Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение сущности рынка услуг, тенденций его развития, анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ, перспективы интеграции Республики Беларусь в международный рынок услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...2

Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг……….…..…..4
1.1.Сущность и классификация услуг……………………………………….……............4
1.2.Анализ современного состояния внешнеторговой политики в сфере услуг Республики Беларусь………………………..………………………..….….……………..10
1.3.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере услуг…………………………………………………….…………….….………………...17

Глава 2:Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ………………………………………………………………………………....21
2.1.Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ.........21
2.2. Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере ИТ-услуг……………………………………………………………………………………........25
.
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами Республики Беларусь……………………………………………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………………………….36

Список использованных источников……………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 281.25 Кб (Скачать)

  Республика  Беларусь вместе с Украиной, Латвией  и Литвой относится к категории  Up and comers (“подающие надежды”). Каждая из этих стран хотя и не имеет значительного объема экспорта ИТ-услуг, большой доли в мировой ИТ-индустрии, однако обладает “сильными возможностями для выхода на международные рынки благодаря определенным нишевым специализациям”. Сегодня долю Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг можно оценить на уровне 0,3—0,5%. Для сравнения: Индии принадлежит около 40—45% экспортных разработок, Китаю — 10%, России — порядка 5% [14, с.15].

  На  белорусском рынке экспортно-ориентированного программирования среди 200 работающих компаний можно выделить 20 крупнейших среди которых 5—6 являются лидерами рынка: EPAM (численность персонала — более 1200 человек), IBA (более 1500 человек),Sam-Solutions (более 400 человек),ScienceSoft (более 170 человек),Itransition/BelHard Group (около150 человек), BelSoft (около 50 человек). Годовой оборот каждой из них превышает 2—3 миллиона долларов США.

  Самыми  сильными ИТ-компаниями в Беларуси являются две компании - EPAM Systems и IBA, удерживающие за собой более половины белорусского рынка разработки ПО.

  Основная  доля рынка экспорта ИТ-услуг (58,3%) принадлежит средним и крупным компаниям (более 50 человек), четверть рынка — малым фирмам (до 15 человек) и независимым группам программистов. На центры разработки международных компаний приходится 16,7% рынка (для сравнения: в России — порядка 25%, в Украине — менее 5%).

  Из  рисунка 5 видно, что рынок экспортно-ориентированного программирования развивается довольно быстрыми темпами, но его доля в структуре  экспорта услуг продолжает оставаться низкой. Лишь с 2003 г. она начала превышать 1%. Весьма схожая ситуация наблюдается в Украине и Российской Федерации. По официальным данным, в России удельный вес экспорта ИТ-услуг в 2004 г. составил 1,26%, в 2005 г. – 1,72%. 

  Рисунок 5. Динамика развития ИТ-услуг в Беларуси. 

    

  Зарубежные  аналитики считают белорусский  рынок ИТ-услуг более консолидированным по сравнению с российским, поскольку он в большей степени представлен крупными ИТ-компаниями. Эта ситуация благоприятно сказывается на развитии экспорта ИТ-услуг, так как зарубежные заказчики заинтересованы в сотрудничестве с крупными фирмами, обладающими достаточными финансовыми и трудовыми ресурсами для заключения долгосрочных контрактов [14, с.17].

  Их разработки ориентированы на вертикальные решения  для следующих отраслей: промышленность, финансы, наука, страхование. В 2003 г. белорусские  экспортеры сотрудничали в основном с заказчиками из США (более половины ИТ-компаний), Германии и России. В ближайшей перспективе прогнозируется рост экспорта ИТ-услуг в страны ЕС и Россию. 

ИТ-услуги в России.

  ИТ-услуги занимают не очень большую долю в ИТ-отрасли России — около 20%, при том что в развитых странах они составляют 35—50%. Тем не менее Россия занимает ведущее место на рынке ИТ-услуг среди стран СНГ.

  Российский ИТ-рынок находится еще в процессе формирования, созревания. И тем не менее хотя в денежном выражении услуги уступают поставкам техники и ПО, все же именно этот сегмент вызывает особое внимание участников рынка — как поставщиков, так и потребителей ИТ.

  Российский  рынок ИТ-услуг в 2007 году увеличился на 47,2% и составил 4,4 млрд. долл.3. Правда, такой рост в существенной степени был обеспечен изменением курса доллара за последние два года [20].

  В 2007 году самыми востребованными оказались  услуги системной интеграции, на долю которой пришлось более 30% рынка (см. Рисунок 6). 

