Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа
Цель работы – определение сущности рынка услуг, тенденций его развития, анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ, перспективы интеграции Республики Беларусь в международный рынок услуг.
Введение……………………………………………………………………………………...2
Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг……….…..…..4
1.1.Сущность и классификация услуг……………………………………….……............4
1.2.Анализ современного состояния внешнеторговой политики в сфере услуг Республики Беларусь………………………..………………………..….….……………..10
1.3.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере услуг…………………………………………………….…………….….………………...17
Глава 2:Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ………………………………………………………………………………....21
2.1.Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ.........21
2.2. Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере ИТ-услуг……………………………………………………………………………………........25
.
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами Республики Беларусь……………………………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………………………………...38
Включение покупателя в процесс производства услуги означает, что продавец должен проявить заботу о том, что производить и как. Последняя задача особенно важна. То, как банковские служащие, страховые агенты, адвокаты, доктора и парикмахеры поведут себя, продавая свои услуги, будет зависеть вероятность того, что клиент вернется еще не раз. Поэтому очень важен правильный отбор и обучение персонала.
3. Непостоянство качества.
Изменчивость
исполнения услуг является
неизбежным последствием одновременности
производства и потребления
услуг, а также того,
что составным элементом
4.
Неспособность услуг к
Важная отличительная
черта услуг - это их сиюминутность.
Услуги не могут быть сохранены
для дальнейшей продажи.
Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегии, обеспечивающей согласование спроса и предложения на услуги:
Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику.
Очевидно, что
в принципе могут быть разные
подходы классификации услуг. Самый
общий подход предложил Ловелок
[3]. Главное в этой классификации - на кого
(или что) направлены услуги и являются
они осязаемыми или нет (см. Таблица 4).
Таблица 4
Направление услуг | Услуги |
Осязаемые действия, направленные на тело человека |
Здравоохранение,
пассажирский транспорт, спорт,
заведения, салоны
красоты, общественное
питание, парикмахерские |
Осязаемые действия, направленные на и другие физические объекты |
Грузовой транспорт, ремонт и обслуживание оборудования, охрана, бытовые услуги, ветеринарные услуги |
Неосязаемые
действия, направленные на
сознание человека |
Образование, радио, ТВ, информационные услуги, театры, кино, музеи |
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами |
Банки, юридические
и консультационные
услуги, страхование, операции с ценными бумагами |
Приведенная классификация является основой классификации услуг в сфере нематериального производства. Ее можно дополнять и развивать. Предприятие может добиться успеха на рынке за счет усиления участия потребителей в производстве услуг. Предлагая потребителю самому выполнить какую-то часть услуги, предприятие тем самым изменяет и саму природу услуги.
Одновременно в мире появляется тенденция диверсификации сферы услуг.
Многие ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках своей компании. Предлагая целый комплекс услуг, компания может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет их диверсификации. Так, банковские, биржевые и посреднические услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг.
Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами.
Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством [2].
Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг. Во-вторых, услуги часто противопоставляются продукции, хотя и в промышленности увеличивается роль обслуживания, которое может включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги, связанные с продажей товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции, точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги. Тесное переплетение продажи товаров и предоставления услуг затрудняет выделение и учет услуг. В-третьих, сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того во многих странах транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами. Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и выявления уровней регулирования сферы услуг.
Рынок услуг существует в
1.2.
Анализ современного
состояния внешнеторговой
политики в сфере услуг
Республики Беларусь
Особенности
промышленного комплекса
В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным ростом объемов товарооборота. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала.
При
этом негативные тенденции сокращения
объемов внешней торговли всех стан
мира в 2009 году, обусловленные мировым
финансово-экономическим
Отрицательное сальдо внешней торговли товарами частично компенсируется положительным результатом торговли услугами.
Основной статьей экспорта услуг являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится 2/3 экспорта услуг.
Также к основным экспортным позициям относятся туристические услуги, услуги связи, компьютерные и строительные услуги. В настоящее время эти сферы услуг республики активно развиваются и имеют существенный потенциал для роста.
