Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определение сущности рынка услуг, тенденций его развития, анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ, перспективы интеграции Республики Беларусь в международный рынок услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...2

Глава 1: Внешнеторговая политика Республики Беларусь в сфере услуг……….…..…..4
1.1.Сущность и классификация услуг……………………………………….……............4
1.2.Анализ современного состояния внешнеторговой политики в сфере услуг Республики Беларусь………………………..………………………..….….……………..10
1.3.Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в сфере услуг…………………………………………………….…………….….………………...17

Глава 2:Внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь со странами СНГ в сфере услуг ………………………………………………………………………………....21
2.1.Анализ внешней торговли услугами Республики Беларусь со странами СНГ.........21
2.2. Соотношение сферы услуг Республики Беларусь и стран СНГ на примере ИТ-услуг……………………………………………………………………………………........25
.
Глава 3: Перспективы развития внешней торговли услугами Республики Беларусь……………………………………………………………………………………..30

Заключение………………………………………………………………………………….36

Список использованных источников……………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

чистовик.docx

— 281.25 Кб (Скачать)

  Включение покупателя  в  процесс  производства  услуги  означает,  что продавец должен проявить заботу о том,  что  производить  и  как.  Последняя  задача особенно  важна.  То,  как  банковские  служащие,  страховые  агенты, адвокаты, доктора и парикмахеры  поведут себя, продавая  свои  услуги,  будет зависеть вероятность  того, что клиент вернется еще  не  раз. Поэтому  очень важен правильный отбор и обучение персонала.

  3.   Непостоянство качества.

 Изменчивость  исполнения  услуг   является   неизбежным   последствием одновременности   производства  и  потребления   услуг,  а  также  того,   что составным элементом услуги  являются люди. Для уменьшения  изменчивости услуг  необходимо  выявить  причины  этого явления.  Чаще  всего  это  связано  с   квалификацией   работника,   слабой тренировкой и обучением персонала, отсутствием конкуренции в  данной  сфере, недостатком  информации  и  коммуникации.  Другой  очень   важный   источник изменчивости услуг - это, конечно, сам  покупатель,  его  уникальность.  Это объясняет степень индивидуализации  услуги  в  соответствии  с  требованиями покупателя. Для уменьшения изменчивости услуг компании, давно работающие  в  сфере услуг, разрабатывают и стараются соблюдать стандарт обслуживания. Стандарт обслуживания  -  это  комплекс обязательных  для  исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны  гарантировать  установленный уровень  качества  всех   производимых   операций.   Стандарт   обслуживания устанавливает  формальные   критерии,   по   которым   оценивается   уровень обслуживания клиентов и деятельность любого сотрудника фирмы.

  4.   Неспособность услуг к хранению.

 Важная отличительная  черта услуг - это  их  сиюминутность.  Услуги  не могут быть сохранены  для дальнейшей продажи. Непроданные  авиабилеты на  рейс пропадут. И если мощности по услугам  превосходят спрос на них,  то  теряется доход или стоимость  услуг. Если спрос превышает  предложение, то услуги,  как  физические товары, невозможно взять   со  склада.  Колебания  спроса  присущи всем видам услуг. Он  может меняться в зависимости  от времени года,  от  дней  недели.  Неспособность  услуг   к  хранению  требует  разработки   стратегии.

Неспособность услуг к хранению требует разработки стратегии,  обеспечивающей согласование спроса и предложения на услуги:

  • устанавливая  дифференцированные  цены,  скидки,   используя   другие стимулы, можно сместить часть спроса  с  пикового  периода  на  период затишья;
  • увеличение  скорости  обслуживания,  в  т.ч.  за  счет  автоматизации,  позволяет работать с большим числом клиентов;
  • введение  в  периоды  пикового  спроса,  в   качестве   альтернативы, дополнительных услуг (кофе, журналы и т.д.), которые помогут облегчить время ожидания основной услуги.

  Классификация услуг позволяет улучшить  понимание  изучаемого  явления, выделить отличительные  черты каждого вида услуг, определить специфику.

Очевидно, что  в  принципе  могут  быть  разные  подходы  классификации услуг. Самый  общий подход предложил Ловелок [3]. Главное в этой классификации - на кого (или что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет (см. Таблица 4). 

Таблица 4 

Направление услуг Услуги
 
Осязаемые действия, направленные на

тело  человека

Здравоохранение, пассажирский   транспорт, спорт,  заведения, салоны

красоты, общественное питание, парикмахерские                             

 
Осязаемые действия, направленные на

и другие физические объекты

Грузовой транспорт, ремонт и обслуживание оборудования, охрана, бытовые услуги, ветеринарные услуги         
Неосязаемые действия, направленные на

сознание  человека

Образование, радио, ТВ, информационные услуги, театры, кино, музеи          
 
Неосязаемые действия с неосязаемыми активами
Банки, юридические  и консультационные

услуги, страхование, операции с  ценными бумагами    

 

  Приведенная классификация является основой  классификации услуг в сфере  нематериального производства. Ее можно  дополнять и развивать. Предприятие  может добиться успеха на рынке  за  счет  усиления  участия  потребителей в производстве услуг. Предлагая  потребителю  самому   выполнить   какую-то   часть   услуги, предприятие тем самым  изменяет и саму природу услуги.

