Внелегальная экономика: сущность и причины (институциональный подход)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Внелегальная экономика приобрела значительный удельный вес, став сектором экономики, где доминирующую роль играют неформальные и внеправовые отношения. По некоторым экспертным оценкам, приведенным в [9, 10], доля внелегального сектора в России составляет до 40% ВВПи в условиях экономической нестабильности имеет устойчивую тенденцию к росту.
Внелегальная экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как внелегальная экономика:
- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования внелегальной экономики
Понятие внелегальной экономики…………………………………………...6
Структура внелегальной экономики……………………………………….11
Институты внелегальной экономики………………………………………22
Глава 2. Анализ институтов внелегальной экономики в России
2.1 Анализ причин внелегальности в России………………………………….28
2.2 Анализ размеров инстиутов внелегальной экономики России…………...30
2.3 Пути решения проблемы внелегальности в России ………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

курсовая по внелегальной экономике.docx

— 108.11 Кб (Скачать)

Откат - плата за предоставление заказа (обычно - государственного), кредита (зачастую - льготного), субсидии, субвенции, бюджетной ссуды, гранта. Выражается в процентах от предоставляемой суммы и может достигать более половины от нее (большой откат - высокий процент, умеренный - низкий процент). С точки зрения формального права откат является разновидностью коррупции. В основном откат характерен для отношений внутри государственного сектора или между государственным и частным секторами экономики, но иногда встречается и в отношениях между частными фирмами. Отражает приватизацию чиновниками (или менеджерами частной фирмы) своей должностной позиции, которая в этом случае используется как ресурс осуществления частного предпринимательства. Часто носит характер устойчивых отношений вертикального сговора между чиновниками разного ранга (сопровождает нецелевое расходование бюджетных средств) или же чиновниками и предпринимателями. Откат стал нормой во взаимоотношениях в системе предоставления бюджетных средств и государственных заказов, постепенно величина его снижается. Когда речь идет о больших субсидиях или заказах, его величина, как правило, не превышает 10%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ институтов внелегальной экономики в России

 

2.1 Анализ причин внелегальности в России

Причины внелегальной экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования внелегального бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики.

Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию внелегальной экономики: экономические, социальные и правовые.

Экономические факторы составляют:

 - высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);

Официально доля всех налоговых  постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько  же, сколько и в США, но гораздо  меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%).

Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной производственной деятельности.

- переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);

- кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;

Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ.

С другой стороны, кризисное состояние  экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является внелегальный сектор.

- несовершенство процесса приватизации;

- деятельность незарегистрированных экономических структур.

Социальные факторы составляют:

- низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;

- высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;

Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и  т. д. являются прекрасной "питательной  средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с  работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей такие отношения  более чем выгодны: работники  оказываются весьма заинтересованными  в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

- неравномерное распределение валового внутреннего продукта.

И наконец, правовые факторы:

- несовершенство законодательства;

- недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;

- несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.

- незащищенность прав собственности.

Порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное  поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

- Политическая нестабильность.

Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен".

В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования внелегальной экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие внелегальной экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью, деформация морально этических требований.

 

 

2.2 Анализ размеров внелегальной экономики России

Не секрет, что теневая экономика  в России имеет гигантские масштабы, что отражает недоверие к государству, высокую степень криминализации последнего и его слабость. В результате, власть не знает реальных масштабов экономики и не может ее эффективно регулировать, имеет место огромный недобор налогов и несправедливое распределение налогового бремени, плохо защищены потребители.

Говоря о собираемости налогов, следует отметить, что в течение 2002 г. недобор по суммарным налогам (с учетом ЕСН) в федеральный бюджет составил примерно 8 млрд. руб., прогнозную собираемость налоговых поступлений  в федеральный бюджет по основным налогам (без учета ЕСН) МНС удалось  обеспечить лишь в марте и октябре. Таким образом, фискальная ситуация в стране ухудшалась даже чисто формально.

На деле ситуация хуже, чем представляется официальной статистикой. Реальную собираемость налогов оценивают  полуофициально на уровне 70%, но нам  представляется, что этот показатель находится на уровне 30-50%, то есть большая  часть налогов просто не собирается. Одной из причин этого является экономическая  нерациональность многих налогов и  отсутствие реальной угрозы наказания за неуплату налогов.

Из всего выше сказанного можно  сделать вывод: начиная с 2001 г., суммарные рублевые депозиты в банковской системе в среднем растут быстрее долларовых с увеличением динамики в конце 2002 г. Увеличился удельный вес денежных расчетов и сократился бартер, под конец года несколько сократился удельный вес наличных денег в обращении. Однако нет свидетельств реального повышения собираемости налогов.

