Внелегальная экономика: сущность и причины (институциональный подход)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Внелегальная экономика приобрела значительный удельный вес, став сектором экономики, где доминирующую роль играют неформальные и внеправовые отношения. По некоторым экспертным оценкам, приведенным в [9, 10], доля внелегального сектора в России составляет до 40% ВВПи в условиях экономической нестабильности имеет устойчивую тенденцию к росту.
Внелегальная экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как внелегальная экономика:
- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования внелегальной экономики
Понятие внелегальной экономики…………………………………………...6
Структура внелегальной экономики……………………………………….11
Институты внелегальной экономики………………………………………22
Глава 2. Анализ институтов внелегальной экономики в России
2.1 Анализ причин внелегальности в России………………………………….28
2.2 Анализ размеров инстиутов внелегальной экономики России…………...30
2.3 Пути решения проблемы внелегальности в России ………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

курсовая по внелегальной экономике.docx

— 108.11 Кб (Скачать)

Другие предлагают какие-то специальные  услуги, и их зовут соседи. Один знает, как чинить автомобили, другой умеет  стричь волосы. Кто-то может отремонтировать  дом, а кто-то умеет подключать к  кабельному телевидению или вмонтировать устройство, чтобы отсоединить платный  канал. Один продает дрова и уголь, другой - барбекью на ребрышках и цыпленка в выходные дни. Один служит разовым таксистом, а другой присматривает за детьми в течение дня или даже месяца. По сравнению с богатыми общинами в бедных кварталах больше торговцев, продающих товар за наличные на улицах или соседям, и они больше торгуют в гаражах, во дворах, на блошиных рынках и в обменных пунктах, где продают за наличные подержанный или украденный товар. Такие экономические системы по обмену товаров и услуг функционируют в качестве неофициальной или параллельной экономики в основном вне контроля и надзора со стороны правовых институтов и обычных финансовых структур, не подчиняясь их правилам. Они сохраняют эту независимость и гибкость, действуя на основе наличности. Это не столько черный, сколько серый рынок, и он не столько противозаконен, сколько вне закона.

Когда экономика целого округа не опирается на закон, некоторым людям  становится легко несколько расширить  свою деятельность и заняться делами, которые находятся в абсолютном противоречии с законом. Преступники  часто находят благодатную почву  для своей деятельности в гетто  наличных денег, которое обеспечивает им хорошее прикрытие и маскирует  их. Не являясь на самом деле членами  общины, преступники не так заметны  в гетто, как они были бы заметны  в богатых предместьях или  среди комплекса учреждений в  центре города.

Так же, как и в жизни бедных людей, наличные деньги остаются главной  формой денег в нелегальных секторах экономики - в торговле наркотиками, укрывательстве краденого, проституции, взяточничестве, шантаже, вымогательстве и азартных играх. Предприятия, которые  прокручивают большое количество наличных денег, например, компании по продаже  аппаратуры, магазины, торгующие порнографией, и пассажи с магазинами по продаже  видеотехники, стали соблазнительными мишенями для криминальных элементов. Высокие объемы наличных на таких  предприятиях дают возможность их владельцам направлять доходы от нелегальной деятельности в легальную экономику, где их можно перевести в банковские счета и другие формы денег, которые могут быть использованы как часть бумажной и электронной системы.

Наличные стали иметь такое  большое значение в жизни бедных людей, что правительство выпустило  наличные деньги в таких новых  формах, как, например, продовольственные  марки, которые имеют хождение почти  исключительно как деньги для  бедных. В гетто наличных денег  большие универсамы и небольшие  магазины по продаже предметов первой необходимости отчаянно конкурируют  друг с другом в борьбе за продовольственные  марки. Торговцы, готовые переступить  через закон, принимают продовольственные  марки не только за продовольствие, но также и за другие товары, однако при этом, конечно же, покупатель должен заплатить больше, поскольку  платит второсортными наличными, а  также с учетом того юридического и финансового риска, на который  идет торговец, принимая эти марки. На улице люди продают продовольственные  марки за наличные с очень большой  скидкой, что также является результатом  второсортного положения продовольственных  марок как менее приемлемой и  менее полезной формы денег.

Второй составляющей внелегальной экономики является фиктивная экономика.

Фиктивная экономика – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточниства и всякого рода мошенничества, связанных с получением и передачей денег. Так же в ее состав можно включить фиктивные товары и фиктивные деньги.

