Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа
Внелегальная экономика приобрела значительный удельный вес, став сектором экономики, где доминирующую роль играют неформальные и внеправовые отношения. По некоторым экспертным оценкам, приведенным в [9, 10], доля внелегального сектора в России составляет до 40% ВВПи в условиях экономической нестабильности имеет устойчивую тенденцию к росту.
Внелегальная экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как внелегальная экономика:
- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования внелегальной экономики
Понятие внелегальной экономики…………………………………………...6
Структура внелегальной экономики……………………………………….11
Институты внелегальной экономики………………………………………22
Глава 2. Анализ институтов внелегальной экономики в России
2.1 Анализ причин внелегальности в России………………………………….28
2.2 Анализ размеров инстиутов внелегальной экономики России…………...30
2.3 Пути решения проблемы внелегальности в России ………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...40
Таким образом, имеет место
понимание криминальной экономики
исключительно с формально-
Формально-правовой подход,
по мнению автора, является недостаточным
для адекватного понимания
С этой точки зрения криминальная
экономика включает экономические
отношения, экономическую деятельность,
главным отличительным
Криминальная экономика охватывает экономические общественно опасные деяния трех видов:
-криминализованные, влекущие уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством;
-некриминализованные, но влекущие юридическую ответственность в соответствии с нормами других отраслей права;
-некриминализованные и не влекущие юридической ответственности (пробелы правового регулирования).
В соответствии с логикой формально-правового подхода, теневая экономика является подсистемой экономики криминальной. К такому выводу вполне последовательно приходят его сторонники. Этот подход единственно верен с позиции правоприменения, когда необходимо исходить из действующих правовых норм. Последовательно следуя этой логике, в качестве средства решения проблемы теневой экономики следует избрать применение административных и уголовно-правовых средств борьбы. Однако в российских условиях согласиться с такой позицией вряд ли возможно.
В общем и целом для
оценки уровня криминальности теневой
экономики целесообразно
При криминологическом подходе объектом анализа становится не только сама деятельность, но и оценочная шкала этой деятельности, воплощенная в правовой системе. При этом используется более мощный критерий социально-экономической эффективности.
Формально-правовой подход
является вполне оправданным в условиях
стабильной отлаженной системы правового
регулирования экономики, высокого
развития ее институтов и ограниченного
вмешательства государства в
экономическую жизнь. Такова ситуация
в большинстве промышленно-
В условиях слабого государства,
отсутствия нормальной институциональной
среды в сфере экономики, применение
незаконные методов становится одним
из решающих факторов конкуренции и
выживания. Вне правового поля оказывается
большинство экономических
Разделение теневой экономики на криминальный и некриминальный сектор не может быть умозрительным. Оно предполагает системный анализ конкретных сфер в конкретных условиях.
Высказанные соображения не имеют целью окончательное решение проблемы. Они призваны очертить ее наиболее существенные контуры и стимулировать поиск решения, обоснованность которого нуждается в постоянной перепроверке в условиях развивающейся реальности.
Криминальную экономику
следует также рассматривать
как систему социально-
Сферу криминальной экономики целесообразно ограничить видами деятельности, которым присущи такие признаки как осуществление на профессиональной основе и институционализированный характер.
Первый критерий означает, что к сфере криминальной экономики относится совершение деяний, осуществление экономической деятельности субъектами, обладающими специфическими профессиональными навыками и опытом. В сфере легального бизнеса к криминальной экономике следует отнести совершение общественно опасных деяний в процессе профессиональной деятельности в интересах личных, организации, третьих лиц.
В состав криминальной экономики включается также профессиональная преступность. Под ней понимается разновидность преступных занятий, которые являются для субъекта источником средств существования, требуют необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливают определенные контакты с антиобщественной средой.
Институционализация теневой экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивания» денег, теневого вывоза капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.
Из этого определения
ясно, что пройдя стадию институционализации,
теневая экономика претерпевает
качественные изменения: из хаотических
и случайных, никак не оформленных
взаимодействий экономических субъектов,
поведение которых не ограничено
какими-либо жесткими правилами, она
превращается в структурированную
и самовоспроизводящуюся
О таком превращении, на наш взгляд, свидетельствует появление в системе неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых - сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» финансов под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами (например, «прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри которых и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов (например, специальные фонды, которые опосредуют отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании»).
