Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы – исследование внешнеэкономической политики России, её сущности и основных составляющих политики. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политике и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………….
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….…………….
1.1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики………..………
1.2. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой ……………...........
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………..………………………………………………………
2.1.Цели и принципы внешнеэкономической политики…………………....................
2.2.Правовые основы и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………….….……………….
2.3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности…….………………
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ…………………………….
3.1. Внешнеэкономические приоритеты России…………………...……………………
3.2. Основные торговые партнеры России……………………………....……………….
3.3. Россия и Торгово-экономические организации……………………………………..
3.3.1. Россия и ОЭСР…………………………………………………………...
3.3.2. Россия и ВТО…………………………………………………………….
3.4. Россия и финансовые организации…………………………………………………..
3.4.1. Россия и МВФ……………………………………………………………
3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком………………………
3.5. Россия и Отраслевые организации…………………………………………………..
3.5.1. Россия – ОПЕК…………………………………………………………..
3.5.2. Россия и МЭА……………………………………………………………
3.5.3. Россия и МАГАТЭ………………………………………………………
3.5.4. Россия и МТК «Север-Юг»……………………………………………..
3.6. Сотрудничество России и МОТ……………………………………………................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………..………………..
4 этап. 1991-2000 гг.1 Разрушение СССР. Образование СНГ. Противостояние законодательной и исполнительной властей не могло не сказаться на стабильности в экономике. Этим был вызван неконтролируемый экспорт ресурсов в отсутствие государственного контроля на фоне сознательного насаждения "необратимого" капитализма за счет передачи отдельных отраслей национальной экономики в руки назначенных олигархов. Внешнеэкономические объединения, которые были основным источником валютных поступлений, приватизировались, а активы этих объединений активно переводились за рубеж. Коррупция на всех уровнях власти. Превалирующий принцип "личного обогащения" среди руководителей государственных предприятий привел к "стабильной" экономической деградации, к дальнейшему ослаблению внешнеэкономических позиций. Начало данного этапа характеризовалось резким обнищанием широких слоев населения в результате политики "шоковой терапии" в
__________________
1. А.Н. Барковский, В.П. Оболенский: Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом
пространстве/Журнал Экономической теории - №1, стр. 21-40, 2005 г.
экономике. Конец – уничтожением, в результате кризиса 1998 г., нарождающегося среднего класса. Дефолт испортил репутацию России как заемщика.
5 этап. С 2000 г.1 – по настоящее время. Конец XX — начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.
Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока очень мала.
Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки.
Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.
К этим чертам относят2:
1)
Развитую научно-техническую
2) Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.
Вместе с тем, рассматривая богатые природные ресурсы за несомненное благо, хотелось бы отметить, что природные богатства страны могут стать серьезнейшим тормозом ее экономического развития. При этом дело даже не в самих богатствах, а в порождаемой ими психологии и тех опасных настроениях, которые сопровождают их наличие. Эти настроения сводятся к уверенности того, что, если есть природные ресурсы, то это чуть ли не автоматически гарантирует процветание страны.
Если полагать, что именно ресурсы являются главным источником национального благосостояния, можно прийти к выводу, что следует противодействовать всем иностранным компаниям, которые стремятся к этому источнику. В этом заключается основа «экономического национализма». Такой национализм, т. е. попытка «сидеть» на своих богатствах без разумного их использования, отнюдь не приносит благосостояния в современном мире.
Принимая во внимание данную точку зрения, не следует забывать и о необходимости осторожного, взвешенного подхода по допуску иностранных компаний в сферу национальных интересов, разработки природных ресурсов. Нужна четко продуманная политика использования зарубежного капитала и строжайший его контроль.
3) Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов.
4) Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.
Записывая в актив России вышеназванные факторы, следует, однако, помнить, что успех процесса интеграции в мировое хозяйство будут определять не столько сами факторы, сколько то, насколько эффективно они будут использоваться. Вхождение в
__________________
1. А.Н. Барковский, В.П. Оболенский: Внешнеэкономическая политика России в глобальном экономическом
пространстве/Журнал Экономической теории - №1, стр. 21-40, 2005 г.
2.Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. стр. 41-43, 2002г.
мировое рыночное хозяйство не будет легким. Промышленно развитым странам не нужен
новый сильный
конкурент. За свое место на международном
рынке России придется активно побороться,
одновременно отбивая тайные и явные попытки
«прибрать Россию к рукам» со стороны
ведущих мировых держав. В этой связи весьма
актуальной для нашей страны на пути интеграции
в мировое хозяйство становится проблема
экономической безопасности.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1. Цели и принципы
внешнеэкономической политики.
Основные цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ (вступившего в силу с 18 июня 2004 года). «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
К
важнейшим целям
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами 1:
- защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
- равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
- единство таможенной территории Российской Федерации;
- взаимность в отношении другого государства (группы государств);
- обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем
необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление
__________________
1 ФЗРФ №164 «Об основах государственного регулирования» Глава 1, статья 4;
внешнеторговой деятельности;
- единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
единство применения
методов государственного регулирования
внешнеторговой деятельности на всей
территории Российской Федерации;1
2.2. Правовые основы
и инструменты регулирования внешнеэкономической
деятельности.
Основы
законодательной базы государственного
регулирования
Главные инструменты регулирования установлены Федеральными законами: от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 4 января 1999г. №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ « Об иностранных инвестициях в РФ», Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003г. №61-ФЗ.
Используются 4 основных инструмента воздействия:
- таможенные тарифы;
- ограничительные условия;
- межгосударственные договоры и соглашения;
- мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.
Для регулирования ввоза и вывоза ресурсов используются такие инструменты, как налоги на импортные товары и единый курс национальной валюты. Регулирование дополняется системой валютного контроля.
Действующий
механизм регулирования создает
достаточные условия для
Важным фактором, влияющим на внешнеэкономическую деятельность и экономическую ситуацию страны, является обменный курс рубля. Здесь возможны два варианта, которые условно можно охарактеризовать как политику «слабого» или «сильного» рубля. Сохранение «сильного» рубля повышает конкурентоспособность отечественных товаров, выгодно для экспортного сектора, но такая политика имеет ряд негативных последствий (в частности, консервирует неэффективную структуру экономики). Инвестиционно-активная стратегия, ориентированная на модернизацию российской экономики, требует принятия стратегии «сильного» рубля. Однако при этом необходимо поддерживать соответствие между темпами укрепления рубля и скоростью осуществления преобразований в стране.2
Для
повышения эффективности
___________________
1 ФЗРФ №164 «Об основах государственного регулирования» Глава 1, статья 4;
2.Н.Л.Гаращенко. Государственное регулирование экономики.-2007г.-С.138;
3.ФЗРФ № 4
от 10 декабря 2003г. «О валютном
регулировании и валютном
РФ регулирует
валютный рынок, имея для
2.3. Методы регулирования
внешнеэкономической
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования.
Информация о работе Внешнеэкономическая политика и связи России