Внелегальная экономика: сущность и причины (институциональный подход)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Внелегальная экономика приобрела значительный удельный вес, став сектором экономики, где доминирующую роль играют неформальные и внеправовые отношения. По некоторым экспертным оценкам, приведенным в [9, 10], доля внелегального сектора в России составляет до 40% ВВПи в условиях экономической нестабильности имеет устойчивую тенденцию к росту.
Внелегальная экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как внелегальная экономика:
- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования внелегальной экономики
Понятие внелегальной экономики…………………………………………...6
Структура внелегальной экономики……………………………………….11
Институты внелегальной экономики………………………………………22
Глава 2. Анализ институтов внелегальной экономики в России
2.1 Анализ причин внелегальности в России………………………………….28
2.2 Анализ размеров инстиутов внелегальной экономики России…………...30
2.3 Пути решения проблемы внелегальности в России ………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

курсовая по внелегальной экономике.docx

— 108.11 Кб (Скачать)

Таким образом, имеет место  понимание криминальной экономики  исключительно с формально-правовых позиций. В соответствии с логикой  такого понимания в состав криминальной экономики включается вся теневая  экономика.

Формально-правовой подход, по мнению автора, является недостаточным  для адекватного понимания природы  и криминальной и теневой экономики  и нуждается в дополнении и  расширении. Криминальную экономику, особенно в России и других странах с  неразвитой рыночной системой, следует  рассматривать с более широких  криминологических позиций.

С этой точки зрения криминальная экономика включает экономические  отношения, экономическую деятельность, главным отличительным признаком  которой является общественная вредность (опасность).

Криминальная экономика  охватывает экономические общественно  опасные деяния трех видов:

-криминализованные, влекущие уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством;

-некриминализованные, но влекущие юридическую ответственность в соответствии с нормами других отраслей права;

-некриминализованные и не влекущие юридической ответственности (пробелы правового регулирования).

В соответствии с логикой  формально-правового подхода, теневая  экономика является подсистемой  экономики криминальной. К такому выводу вполне последовательно приходят его сторонники. Этот подход единственно верен с позиции правоприменения, когда необходимо исходить из действующих правовых норм. Последовательно следуя этой логике, в качестве средства решения проблемы теневой экономики следует избрать применение административных и уголовно-правовых средств борьбы. Однако в российских условиях согласиться с такой позицией вряд ли возможно.

В общем и целом для  оценки уровня криминальности теневой  экономики целесообразно учитывать  максимально полно как ее экономическую  эффективность и полезность, так  и деструктивное влияние. Полезно  ответить на вопрос: "Если правовые предписания будут полностью  реализованы, а налоги и платежи  – полностью уплачены, то при  существующей экономической конъюнктуре какая часть экономической деятельности окажется минимально конкурентоспособной и рентабельной?". Именно в этой части следует искать криминальный теневой сектор. Вопрос может быть сформулирован и в более общей форме: "В какой степени и какая часть, сфера теневой экономики, связанные с нарушением правового запрета, обеспечивают выживание общественного организма?".

При криминологическом подходе  объектом анализа становится не только сама деятельность, но и оценочная  шкала этой деятельности, воплощенная  в правовой системе. При этом используется более мощный критерий социально-экономической  эффективности.

Формально-правовой подход является вполне оправданным в условиях стабильной отлаженной системы правового  регулирования экономики, высокого развития ее институтов и ограниченного  вмешательства государства в  экономическую жизнь. Такова ситуация в большинстве промышленно-развитых стран. Большинство общественно  полезных видов бизнеса и другой экономической деятельности может  реально конкурировать при использовании  методов добросовестной конкуренции. В сфере теневой экономики  оказываются криминально ориентированные  субъекты либо аутсайдеры.

В условиях слабого государства, отсутствия нормальной институциональной  среды в сфере экономики, применение незаконные методов становится одним  из решающих факторов конкуренции и  выживания. Вне правового поля оказывается  большинство экономических субъектов. В такой ситуации формально-правовой подход не является конструктивным и  должен быть дополнен более широким  экономико- криминологическим.

