Внешнеэкономическая политика и связи России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование внешнеэкономической политики России, её сущности и основных составляющих политики. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политике и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………….
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….…………….
1.1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики………..………
1.2. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой ……………...........
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………..………………………………………………………
2.1.Цели и принципы внешнеэкономической политики…………………....................
2.2.Правовые основы и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………….….……………….
2.3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности…….………………
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ…………………………….
3.1. Внешнеэкономические приоритеты России…………………...……………………
3.2. Основные торговые партнеры России……………………………....……………….
3.3. Россия и Торгово-экономические организации……………………………………..
3.3.1. Россия и ОЭСР…………………………………………………………...
3.3.2. Россия и ВТО…………………………………………………………….
3.4. Россия и финансовые организации…………………………………………………..
3.4.1. Россия и МВФ……………………………………………………………
3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком………………………
3.5. Россия и Отраслевые организации…………………………………………………..
3.5.1. Россия – ОПЕК…………………………………………………………..
3.5.2. Россия и МЭА……………………………………………………………
3.5.3. Россия и МАГАТЭ………………………………………………………
3.5.4. Россия и МТК «Север-Юг»……………………………………………..
3.6. Сотрудничество России и МОТ……………………………………………................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………..………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовой по экономике.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

     Динамичное  экономическое развитие России в  последние годы и улучшение ее макроэкономических показателей побудили ОЭСР принять меры к последовательному повышению кредитного рейтинга нашей страны - с 2000 г. по 2007 г. он был повышен с седьмой (низшей) группы риска до третьей.1

     Несмотря  на поступательное развитие взаимодействия с ОЭСР, Россия последовательно придерживалась позиции, что полное раскрытие потенциала сотрудничества с этой Организацией возможно только при условии нашего присоединения к ней в качестве полноправного члена. 

3.3.2.  Россия  и Всемирная Торговая Организация.

     Всемирная торговая организация (ВТО) учреждена 8 декабря 1994 года. Приступила к деятельности с 1 января 1995 года.

     В 1992 г. Российская Федерация унаследовала от бывшего СССР статус наблюдателя  в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), предоставленный СССР в мае 1990 г. В июне 1993 г. Правительство Российской Федерации подало официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. В связи с образованием в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО), включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. в Секретариат ВТО было передано официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к ВТО.

     К настоящему времени проведено 30 заседаний  РГ. В ходе последнего заседания (март 2006 г.) продолжено обсуждение третьей редакции проекта Доклада рабочей группы (РГ) - документа, определяющего условия присоединения России к ВТО 2.

__________________

1.http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/2f43289d5692080ac32573300027599b?OpenDocument – Министерство иностранных дел РФ

2. http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/846997409eac0341c3256e350050b684?OpenDocument –Министерство иностранных дел РФ

     Процесс присоединения подошел к финальной стадии. В основном завершена

работа по приведению российского законодательства в  соответствие с нормами ВТО. На двусторонних переговорах осталось ограниченное число проблем.

     В рамках переговоров о присоединении  России к ВТО выделяются следующие четыре основные направления.1

     - Переговоры по тарифам и услугам завершены практически со всеми странами-членами РГ. Среди стран, с которыми еще не подписаны соответствующие протоколы: Грузия и Саудовская Аравия.

     - В области сельского хозяйства переговоры ведутся по уровню внутренней поддержки, объемам экспортных субсидий и использованию специальных защитных мер. Россия отстаивает такие параметры, которые не нанесут ущерб национальному аграрному сектору как непосредственно после присоединения к ВТО, так и в перспективе. Однако ведущие сельхозэкспортеры, в первую очередь страны Кернской группы во главе с Австралией, пока не принимают наши предложения.

     Вопросы системного характера будут зафиксированы в виде обязательств России в Докладе РГ по всему комплексу соглашений ВТО. В частности, это вопросы, касающиеся регулирования общих режимов экспорта и импорта, выполнения соглашений по зонам свободной торговли, свободным экономическим зонам, техническим барьерам, санитарным и фитосанитарным мерам и т.д.

     Не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки теряет млрд. долл.

     Вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России. Повысить роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. Членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

     С другой стороны, вступив во Всемирную  торговую организацию, Россия в значительной степени должна: 2

     во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

     во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу

взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

     в-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

     в-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественный, и развитую инфраструктуру.

     в-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

     Следует также отметить, что до вступления во Всемирную торговую организацию  Россия на двусторонней основе уже  имеет режим наибольшего благоприятствования со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. 
 

__________________

1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/846997409eac0341c3256e350050b684?OpenDocument –Министерство иностранных дел РФ

2. И. Мухамедшин Россия и ВТО: возможные последствия присоединения./ЗАКОН, №4, 2003 г.

3.4. Россия и  финансовые организации. 

3.4.1 Россия и международный валютный фонд.

     Россия  является членом МВФ с мая 1992 г. Российская квота составляет 5,95

млрд.СДР (около 9 млрд.долл.) или 2,39% от общего числа  голосов в Фонде (десятое место  после семерки индустриальных стран, КНР и Саудовской Аравии).1

     С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.

