Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы – исследование внешнеэкономической политики России, её сущности и основных составляющих политики. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политике и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………….
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….…………….
1.1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики………..………
1.2. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой ……………...........
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………..………………………………………………………
2.1.Цели и принципы внешнеэкономической политики…………………....................
2.2.Правовые основы и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………….….……………….
2.3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности…….………………
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ…………………………….
3.1. Внешнеэкономические приоритеты России…………………...……………………
3.2. Основные торговые партнеры России……………………………....……………….
3.3. Россия и Торгово-экономические организации……………………………………..
3.3.1. Россия и ОЭСР…………………………………………………………...
3.3.2. Россия и ВТО…………………………………………………………….
3.4. Россия и финансовые организации…………………………………………………..
3.4.1. Россия и МВФ……………………………………………………………
3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком………………………
3.5. Россия и Отраслевые организации…………………………………………………..
3.5.1. Россия – ОПЕК…………………………………………………………..
3.5.2. Россия и МЭА……………………………………………………………
3.5.3. Россия и МАГАТЭ………………………………………………………
3.5.4. Россия и МТК «Север-Юг»……………………………………………..
3.6. Сотрудничество России и МОТ……………………………………………................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………..………………..
Динамичное экономическое развитие России в последние годы и улучшение ее макроэкономических показателей побудили ОЭСР принять меры к последовательному повышению кредитного рейтинга нашей страны - с 2000 г. по 2007 г. он был повышен с седьмой (низшей) группы риска до третьей.1
Несмотря
на поступательное развитие взаимодействия
с ОЭСР, Россия последовательно придерживалась
позиции, что полное раскрытие потенциала
сотрудничества с этой Организацией возможно
только при условии нашего присоединения
к ней в качестве полноправного члена.
3.3.2. Россия и Всемирная Торговая Организация.
Всемирная торговая организация (ВТО) учреждена 8 декабря 1994 года. Приступила к деятельности с 1 января 1995 года.
В 1992 г. Российская Федерация унаследовала от бывшего СССР статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), предоставленный СССР в мае 1990 г. В июне 1993 г. Правительство Российской Федерации подало официальное заявление о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. В связи с образованием в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО), включающей ГАТТ в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. в Секретариат ВТО было передано официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к ВТО.
К настоящему времени проведено 30 заседаний РГ. В ходе последнего заседания (март 2006 г.) продолжено обсуждение третьей редакции проекта Доклада рабочей группы (РГ) - документа, определяющего условия присоединения России к ВТО 2.
__________________
1.http://www.mid.ru/ns-
2. http://www.mid.ru/ns-dipecon.
Процесс присоединения подошел к финальной стадии. В основном завершена
работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами ВТО. На двусторонних переговорах осталось ограниченное число проблем.
В рамках переговоров о присоединении России к ВТО выделяются следующие четыре основные направления.1
- Переговоры по тарифам и услугам завершены практически со всеми странами-членами РГ. Среди стран, с которыми еще не подписаны соответствующие протоколы: Грузия и Саудовская Аравия.
- В области сельского хозяйства переговоры ведутся по уровню внутренней поддержки, объемам экспортных субсидий и использованию специальных защитных мер. Россия отстаивает такие параметры, которые не нанесут ущерб национальному аграрному сектору как непосредственно после присоединения к ВТО, так и в перспективе. Однако ведущие сельхозэкспортеры, в первую очередь страны Кернской группы во главе с Австралией, пока не принимают наши предложения.
Вопросы системного характера будут зафиксированы в виде обязательств России в Докладе РГ по всему комплексу соглашений ВТО. В частности, это вопросы, касающиеся регулирования общих режимов экспорта и импорта, выполнения соглашений по зонам свободной торговли, свободным экономическим зонам, техническим барьерам, санитарным и фитосанитарным мерам и т.д.
Не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки теряет млрд. долл.
Вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России. Повысить роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя. Членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.
С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна: 2
во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.
во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу
взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.
в-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения таможенных тарифов на металлургическую продукцию.
в-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественный, и развитую инфраструктуру.
в-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.
Следует
также отметить, что до вступления
во Всемирную торговую организацию
Россия на двусторонней основе уже
имеет режим наибольшего
__________________
1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.
2. И. Мухамедшин Россия и ВТО: возможные последствия присоединения./ЗАКОН, №4, 2003 г.
3.4. Россия и
финансовые организации.
3.4.1 Россия и международный валютный фонд.
Россия является членом МВФ с мая 1992 г. Российская квота составляет 5,95
млрд.СДР (около 9 млрд.долл.) или 2,39% от общего числа голосов в Фонде (десятое место после семерки индустриальных стран, КНР и Саудовской Аравии).1
С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики.
