Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 19:49, курсовая работа
Внелегальная экономика приобрела значительный удельный вес, став сектором экономики, где доминирующую роль играют неформальные и внеправовые отношения. По некоторым экспертным оценкам, приведенным в [9, 10], доля внелегального сектора в России составляет до 40% ВВПи в условиях экономической нестабильности имеет устойчивую тенденцию к росту.
Внелегальная экономика в целом – это всегда отрицательное социально-экономическое явление, так как внелегальная экономика:
- является питательной средой для возникновения и развития организованной преступности;
- препятствует эффективному развитию открытой рыночной экономики;
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования внелегальной экономики
Понятие внелегальной экономики…………………………………………...6
Структура внелегальной экономики……………………………………….11
Институты внелегальной экономики………………………………………22
Глава 2. Анализ институтов внелегальной экономики в России
2.1 Анализ причин внелегальности в России………………………………….28
2.2 Анализ размеров инстиутов внелегальной экономики России…………...30
2.3 Пути решения проблемы внелегальности в России ………………………34
Список использованной литературы…………………………………………...40
Формируя концептуальную
основу линии в отношении "теневой"
экономики, следует иметь в виду
три обстоятельства. Во-первых, возврат
к монополии государственной
собственности и
В настоящее время легализация
"теневых" капиталов, направляемых
в легальную экономику, - едва ли
не единственный (в смысле реальной
возможности мобилизации) источник
крупномасштабного
Примерно такое же положение
и с коррупцией: бороться с ней
можно единственным способом - уничтожая
условия её существования. Силовые
меры приводят только к тому, что
услуги коррупционеров дорожают и эти
расходы, в конечном счёте, ложатся
на плечи нижестоящих
Возможно, чтобы увеличить эффективность борьбы с внелегальным сектором, примерная программа действий государства должна состоять в следующем:
- необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.
- следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;
- необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;
- важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство;
- необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.
Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов - это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.
Заключение
Таким образом, внелегальная экономика – это явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, является предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.
На наш взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. За редкими исключениями (связанными, например, с функционированием домашнего хозяйства) «теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.
Внелегальный сектор в европейских республиках СНГ возник еще в 80-е годы во времена существования СССР. К моменту распада СССР теневая экономика стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества. Напротив, распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не только не привел к разрушению единого пространства теневого сектора экономики, а предоставил ему возможности для дальнейшего развития, чему в немалой степени способствовала «прозрачность» границ между странами СНГ.
Итак, в России, Беларуси
и Украине параллельно
По данным Госкомстата России, поправка на теневую экономику в объеме ВВП составляет около 25%, федеральная служба безопасности оценивает ее в 40%. В Украине этот показатель еще выше 50-60%. В Беларуси объем внелегального сектора экономики согласно расчетам НИИ статистики при Минстате не превышает 12% ВВП.
Приведенная в курсовой работе информация представляет собой средний обзор масштабов внелегальной экономики, но даже эти данные позволяют понять, на сколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, внелегальная экономика просто не могла не возникнуть.
В отношении внелегальной экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству. И чтобы внелегальная экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.
Рассчитывать на позитивные сдвиги можно лишь при условии устранения причин, порождающих внелегальную активность, принятия взаимосвязанного комплекса мер в области совершенствования налогообложения и корпоративного управления, оздоровления структуры расчетов и других косвенных мер наряду с ужесточением санкций за занятие внелегальным бизнесом.
Список использованной литературы
1. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения. //Вопросы экономики. 2009, № 12, с.36-44.
2. Бэйрсто П. Принципы подбора и отбора персонала // Реформа государственной гражданской службы // под. ред. К. Плоккера и М. Николаева. М.: ЛЕНАНД, 2006. – С. 256
3. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Место институционализма в экономической науке // Экономист. 2007. N 10; Фролов Д. Институциональная эволюция постсоветского институционализма // Вопросы экономики. 2008. N 4.
4. Колганов А. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России. //Вопросы экономики.-2010, № 6, с. 114-125.
5. Латов Ю.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов. - М., 2006.
6. Лукьянова Е.Г. Глобализация и правовая система России (основные направления развития). М.: Норма. 2006. С.5
7. Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции. /У Государство и право,-2005, № 4, с.96-109.
8. Нуреев Р. Теории развития: институциональные концепции становления рыночной экономики. //Вопросы экономики.-2008, № 6, с. 126-145.
9. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация. М.: Инфра-М, 2009,- 367 с.
10. Олейник А. Внелегальная экономика и методы ее анализа // Институциональная экономика: Учебник / Под общ. ред. А. Олейника. - М., 2007. С. 592.
11. Основы экономической безопасности. / Под ред. Е.А. Олейникова. -М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2008. -288 с.
12. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации - Указ Президента № 112 от 1 февраля 2006 года// СПС Консультант плюс.
13. Радаев В.В. Деформализация правил и уход от налоговв российской хозяйственной деятельности. //Вопросы экономики.-2009, № 6, с.60-79.
14. Реформа государственной гражданской службы. Под. ред. К. Плоккера и М. Николаева. М.: ЛЕНАНД, 2006. – С. 372
15. Роуз-Аккерман С. Взяточничество // Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена; Науч. ред. чл.-кор. РАН B.C. Автономов. - М., 2008. С. 19.
16. Шестаков А.В. Теневая экономика: Учебное пособие. М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2007. - 152 с.
17. Яковлев А.А., Воронцова О. Методические подходы к оценке величины неучтенного наличного оборота (по данным обследований московских торговых фирм). //Вопросы экономики,- 2010, № 9, с.114-126.
Информация о работе Внелегальная экономика: сущность и причины (институциональный подход)