Внешнеэкономическая политика и связи России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование внешнеэкономической политики России, её сущности и основных составляющих политики. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политике и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………….
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….…………….
1.1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики………..………
1.2. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой ……………...........
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………..………………………………………………………
2.1.Цели и принципы внешнеэкономической политики…………………....................
2.2.Правовые основы и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………….….……………….
2.3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности…….………………
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ…………………………….
3.1. Внешнеэкономические приоритеты России…………………...……………………
3.2. Основные торговые партнеры России……………………………....……………….
3.3. Россия и Торгово-экономические организации……………………………………..
3.3.1. Россия и ОЭСР…………………………………………………………...
3.3.2. Россия и ВТО…………………………………………………………….
3.4. Россия и финансовые организации…………………………………………………..
3.4.1. Россия и МВФ……………………………………………………………
3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком………………………
3.5. Россия и Отраслевые организации…………………………………………………..
3.5.1. Россия – ОПЕК…………………………………………………………..
3.5.2. Россия и МЭА……………………………………………………………
3.5.3. Россия и МАГАТЭ………………………………………………………
3.5.4. Россия и МТК «Север-Юг»……………………………………………..
3.6. Сотрудничество России и МОТ……………………………………………................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………..………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовой по экономике.doc

— 389.00 Кб (Скачать)

     Таможенно-тарифное регулирование заключается во введении экспортных и импортных таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений. Регулируя размер данных пошлин, государство тем самым оказывает влияние на ввоз и вывоз товаров в экономических интересах страны. На нежелательные товары устанавливаются высокие таможенные пошлины. На нужные экономике товары, наоборот, вводится благоприятный таможенно-тарифный режим. В экономике России регулирование основано на Таможенном кодексе Российской федерации и Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993г. №5003-1(имеет изменения).

     Таможенный  тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности 1.

     Таможенные  тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя  или затрудняя ввоз и вывоз  товаров. Этот один из старейших и  важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:

- фискальную, т. е. обеспечивает пополнение доходной части бюджета;

- защитную, т. е. защита отечественных производителей от чрезмерной конкуренции;

- регулирующую, т.е. таможенный тариф позволяет регулировать ввоз  и вывоз товаров.        

     Основными целями таможенного тарифа являются 2:

- рационализация товарной структуру ввоза товаров в РФ;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

- защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

     Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности заключается во введении экспортных и импортных таможенных пошлин. Регулируя размер данных пошлин, государство тем самым оказывает влияние на ввоз и вывоз товаров в экономических интересах государства.

     Таможенная  пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах РФ 3.

     Таможенные  пошлины выступают не только инструментом регулирования внешней торговли, но и важным источником доходов государственного бюджета. В большинстве стран взимаются только импортные пошлины. Свод таможенных импортных пошлин составляет таможенный тариф.

     В России возрастает роль тарифного регулирования  ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это  тем, что при переходе от

____________________

1.Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г. №5003-1, Раздел 1, статья 2, пункт 1

2.Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г. №5003-1, Раздел 1, статья 1, пункт 1

3.Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993г. №5003-1, Раздел 1, статья 5, пункт 1

централизованно - планируемой экономики к рыночному  хозяйству таможенный тариф в  наилучшей степени может выполнить  роль механизма приспособления экономики  России к мировому рынку. В отличие  от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

     Нетарифное  регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера 1.

Наиболее распространенные в настоящее время нетарифные ограничения включают следующие меры:

      - административные меры: количественные ограничения, квотирование (установление пределов экспорта и импорта), лицензирование (выдача разрешений), сертификация. Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля за товарами военного и двойного назначения (используемых как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности. Кроме того, лицензирование - форма контроля за экспортом диких животных, слоновой кости, рогов, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и биологии, лекарственного сырья растительного и животного происхождения и некоторых других товаров и услуг.

      - технические барьеры в торговле: санитарно-ветеринарные нормы и стандарты в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров либо прямо дискриминируют иностранные товары, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки, экологические нормы и требования;

      - экономические меры: валютный контроль, контроль за ценами, введение государственной монополии (может быть введена на экспорт отдельных видов товаров, имеющих особое значение для государства).

     Для защиты экономических интересов  российских производителей могут вводиться специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров.

     Специальные защитные меры – меры по ограничению  возросшего импорта на таможенную территорию РФ, которые проводятся посредством  введения импортной квоты и специальной  пошлины. Они могут быть применены к товару только в том случае, если импорт данного товара на таможенную территорию осуществляется в таких условиях, что причиняется серьезный ущерб или создает угрозу причинения серьезного ущерба отросли российской экономики.

     Антидемпинговые меры – может быть применена к  товару, являющемся предметом демпингового импорта, в случае, если импорт такого товара создает угрозу причинения или  причиняет материальный ущерб отросли  российской экономики.

     Компенсационные меры – меры по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики, применяемые посредством введения компенсационной пошлины. Может быть применена к импортируемому товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовались специфическая субсидия иностранного государства, если импорт такого товара создает угрозу причинения или причиняет материальный ущерб отросли российской экономики.

     Из  выше сказанного следует, что государственное  регулирование внешнеэкономической деятельности России занимает одно из главных мест во внешнеэкономической политики России, т.к. регламентирует экономические отношения и направленно на благоприятное воздействие экономики.