По данным Госкомстата России, на сегодняшний день доля так называемой внелегальной экономики (или скрытой и неформальной легальной экономической деятельности, учитываемой в границах производства) в общем объеме произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) страны составляет более 20%. Эти официальные данные серьезно расходятся с оценками ряда экспертов. Так, по некоторым оценкам, доля теневой экономики достигает 40% от ВВП. Такие расхождения во многом можно объяснить разницей в подходе к оценке теневой экономики. Например, в состав теневой экономики зачастую включаются доходы от нелегальной экономической деятельности (наркобизнеса, проституции и т.п.), а также от неэкономических видов деятельности (рэкета, грабежей, печатания фальшивых денег и др.). Такой подход нам кажется нецелесообразным. Кстати, в статистических исследованиях большинства стран доходы от нелегальных криминальных видов деятельности не включаются в состав такого показателя, как ВВП, поскольку их очень сложно оценить статистически, а методология наблюдения за этими видами деятельности еще не отработана. Доходы же от неэкономических видов деятельности вообще не должны включаться в состав этого показателя, поскольку не способствуют созданию нового продукта или услуги. Так, грабеж или рэкет не создает новую стоимость, а лишь перераспределяет ее между разными собственниками.

Если бы экономика не уходила  в тень, ВВП каждого государства  существенно бы «подросло». Правда, вероятность такого сценария маловероятна. Согласно общемировым объёмам выручки, внелегальная экономика в современной России вполне способна конкурировать с официальной.

По данным, обнародованным Всемирным  Банком (ВБ) в 2010 г., в нашей стране на внелегвльную экономику приходится около 48,6% ВВП. В регионах же в зависимости от того или иного субъекта этот показатель колеблется в пределах 20-50% ВРП (Валовой региональный продукт). На самом деле эта цифра значительно ниже, уверен глава Росстата Александр Суринов. По его мнению, нелегальную экономику можно оценить в 14-16% ВВП страны.

Впрочем, показатели международных организаций, данные официальной статистики и отчёты специалистов рынка всегда расходились. Действительно, дать объективную оценку масштабам российской внелегальной экономики непросто, настолько она стала неотъемлемой частью всей экономической системы страны. Например, известно, что в скрытом секторе задействовано 34,3% всей торговли, 10,1% — строительства, 9,2% — транспорта и связи, 8,9% — обрабатывающего производства, 4,6% — коммунальных, социальных и персональных услуг, 3,2 — рынка недвижимости и 2,3% — гостиниц и ресторанов. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то она практически вся работает в тени (по некотрым подсчётам более 90%).

По результатам исследования Национального  института системных исследований, в 2006 г. среднее предприятие продавало  в теневом секторе 16,8% своей продукции, причём около 23% от всего оборота  составлял перевод денег из официального сектора в теневой. Хотя для нашей страны явление, когда внелегальная экономика выходит в правовое поле, вполне привычное.

Причин же, способствующих развитию нелегальной экономики, немало. Это  и различные прорехи в законодательстве, и высокие налоговые ставки, и  коррумпированность государственного аппарата, и высокая степень конкуренции.

По общемировым объёмам внелегальной экономики большая часть выручки приносит продажа героина, торговля женщинами, продажа контрафактной продукции, огнестрельного оружия и киберпреступность.

Вообще же внелегальной экономикой можно считать любую экономическую деятельность, которая не учитывается и не контролируется со стороны государства. В принципе таковым является и предпринимательство, которое скрывает реальные доходы от бизнеса и уклоняется от уплаты налогов.

ООН даже разработало специальную  методику оценки внелегальной экономики. Так, согласно ней неофициальный сектор включает в себя следующие виды деятельности:

— скрытая, т.е. законодательно разрешённая, но официально не учитываемая деятельность в рамках формализованных структур и процедур. Может осуществляться с целью уклонения от уплаты налогов, социальных взносов или др.(подпольное производство алкоголя);

— неформальная - законодательно разрешённая, но не учитываемая деятельность неформальных структур (например, когда парихмахер, не оформляя законодательно свою деятельность, оказывает услуги на дому);

— нелегальная - законодательно запрещённая  деятельность (проституция, контрабанда, незаконная продажа оружия).

Как показывает практика, большую  часть теневого сектора составляет именно неформальная экономика. При  этом недавно глава Росстата Александр  Суринов предложил в оценке ВВП учитывать также и внелегальную экономику, мол, какая-никакая, но всё же является частью всего экономического комплекса. Так что, если это действительно произойдёт, ВВП нашей страны сможет смело обогнать ряд других стран.

 

 

2.3 Пути решения проблемы  внелегальности в России

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще  более сложную задачу, чем определение  ее масштабов. Одной из главных причин сложности этой задачи является положительная  обратная связь, упомянутая выше. Главная  цель - легализация неофициальной  экономики и сокращение, а лучше  ликвидация, криминальной. Поскольку  на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

В настоящее время применяются  такие меры как:

- реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

- ужесточение борьбы с коррупцией;

- меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

- выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

- усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег

- разработка проекта детенизации экономики.

В общем, поскольку в законопроекте  упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться  во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Информация о работе Внелегальная экономика: сущность и причины (институциональный подход)