Внешнеэкономическая политика и связи России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование внешнеэкономической политики России, её сущности и основных составляющих политики. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политике и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………….
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….…………….
1.1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики………..………
1.2. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой ……………...........
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………..………………………………………………………
2.1.Цели и принципы внешнеэкономической политики…………………....................
2.2.Правовые основы и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………….….……………….
2.3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности…….………………
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ…………………………….
3.1. Внешнеэкономические приоритеты России…………………...……………………
3.2. Основные торговые партнеры России……………………………....……………….
3.3. Россия и Торгово-экономические организации……………………………………..
3.3.1. Россия и ОЭСР…………………………………………………………...
3.3.2. Россия и ВТО…………………………………………………………….
3.4. Россия и финансовые организации…………………………………………………..
3.4.1. Россия и МВФ……………………………………………………………
3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком………………………
3.5. Россия и Отраслевые организации…………………………………………………..
3.5.1. Россия – ОПЕК…………………………………………………………..
3.5.2. Россия и МЭА……………………………………………………………
3.5.3. Россия и МАГАТЭ………………………………………………………
3.5.4. Россия и МТК «Север-Юг»……………………………………………..
3.6. Сотрудничество России и МОТ……………………………………………................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………..………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовой по экономике.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

     ОПЕК  положила начало межгосударственному  регулированию в энергетической

__________________

1.http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/603558dd5588245bc3257330002edf72?OpenDocument

– Министерство иностранных дел РФ

2. http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/e9471793e45992cec325746b0040bb86?OpenDocument

 – Министерство  иностранных дел РФ

 сфере применительно  к мировому нефтяному рынку.  Группа стран образовала 

официальную международную организацию, в рамках которой они объединили усилия в энергетической политике с целью повышения среднемировых цен и увеличения доходов от продажи нефти, что явилось началом глобального противостояния производителей и потребителей энергоресурсов.

     Регулирование мирового рынка нефти осуществляется путем установления, как правило поквартального, суммарного лимита добычи нефти для стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения на мировом рынке, распределения общего лимита странами-членами и контроля за соблюдением квот.

     Интерес ОПЕК к России и некоторым странам  СНГ объясняется тем, что эти  страны обладают значительными запасами нефти и газа и могут влиять на конъюнктуру мировых рынков. Наращивание  неопековской составляющей в мировой торговли нефтью и увеличение поставок газа на мировой рынок снижают возможности ОПЕК оказывать

влияние на цены на нефть. Кроме того, Россия и страны СНГ нуждаются в значительных инвестициях, что может обострить  конкуренцию на мировом рынке  ссудного капитала.

     ОПЕК  неоднократно поднимала вопрос о  развитии сотрудничества с Россией  и нефтегазовыми странами СНГ. В  частности, некоторые страны ОПЕК, прежде всего Иран, пытались привлечь в  ОПЕК Азербайджан, Казахстан и Туркмению. С 1998 г. Россия регулярно участвует в министерских конференциях ОПЕК в качестве наблюдателя.1

     Развивается и такая форма диалога с  ОПЕК как совместные заседания экспертов  высокого уровня. Эти встречи способствовали обмену информацией о состоянии  и перспективах развития рынков нефти и газа.

     Обеспечение экономической и энергетической безопасности России в значительной степени связано с характером и интенсивностью ее взаимодействия с ОПЕК. Это особенно важно в  современных условиях, когда энергетическая дипломатия России активно проводит линию на одновременное сотрудничество со странами экспортерами и импортерами энергетических ресурсов. При этом, исходя прежде всего из национальных интересов, Россия вносит весомый вклад в обеспечение международной энергетической безопасности на глобальном и региональном уровнях, что содействует укреплению ее политических позиций в мире.

     Россия  активно взаимодействует с ведущими членами ОПЕК в рамках двустороннего  сотрудничества. Знаковым событием стало  подписание в начале сентября 2003 г. в Москве Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Саудовская Аравия о сотрудничестве в области нефти и газа. В Соглашении закреплен основной принцип взаимодействия двух крупнейших мировых производителей нефти – двусторонние контакты в нефтегазовой сфере, включая их развитие в системе координат “ОПЕК – независимые производители”.1 

3.5.2. Россия и международное энергетическое агентство.

