Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы – исследование внешнеэкономической политики России, её сущности и основных составляющих политики. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политике и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………….
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….…………….
1.1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики………..………
1.2. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой ……………...........
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………..………………………………………………………
2.1.Цели и принципы внешнеэкономической политики…………………....................
2.2.Правовые основы и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………….….……………….
2.3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности…….………………
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ…………………………….
3.1. Внешнеэкономические приоритеты России…………………...……………………
3.2. Основные торговые партнеры России……………………………....……………….
3.3. Россия и Торгово-экономические организации……………………………………..
3.3.1. Россия и ОЭСР…………………………………………………………...
3.3.2. Россия и ВТО…………………………………………………………….
3.4. Россия и финансовые организации…………………………………………………..
3.4.1. Россия и МВФ……………………………………………………………
3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком………………………
3.5. Россия и Отраслевые организации…………………………………………………..
3.5.1. Россия – ОПЕК…………………………………………………………..
3.5.2. Россия и МЭА……………………………………………………………
3.5.3. Россия и МАГАТЭ………………………………………………………
3.5.4. Россия и МТК «Север-Юг»……………………………………………..
3.6. Сотрудничество России и МОТ……………………………………………................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………..………………..
ОПЕК положила начало межгосударственному регулированию в энергетической
__________________
1.http://www.mid.ru/ns-
– Министерство иностранных дел РФ
2. http://www.mid.ru/ns-dipecon.
– Министерство иностранных дел РФ
сфере применительно к мировому нефтяному рынку. Группа стран образовала
официальную международную организацию, в рамках которой они объединили усилия в энергетической политике с целью повышения среднемировых цен и увеличения доходов от продажи нефти, что явилось началом глобального противостояния производителей и потребителей энергоресурсов.
Регулирование мирового рынка нефти осуществляется путем установления, как правило поквартального, суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения на мировом рынке, распределения общего лимита странами-членами и контроля за соблюдением квот.
Интерес ОПЕК к России и некоторым странам СНГ объясняется тем, что эти страны обладают значительными запасами нефти и газа и могут влиять на конъюнктуру мировых рынков. Наращивание неопековской составляющей в мировой торговли нефтью и увеличение поставок газа на мировой рынок снижают возможности ОПЕК оказывать
влияние на цены на нефть. Кроме того, Россия и страны СНГ нуждаются в значительных инвестициях, что может обострить конкуренцию на мировом рынке ссудного капитала.
ОПЕК неоднократно поднимала вопрос о развитии сотрудничества с Россией и нефтегазовыми странами СНГ. В частности, некоторые страны ОПЕК, прежде всего Иран, пытались привлечь в ОПЕК Азербайджан, Казахстан и Туркмению. С 1998 г. Россия регулярно участвует в министерских конференциях ОПЕК в качестве наблюдателя.1
Развивается и такая форма диалога с ОПЕК как совместные заседания экспертов высокого уровня. Эти встречи способствовали обмену информацией о состоянии и перспективах развития рынков нефти и газа.
Обеспечение экономической и энергетической безопасности России в значительной степени связано с характером и интенсивностью ее взаимодействия с ОПЕК. Это особенно важно в современных условиях, когда энергетическая дипломатия России активно проводит линию на одновременное сотрудничество со странами экспортерами и импортерами энергетических ресурсов. При этом, исходя прежде всего из национальных интересов, Россия вносит весомый вклад в обеспечение международной энергетической безопасности на глобальном и региональном уровнях, что содействует укреплению ее политических позиций в мире.
Россия
активно взаимодействует с
3.5.2. Россия и международное энергетическое агентство.
Международное энергетическое агентство (МЭА) является автономным органом в структуре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Основные интересы России в отношении МЭА связаны со стратегической линией, направленной на интеграцию в мировую экономику, вхождение российского ТЭК в
систему энергетической инфраструктуры промышленно развитых стран, а также участие в системе глобальной энергетической безопасности стран-членов МЭА.
В июле 1994 г. в Москве была подписана Совместная декларация о сотрудничестве в области энергетики между Правительством Российской Федерации и Международным
энергетическим агентством. В соответствии с этим документом на МИД России
________________
1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.
– Министерство
иностранных дел РФ
возложена общая координация сотрудничества с МЭА.
Декларация предполагает развитие сотрудничества в следующих сферах:1 энергосбережение и энергоэффективность, проведение исследований и разработок, использование альтернативных источников энергии, создание новых предприятий энергетики.
В
апреле 2007 г. подписан «Меморандум о
взаимопонимании по сотрудничеству
в сфере энергетики между Министерством
промышленности и энергетики Российской
Федерации и Международным энергетическим
агентством (МЭА) на 2006-2010 гг.».
