ-услуг более консолидированным по сравнению с российским, поскольку он в большей степени представлен крупными ИТ-компаниями. Эта ситуация благоприятно сказывается на развитии экспорта ИТ-услуг, так как зарубежные заказчики заинтересованы в сотрудничестве с крупными фирмами, обладающими достаточными финансовыми и трудовыми ресурсами для заключения долгосрочных контрактов [14, с.17].
Их разработки
ориентированы на вертикальные решения
для следующих отраслей: промышленность,
финансы, наука, страхование. В 2003 г. белорусские
экспортеры сотрудничали в основном
с заказчиками из США (более половины
ИТ-компаний), Германии и России. В ближайшей
перспективе прогнозируется рост экспорта
ИТ-услуг в страны ЕС и Россию.
ИТ-услуги в России.
ИТ-услуги занимают не очень большую долю в ИТ-отрасли России — около 20%, при том что в развитых странах они составляют 35—50%. Тем не менее Россия занимает ведущее место на рынке ИТ-услуг среди стран СНГ.
Российский ИТ-рынок находится еще в процессе формирования, созревания. И тем не менее хотя в денежном выражении услуги уступают поставкам техники и ПО, все же именно этот сегмент вызывает особое внимание участников рынка — как поставщиков, так и потребителей ИТ.
Российский рынок ИТ-услуг в 2007 году увеличился на 47,2% и составил 4,4 млрд. долл.3. Правда, такой рост в существенной степени был обеспечен изменением курса доллара за последние два года [20].
В
2007 году самыми востребованными оказались
услуги системной интеграции, на долю
которой пришлось более 30% рынка (см.
Рисунок 6).
Рисунок 6. Анализ рынка ИТ-услуг России 2007г.
Крупнейшими потребителями ИТ-услуг в России в 2008 г. были государственные организации (19,2% от общих затрат на ИТ-услуги в стране), а также финансовые (16,9%), телекоммуникационные (13%) и энергетические (12,9%) компании.
Всех потребителей ИТ-услуг можно поделить на две категории, различающиеся по возможностям инвестиций и пониманию необходимости информатизации. Первые — это те, кто, покупая ИТ-услуги, покупают имидж (бренд). Вторые же приобретают средство для развития, а зачастую — для выживания.
Также среди потребителей ИТ-услуг можно выделить следующие типы: богатые крупные предприятия, руководство которых видит для информатизации место в общей стратегии развития компании; богатые крупные предприятия, руководство которых не видит большой пользы от заказа ИТ-услуг; средние предприятия, для которых информатизация является актуальной проблемой; средние предприятия, которые подобно аналогичным крупным не видят необходимости в заказе ИТ-услуг; малые предприятия, которые обычно дальше установки "1С:Бухгалтерия" не идут.
Что
касается прогноза, то к 2013 г. объем
российского рынка ИТ-услуг составит
$4,73 млрд. Наименьшее влияние кризис окажет,
по мнению аналитиков, на ИТ-консалтинг
(в особенности – услуги по оценке эффективности
затрат на ИТ-инфраструктуру и обеспечение
ее безопасности), а также различные формы
аутсорсинга.
ИТ-услуги
в Украине.
Общая емкость украинского ИТ-рынка оценена почти в $2,2 млрд. (в том числе оборудование — $1,8 млрд). В 2006 году рынок продемонстрировал рост свыше 28%. В Украине преобладают поставки оборудования — около 80%. Это говорит о том, что рынок еще недостаточно развит.
В ИТ-секторе Украины работает свыше 4000 компаний, в которых трудятся более 47 тыс. человек. Доля услуг в общих расходах на ИТ составила всего 8%, что весьма слабо на фоне России (21%) [20].
В области ИТ-услуг украинский рынок все еще мал в денежном выражении. По итогам 2006 года его объем составил $192,2 млн., что тем не менее на 21,5% больше, чем в предыдущем году. По объему его львиная доля приходится на установку и поддержку ПО и оборудования (51%) и системную интеграцию (25%). Разработка и доработка ПО составляет 10%, по 5% — аутсорсинг и ИТ-консалтинг, а ИТ-обучение и тренинги — всего 4%.
В
итоге можно констатировать, что
ИТ-рынок Украины еще далек от насыщения.
Расходы на ИТ на душу населения в 2006 году
составили всего $46, поэтому темпы его
роста сохранятся высокими еще 3-4 года.
ПК остаются основой всего ИТ-рынка (свыше
50% в структуре расходов на ИТ). В 2009 году
их продажи увеличелись почти на 30%. Ведущие
украинские производители продолжают
укреплять свои позиции на рынке настольных
ПК и, в первую очередь, в розничном сегменте.
Их совокупная доля на рынке должна увеличиться
в течение ближайших двух лет до 40%. Рынки
ПО и ИТ-услуг остаются слаборазвитыми,
но именно у них наибольший потенциал.
ИТ-услуги в Казахстане.
В 2009 году объем рынка ИТ Казахстана составлял 630 млн. долл. При этом 79% доходов пришлось на поставку оборудования, 14% - на ИТ-услуги, 8% - на «коробочное» ПО (готовое, не требующее доработок программное обеспечение). Рынок в 2009 году упал на 36,3% по сравнению с 2008 годом. В структуре доходов ИТ-компаний преобладает поставка оборудовани и ПО, а также услуги в области ИТ (см. Рисунок 7).
