Внешнеэкономическая политика и связи России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование внешнеэкономической политики России, её сущности и основных составляющих политики. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политике и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………….
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….…………….
1.1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики………..………
1.2. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой ……………...........
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………..………………………………………………………
2.1.Цели и принципы внешнеэкономической политики…………………....................
2.2.Правовые основы и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………….….……………….
2.3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности…….………………
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ…………………………….
3.1. Внешнеэкономические приоритеты России…………………...……………………
3.2. Основные торговые партнеры России……………………………....……………….
3.3. Россия и Торгово-экономические организации……………………………………..
3.3.1. Россия и ОЭСР…………………………………………………………...
3.3.2. Россия и ВТО…………………………………………………………….
3.4. Россия и финансовые организации…………………………………………………..
3.4.1. Россия и МВФ……………………………………………………………
3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком………………………
3.5. Россия и Отраслевые организации…………………………………………………..
3.5.1. Россия – ОПЕК…………………………………………………………..
3.5.2. Россия и МЭА……………………………………………………………
3.5.3. Россия и МАГАТЭ………………………………………………………
3.5.4. Россия и МТК «Север-Юг»……………………………………………..
3.6. Сотрудничество России и МОТ……………………………………………................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………..………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовой по экономике.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

        Министерство  образования Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

              Томский Политехнический Университет. 
         
         
         
         
         

                     Кафедра Экономики 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                  Курсовая работа по экономике

 

           на тему: «Внешнеэкономическая политика и связи России». 
     
     

                                
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Томск, 2010. 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………….

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….…………….

    1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики………..………
    2. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой ……………...........

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………..………………………………………………………

    2.1.Цели  и принципы внешнеэкономической политики…………………....................

    2.2.Правовые  основы и инструменты регулирования 

    внешнеэкономической деятельности…………………………….….……………….

    2.3. Методы  регулирования внешнеэкономической  деятельности…….………………

ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ…………………………….

    3.1. Внешнеэкономические  приоритеты России…………………...……………………

    3.2. Основные  торговые партнеры России……………………………....……………….

    3.3. Россия  и Торгово-экономические организации……………………………………..

                3.3.1. Россия и ОЭСР…………………………………………………………...

                3.3.2. Россия и ВТО…………………………………………………………….

    3.4. Россия  и финансовые организации…………………………………………………..

                3.4.1. Россия и МВФ……………………………………………………………

                3.4.2. Сотрудничество  России со Всемирным Банком………………………

    3.5. Россия  и Отраслевые организации…………………………………………………..

                3.5.1. Россия – ОПЕК…………………………………………………………..

                3.5.2. Россия и МЭА……………………………………………………………

                3.5.3. Россия и МАГАТЭ………………………………………………………

                3.5.4. Россия и МТК  «Север-Юг»……………………………………………..

    3.6. Сотрудничество  России и МОТ……………………………………………................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…………………

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………..……………….. 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

     Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще  до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Такой вид торговли способствовал развитию машинного производства, так как оно нередко производило продукцию из импортного сырья. Благодаря применению производственных машин прибыль росла, накапливался избыточный капитал, который впоследствии  вывозился за границу. Что способствовало формированию мирового хозяйства и общественного разделения труда.

     На  протяжении столетий внешняя торговля была и есть основой международных экономических отношений, рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.

     Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства  является интенсивное  развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур. Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге к большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.

     По  мере становления в России рыночной экономики происходит возрастание  экономической открытости, и этот процесс меняет соотношение внутренних и внешних факторов социально-экономического развития страны. Если в дореформенный период решающая роль принадлежала внутренним факторам, то с началом создания рыночной экономики открытого типа внешнее воздействие становится всё более важным в выборе экономической стратегии, а внешнеэкономические связи начинают играть ключевую роль в экономическом росте и прогрессе России. Это означает, что государство в нынешних условиях вынуждено регулировать хозяйственную жизнь внутри страны с учётом процессов, происходящих в мировом хозяйстве.

     Актуальность  данной темы обусловлена быстрым  темпом развития современных экономических  связей и необходимостью изучения, открывающихся, в настоящее время, новых возможностей для повышения  уровня торгово-экономического сотрудничества.

