Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель данной работы – исследование внешнеэкономической политики России, её сущности и основных составляющих политики. Для достижения поставленной цели необходимо будет решить ряд задач:
- дать определение внешнеэкономической политике и охарактеризовать историю формирования внешнеэкономической политики в России;
- охарактеризовать механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- выявить внешнеэкономические приоритеты страны и определить место России во внешнеэкономических связях.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…………….
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ…………………….…………….
1.1. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики………..………
1.2. Этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой ……………...........
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ………..………………………………………………………
2.1.Цели и принципы внешнеэкономической политики…………………....................
2.2.Правовые основы и инструменты регулирования
внешнеэкономической деятельности…………………………….….……………….
2.3. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности…….………………
ГЛАВА 3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ РОССИИ…………………………….
3.1. Внешнеэкономические приоритеты России…………………...……………………
3.2. Основные торговые партнеры России……………………………....……………….
3.3. Россия и Торгово-экономические организации……………………………………..
3.3.1. Россия и ОЭСР…………………………………………………………...
3.3.2. Россия и ВТО…………………………………………………………….
3.4. Россия и финансовые организации…………………………………………………..
3.4.1. Россия и МВФ……………………………………………………………
3.4.2. Сотрудничество России со Всемирным Банком………………………
3.5. Россия и Отраслевые организации…………………………………………………..
3.5.1. Россия – ОПЕК…………………………………………………………..
3.5.2. Россия и МЭА……………………………………………………………
3.5.3. Россия и МАГАТЭ………………………………………………………
3.5.4. Россия и МТК «Север-Юг»……………………………………………..
3.6. Сотрудничество России и МОТ……………………………………………................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ ..……………………………………………………………..………………..
Для повышения внешнеэкономических связей страны многое может дать и правильная применяемая политика конкуренции. Она не может быть одинаковой для внутрихозяйственных операций и при экспорте и должна поощрять объединения усилий российских экспортеров для борьбы на внешних рынках, где они сталкиваются пока с более мощными соперниками.
В ходе реформ была разрушена государственная система внешнеэкономической информации, в результате чего молодой российский бизнес вынужден выходить на внешние рынки путем проб и ошибок. В частности, это касается информации по ценам, отсутствие которой является основной причиной антидемпинговых преследований российских экспортеров.
Быстрый
рост спроса на ресурсы со стороны
внутреннего рынка созданные
пределы дальнейшего
3.2. Основные торговые партнеры России.
В данном параграфе будут указаны основные партнеры России, отображены данные
___________________
1.Ситарян С., Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты. «Вопросы экономики» - 2008 г., №3- С.82.
2.Ситарян С., Иванов И. Внешнеэкономические приоритеты. «Вопросы экономики» - 2008 г., №3- С.84
по экспорту и импорту страны со странами дальнего зарубежья и СНГ, раскрыта товарная структура экспорта и импорта.
В
настоящее время в экспортно-
Таблица № 1. Внешняя торговля РФ
(по методологии платежного баланса; в фактически действовавших ценах; миллионов долларов США)1
|
Если сравнивать товарную структуру экспорта в страны дальнего зарубежья и СНГ, то здесь можно сказать о том, что страны дальнего зарубежья преобладают по всем группам товаров. Наиболее востребованные товары на экспорт это минеральные продукты. Второе место: страны дальнего зарубежья - металлы, драгоценные камни и изделия из них; страны СНГ - машины, оборудование и транспортные средства. Третье место: страны дальнего зарубежья - продукция химической промышленности, каучук; страны СНГ - металлы, драгоценные камни и изделия из них.2
Что касается импорта, то здесь ситуация такова. Лидирующие позиции занимают машины, оборудование и транспортные средства. Преимущественные позиции, по-прежнему,
занимают страны дальнего зарубежья. Второе место: страны дальнего зарубежья - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); страны СНГ - металлы, драгоценные камни и изделия из них. Третье место: страны дальнего зарубежья - продукция химической промышленности, каучук; страны СНГ - продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)3.
Лидирующее место в экспорте РФ занимают Нидерланды, Италия, Германия, Беларусь, Казахстан. В импорте РФ первенство принадлежит Германии, Китаю, Сша, Японии, Беларусии, Казахстану. Крупнейшим торговым партнером России среди стран СНГ
является Украина.