  Рисунок  6. Анализ рынка ИТ-услуг России 2007г.

 
 

  Крупнейшими потребителями ИТ-услуг в России в 2008 г. были государственные организации (19,2% от общих затрат на ИТ-услуги в стране), а также финансовые (16,9%), телекоммуникационные (13%) и энергетические (12,9%) компании.

Всех  потребителей ИТ-услуг можно поделить на две категории, различающиеся по возможностям инвестиций и пониманию необходимости информатизации. Первые — это те, кто, покупая ИТ-услуги, покупают имидж (бренд). Вторые же приобретают средство для развития, а зачастую — для выживания.

  Также среди потребителей ИТ-услуг можно выделить следующие типы: богатые крупные предприятия, руководство которых видит для информатизации место в общей стратегии развития компании; богатые крупные предприятия, руководство которых не видит большой пользы от заказа ИТ-услуг; средние предприятия, для которых информатизация является актуальной проблемой; средние предприятия, которые подобно аналогичным крупным не видят необходимости в заказе ИТ-услуг; малые предприятия, которые обычно дальше установки "1С:Бухгалтерия" не идут.

  Что касается прогноза, то к 2013 г. объем  российского рынка ИТ-услуг составит $4,73 млрд. Наименьшее влияние кризис окажет, по мнению аналитиков, на ИТ-консалтинг (в особенности – услуги по оценке эффективности затрат на ИТ-инфраструктуру и обеспечение ее безопасности), а также различные формы аутсорсинга.  

  ИТ-услуги в Украине. 

  Общая емкость украинского ИТ-рынка оценена почти в $2,2 млрд. (в том числе оборудование — $1,8 млрд). В 2006 году рынок продемонстрировал рост свыше 28%. В Украине преобладают поставки оборудования — около 80%. Это говорит о том, что рынок еще недостаточно развит.

  В ИТ-секторе Украины работает свыше 4000 компаний, в которых трудятся более 47 тыс. человек. Доля услуг в общих расходах на ИТ составила всего 8%, что весьма слабо на фоне России (21%) [20].

  В области ИТ-услуг украинский рынок все еще мал в денежном выражении. По итогам 2006 года его объем составил $192,2 млн., что тем не менее на 21,5% больше, чем в предыдущем году. По объему его львиная доля приходится на установку и поддержку ПО и оборудования (51%) и системную интеграцию (25%). Разработка и доработка ПО составляет 10%, по 5% — аутсорсинг и ИТ-консалтинг, а ИТ-обучение и тренинги — всего 4%.

  В итоге можно констатировать, что  ИТ-рынок Украины еще далек от насыщения. Расходы на ИТ на душу населения в 2006 году составили всего $46, поэтому темпы его роста сохранятся высокими еще 3-4 года. ПК остаются основой всего ИТ-рынка (свыше 50% в структуре расходов на ИТ). В 2009 году их продажи увеличелись почти на 30%. Ведущие украинские производители продолжают укреплять свои позиции на рынке настольных ПК и, в первую очередь, в розничном сегменте. Их совокупная доля на рынке должна увеличиться в течение ближайших двух лет до 40%. Рынки ПО и ИТ-услуг остаются слаборазвитыми, но именно у них наибольший потенциал.  

  ИТ-услуги в Казахстане.

  В 2009 году объем рынка ИТ Казахстана составлял 630 млн. долл. При этом 79% доходов пришлось на поставку оборудования, 14% - на ИТ-услуги, 8% - на «коробочное» ПО (готовое, не требующее доработок программное обеспечение). Рынок в 2009 году упал на 36,3% по сравнению с 2008 годом. В структуре доходов ИТ-компаний преобладает поставка оборудовани и ПО, а также услуги в области ИТ (см. Рисунок 7).

  Если  говорить о недостатках на казахстанском  ИТ-рынке, то в числе факторов, определивших результат – недостаток средств на обновление парка компьютеров и серверов у частных компаний, а также серьезный уровень девальвации национальной валюты [20].

  В сфере ИТ-услуг работает большее количество нежели в сегменте поставок оборудования. Крупнейший участник по этому направлению - ERP-service "KazTransCom. Наиболее высокие показатели роста демонстрирует IT-консалтинг, в первую очередь – ERP и CRM.

  Ведущим представителем  в сфере  разработки программного обеспечения является  компания Real Soft. Объем услуг в данной отрасли в 2009 году вырос на 18 % по сравнению с 2008 г.  

Рисунок 7. Структура  доходов ИТ-услуг.