Экспорт
услуг с 2000 по 2009 годы вырос практически
в 4,3 раза, однако импорт вырос почти
в 5 раз. По данным Национального банка
Беларуси, за январь-май 2010 года сальдо
внешней торговли услугами сформировалось
положительным и составило 764, 9 млн
долларов. Экспорт услуг составил 1,714 млрд
долларов и по сравнению с январем-маем
2009 г. увеличился на 32,9%, импорт – 949,8 млн
и возрос на 34,6% [18]. Экспорт услуг в страны
СНГ составил 25,1% от общего объема экспорта
услуг, в страны вне СНГ – 74,9%, импорт услуг
из стран СНГ – 28,8% общего объема импорта
услуг, из стран вне СНГ – 71,2% (см. Рисунок
1).
Рисунок 1. Динамика внешней торговли услугами в Республике Беларусь.
Транспортные услуги играют ведущую роль в экспорте услуг Беларуси, что неудивительно для транзитной страны. Выручка от транзита в 2008 году составила 2,6 млрд долларов, что на 67% больше, чем по итогам 2006 года. В минувшем году от транзита удалось заработать 1,9 млрд долларов. В 2010 году Беларусь рассчитывает получить более 2 млрд долларов. К 2015 году доход от транзита планируется планируется увеличить на 24 %.
Впрочем, среди услуг транспорта доля трубопроводного транспорта резко преобладает и составляет около 40%, доходя в денежном эквиваленте до 1 млрд долларов. В разгар кризисных явлений Беларуси удалось увеличить выручку лишь от транзита нефти. В объемном выражении транзит вырос на 4%, или на 2,4 млн тонн, а доход увеличился на 12 млн долларов. Вместе с тем транзит природного газа, например, снизился на 6,8 млрд кубометров (или на 13%), а доходы упали на 83 млн долларов (снижение на 18%) [17].
Еще одна сфера, на которую сделана ставка и где активно растут объемы услуг, - это информационные технологии. Доля Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг за последние 7 лет выросла более чем в пять раз – с 0,02 до 0,1%. При этом суммарный объем экспорта ИТ-услуг, по официальным данным, в 2009 году составил 159,1 млн долларов против 154,7 млн в 2008 году. Это практически в десять раз больше, чем в 2003 году – 17,4 млн долл. Доля экспорта ИТ-услуг в экспорте услуг Беларуси за год увеличилась с 3,7% до 4,6%. Остальные услуги не очень сильно развиваются.
В
2010 году объем внешней торговли услугами
Беларуси составил 7,2 млрд долларов, из
них на экспорт пришлось 4 ,4 млрд, на импорт
– 2,7 млрд. [18] (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Развитие сферы услуг в 2010г.
Рассмотрим анализ сферы услуг по секторам.
Транспортные
услуги.
К транспортным услугам относятся все виды транспортного обслуживания, осуществляемого транспортными средствами: воздушным, железнодорожным, автомобильным, внутренним водным, морским и прочими видами, включая трубопроводный. Такие услуги включают (см. Таблица 4):
Таблица
4. Классификация международных
Операция | Включает | Исключает |
Пассажироперевозки |
Услуги, связанные
с перевозкой нерезидентов
(экспорт/кредит) перевозчиками- резидентами и резидентов перевозчиками-нерезидентами (импорт/дебет) |
Перевозки нерезидентов
транспортными компаниями — резидентами внутри своей страны (включаются в поездки) |
Грузоперевозки |
Все услуги по доставке
экспортного (кредит) или импортного
(дебет) товара, после того как товар
был погружен на борт перевозчика, до
доставки его в пункт назначения;
услуги по погрузке/разгрузке, если
Они предоставляются перевозчиком |
Погрузку/разгрузку,
если они
осуществляются не перевозчиком (включаются в торговый баланс) |
Аренда перевозчика с экипажем |
Услуги по сдаче
в аренду резидентом нерезиденту (экспорт/кредит)
и нерезидентом резиденту (импорт/ дебет)
судов, самолетов, автомобилей
с экипажами на ограниченный промежуток времени для перевозки товаров или пассажиров |
Аренду перевозчика
без экипажа (включается в прочие
бизнес-услуги); финансовые лизы |
Обеспечивающие и вспомогательные услуги |
Услуги, предоставляемые
в портах: обработка грузов (погрузка/разгрузка
контейнеров), хранение,
упаковка/распаковка, навигация, лоция, буксировка и техобслуживание транспортного оборудования; комиссионные и агентские платежи |
Товары, купленные
в порту
перевозчиком-нерезидентом, ремонт транспортного оборудования (включаются в торговый баланс); ремонт железных дорог, причалов и аэропортов (включается в услуги по строительству) |
Информация о работе Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