___________________
1.Российский статистический ежегодник-2008: Стат.сб.-М.:Росстата,2009
2.Приложение 1. Таблица № 2, №3
3.Приложение 2. Таблица № 4, №5
В результате превышения темпов роста экспорта над импортом положительное сальдо торгового баланса возросло в 2007 г. до 130915 млн долл. против 60172млн.
в 2000 г1.
Россия
остается для Беларуси главным партнером
в торгово-экономическом
По данным государственной таможенной республики Беларусь, помимо Беларуси в шестерку основных торговых партнеров России вошли Германия - $34 млрд. 719,8 млн. (рост на 52,2%), Нидерланды - $30 млрд. 864,2 млн. (53%), Китай - $25 млрд. 696,5 млн. (55,7%), Италия - $25 млрд. 168,9 млн. (66,9%) и Украина - $20 млрд.765,8 млн (51%).
"На основе данных нашей статистики в первом полугодии 2008 года Россия стала первым партнером для Финляндии, обогнав по многим показателям ФРГ", - сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе российско-финляндских межправительственных переговоров(12 ноября, 2008год.). "Финляндия - один из наших основных партнеров в Европе, и это без преувеличения", - отметил В.Путин. По данным ИТАР-ТАСС, в 2007 г товарооборот России и Финляндии достиг 15 млрд евро (рост составил 8 %) и Россия занимала второе место в списке основных торговых партнеров Финляндии после Германии. По итогам 1-го полугодия 2008 г товарооборот составил уже 9,1 млрд евро, что вывело РФ на первое место среди торговых партнеров Финляндии. В структуре текущего товарооборота российский экспорт составил 5,4 млрд евро (прирост 35%), а импорт – 3,7млрд евро (23%).3
В 2008 году Турция, опередив такие страны, как Япония, США, Великобритания, заняла пятую строчку в списке ведущих торговых партнеров России в дальнем зарубежье с показателем товарооборота в 33,8 млрд. долларов (прирост по сравнению с 2007 годом – 50,2%) - об этом сообщает Минэкономразвития РФ. Россия также входит в число ведущих торговых партнеров Турции, и в 2008 г вышла на первое место по общему объему торговли, опередив Германию. Российский экспорт составил 27,7 млрд. долларов (прирост на 51,3%), импорт из Турции – 6,1 млрд. (прирост на 42,5%). В российском экспорте доминируют энергоносители (более 70%), металлы и изделия из них (20%), а в импорте из Турции – машины, оборудование и транспортные средства (свыше 30%), потребительские товары (13-15%), импорт из Турции – 6,1 млрд долларов (прирост 15-20%)1.
Что касается связей России с Грузией, то до событий в Южной Осетии Россия входила в первую пятерку основных торговых партнеров Грузии - после Турции, Азербайджана, Украины и Германии. Внешнеторговый оборот Грузии составляет 4 млрд. долларов. По данным посольства России в Грузии, товарооборот между двумя странами в 2007 года составил 654,8 млн долларов (рост по сравнению с 2006 годом на 2,2%). Экспорт из России в Грузию составил 586 млн. долларов (вырос на 2,8%), импорт – 68,8 млн долларов (снизился на 2,9%)1. Так, Грузия импортировала из российских регионов, расположенных недалеко от ее границы муку. По данным Российского зернового союза, в прошлом сезоне Грузия купила в России 300 тысяч тонн зерна, главным образом пшеницы, и 96,6 тысяч тонн пшеничной муки.
Объем торговли товарами между ЕС и Россией увеличился. Объем экспорта из ЕС в Россию поднялся от отметки 23 млрд. евро в 2000 году до отметки в 105 млрд. евро в 2008 году, а импорт - с 64 млрд. до 173 млрд. Как следствие, торговый дефицит ЕС в отношении России значительно возрос и в 2008 составил 68 млрд. евро, в то время как в 2000 году он равнялся 41 млрд. евро. Доля России в общей внешней торговле товарами ЕС увеличилась в два раза в период с 2000 по 2008 гг. В 2008 году Россия стала третьим по важности торговым партнером ЕС после США и Китая; на неё пришлось 8% экспорта и 11% импорта ЕС.