     Объектом  изучения является внешнеэкономическая  политика России, а предметом является исследование современных тенденций  развития внешнеэкономических связей страны.

     Цель  данной работы – исследование внешнеэкономической  политики России, её сущности и основных составляющих политики. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:

- дать определение  внешнеэкономической политике и  охарактеризовать историю формирования  внешнеэкономической политики в  России;

- охарактеризовать  механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;

- выявить внешнеэкономические  приоритеты страны и определить  место России во внешнеэкономических  связях.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ  РОССИИ. 

    1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики.
 

   Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это целенаправленные действия государства и его органов  по определению режима регулирования  внешнеэкономических связей (ВЭС) и  оптимизации участия страны в  международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны 1.

    Основные  средства осуществления внешнеэкономической  политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.

Важнейшая составная  часть внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика. Внешнеторговая политика государства - это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и (или) их группировками 2.

        Исторически известны два основных её направления: протекционизм и фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля). Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма. В противоположность этому политика свободной торговли (фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, тем не менее, государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности внешние.

     Важнейшей задачей государственного регулирования становится усиление международной конкурентоспособности "своих" предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств. В эпоху НТР огромную роль в повышении национальной конкурентоспособности играет финансирование государством научных исследований, мероприятий по их внедрению в производство.  

    1. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой.
 

   Историко-экономический  анализ показывает, что Россия (СССР) прошла пять этапов во взаимодействии с мировой экономикой. Эти этапы  имеют следующие временные границы  и экономические особенности:

   1 этап. 1917-1945 гг.1 Политическая и экономическая изоляция. Экономико-политическая ситуация в Европе характеризовалась несколькими тенденциями. После Первой мировой войны началась активизация национальных движений славянских народов. Усилились позиции США, Великобритании и Франции, они приняли основные положения договора о коллективной безопасности. Контакты России с зарубежными странами сведены к минимуму. Экономическое сотрудничество пока не является приоритетным направлением внешней политики для правительства большевиков. Центральное место во внешней политике занимает реализация коммунистической доктрины революционного преобразования мира. Происходит абсолютизация Советов как универсальной модели государства "нового типа". Фактически Россия становится страной с натуральным хозяйством, которая практически полностью обеспечить себя всеми необходимыми видами продукции и услуг. Такая автономия стала одной из основ победы СССР во Второй мировой войне.

   2 этап. 1945-1985 гг.1 Сотрудничество с социалистическим лагерем. Политическая экспансия в страны третьего мира. По окончанию Второй мировой войны СССР окружил себя странами с советскими режимами. Это позволило осуществить реализовать социалистическую модель международного разделения труда. Образование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) привело к созданию системы перераспределения заказов в масштабах межстрановой системы производства продукции и услуг. Фактически была создана экономическая система, в основу которой были положены политические принципы. Это привело к снижению экономической эффективности и ухудшению конкурентных преимуществ, которые стали одной из причин разрушения этой системы. Указанные события привели к переосмыслению роли СССР в мировой политической системе. В Советском Союзе началась перестройка.

   3 этап. 1985-1991 гг.1 Снижение роли России в мировых политических процессах.

Начало демонтажа  партийно-политической системы. Ликвидация социализма как политической системы  и разрушение экономических связей. Ликвидация СЭВ. Окончание жесткого противостояния с США и НАТО. Снижение конкурентоспособности на внешних рынках. Кризис, вызванный структурными факторами, усилился вследствие резкого сокращения импорта. Важным фактором уменьшения внешнеторгового оборота стал переход в расчетах СССР со странами Восточной Европы на свободно конвертируемую валюту. Снизилась инвестиционная активность. Произошло сокращение общего объема инвестиций. Доходы государственных бюджетов всех уровней снизились вследствие спада производства, сокращения поступлений от внешней торговли. Произошло снижение объемов золото-валютных резервов. В то же время росли расходы на социальные программы, децентрализация привела к несогласованности бюджетной политики республик - в результате дефицит союзного бюджета..

Информация о работе Внешнеэкономическая политика и связи России