________________

2 Н.Л.Гаращенко. Государственное регулирование экономики.-2007г.-С.138;

ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ  СВЯЗИ РОССИИ 

3.1. Внешнеэкономические  приоритеты России. 

     Становление в России экономики открытого  типа создает благоприятные возможности  для ее интеграции в мировую и  превращение внешнеэкономических связей в важный самостоятельный фактор роста и упрочнения международных позиций страны.

При благоприятной  конъюнктуре последних лет Россия получила чистый выигрыш от внешней  торговли в размере более 120 млрд долл., что равно 3.5% суммарного ВВП  за 2001-2006 гг., и накопила существенные валютные резервы, создала Стабилизационный фонд1.

     Однако  эти успехи требуют своего закрепления  на более прочной структурной  и торгово-политической базе на современном  этапе серьезных изменений на мировом рынке.

     Отсутствует убедительная структура, промышленная и валютная политика во внешнеэкономических связях, прежде всего в интересах государственной казны, а не экономического роста. Во многих случаях экспортные доходы страны размещаются за рубежом, хотя в стране острый дефицит «длинных денег» (долгосрочные инвестиции и кредиты, характерные для стабильной экономики, находящейся на подъеме) и опасный рост внешнего долга.

     Необходимо  более рационально использовать отечественные энергоресурсы. Физические объемы нефти и газа не бесконечны. Стоит вести продажу не только сырья, но и нефтепереработки, нефтехимии, металлургии, электроэнергии и других энергоемких товаров.

     При индустриализации экспорта нельзя забывать и о будущем мирового рынка  услуг, который на сегодняшний день развивается быстрее рынка товаров. Перспективными представляются услуги транспорта, связи, освоение космосу, туризм, образование, программные продукты, а также экспорт технологий.

     Необходимо  переориентировать импорт на инвестиционные цели. Здесь могло бы сыграть изменение государственного регулирования импорта. Для этого в Таможенном тарифе России нужно четко разграничить уровни обложения импортной продукции, конкурирующей и не конкурирующей с российской, выстроить иерархию ставок, пошлин в зависимости от степени обработки ввозимых товаров.

     В защите отечественного производителя  от внешней конкуренции нужно  переходить к применению оперативных  административных защитных мер признаваемых международным торговым правом (это  тарифные квоты, антидемпинговые и  компенсационные пошлины и др.). На данный момент Россия пока пользуется ими в разы реже остальных стран мира.

     Также необходимо развивать внешнеэкономические  связи страны по всем направлениям, а не отдавать преимущество в основном Европе. Это обусловлено тем, что другие направления могут быть тоже полезны для России. Например, Азиатское направление. Именно Азиатско-Тихоокеанский регион имеет новые технологии, велик спрос на услуги строительства, энерготовары, среднетехнологичную технику российских предприятий и российскую спецтехнику. Регион обладает немалыми инвестиционными ресурсами, имеет отсутствующие в России сырье (каучук, тропическое продовольствие и волокна, редкие металлы), может поставлять качественную и недорогую техническую комплектацию. Наконец, усиленная торговля на этом направлении способно существенно ускорить развитие Сибири и Дальнего Востока, при условии, что они будут специализироваться на экспорте не только сырья, но и промышленной продукции.

Что касается сотрудничества со странами СНГ, то эти рынки богаты сырьем,

продовольствием и дешевой рабочей силой. Они  привыкли к российской технике и

___________________

1. Ситарян С., Иванов И. Внешнеэкономические  приоритеты.// Вопросы экономики  - 2008 г., №3 – С.79;

менеджменту организации, их нельзя «отдавать» конкурентам

     Североамериканское  направление является на сегодняшний  день местом самых передовых технологий, однако Россия использует это направление  в основном для импорта продовольствия. Можно было бы вывести на американский ранок российский сжиженный газ. Перспективны объединения между Дальним Востоком и тихоокеанским побережьем США и Канады в авиакосмической, автомобильной, атомной промышленности, сельхозмашиностроение, а также научно-техническое сотрудничество.

     Рынки развивающихся стран могут быть полезными для  российского бизнеса наличием дефицитного сырья, дешевой рабочей силы, сохранившимся спросом на товары средней технологичности, востребованностью услуг капитального строительства и геологоразведки1. Чтобы изменить сложившееся положение, необходимо вернуть Россию на рынки капитального строительства этих стран, поощрять российские компании.

     Для осуществления всего выше сказанного, на наш взгляд, России потребуется:

     - восстановить систему государственного поощрения и обеспечение участия российских компаний в капитальном строительстве и инвестициях за рубежом, на данный момент это происходит на их собственный риск и страх или за счет займов на западных рынках;

  - необходимо восстановит собственный торговый флот;

  - нужно усилить экономическую  работу в российском дипломатическом аппарате, в частность помочь отечественному бизнесу в преодолении барьеров против его товаров, услуг, капиталовложений;

     Из  других соображений, связанных с  перспективами дальнейшего развития внешнеэкономических связей страны, можно сказать следующее. В Россию привлекаются иностранные инвестиции любой ценой, игнорируя при этом интересы отечественных инвесторов. На мой взгляд, целесообразно привлекать инвестиции лишь в форме прямых, а не портфельных и только в те сферы, где национальные инвесторы не способны справиться с имеющимся объемом задач, предусматривать ограничения в стратегических отраслях и в сфере приватизации. Необходимо создать внутри страны благоприятный климат для отечественных инвесторов, что к тому же устранит причины оттока капитала за границу.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика и связи России