 По определению фиктивные  товары – это предметы торговли (объекты обмена), не отвечающие  требованиям, предъявляемым к  реальным товарам. В контексте  удовлетворения жизненно важных  потребностей людей «фиктивный  товар» – это пустое понятие,  экономический аналог «круглого квадрата» или «горячего льда».

Согласно законам логики, правила распоряжения реальными объектами обмена на фиктивные товары не могут быть распространены в принципе. Фиктивным товаром нельзя распоряжаться как реальным: его нельзя сдавать в аренду, продавать, дарить. Как нельзя съесть на завтрак яйцо, которое курица снесет в будущем году.

При этом следует учитывать, что  укоренившаяся в экономической  литературе трактовка «предмета  торговли» как собственно предмета собственности, переходящего от одного субъекта рынка к другому, с правовой точки зрения, является не вполне корректной. С позиции теории права,  предметом торговли на рынке является право собственности на данный объект. Таким образом, по мнению автора, «реальный товар» более корректно трактовать как предмет торговли в виде права собственности на реальный объект, а «фиктивный товар» – как предмет торговли в виде права собственности на фиктивный (иллюзорный) объект.

Не являясь продуктом затраченного ранее труда, фиктивный товар  не может обладать реальной стоимостью по определению. (Отсюда понятие «фиктивный капитал», т.е. кажущаяся стоимость особой группы фиктивных товаров.) В этой связи обмен, при котором одна из сторон обменивает реальный товар на фиктивный товар, является неэквивалентным изначально.

Чтобы отличить реальный товар от фиктивного товара, необходимо ответить на вопрос: «Что покупатель приобретает  в момент купли-продажи?» Приобретает  ли он право собственности на реальное имущество? (После приобретения такого права собственности покупатель может свободно владеть, распоряжаться и пользоваться данным реальным имуществом.) Или речь идет только оприобретении права собственности на право получения в собственность определенного реального имущества в будущем? (Например, как это происходит при покупке обязательства на поставку урожая пшеницы будущего года.) Поскольку сразу после приобретения такого возникающего только в будущем права собственности на реальное имущество покупатель полноценным собственником данного реального имущества не становится; свободно владеть, пользоваться и распоряжаться им не может.

По большому счету, фиктивный товар  есть лишь образ (фикция) реального товара, т.е. речь идет об абсолютно нематериальном характере фиктивных товаров. И в этой связи большой натяжкой является уподобление фиктивных товаров «мыльным пузырям».

Вторая составляющая фиктивной  экономики - фиктивные деньги.

Настоящие современные деньги представляют собой право на получение в  собственность обращающихся на рынке  товаров определенной стоимости  предоставляемое отдельным лицам всем собственников товаров в лице уполномоченного этим сообществом органа (например, эмиссионного банка). Из этого следует, что законными деньгами могут быть признаны только деньги, эмитированные государством в наличном или безналичном виде. Иные средства обмена признаются незаконными (фиктивными, т.е. кажущимися) деньгами по определению.

Использование во взаиморасчетах незаконных денег увеличивает суммарное  количество денег в обращении, поскольку  к «старым», находившимся до этого  в обращении деньгам тут добавляются  еще и «новые», т.е. незаконные деньги. Если количество реальных товаров в  обращении остается постоянным, то увеличение номинала всей денежной массы (суммарного количества законных и  незаконных денежных единиц, используемых для соизмерения стоимостей товаров  на рынке) в обращении ведет к  росту рыночных цен на товары. Следствием этого становится уменьшение покупательной  способности рубля по отношению  к реальным товарам, изменение стоимостных  пропорций в процессе товарно-денежного  обмена и соответствующее нарушение  имущественных прав владельцев «старых» денег.

Как ни парадоксально, но до сих пор  законодательство практически всех стран мира (включая, Российскую Федерацию) напрямую не ограничивает использование  при расчетах большей части видов  незаконных денег. В частности, российское законодательство предусматривает уголовную ответственность лишь за изготовление или сбыт поддельных денег.  И это при том, что по своим экономико-правовым последствиям для владельцев «старых» денег использование при расчетах на внутреннем рынке отдельными лицами таких видов фиктивных денег как, скажем, банковских векселей или инвалюты, аналогично введению в обращение фальшивых денег.

Одна из основных причин столь неудовлетворительной деятельности государства в части  регулирования денежного обращения  кроется в игнорировании правовой природы денег многими экономистами; неспособности последних увидеть  те негативные последствия для эквивалентности  обмена товарами на рынке, которые вызывает правовой либерализм по отношению к  введению в обращение фиктивных денег.