Разделение теневой экономики  на криминальный и некриминальный сектор не может быть умозрительным. Оно  предполагает системный анализ конкретных сфер в конкретных условиях.

Высказанные соображения  не имеют целью окончательное  решение проблемы. Они призваны очертить ее наиболее существенные контуры и  стимулировать поиск решения, обоснованность которого нуждается в постоянной перепроверке в условиях развивающейся  реальности.

Криминальную экономику  следует также рассматривать  как систему социально-экономических  институтов, то есть формальных и неформальных правил экономического поведения, а  также санкционных механизмов.

Сферу криминальной экономики  целесообразно ограничить видами деятельности, которым присущи такие признаки как осуществление на профессиональной основе и институционализированный характер.

Первый критерий означает, что к сфере криминальной экономики  относится совершение деяний, осуществление  экономической деятельности субъектами, обладающими специфическими профессиональными  навыками и опытом. В сфере легального бизнеса к криминальной экономике  следует отнести совершение общественно  опасных деяний в процессе профессиональной деятельности в интересах личных, организации, третьих лиц.

В состав криминальной экономики  включается также профессиональная преступность. Под ней понимается разновидность преступных занятий, которые являются для субъекта источником средств существования, требуют  необходимых знаний и навыков  для достижения конечной цели и обусловливают  определенные контакты с антиобщественной средой.

 

 

    1. Институты внелегальной экономики

Институционализация теневой  экономики - это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивания» денег, теневого вывоза капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующим поколениям занятых ею субъектов.

Из этого определения  ясно, что пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических  и случайных, никак не оформленных  взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она  превращается в структурированную  и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.

О таком превращении, на наш  взгляд, свидетельствует появление  в системе неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых - тех или иных экономических  ролей, привычных для субъектов  и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых - сложившихся  норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» финансов под фиктивные контракты). В-третьих - устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определенными субъектами (например, «прикрытие бизнеса» определенных предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых - новых типов организаций, внутри которых и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов (например, специальные фонды, которые опосредуют отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании»).

Все теневые институты  не однородны, однако, некоторые из них можно объединить в группы.

Первая группа – институты, которые возникли внутри тех или  иных легальных структур – политических, правовых или  хозяйственных, в ходе реализации экономических преобразований. Реформированию подверглись все  сферы народного хозяйства. Поэтому  сегодня есть все основания говорить о наличии «сквозных» теневых  экономических институтов. Такими «сквозными» (для всех сфер народного хозяйства) институтами теневой экономики являются 1) теневое производство каких-то видов продукции (скажем, золота или водки); 2) теневой сбыт продукции; 3) нецелевое использование бюджетных средств; 4) обналичивание; 5) теневые доходы, в том числе - теневая зарплата; 6) теневые экпортно-импортные операции; 7) теневой отток капитала; 8) теневое инвестирование; 9) теневая занятость; 10) теневая оплата услуг чиновников, коррупция. Этот список в принципе можно продолжить. Но и он достаточен для показа того, что теневые институты образуются как «теневой нарост на теле» официальных, в том числе и государственных организаций.

Остановимся подробнее на некоторых из вышеперечисленных  институтов.

Нецелевое использование  бюджетных средств - направление  финансовых средств, полученных из государственного бюджета на цели иные, чем это было предусмотрено соответствующими бюджетными планами. Использование руководителями регионов не по назначению имеет два весьма различных направления - решение неотложных хозяйственных нужд соответствующей территории и воровство государственных средств. В первом случае деньги, выделенные, например, для выплаты зарплат учителям или врачам, направляются на покупку топочного мазута, чтобы отапливать жилые дома. Хотя это и нарушение закона, в принципе, такая деятельность не вызывает крупномасштабного социального недовольства и, как правило, ограничивается локальным протестом обделенных групп. Причина – в недостаточно высоком качестве бюджетного планирования и очень высоком уровне неопределенности и нестабильности в российском обществе и экономике. Во втором случае средства «отмываются» через целую систему подставных фирм, "дружественных" соответствующим чиновникам. Как правило, деньги переводятся за границу в оффшорные зоны, на них покупается недвижимость и т.п. Причина - в низком моральном уровне нынешнего российского правящего класса, разложении органов правопорядка, в теневых договоренностях между московскими чиновниками и местными руководителями.