     По  данным Министерства Иностранных дел РФ:1

     Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности  восемь раз воспользовалась кредитами  МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США. В июле 1992 г. Россия получила первый кредит стэнд-бай – около 1 млрд.долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд.долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит стэнд-бай в объеме 6,8 млрд. долл. США. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд.долл. США на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд.долл. США. В июле 1998 г. в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. долл. США), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено. В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 4,5 млрд. долл. США, первый и последний транш которого (640 млн. долл. США) был получен в том же месяце.

В настоящее  время Россия вышла на новый этап сотрудничества с Фондом, отличительной чертой которого является самостоятельная разработка экономической программы и ее реализация без привлечения ресурсов МВФ. С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долл. США. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долл. США), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией. С марта 2005 года решением Совета директоров Фонда Российская Федерация участвует в плане финансовых операций МВФ. 

3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком.

     Российская  Федерация вступила в группу Всемирного банка в июне

1992 г., став членом  входящих в его структуру Международного  банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР) и Международного агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ). Доля нашей страны в капитале этих организаций - порядка 3% (так, например, в МБРР она составляет 2,85%, в МФК – 3,43%, в МАГИ – 3,13%).2  

__________________

1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/6e46bf7366bde7b2c3256e35004a519f?OpenDocument

 – Министерство  иностранных дел РФ

2.http://www.mid.ru/ns-dipecon.nsf/370924d7f91618e0c32576bf002c1caf/603558dd5588245bc3257330002edf72?OpenDocument

– Министерство иностранных дел РФ 

     По  данным Министерства Иностранных дел  РФ: 1

     Российская  Федерация начала привлекать финансовые ресурсы МБРР с 1992 г. За

это время Банк одобрил предоставление России 61 займа  на общую сумму 13,6 млрд. долл.

(с учетом  сокращений займов объем выделенных  средств по состоянию на 1 сентября 2009 г. составил 10,17 млрд. долл.). 56% привлеченных  средств приходится на бюджетные  займы, 44% – на инвестиционные. По состоянию на 1 сентября 2009 г. завершено 48 проектов на сумму 9,07 млрд. долл., реализуются 13 проектов объемом 1,1 млрд. долл. В рамках действующих проектов доступными для использования являются 524,5 млн. долл., израсходовано 572,5 млн. долл. За последние 5 лет объемы сотрудничества России с МБРР

заметно снизились. Это объясняется улучшением финансово-экономического положения страны и политикой  Правительства Российской Федерации, направленной на сокращение государственного внешнего долга. Происходит и постепенное  сокращение числа новых проектов Банка в России. В 2007 г. вступил в силу один проект – «Поддержка судебной реформы» (15 ноября 2007 г.). В 2008 г. вступили в силу два проекта – «Развитие системы государственной статистики-2» (22 апреля 2008 г.) и «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость» (23 апреля 2008 г.). В 2009 г. было одобрено лишь одно соглашение о займе по проекту «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства» на сумму 200 млн. долл. Подписание соглашения по нему состоялось 16 сентября 2009 г. Сумма предоставленных средств по проектам МФК в России составляет 2,243 млрд. долл. (около 6,5% от общего кредитного портфеля Корпорации), что намного ниже прошлогоднего уровня в 2,583 млрд. долл. Абсолютное сокращение кредитных обязательств МФК в России сопровождалось перемещением нашей страны с первого на третье место среди государств-клиентов Корпорации (на первом месте сейчас находится Индия с объёмом инвестиций 3,389 млрд. долл., на втором – Бразилия с 2,367 млрд. долл.).

По итогам 2006 г. Россия вышла на первое место среди стран-бенефициаров МАГИ, ситуация не изменилась и по настоящий момент. Общий объем действующих гарантийных контрактов МАГИ в связи с инвестиционными проектами в нашей стране составил по состоянию на 15 сентября 2009 г. 973,4 млн. долл. (или 13,2% общего портфеля МАГИ), из которых инвестиции на сумму 492,3 млн. долл. были застрахованы непосредственно Агентством (11% нетто-портфеля МАГИ), а на остальную сумму были заключены договоры перестрахования с другими иностранными страховщиками.

     В настоящее время Россия перешла  из категории заемщиков Всемирного банка в категорию его партнеров  как по вопросам социально-экономического развития России, так и в решении  мировых проблем борьбы с бедностью, списания задолженности беднейших  стран и защиты окружающей среды.  

3.5. Россия и  Отраслевые организации 

3.5.1. Россия – Организация стран-экспортеров нефти. 
 ОПЕК была сформирована на международной конференции в Багдаде, состоявшейся 10-14 сентября 1960 г. Первоначально в организацию вошли пять стран:

Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В  период с 1960 по 1975 гг. было принято еще 8 стран: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир,

Нигерия, Эквадор  и Габон. В декабре 1992 г. Эквадор  вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 г. из нее был исключен Габон.2

Информация о работе Внешнеэкономическая политика и связи России