Традиционно в экономической литературе при описании истории зарождения бумажных денег рассказывается о  ювелирах, выпускавших бумажные квитанции  на золотые монеты, переданные им на хранение. Эти квитанции выполняли  функцию денег во взаиморасчетах. При этом едва ли не гениальным признается решение «неизвестного ювелира» выпустить таких квитанций в  несколько раз больше, чем было у него золотых монет на хранении. Причем, несмотря на то, что деяния этого  ювелира по своим экономико-правовым последствиям для владельцев «старых» денег ничем не отличаются от фальшивомонетничества, указанный прием не только не осужден научной общественностью, но и взят на вооружение мировым финансовым сообществом.

Причем парадокс состоит в том, что такое фальшивомонетничество  де-факто (с позиции общепризнанных норм международного права) в большинстве  стран мира таковым де-юре не признается. Существующее во многих странах законодательство, допускающее возможность введения в обращение фиктивных денег, делает эту (по сути, преступную) деятельности не только узаконенной, но и весьма респектабельной.

Обычно, говоря об органах государственной  власти, люди исходят из того, что  основным мотивом деятельности государственных  служащих является возможность честного служения своему народу. В рамках этого  взгляда государство так регулирует товарно-денежное обращение, чтобы  защитить имущественные интересы всех участников рынка и исключить  нетрудовое перераспределение собственности  в сфере товарно-денежного обмена. Однако зачастую органы власти некоторых  страны не являются сообществом добропорядочных  чиновников. Нередки случаи, когда  к власти в стране приходят представители  организованных преступных группировок, которые проводят денежную политику, противоречащую имущественным интересам  большей части субъектов рынка.

Свойственные государственному регулированию  денежного обращения недостатки, указанный «личностный фактор», привели к тому, что среди экономистов  появилось немало сторонников идеи «частных денег» (в противовес «правительственным», т.е. эмитированным государством); выведения  эмиссии денег из-под опеки  государства. Один из наиболее ярких  представителей этого направления  в теории денег – Ф. Хайек.

Квинтэссенцию идеи реформирования денежной системы по Ф. Хайеку составляют два основных положения:

-         денационализация денег, которая предусматривает эмиссию денег частными лицам (прежде всего, коммерческими банками);

-         предоставление права частным эмитентам денег выпускать средства обмена, выраженные в своих «фирменных» денежных единицах, т.е. речь идет о создании многовалютной денежной системы.

Важнейшей тенденцией развития внелегальной экономики является ее криминализация, возрастание влияния организованной преступности, усиление ее общественной опасности. В связи с этим в системе экономических отношений целесообразно выделить самостоятельный сектор криминальной экономики.

В процессе познания криминальной экономической деятельности ключевое значение имеет выявление ее структуры.

Процесс последовательной смены отдельных  стадий, необходимых для осуществления  и постоянного возобновления  криминальной экономической деятельности, обозначается понятием «криминальный экономический цикл».

Структура криминального экономического цикла может быть представлена на схеме.

Рисунок 1. Структура криминального  экономического цикла.

 

     Криминальная экономика – экономическая деятельность, связанная с прямым нарушением закона и посягательством на легальные права собственности.

Концепция криминальной экономики  ориентирована, прежде всего, на исследование причин, механизмов экономических общественно  опасных явлений, а также предупреждение и пресечение общественно опасной  активности.

Первое исследование криминальной экономики было выполнено А.А.Крыловым. Он ввел в научный оборот само понятие "криминальная экономика" и дал  следующее ее определение: "Криминальная экономика – это сложная система  незаконных социально-экономических  отношений и материально-вещественных процессов по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг". Криминальную экономику он определяет также как организованную корыстную ненасильственную преступность.

В работах статистической направленности используется термин "криминальная квазиэкономика", которая определяется как непродуктивный сектор экономической деятельности, связанный с незаконным перераспределением доходов и имущества граждан путем грабежа, разбоя, кражи, вымогательства.

А.Нестеров и А.Вакурин дают следующее определение криминальной экономики: "…криминальная экономика – это специфический экономический уклад, способ хозяйствования, который призван обеспечивать определенную, относительно небольшую по численности группу лиц сверхдоходами, доходами от преступной деятельности, доходами от использования "прорех" в законодательстве.

Это понятие, по их мнению, охватывает деяния в экономической сфере, подпадающие  под определенные статьи законодательства, то есть экономические правонарушения и преступления. Сюда же он относят  организованную преступность, коррупцию  и лоббирование выгодных преступному  миру законопроектов.

Информация о работе Внелегальная экономика: сущность и причины (институциональный подход)