  Одновременно  в мире появляется тенденция  диверсификации  сферы  услуг.

  Многие  ранее обособленные виды услуг объединяются в рамках  своей  компании. Предлагая   целый   комплекс   услуг,   компания   может    повысить    свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счет  их  диверсификации. Так,  банковские,  биржевые  и  посреднические  услуги  сливаются  в  единый комплекс финансовых услуг.

  Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая  воспроизводство разнообразных  видов  услуг,  оказываемых  предприятиями,  организациями,  а также физическими  лицами.

    Сфера  услуг  имеет  ряд   специфических  особенностей  по  сравнению  с материальным  производством [2].

  Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и  потребляются  в основном  одновременно,  не  подлежат  хранению.  Это   порождает   проблему регулирования  спроса и предложения услуг.   Во-вторых,  услуги  часто  противопоставляются  продукции,  хотя  и   в промышленности  увеличивается  роль  обслуживания,  которое  может  включать ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другие услуги,  связанные с  продажей  товаров.  Можно  сказать,  что  во  многих  случаях  в   услуге присутствует элемент продукции, точно так  же,  как  при  продаже  продукции присутствует  элемент  услуги.  Тесное  переплетение   продажи   товаров   и предоставления услуг затрудняет выделение и  учет услуг. В-третьих,  сфера  услуг  обычно  больше  защищается  государством   от иностранной конкуренции, чем  сфера материального  производства.  Более  того во многих странах транспорт  и связь, финансовые и страховые  услуги,  наука, образование, здравоохранение, коммунальные услуги  традиционно  находятся  в полной или частичной  собственности государства или  же строго  контролируются и регламентируются государством. Импорт услуг по мнению правительств  многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности  и  суверенитету, поэтому он регламентируется более жестко по сравнению с торговлей товарами. Возрастание  роли  и  влияния  сферы   услуг   на   экономику   вызвало необходимость  проведения  исследований  с  целью  классификации  услуг   и  выявления  уровней  регулирования  сферы  услуг.

    Рынок услуг существует в единстве  с товарным рынком и является  одной  из его  разновидностей,  развивающейся  в   рамках   общих   законов   рыночной  экономики. Вместе с тем рынок  услуг имеет  ряд  специфических   особенностей, обуславливающих   особый  подход  к  предпринимательской    деятельности.   К основным  особенностям сферы услуг можно  отнести [4]:

  • высокая степень неопределенности услуг ставит покупателя в  невыгодное  положение, т.е. часто предоставление услуг требует особых, специальных   знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить.
  • невозможность  сравнения   двух   конкурирующих   предложений   из-за совместного процесса производства и потребления услуги. Можно сравнить только ожидаемые выгоды и полученные.
  • инерция  покупателя  -  главный  фактор  в  обеспечении  повторяемости   покупки услуги.
  • высокая  чувствительность  к  изменениям  рыночной  конъюнктуры.  Она  обусловлена невозможностью  хранения  и  транспортировки  услуги.  Это свойство услуг создает трудности в  предпринимательской  деятельности,т.к. обуславливает повышенные требования к точности анализа и прогноза  спроса на услуги.
  • специфика  организации  производства  услуг.  Производителями   услуг   являются в основном малые и средние  предприятия  различного  профиля.Обладая  большей мобильностью,  они имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной  конъюнктуры и они более эффективны в условиях локального рынка.
  • специфика  процесса  оказания  услуги.  Эта   специфика   обусловлена обязательным личным контактом продавца и покупателя,  что  увеличивает требования   к   профессиональным   качествам,   этике   и    культуре производителя.
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Анализ современного состояния внешнеторговой политики в сфере услуг Республики Беларусь 

  Особенности промышленного комплекса Республики Беларусь, ее географическое положение  и исторические связи определили высокую степень открытости экономики  республики, ее ориентированность на внешние рынки. Объем экспорта товаров  составляет около 50% валового внутреннего  продукта страны, импорта – около 60%.

  В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным  ростом объемов товарооборота. Это  обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала.

  При этом негативные тенденции сокращения объемов внешней торговли всех стан мира в 2009 году, обусловленные мировым  финансово-экономическим кризисом, затронули и внешнюю торговлю Республики Беларусь [11, с. 135].

  Отрицательное сальдо внешней торговли товарами частично компенсируется положительным результатом  торговли услугами.

  Основной  статьей экспорта услуг являются автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские перевозки и услуги трубопровода. На них приходится 2/3 экспорта услуг.

  Также к основным экспортным позициям относятся  туристические услуги, услуги связи, компьютерные и строительные услуги. В настоящее время эти сферы  услуг республики активно развиваются  и имеют существенный потенциал  для роста.