Все теневые институты не однородны, однако, некоторые из них можно объединить в группы.
Первая группа – институты, которые возникли внутри тех или иных легальных структур – политических, правовых или хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований. Реформированию подверглись все сферы народного хозяйства. Поэтому сегодня есть все основания говорить о наличии «сквозных» теневых экономических институтов. Такими «сквозными» (для всех сфер народного хозяйства) институтами теневой экономики являются 1) теневое производство каких-то видов продукции (скажем, золота или водки); 2) теневой сбыт продукции; 3) нецелевое использование бюджетных средств; 4) обналичивание; 5) теневые доходы, в том числе - теневая зарплата; 6) теневые экпортно-импортные операции; 7) теневой отток капитала; 8) теневое инвестирование; 9) теневая занятость; 10) теневая оплата услуг чиновников, коррупция. Этот список в принципе можно продолжить. Но и он достаточен для показа того, что теневые институты образуются как «теневой нарост на теле» официальных, в том числе и государственных организаций.
Остановимся подробнее на некоторых из вышеперечисленных институтов.
Нецелевое использование бюджетных средств - направление финансовых средств, полученных из государственного бюджета на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами. Использование руководителями регионов не по назначению имеет два весьма различных направления - решение неотложных хозяйственных нужд соответствующей территории и воровство государственных средств. В первом случае деньги, выделенные, например, для выплаты зарплат учителям или врачам, направляются на покупку топочного мазута, чтобы отапливать жилые дома. Хотя это и нарушение закона, в принципе, такая деятельность не вызывает крупномасштабного социального недовольства и, как правило, ограничивается локальным протестом обделенных групп. Причина – в недостаточно высоком качестве бюджетного планирования и очень высоком уровне неопределенности и нестабильности в российском обществе и экономике. Во втором случае средства «отмываются» через целую систему подставных фирм, "дружественных" соответствующим чиновникам. Как правило, деньги переводятся за границу в оффшорные зоны, на них покупается недвижимость и т.п. Причина - в низком моральном уровне нынешнего российского правящего класса, разложении органов правопорядка, в теневых договоренностях между московскими чиновниками и местными руководителями.
Обналичивание - операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы, закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций. Это широко распространенная операция, помогающая вывести деятельность фирмы из-под прямого государственного контроля. Обналичивание воплощает реакцию предприятий на чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Оно осуществляется специализированными фирмами, часто работающими на основе неформальных договоренностей с банками и имеющими стабильные контакты с клиентами (частными предприятиями и государственными структурами). Наилучшее «место прикрепления» для таких фирм - общественные организации, имеющие государственные льготы, например, общества инвалидов. На первом этапе деятельности по обналичиванию стоимость услуг фирм была весьма высокой и неустойчивой – от 5 до 15% от объема обналичиваемых средств. На втором этапе цена стала относительно стабильной, заметно снизилась и в настоящее время, как правило, не превышает 5%.
Перечисленные выше теневые институты различаются по выполняемым функциям. У теневой зарплаты, например, одна функция, у теневой занятости – совсем другая. Наличие функционально разных теневых институтов приводит к тому, что они носят многоотраслевой, многосекторный, «сквозной» характер, т.е. пронизывают все сферы и отрасли экономики и социальной системы. Сегодня есть все основания говорить о наличии теневых «участков» не только в кредитно–финансовой сфере, в сфере таможенного контроля, в промышленности, торговле, на транспорте, в сельском хозяйстве, но и о существовании в России теневого образования, теневой медицины, теневой культуры, теневой науки, теневой деятельности в СМИ. Получается так: потребность в выполнении тех или иных функций толкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.
Вторая группа - теневые
институты, которые возникли «в стороне»
от таких структур, как бы «на
чистом» месте. Об их возникновении
вне каких–либо ранее существовавших
легальных экономических
Крыша - криминальная группировка
или орган власти, контролирующие
деловую активность одной или
многих фирм, изымающие определенную
долю прибыли «в обмен» на представительство
интересов в органах власти; защиту
от «наездов» других криминальных группировок;
получение государственных
Информация о работе Внелегальная экономика: сущность и причины (институциональный подход)