     Международное энергетическое агентство (МЭА) является автономным органом в структуре  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

     Основные  интересы России в отношении МЭА связаны со стратегической линией, направленной на интеграцию в мировую экономику, вхождение российского ТЭК в

систему энергетической инфраструктуры промышленно развитых стран, а также участие в системе глобальной энергетической безопасности стран-членов МЭА.

     В июле 1994 г. в Москве была подписана  Совместная декларация о сотрудничестве в области энергетики между Правительством Российской Федерации и Международным

энергетическим  агентством. В соответствии с этим документом на МИД России

________________

1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/e9471793e45992cec325746b0040bb86?OpenDocument

 – Министерство  иностранных дел РФ 

возложена общая  координация сотрудничества с МЭА.

     Декларация  предполагает развитие сотрудничества в следующих сферах:1 энергосбережение и энергоэффективность, проведение исследований и разработок, использование альтернативных источников энергии, создание новых предприятий энергетики.

     В апреле 2007 г. подписан «Меморандум о  взаимопонимании по сотрудничеству в сфере энергетики между Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации и Международным энергетическим агентством (МЭА) на 2006-2010 гг.». 
 
3.5.3. Россия и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)

     МАГАТЭ  было создано в 1957 году как независимая  межправительственная организация  в системе ООН. СССР одним из первых - в феврале 1957 года – ратифицировал Устав Агентства и входил в число 18 первоначальных членов Агентства.

Россия вносит 1,158% обязательных взносов в регулярный бюджет (около 2,8 млн. евро и 

694 тыс. долл. США), около 900 тыс. долл. в ФТС,  а также участвует в финансировании

целевых внебюджетных программ Агентства (1 млн. долл. – проект по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО) и около 250 тыс. долл. - национальная программа поддержки гарантий). 2 

3.5.4. Россия и Международный Транспортный коридор «Север – Юг»

     Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу.

     Составными  частями МТК «Север-Юг» стали международные транспортные коридоры № 9 (Финляндия - Санкт - Петербург - Москва с ответвлениями на Астрахань и Новороссийск) и № 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород - Екатеринбург), транспортная инфраструктура Волги и Дона, в том числе Волго-Балтийский и Волго-Донской каналы, порты Астраханской области (Астрахань, Оля) и Дагестана (Махачкала). 3

     Для максимальной реализации потенциальных  возможностей МТК «Север-Юг» перед  российской стороной стоит задача модернизации Астраханского транспортного узла, дальнейшее развитие портовых мощностей которого возможно за счет продолжения строительства порта Оля, способного с выходом на проектную мощность перерабатывать до 8 млн. тонн сухих грузов в год.

     Значительная  часть коридора "Север - Юг" проходит по железным дорогам России, на которые приходится в зависимости от маршрута 33 - 53% от общей протяженности сухопутной части коридора.3

     Базовым грузопотоком на каспийском участке  МТК «Север-Юг» остается грузооборот  российско-иранской торговли, который постоянно растет. Формируется новый интермодальный маршрут, по которому организуется доставка контейнерных грузов в Иран. Совместно с партнерами в Азербайджане и Иране решается вопрос о  

__________________

1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/67817a8c0c5897b743256b590049111f?OpenDocument

– Министерство иностранных дел РФ

2. http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/5a8ac144a38ff6ffc3257562002a748b?OpenDocument

– Министерство иностранных дел РФ

3. http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/83b801e2c17f75a2c32576d7004698b6?OpenDocument

– Министерство иностранных дел РФ

налаживании прямого  сухопутного сообщения по западному  побережью Каспийского моря

со строительством новой линии железной дороги Казвин - Астара (иранская) - Астара (азербайджанская). 

3.6 Сотрудничество РФ с Международной Организацией труда (МОТ).