  Экспорт услуг с 2000 по 2009 годы вырос практически  в 4,3 раза, однако импорт вырос почти  в 5 раз. По данным Национального банка  Беларуси, за январь-май 2010 года сальдо внешней торговли услугами сформировалось положительным и составило 764, 9 млн долларов. Экспорт услуг составил 1,714 млрд долларов и по сравнению с январем-маем 2009 г. увеличился на 32,9%, импорт – 949,8 млн и возрос на 34,6% [18]. Экспорт услуг в страны СНГ составил 25,1% от общего объема экспорта услуг, в страны вне СНГ – 74,9%, импорт услуг из стран СНГ – 28,8% общего объема импорта услуг, из стран вне СНГ – 71,2% (см. Рисунок 1). 

  Рисунок 1. Динамика внешней торговли услугами в Республике Беларусь.

    
  

  Транспортные  услуги играют ведущую роль в экспорте услуг Беларуси, что неудивительно  для транзитной страны. Выручка от транзита в 2008 году составила 2,6 млрд долларов, что на 67% больше, чем по итогам 2006 года. В минувшем году от транзита удалось заработать 1,9 млрд долларов. В 2010 году Беларусь рассчитывает получить более 2 млрд долларов. К 2015 году доход от транзита планируется планируется увеличить на 24 %.

  Впрочем, среди услуг транспорта доля трубопроводного  транспорта резко преобладает и  составляет около 40%, доходя в денежном эквиваленте до 1 млрд долларов. В разгар кризисных явлений Беларуси удалось увеличить выручку лишь от транзита нефти. В объемном выражении транзит вырос на 4%, или на 2,4 млн тонн, а доход увеличился на 12 млн долларов. Вместе с тем транзит природного газа, например, снизился на 6,8 млрд кубометров (или на 13%), а доходы упали на 83 млн долларов (снижение на 18%) [17].

  Еще одна сфера, на которую сделана ставка и где активно растут объемы услуг, - это информационные технологии. Доля Беларуси в мировом экспорте ИТ-услуг за последние 7 лет выросла более чем в пять раз – с 0,02 до 0,1%. При этом суммарный объем экспорта ИТ-услуг, по официальным данным, в 2009 году составил 159,1 млн долларов против 154,7 млн в 2008 году. Это практически в десять раз больше, чем в 2003 году – 17,4 млн долл. Доля экспорта ИТ-услуг в экспорте услуг Беларуси за год увеличилась с 3,7% до 4,6%. Остальные услуги не очень сильно развиваются.

  В 2010 году объем внешней торговли услугами Беларуси составил 7,2 млрд долларов, из них на экспорт пришлось 4 ,4 млрд, на импорт – 2,7 млрд. [18] (см. Рисунок 2). 

  Рисунок 2. Развитие сферы услуг в 2010г.

Рассмотрим  анализ сферы услуг по секторам.

  Транспортные  услуги. 

  К транспортным услугам относятся  все виды транспортного обслуживания, осуществляемого транспортными  средствами: воздушным, железнодорожным, автомобильным, внутренним водным, морским  и прочими видами, включая трубопроводный. Такие услуги включают (см. Таблица 4):

  • грузовые и пассажирские перевозки любыми видами транспорта;
  • транспортно–экспедиционные услуги;
  • аренду (чартер) с водителем;
  • услуги по транспортировке нефти, газа и др. по трубопроводам;
  • прочие, связанные с перевозкой, транспортные работы и услуги, выполняемые на договорной основе.
 

Таблица 4. Классификация международных транспортных услуг

Операция Включает Исключает
 
 
 
Пассажироперевозки
Услуги, связанные  с перевозкой нерезидентов

(экспорт/кредит) перевозчиками-

резидентами и  резидентов

перевозчиками-нерезидентами

(импорт/дебет)

Перевозки нерезидентов

транспортными компаниями

— резидентами  внутри

своей страны (включаются

в поездки)

 
 
 
 
 
Грузоперевозки
Все услуги по доставке экспортного (кредит) или импортного (дебет) товара, после того как товар  был погружен на борт перевозчика, до доставки его в пункт назначения; услуги по погрузке/разгрузке, если

Они предоставляются  перевозчиком

Погрузку/разгрузку, если они

осуществляются  не перевозчиком (включаются в торговый баланс)

 
 
 
Аренда перевозчика

с экипажем

Услуги по сдаче  в аренду резидентом нерезиденту (экспорт/кредит) и нерезидентом резиденту (импорт/ дебет) судов, самолетов, автомобилей

с экипажами  на ограниченный

промежуток времени  для перевозки товаров или  пассажиров

Аренду перевозчика  без экипажа (включается в прочие

бизнес-услуги); финансовые

лизы

 
 
Обеспечивающие

и вспомогательные

услуги

Услуги, предоставляемые  в портах: обработка грузов (погрузка/разгрузка  контейнеров), хранение,

упаковка/распаковка, навигация, лоция, буксировка и техобслуживание  транспортного оборудования;

комиссионные  и агентские

платежи

Товары, купленные  в порту

перевозчиком-нерезидентом,

ремонт транспортного  оборудования (включаются в торговый баланс); ремонт железных дорог, причалов и аэропортов (включается в услуги по строительству)

Информация о работе Внешняя торговля услугами РБ со странами СНГ