Германия, Нидерланды и Италия являются крупнейшими торговыми партнерами России среди стран-членов ЕС. Германия (32 млрд. евро, 31% экспорта ЕС) была крупнейшим экспортером в Россию в 2008 году. За ней с большим отрывом следуют Италия (10 млрд. или 10%) и Финляндия (8 млрд. или 7%). Германия (35 млрд. или 20%) являлась также и крупнейшим импортером; за ней следуют Нидерланды (20 млрд. или 11%) и Италия (16 млрд. или 9%). Большинство стран-членов ЕС имели отрицательный торговый баланс с Россией в 2008 году. Самый большой дефицит отмечен у Нидерландов (минус 13 млрд. евро), далее идут Польша (минус 8 млрд.), Франция и Италия (у всех трех стран минус 6 млрд.). Крупнейшие положительные торговые сальдо были зарегистрированы у Австрии и Словении (по 1 млрд. евро у каждой).1
Внешнеторговый оборот России в январе-апреле 2009 года, по данным таможенной статистики, составил $124,3 млрд. (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 45,3%. В том числе со странами дальнего зарубежья внешнеторговый оборот составил $106,3 млрд. (снижение на 45,1%), со странами СНГ – $18 млрд. (снижение на 46,5%). Об этом говориться в сообщении Федеральной таможенной службы России.
Итак,
становление в России экономики
открытого типа создает благоприятные
возможности для ее интеграции в
мировую. Способствует развитию внешнеэкономических
связей страны, возможности конкурировать
с другими странами и стремиться
к наилучшему результату.
3.3 Россия и
торгово-экономические
3.3.1.Россия и Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
ОЭСР объединяет 30 наиболее развитых стран мира. Главным направлением деятельности Организации является анализ социально-экономического положения стран-членов и выработка рекомендаций для повышения эффективности экономической и социальной политики и ее координации.
До середины 90-х годов ОЭСР являлась своего рода "закрытым клубом" промышленно-развитых стран. В июне 1993 г. было принято принципиальное решение о развитии взаимодействия с заинтересованными государствами, перед которыми была открыта возможность вступления в Организацию. Данное решение создало предпосылки для подписания 8 июня 1994 г. Декларации о сотрудничестве между Россией и ОЭСР. Одновременно было заключено Соглашение о привилегиях и иммунитетах ОЭСР в Российской Федерации. Эти документы стали базой для развития взаимодействия, открыв
возможность для освоения в интересах российских экономических преобразований
богатого опыта Организации в вопросах регулирования экономики, финансовой, денежно-кредитной и социальной политики. В частности, ОЭСР обязалась оказывать России
________________
1.Российский статистический ежегодник-2008: Стат.сб.-М.:Росстата,2009
содействие в переходе к рыночной экономике на макроэкономическом и отраслевом
уровнях, укреплении рыночных институтов, модернизации законодательной и нормативно-правовой базы регулирования экономических процессов.
Существенное значение для проведения экономических преобразований в России имело консультативное содействие Организации по таким направлениям, как разработка законодательства в сфере антимонопольной политики и налогообложения, привлечение иностранных инвестиций, проведение банковской реформы, повышение эффективности государственного управления и регулирования, внедрение рыночных механизмов в сельском хозяйстве. Важным направлением работы стала подготовка обзоров экономического положения России и реформы регулирования.
В мае 1997 г. в Париже был подписан Протокол об учреждении Комитета по связям между Россией и ОЭСР, предусматривающий проведение регулярных встреч на высоком уровне. Всего состоялось шесть заседаний Комитета, последнее из которых прошло в июне 2005 г. в Москве.1
В последние годы сотрудничество России и ОЭСР заметно укрепилось, обогатилось новыми формами и направлениями. Российские министерства и ведомства на постоянной основе принимают участие в деятельности более чем 20 рабочих органов ОЭСР. Важным событием стало принятие Советом Организации в 2006 г. решения предоставить России статус наблюдателя в комитете по статистике и статуса постоянного члена в комитете по стали. Укрепляются связи в энергетической сфере – с Международным энергетическим агентством и Агентством по ядерной энергии ОЭСР (АЯЭ). В марте 2007 г. в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Российской Федерацией и АЯЭ в области мирного использования атомной энергии.
Информация о работе Внешнеэкономическая политика и связи России