Если говорить о недостатках на казахстанском ИТ-рынке, то в числе факторов, определивших результат – недостаток средств на обновление парка компьютеров и серверов у частных компаний, а также серьезный уровень девальвации национальной валюты [20].
В сфере ИТ-услуг работает большее количество нежели в сегменте поставок оборудования. Крупнейший участник по этому направлению - ERP-service "KazTransCom. Наиболее высокие показатели роста демонстрирует IT-консалтинг, в первую очередь – ERP и CRM.
Ведущим
представителем в сфере разработки
программного обеспечения является
компания Real Soft. Объем услуг в данной отрасли
в 2009 году вырос на 18 % по сравнению с 2008
г.
Рисунок 7. Структура доходов ИТ-услуг.
Итак, сектор ИТ-услуг является одним из основных секторов внешней торговли услугами как в Беларуси так и в странах СНГ.
Исходя из предоставленных выше данных, можно сделать вывод что рынок ИТ-услуг наиболее развит в России (20% от общего оборота торговли услугами). На долю России в мировом экспорте ИТ-услуг приходится 5% , в то время как на долю Беларуси и Украины 0,3-0,5%. Тем не менее, белорусский рынок ИТ-услуг в течение последних десяти лет развивался достаточно активно и с 2005 по 2011 г. находился на стадии подъема, демонстрируя высокие темпы прироста экспорта ИТ-услуг.
На центры разработки международных компаний в Беларуси приходится 16,7% рынка тогда как в России — порядка 25%, в Украине и Казахстане — менее 5%. Это свидетельствует о том, что белорусский рынок ИТ-услуг эффективно развивается и совершенствуется.
Зарубежные
аналитики считают белорусский
рынок ИТ-услуг более консолидированным
по сравнению с российским, поскольку
он в большей степени представлен крупными
ИТ-компаниями. Эта ситуация благоприятно
сказывается на развитии экспорта ИТ-услуг,
так как зарубежные заказчики заинтересованы
в сотрудничестве с крупными фирмами,
обладающими достаточными финансовыми
и трудовыми ресурсами для заключения
долгосрочных контрактов.
Глава
3. Перспективы развития
внешней торговли услугами
в Республике Беларусь
Развитие сферы услуг в прогнозном периоде предполагается с максимальным использованием таких конкурентных преимуществ страны, как выгодное экономико-географическое положение, развитый научно-технический потенциал, высокое качество человеческого капитала. В связи с этим большое внимание уделено развитию транспортных услуг, услуг связи, науки и научного обслуживания, образования, культуры и здравоохранения, а также услуг, обеспечивающих инфраструктуру рыночного хозяйства (консалтинговых, риэлтерских, банковских, страховых, информационных и др.) [7].
Реализация мероприятий по развитию сферы услуг позволит обеспечить:
В основе динамичного развития сферы услуг находится ряд факторов:
— рост потребностей и спроса на услуги, причем в основном на нетрадиционные;
— либерализация торговли услугами;
— выделение услуг из других отраслей экономики в самостоятельную сферу;
— приватизация государственных услуг;
— зависимость торговли услуг от торговли товарами.
Рост потребностей и спроса на услуги связан не только с увеличением доходов и изменением моды. Важную роль играет изменение демографической структуры, поскольку большую долю потребителей услуг составляют молодежь и пожилое население. Желание повысить качество жизни также является мотивом для увеличения потребления услуг и переориентации потребителей на нетрадиционные услуги даже при сохранении текущего уровня дохода. Кроме того, развитию нетрадиционных услуг способствуют технологические инновации. В свою очередь, рост требовательности к качеству услуг со стороны потребителей вызывает необходимость у компаний постоянно улучшать качество как традиционных, так и нетрадиционных услуг.
Важную роль в развитии услуг играет либерализация торговли. Либерализация торговли услугами приводит к росту конкуренции со стороны поставщиков, что приводит к разносторонним эффектам. Со стороны продавца услуги или товара в конкурентной борьбе возникает необходимость усиливать свои торговые позиции за счет приобретения дополнительных услуг. К таким дополнительным услугам относятся реклама, маркетинг, страхование, бухгалтерские и консалтинговые услуги, разработка бизнес-планов, инвестирование и кредитование, информационные услуги и т. д.
Все это способствует развитию сферы услуг, особенно финансовых, расширению их ассортимента. Со стороны покупателя конкуренция приводит к падению цен на традиционные и нетрадиционные услуги, которые со временем становятся традиционными.
Сфера услуг может получить революционное развитие за счет признания самостоятельности и отделения от других отраслей экономики. Многие виды деятельности, ранее не относившиеся к самостоятельной сфере услуг, отделились от промышленности, непроизводственных отраслей и вошли в сферу услуг. Например, транспортные и финансовые услуги часто предоставляются отдельными департаментами крупных промышленных компаний самим компаниям. Иногда эти департаменты отделяются, преобразуясь в самостоятельные юридические лица по предоставлению соответствующих услуг. Это способствует развитию сферы услуг в стране [9].
Информация о работе Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