Обналичивание - операция по переводу денег с банковского счета в наличные средства, как правило, с использованием фиктивных контрактов на выполнение каких-либо работ (строительных, научно-исследовательских, консультационных услуг, маркетинга и т.п.). Применяется обычно для выплаты теневой части заработной платы, закупки мелких партий комплектующих, других форм пополнения оборотного капитала, вывода прибыли из-под налогов, а также для различных нелегальных операций. Это широко распространенная операция, помогающая вывести деятельность фирмы из-под прямого государственного контроля. Обналичивание воплощает реакцию предприятий на чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Оно осуществляется специализированными фирмами, часто работающими на основе неформальных договоренностей с банками и имеющими стабильные контакты с клиентами (частными предприятиями и государственными структурами). Наилучшее «место прикрепления» для таких фирм - общественные организации, имеющие государственные льготы, например, общества инвалидов. На первом этапе деятельности по обналичиванию стоимость услуг фирм была весьма высокой и неустойчивой – от 5 до 15% от объема обналичиваемых средств. На втором этапе цена стала относительно стабильной, заметно снизилась и в настоящее время, как правило, не превышает 5%.

Перечисленные выше теневые  институты различаются по выполняемым  функциям. У теневой зарплаты, например, одна функция, у теневой занятости  – совсем другая. Наличие функционально  разных теневых институтов приводит к тому, что они носят многоотраслевой, многосекторный, «сквозной» характер, т.е. пронизывают все сферы и  отрасли экономики и социальной системы. Сегодня есть все основания  говорить о наличии теневых «участков» не только в кредитно–финансовой  сфере, в сфере таможенного контроля, в промышленности, торговле, на транспорте, в сельском хозяйстве, но и о существовании  в России теневого образования, теневой  медицины, теневой культуры, теневой  науки, теневой деятельности в СМИ. Получается так: потребность в выполнении тех или иных функций толкает на создание соответствующих теневых институтов во всех отраслях экономики и общества; а удовлетворение этой потребности, т.е. возникновение таких институтов, приводит к распространению тени практически повсеместно в обществе.

Вторая группа - теневые  институты, которые возникли «в стороне» от таких структур, как бы «на  чистом» месте. Об их возникновении  вне каких–либо ранее существовавших легальных экономических организаций  свидетельствуют сами их названия: «крыша», «рэкет», «наезд», «откат»  и т.п. Данные об их деятельности исследователи, как правило, получают с помощью  специальных глубоких интервью с  руководителями предприятий и фирм, имеющих дело с такими институтами. Проведение более или менее крупномасштабных экономико–социологических исследований в этой области затруднительно, тем не менее, некоторая информация о функционировании институтов второй группы также имеется.

Крыша - криминальная группировка  или орган власти, контролирующие деловую активность одной или  многих фирм, изымающие определенную долю прибыли «в обмен» на представительство  интересов в органах власти; защиту от «наездов» других криминальных группировок; получение государственных заказов; гарантии занятия определенной рыночной ниши; дополнительные средства давления на должников; предоставление гарантий от экспроприации со стороны государства  и т.п. Фактически, крыша - это локальная монополия, которая контролирует определенную долю рынка и защищает фирму от давления рынка. Она ограничивает конкуренцию и увеличивает издержки входа на рынок. Подконтрольность всех видов экономической деятельности различного рода крышам - показатель институционализации теневой экономики. С экономической точки зрения крыши подавляют стимулы к экономическому развитию, к введению технологических инноваций, осложняют формирование полноценной системы прав частной собственности.

Информация о работе Внелегальная экономика: сущность и причины (институциональный подход)