     Членство  в МОТ - одной из старейших и  ведущих международных организаций - позволяет России изучать и применять  международную практику урегулирования

социально-трудовых споров, развивать социальное партнерство (правительство - профсоюзы - предприниматели), использовать рекомендации МОТ для совершенствования и регулирования рынка труда. Участие в деятельности МОТ помогает разрабатывать основанные на мировом опыте нормы трудового законодательства, содействует развитию предпринимательства, в т.ч. малых предприятий, решению проблем занятости.

     МОТ оказывает России консультативную  помощь в проведении экспертной оценки социально-трудового законодательства, внедрении в практику концепции  социального партнерства, модульной  системы подготовки рабочих кадров на производстве, совершенствовании службы занятости, социальной защиты и пенсионного обеспечения, разработке нового классификатора профессий, развитии статистики в сфере труда.

     В сентябре 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Организацией было подписано Соглашение о Бюро МОТ в Москве, предусматривающее формирование на его основе многопрофильной группы экспертов для оказания содействия в решении социально-трудовых проблем.1 Деятельность Бюро распространяется на 9 стран СНГ (за исключением Украины и Молдавии). Придание Бюро МОТ в Москве региональных функций имеет для России существенное практическое значение, поскольку этот статус

позволяет ему  более широко и с большей степенью самостоятельности заниматься организацией конкретных проектов технического содействия российским регионам, более эффективно координировать деятельность МОТ в России и странах СНГ.

     Россия  заинтересована в использовании  законодательного опыта и исследовательского потенциала МОТ в целях содействия осуществлению российских экономических реформ

     В 2009 г. взаимодействие России и МОТ  строилось в основном вокруг реализации проектов техсодействия в соответствии с Программой сотрудничества между  Россией и МОТ на 2006-2009 гг. (объем  помощи России в 2009 г. составил около 2 млн. долл.).1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________

1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/c2dd096e42c3d53243256a29003c4e0d?OpenDocument

– Министерство иностранных дел РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Место и роль любой страны в мировом  хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации  хозяйственной жизни зависят  от многих факторов. Основными из них являются:

- уровень и  динамика развития национальной  экономики; 

- степень открытости  национальной экономики и ее  вовлеченности в международное  разделение труда (МРТ);

- прогрессивность  и развитость внешнеэкономических  связей (ВЭС);

- умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении;

- наличие правовых  условий для иностранных инвестиций;

- наличие транснациональных  корпораций.

     Интернационализация экономических связей обеспечивает каждой стране и регионам входящим в нее возможность использования потенциала мировой хозяйственной системы в интересах собственного социально-экономического развития. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность, с одной стороны, расширяет возможности экономического развития регионов национального государства, а с другой, - увеличивает риски, связанные с обеспечением их экономической безопасности. Значение внешнеэкономической деятельности определяется результатами внешней торговли: использованием преимуществ международного разделения труда и получением дополнительного дохода; расширением рынка сбыта продукции национальных производителей.

     Россия  – обширная евразийская держава, имеющая самое большое из стран  мира число сухопутных соседей – 14 стран. Среди её морских соседей такие державы, как США и Япония. На Чёрном море Россия соседствует с Турцией, а на Каспийском море – с Ираном. Наша страна занимает громадное пространство, расположенное между крупнейшими мировыми экономическими зонами – Европейским Союзом, Северной Америкой и Северо-Восточной Азией. На юге и западе России располагаются страны, ранее входившие в СССР.

     Оставаясь в мировом хозяйстве в незавидном качестве поставщика энергоресурсов и  полуфабрикатов и потребителя готовой продукции, Россия не сможет динамично расширять экспорт, противостоять экспансии потребительского импорта, диверсифицировать товарную и географическую структуру внешней торговли, участвовать в промышленной кооперации, эффективно подключаться к процессам экономического интегрирования. Более активному включению России в международный обмен призвана способствовать продуманная и сбалансированная внешнеэкономическая политика, учитывающая как общемировые тенденции, так и интересы отечественной экономики.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика и связи России