3.5.3. Россия и Международное агентство
по атомной энергии (МАГАТЭ)
МАГАТЭ было создано в 1957 году как независимая межправительственная организация в системе ООН. СССР одним из первых - в феврале 1957 года – ратифицировал Устав Агентства и входил в число 18 первоначальных членов Агентства.
Россия вносит 1,158% обязательных взносов в регулярный бюджет (около 2,8 млн. евро и
694 тыс. долл.
США), около 900 тыс. долл. в ФТС,
а также участвует в
целевых внебюджетных
программ Агентства (1 млн. долл. – проект
по инновационным ядерным реакторам и
топливным циклам (ИНПРО) и около 250 тыс.
долл. - национальная программа поддержки
гарантий). 2
3.5.4. Россия и Международный Транспортный коридор «Север – Юг»
Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу.
Составными частями МТК «Север-Юг» стали международные транспортные коридоры № 9 (Финляндия - Санкт - Петербург - Москва с ответвлениями на Астрахань и Новороссийск) и № 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург), транспортная инфраструктура Волги и Дона, в том числе Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, порты Астраханской области (Астрахань, Оля) и Дагестана (Махачкала). 3
Для максимальной реализации потенциальных возможностей МТК «Север-Юг» перед российской стороной стоит задача модернизации Астраханского транспортного узла, дальнейшее развитие портовых мощностей которого возможно за счет продолжения строительства порта Оля, способного с выходом на проектную мощность перерабатывать до 8 млн. тонн сухих грузов в год.
Значительная часть коридора "Север - Юг" проходит по железным дорогам России, на которые приходится в зависимости от маршрута 33 - 53% от общей протяженности сухопутной части коридора.3
Базовым
грузопотоком на каспийском участке
МТК «Север-Юг» остается грузооборот
российско-иранской торговли, который
постоянно растет. Формируется новый интермодальный
маршрут, по которому организуется доставка
контейнерных грузов в Иран. Совместно
с партнерами в Азербайджане и Иране решается
вопрос о
__________________
1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.
– Министерство иностранных дел РФ
2. http://www.mid.ru/ns-dipecon.
– Министерство иностранных дел РФ
3. http://www.mid.ru/ns-dipecon.
– Министерство иностранных дел РФ
налаживании прямого сухопутного сообщения по западному побережью Каспийского моря
со строительством
новой линии железной дороги Казвин
- Астара (иранская) - Астара (азербайджанская).
3.6 Сотрудничество РФ с Международной Организацией труда (МОТ).
Членство
в МОТ - одной из старейших и
ведущих международных
социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство - профсоюзы - предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в т.ч. малых предприятий, решению проблем занятости.
МОТ
оказывает России консультативную
помощь в проведении экспертной оценки
социально-трудового
В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем.1 Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии). Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус
позволяет ему более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ.
Россия заинтересована в использовании законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ
В
2009 г. взаимодействие России и МОТ
строилось в основном вокруг реализации
проектов техсодействия в соответствии
с Программой сотрудничества между
Россией и МОТ на 2006-2009 гг. (объем
помощи России в 2009 г. составил около 2
млн. долл.).1
__________________
1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.
– Министерство иностранных дел РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Основными из них являются:
- уровень и
динамика развития
- степень открытости национальной экономики и ее вовлеченности в международное разделение труда (МРТ);
- прогрессивность
и развитость
- умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении;
- наличие правовых
условий для иностранных
- наличие транснациональных корпораций.
Интернационализация экономических связей обеспечивает каждой стране и регионам входящим в нее возможность использования потенциала мировой хозяйственной системы в интересах собственного социально-экономического развития. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность, с одной стороны, расширяет возможности экономического развития регионов национального государства, а с другой, - увеличивает риски, связанные с обеспечением их экономической безопасности. Значение внешнеэкономической деятельности определяется результатами внешней торговли: использованием преимуществ международного разделения труда и получением дополнительного дохода; расширением рынка сбыта продукции национальных производителей.
Россия – обширная евразийская держава, имеющая самое большое из стран мира число сухопутных соседей – 14 стран. Среди её морских соседей такие державы, как США и Япония. На Чёрном море Россия соседствует с Турцией, а на Каспийском море – с Ираном. Наша страна занимает громадное пространство, расположенное между крупнейшими мировыми экономическими зонами – Европейским Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе России располагаются страны, ранее входившие в СССР.
Оставаясь
в мировом хозяйстве в
Информация о работе Внешнеэкономическая политика и связи России