По данным Министерства Иностранных дел РФ:1
Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США. В июле 1992 г. Россия получила первый кредит стэнд-бай – около 1 млрд.долл. В июне 1993 г. и в апреле 1994 г. в рамках механизма финансирования структурных преобразований были получены два транша примерно по 1,5 млрд.долл. каждый, а в апреле 1995 г. – кредит стэнд-бай в объеме 6,8 млрд. долл. США. В марте 1996 г. МВФ предоставил России кредит по программе расширенного финансирования - 10,1 млрд.долл. США на 10 лет с 4-летним льготным периодом (крупнейший на тот момент кредит в истории Фонда), из которого было использовано 5,8 млрд.долл. США. В июле 1998 г. в связи с обострением финансовой ситуации МВФ одобрил увеличение объема выдаваемых России ресурсов в рамках механизма расширенного финансирования, а также предоставление специального стабилизационного кредита (около 2,5 млрд. долл. США), однако вследствие августовского кризиса того же года кредитование было приостановлено. В июле 1999 г. МВФ принял решение выделить России кредит стэнд-бай в размере 4,5 млрд. долл. США, первый и последний транш которого (640 млн. долл. США) был получен в том же месяце.
В настоящее
время Россия вышла на новый этап
сотрудничества с Фондом, отличительной
чертой которого является самостоятельная
разработка экономической программы и
ее реализация без привлечения ресурсов
МВФ. С 2000 г. Россия ни разу не обращалась
за кредитами МВФ, а ее общая задолженность
перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1
млрд. долл. США. В январе 2005 г. в соответствии
с положениями Устава МВФ о досрочном
погашении кредитов членами Фонда, которые
существенно улучшили сальдо своего платежного
баланса и увеличили размер валютных резервов,
Российская Федерация выплатила МВФ весь
объем накопленной задолженности (около
3,3 млрд. долл. США), полностью погасив тем
самым свои обязательства перед этой организацией.
С марта 2005 года решением Совета директоров
Фонда Российская Федерация участвует
в плане финансовых операций МВФ.
3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком.
Российская Федерация вступила в группу Всемирного банка в июне
1992 г., став членом
входящих в его структуру
__________________
1. http://www.mid.ru/ns-dipecon.
– Министерство иностранных дел РФ
2.http://www.mid.ru/ns-
– Министерство
иностранных дел РФ
По данным Министерства Иностранных дел РФ: 1
Российская Федерация начала привлекать финансовые ресурсы МБРР с 1992 г. За
это время Банк одобрил предоставление России 61 займа на общую сумму 13,6 млрд. долл.
(с учетом
сокращений займов объем
заметно снизились. Это объясняется улучшением финансово-экономического положения страны и политикой Правительства Российской Федерации, направленной на сокращение государственного внешнего долга. Происходит и постепенное сокращение числа новых проектов Банка в России. В 2007 г. вступил в силу один проект – «Поддержка судебной реформы» (15 ноября 2007 г.). В 2008 г. вступили в силу два проекта – «Развитие системы государственной статистики-2» (22 апреля 2008 г.) и «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимость» (23 апреля 2008 г.). В 2009 г. было одобрено лишь одно соглашение о займе по проекту «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства» на сумму 200 млн. долл. Подписание соглашения по нему состоялось 16 сентября 2009 г. Сумма предоставленных средств по проектам МФК в России составляет 2,243 млрд. долл. (около 6,5% от общего кредитного портфеля Корпорации), что намного ниже прошлогоднего уровня в 2,583 млрд. долл. Абсолютное сокращение кредитных обязательств МФК в России сопровождалось перемещением нашей страны с первого на третье место среди государств-клиентов Корпорации (на первом месте сейчас находится Индия с объёмом инвестиций 3,389 млрд. долл., на втором – Бразилия с 2,367 млрд. долл.).
По итогам 2006 г. Россия вышла на первое место среди стран-бенефициаров МАГИ, ситуация не изменилась и по настоящий момент. Общий объем действующих гарантийных контрактов МАГИ в связи с инвестиционными проектами в нашей стране составил по состоянию на 15 сентября 2009 г. 973,4 млн. долл. (или 13,2% общего портфеля МАГИ), из которых инвестиции на сумму 492,3 млн. долл. были застрахованы непосредственно Агентством (11% нетто-портфеля МАГИ), а на остальную сумму были заключены договоры перестрахования с другими иностранными страховщиками.
В
настоящее время Россия перешла
из категории заемщиков Всемирного
банка в категорию его
3.5. Россия и
Отраслевые организации
3.5.1. Россия – Организация
стран-экспортеров нефти.
ОПЕК была сформирована на международной
конференции в Багдаде, состоявшейся 10-14
сентября 1960 г. Первоначально в организацию
вошли пять стран:
Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 1975 гг. было принято еще 8 стран: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир,
Нигерия, Эквадор и Габон. В декабре 1992 г. Эквадор вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 г. из нее был исключен Габон.2
Информация о работе Внешнеэкономическая политика и связи России