 

  Итак, сектор ИТ-услуг является одним из основных секторов внешней торговли услугами как в Беларуси так и в странах СНГ.

  Исходя  из предоставленных выше данных, можно  сделать вывод что рынок ИТ-услуг  наиболее развит в России (20% от общего оборота торговли услугами). На долю России в мировом экспорте ИТ-услуг приходится 5% , в то время как на долю Беларуси и Украины 0,3-0,5%. Тем не менее, белорусский рынок ИТ-услуг в течение последних десяти лет развивался достаточно активно и с 2005 по 2011 г. находился на стадии подъема, демонстрируя высокие темпы прироста экспорта ИТ-услуг.

  На  центры разработки международных компаний в Беларуси приходится 16,7% рынка  тогда как  в России — порядка 25%, в Украине и Казахстане — менее 5%. Это свидетельствует о том, что белорусский рынок ИТ-услуг эффективно развивается и совершенствуется.

  Зарубежные  аналитики считают белорусский  рынок ИТ-услуг более консолидированным по сравнению с российским, поскольку он в большей степени представлен крупными ИТ-компаниями. Эта ситуация благоприятно сказывается на развитии экспорта ИТ-услуг, так как зарубежные заказчики заинтересованы в сотрудничестве с крупными фирмами, обладающими достаточными финансовыми и трудовыми ресурсами для заключения долгосрочных контрактов. 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Перспективы развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь 

  Развитие  сферы услуг в прогнозном периоде  предполагается с максимальным использованием таких конкурентных преимуществ страны, как выгодное экономико-географическое положение, развитый научно-технический потенциал, высокое качество человеческого капитала. В связи с этим большое внимание уделено развитию транспортных услуг, услуг связи, науки и научного обслуживания, образования, культуры и здравоохранения, а также услуг, обеспечивающих инфраструктуру рыночного хозяйства (консалтинговых, риэлтерских, банковских, страховых, информационных и др.) [7].

  Реализация  мероприятий по развитию сферы услуг  позволит обеспечить:

  • доведение доли услуг в валовом внутреннем продукте к концу 2011 года до 46-48%;
  • увеличение доли занятых в сфере услуг;
  • увеличение объема реализации платных услуг населению в 1,6 раза.

  В основе динамичного развития сферы  услуг находится ряд факторов:

  — рост потребностей и спроса на услуги, причем в основном на нетрадиционные;

  — либерализация торговли услугами;

  — выделение услуг из других отраслей экономики в самостоятельную сферу;

  — приватизация государственных услуг;

  — зависимость торговли услуг от торговли товарами.

  Рост  потребностей и спроса на услуги связан не только с увеличением доходов и изменением моды. Важную роль играет изменение демографической структуры, поскольку большую долю потребителей услуг составляют молодежь и пожилое население. Желание повысить качество жизни также является мотивом для увеличения потребления услуг и переориентации потребителей на нетрадиционные услуги даже при сохранении текущего уровня дохода. Кроме того, развитию нетрадиционных услуг способствуют технологические инновации. В свою очередь, рост требовательности к качеству услуг со стороны потребителей вызывает необходимость у компаний постоянно улучшать качество как традиционных, так и нетрадиционных услуг.

  Важную  роль в развитии услуг играет либерализация торговли. Либерализация торговли услугами приводит к росту конкуренции со стороны поставщиков, что приводит к разносторонним эффектам. Со стороны продавца услуги или товара в конкурентной борьбе возникает необходимость усиливать свои торговые позиции за счет приобретения дополнительных услуг. К таким дополнительным услугам относятся реклама, маркетинг, страхование, бухгалтерские и консалтинговые услуги, разработка бизнес-планов, инвестирование и кредитование, информационные услуги и т. д.

  Все это способствует развитию сферы  услуг, особенно финансовых, расширению их ассортимента. Со стороны покупателя конкуренция приводит к падению цен на традиционные и нетрадиционные услуги, которые со временем становятся традиционными.

  Сфера услуг может получить революционное  развитие за счет признания самостоятельности  и отделения от других отраслей экономики. Многие виды деятельности, ранее не относившиеся к самостоятельной сфере услуг, отделились от промышленности, непроизводственных отраслей и вошли в сферу услуг. Например, транспортные и финансовые услуги часто предоставляются отдельными департаментами крупных промышленных компаний самим компаниям. Иногда эти департаменты отделяются, преобразуясь в самостоятельные юридические лица по предоставлению соответствующих услуг. Это способствует развитию сферы услуг в стране [9].

Информация о работе Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